Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moscow State Regional University (Department of Project and Functional Management )
graduate student from 01.01.2022 until now
Russian Federation
The article considers the classical model of social and economic systems management, which describes, from the standpoint of the theory of operations research, the procedure for ensuring the functioning of these systems in relation to the conditions of the industrial era for which the dominant character of the market of producers over the market of consumers was. A transitional model of management of social and economic systems is described, which, from the standpoint of the theory of operations research, describes the procedure for ensuring the functioning of these systems in relation to the conditions of the transition from the industrial to the post-industrial era, which is characterized by the process of inversion of the dominant of the producers' market over the consumer market. The scientific novelty of the conducted research lies in the development of a generalized model of management of social and economic systems, which describes, from the standpoint of the theory of operations research, the procedure for ensuring the functioning of these systems in relation to the conditions of the post-industrial era, which is characterized by the dominant of the consumer market over the market of producers.
development, models, management, social systems, economic systems, industrial era, post-industrial era
Введение
Переход процессов социально-экономического развития от индустриальной к постиндустриальной эпохе [11] ознаменовался не только существенным ростом сложности параметров внешней среды функционирования социальных и экономических систем, повышающей уровень неопределенности ее параметров [7], но и адекватным ростом сложности самых управляемых социально-экономических систем, предопределяющим методы управления указанными системами [29].
В этой связи представляет интерес рассмотрение динамики развития методов управления социальными и экономическими системами при переходе от индустриальной к постиндустриальной эпохе, что и предопределило актуальность темы данного исследования.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является описание процессов развития моделей управления социальными и экономическими системами при переходе от индустриальной к постиндустриальной эпохе с использованием аппарата теории исследования операций.
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили известные научные труды, посвященные проблемам управления на основе аппарата теории исследования операций таких авторов, как Бурда А.Г. [2], Вентцель Е.С. [3], Горлач Б.А. [4], Костевич Л.С. [9], Морозов В.В. [10], Путко Б.А. [15], Стронгин Р.Г. [17], Таха Х. [19], Ширяев В.И. [32] и др., а также авторские наработки по теме исследования [5, 6, 8, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 28-31] и др.
Основное содержание исследований
Обобщенная модель, используемая для рассмотрения деятельности социальных и экономических систем как организаций с позиций теории исследования операций при совместном использовании положений концепций системного подхода и научного управления (рис. 1), получила отражение в работах [21, 25].
Согласно обобщенной модели функционирования социальных и экономических систем с позиций теории исследования операций (рис. 1) типовая операция функционирования рассматриваемых систем определяется их миссией для внешней среды (общества, рынка), которая нуждается в получении определенного продукта (товара) [21], поскольку именно товарная (материальная) продукция доминировала на рынке в индустриальную эпоху [27].
В соответствии с классической обобщенной моделью (рис. 1), требуемая продукция, носящая социальный или экономический характер, представляет для рассматриваемых социальных и экономических систем, соответственно, множество заказов XÎ{xi}, для выполнения которых и создаются соответствующие системы, определяет облик формируемых систем Y, состоящий из множества взаимосвязанных функциональных элементов yj (YÎ{yj}) [25].
Поскольку потребности внешней среды (общества, рынка) постоянно меняются в динамике (т.е. множество заказов X является функцией времени – X(t)), то для выполнения конкретного заказа X (или группы заказов) в определенный период времени социальная или экономическая система Y должна соответствующим образом настраиваться с учетом специфики заказов X(t) [21].
Подготовка социально-экономической системы Y к выполнению определенной группы заказов X(t) осуществляется c использованием параметров настройки YxÎ{yxm} и проводится до начала выполнения операции по выполнению заказов X(t). При этом настройка Yx сформированной социальной или экономической системы Y заключается в определении необходимого уровня производственных мощностей для выполнения принимаемых для выполнения заказов X, с учетом специфики их исполнения, заданных требований к качеству исполнения заