RELATIONSHIP OF ACCOUNTING AND STATISTICAL ACCOUNTING OF LOGISTIC COSTS IN THE INTEGRATED BUSINESS STRUCTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
For economic entities, business partnerships are not based on individual competition or improving individual business processes, but on improving supply chains. When making management decisions, the question arises about the performance indicators of business processes both at the level of an economic entity and at the macro level. When assessing the effectiveness of supply chains, it is necessary to assess the costs arising in the course of financial and economic activities. The logistics component has a large share in the supply costs. A full accounting of logistics costs allows you to obtain reliable information for the analysis and development of measures to reduce them, which increases the efficiency of the entire economic activity of an economic entity. The article proposes a classification of logistics costs according to the degree of added value creation and dependence on the volume of production, including the allocation of transaction costs, which make up a significant share in the overall structure of logistics costs. The classification of logistics costs should be transformed depending on the organizational and legal form of the organization and the field of activity. The system of accounting for the logistics costs of economic entities should highlight them when implementing all logistics functions; study information about the most significant logistics costs and the nature of their occurrence; study the interdependencies of logistics costs throughout the entire supply chain. The developed system allows keeping separate accounting of logistics costs on a separate account, which makes it possible to control them. In modern conditions, organizations are faced with the need to integrate various types of accounting, including accounting, management and statistical. The algorithm for the implementation of this task includes four stages: development of a methodology for the integration of accounting, management and statistical accounting; formation of management accounting policies; development of data transformation regulations; selection of software for the automation of statistical, accounting and management accounting

Keywords:
accounting, statistical accounting, logistics costs, classification of logistics costs
Text

Введение. Своевременный и полный бухгалтерский учет логистических затрат позволяет собирать достоверную информацию для их дальнейшего анализа и оптимизации, что обеспечивает повышение эффективности экономической деятельности хозяйствующего субъекта и служит залогом его стабильного развития.

Классификация отраслевой структуры осуществляется по двум сферам деятельности: производственной и непроизводственной. К первой относят материальное производство – промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, общественное питание, связь, транспорт, торговлю, энергетику и др., ко второй – искусство, культуру, образование, науку, здравоохранение, социальное обеспечение и спорт [1].

Самая распространенная классификация хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности предусматривает использование ОКПД (общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности). Он включает 21 группу видов деятельности в соответствии с действующим классификатором ОК 034-2014.

Группировку видов экономической деятельности проводят по трем секторам. Первичный – это сельское и лесное хозяйство, рыбодобывающие и рыбоводческие отрасли, добыча полезных ископаемых, охота и заготовки. К вторичному сектору относят обрабатывающую промышленность, строительство, электро-, газо- и водоснабжение. Обслуживающие отрасли составляют третичный сектор [2].

Структура экономического пространства Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), где 60 % валового регионального продукта приходится на промышленное производство, достаточно устойчива и в среднесрочной перспективе будет сохранена, поскольку ни сетевая хозяйственная система, ни центро-периферическая модель в столь специфическом регионе неприменимы. Отраслевая специализация Арктической зоны РФ различается в зависимости от субъекта Федерации, при этом можно выделить и характерный для всех без исключения регионов признак – высокую корпоратизацию, которая, в принципе, свойственна сырьевым отраслям. Так, на добывающие отрасли в Ненецком АО приходится 71 % валового регионального продукта, в Ямало-Ненецком АО – 52 %, в Якутии – 42,9 %, в Чукотском АО – 35,2 % (табл. 1).  В целом, до 80 % промышленного сектора всей АЗРФ сосредоточено в крупных вертикально- интегрированных холдингах и бизнес структурах [3, 4].

Цель исследования – разработка системы учета логистических затрат и алгоритма интеграции различных видов учета для оптимизации затрат и повышения эффективности экономической деятельности предприятий, на примере нефтедобывающей отрасли.

Условия, материалы и методы. В процессе исследования использовали системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных. Информационной базой для научной работы послужили законодательные и нормативно-правовые акты, публикации отечественных и зарубежных авторов в области учета логистических затрат, материалы научно-практических конференций и научных журналов.

Проблемы учета логистических затрат в интегрированной структуре бизнеса широко освещаются в научных трудах российских и зарубежных авторов. В частности, изучены, существующая система учета логистических затрат, принципы интеграции различных систем учета, в том числе бухгалтерского, управленческого и статистического. Особое внимание уделяется проблемам раздельного учета логистических затрат [6, 7, 8].

Объект исследования – показатели логистических затрат предприятий нефтедобывающей отрасли, значительная часть которых сосредоточена в Арктической зоне РФ.

Результаты и обсуждение. В силу природных особенностей для интегрированных бизнес-структур, функционирующих в Арктической зоне РФ, характерна значительная доля логистических затрат в их общей структуре. При этом на сегодняшний день единообразие в структурировании логистических затрат как на уровне хозяйствующих субъектов, так и в национальном масштабе отсутствует. Для заполнения этого пробела была разработана классификация логистических затрат для предприятий, функционирующих в АЗ РФ (рис. 1), которая предполагает их разделение на группы по степени создания добавленной стоимости:

продуктивные, связанные с созданием добавленной стоимости (производственные, на оплату труда, на реализацию готовой продукции);

на поддержку и развитие логистики (на транспортировку, на оформление заказов, ведение учета и др.);

убыточные, связанные с различного рода потерями, в том числе с простоем оборудования;

на осуществление контроля, связанные с предотвращением негативных явлений.

В зависимости от объема производства логистические затраты можно разделить на две основные группы:

затраты на формирование конечного продукта (включают затраты, связанные с производством);

     трансакционные затраты, связанные с налаживанием взаимодействия с контрагентами.

Логистические затраты входят в себестоимость готовой продукции и составляют значительную ее часть. Так, для предприятий нефтедобывающей отрасли логистические затраты составляют до 24,4 %. На сегодняшний день в отечественной практике не осуществляют раздельный учет логистических затрат, отсутствует системный подход к их анализу и оптимизации. На наш взгляд, логистические затраты необходимо учитывать по статьям калькуляции и распределять между конкретными видами продукции, работ, услуг, формируя себестоимость конечного продукта.

Классификация дает возможность осуществлять планирование, учет и анализ логистических затрат, что позволяет совершенствовать их структуру и определять направления снижения. Логистические затраты должны быть идентифицированы на всех стадиях как взаимодействия предприятия с внешней средой, так и внутри компании. То есть целесообразно разделять их на категории по процессам (рис. 2) [9].

Раздельный учет логистических затрат, на наш взгляд, целесообразно вести на отдельном счете 27 «Логистические затраты» с выделением субсчетов 27.1 «Продуктивные затраты» и 27.2 «Трансакционные затраты» (табл. 2). Необходимость раздельного учета и контроля трансакционных затрат обусловлена тем, что на их долю приходится до 50 % логистических затрат.

Для систематизации логистических затрат по видам их аналитический учет необходимо вести в разрезе соответствующих статей, а также по структурным подразделениям.

Важную роль в механизме управления экономическими процессами играет статистика. Она генерирует цифровую информацию, которая необходима для регионального управления. Качество и достоверность этой информации определяет эффективность использования статистики на всех уровнях управления. Посредством статистики микроданные, которые обеспечивает бухгалтерская финансовая отчетность, составляющие коммерческую тайну, объединяются в макроданные, которые должны быть доступны всем потребителям информации. Данные бухгалтерского учета затрат служат информационной основой для статистического учета и анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В Росстат данные по затратам на производство представляют только в Пояснениях к бухгалтерской финансовой отчетности в разрезе следующих статей [10]: материальные затраты; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты; изменение остатков (прирост [-] или уменьшение [+]) незавершенного производства, готовой продукции и др. В формах федерального статистического наблюдения эта информация не отражается.

В современных условиях необходимо расширение сведений, предоставляемых в Росстат, по затратам хозяйствующих субъектов, с выделением сумм логистических затрат, согласно следующим категориям: логистические затраты (всего), в том числе связанные с системой снабжения; связанные с системой производства; связанные с системой реализации. Для этого следует разработать соответствующую форму статистической отчетности.

Кроме того, необходима общепринятая классификация логистических затрат по местам их возникновения и функционирования в логистической цепи, а также учет логистических затрат на уровне как отдельных хозяйствующих субъектов, так и государства. Для решения такой задачи следует разработать систему учета, основанную на интеграции различных его видов, в том числе бухгалтерского, статистического и управленческого, позволяющую оптимизировать логистические затраты. При этом необходимо определить круг пользователей информацией для различных видов учета, цели создания системы управленческого учета, разработать управленческую учетную политику, сформировать информационную базу для интеграции, разработать регламент трансформации данных, который свяжет показатели различных систем учета, выявить перекрестные информационные потоки (рис. 3).

Для интеграции статистического, бухгалтерского и управленческого учета в первую очередь следует разработать методологические подходы к интегрированному учету, которые лягут в основу соответствующего программного продукта. При этом необходимо принимать во внимание различие пользователей статистической, бухгалтерской и управленческой информации.

На предприятиях нефтедобывающего сектора учет затрат основан на принципах финансового учета. На основании этих данных формируется информация о текущей ситуации и разрабатываются мероприятия по минимизации затрат в будущем. В условиях высокого уровня конкуренции постоянно осуществляется контроль затрат в целях формирования наиболее конкурентоспособной цены на продукцию. В рамках управленческого учета, а также бюджетирования, составляют планы материальных затрат; затрат на оплату труда; бюджет расходов.

Основу эффективной интеграции различных видов учета будет составлять единство методологических, технических и организационных подсистем интеграционного процесса (рис. 4).

На первоначальном этапе интеграции необходимо определить круг пользователей информации управленческого учета. В основном это внутренние, но в отдельных случаях могут быть и внешние, пользователи. Далее необходимо разработать перечень требований к информативности и оперативности данных, предоставляемых различным пользователям информации.

На втором этапе разрабатывается управленческая учетная политика, которая дает возможность использовать различные варианты оценки хозяйственных фактов в зависимости от времени, подразделения, направления бизнеса и даже экономического смысла отдельной операции, в то время как бухгалтерская учетная политика жестко привязана к юридическому лицу и неизменна для всех его операций. При этом необходимо учитывать, что все виды учета на предприятии отражают одни и те же факты финансово-хозяйственной деятельности.

На третьем этапе интеграция различных систем учета должна связать бухгалтерский и управленческий планы счетов, а также бухгалтерский план счетов с показателями управленческого учета. При этом в процессе трансформации обязательно должны быть учтены различия, закрепленные в учетных политиках систем учета, что достигается с помощью применения различных видов аналитики. Необходимо разработать Положение о порядке трансформации, которое зафиксирует аспекты расхождения между управленческим и бухгалтерским учетом. В ходе его разработки станет понятно, какой информации не хватает в бухгалтерском учете, для устранения этих пробелов потребуется принять решение о способах сбора и фиксации недостающих сведений. Кроме того, следует определить порядок внесения данных в информационную среду: в бухгалтерский контур с трансформацией в управленческий или наоборот. Окончательно решить этот вопрос можно после выбора программного средства обеспечения автоматизации [11].

На четвертом этапе проводится выбор программных средств для автоматизации различных видов учета.

Выводы. Таким образом, разработанная система учета логистических затрат и предложенный алгоритм интеграции различных систем учета позволят сформировать достоверную и полную информацию о затратах, необходимую для анализа и контроля логистических затрат, с целью их оптимизации, и, следовательно, повысит эффективность всей экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

 

References

1. Gizatullina OM, Soloveichik MS. [Analysis of climatic and socio-economic conditions of the Arctic zone of the Russian Federation]. Ekonomicheskie nauki. 2020; 8 (189). 130-136 p.

2. Vasil'ev YuS, Didenko NI, Cherenkov VI. [Some problems and promising drivers of sustainable development of the Arctic zone of the Russian Federation]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2019; 1 (63). 4-26 p.

3. Petrov AM, Gizatullina OM, Mustafaeva SR. [Features and problems of socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation]. Ekonomicheskie nauki. 2020; 7 (188). 120-127 p.

4. Gizatullina OM, Nikiforova EV, Shnaider OV. [Analysis and assessment of the structure of the economy and transport support of the Arctic zone of the Russian Federation]. Ekonomicheskie nauki. 2020; 12. 18-24 p.

5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. [Internet]. Federal State Statistics Service. Official edition. 2019; [cited 2020, February 24]. Available from: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf.

6. Vladisavljević R, Ćuže I, Stević S. Management of logistics costs in the new product development process annals of the oradea university. Fascicle of Management and Technological Engineering. 2013; Vol. 2. 339-342 p

7. da Silva RF, Sampaio RR. Capacity unbalancing and total logistic cost. Business and Management Review. 2014; Vol. 4. 1. 22-28 p.

8. Zhao X, Tang Q. Analysis and strategy of the Chinese logistics cost reduction. International Journal of Business and Management. 2009; 4. 188-191 p.

9. Katysheva EG. [Features of costing and accounting of production costs in oil and gas production]. Ekonomika i upravlenie: analiz, tendentsii i perspektivy razvitiya. 2012; 2-2. 38-42 p.

10. Vereshchaki VV. Godovoi otchet - 2011. [Annual report of 2011]. Moscow: Garant-Press. 2012; 607 p.

11. Panova N. Integration of management and accounting. [Internet]. Financial newspaper. Regional release. 2008; 3. [cited 2021, June 19]. Available from: https://studentlib.com/statya-72747-integraciya_upravlencheskogo_i_buhgalterskogo_ucheta.html.

Login or Create
* Forgot password?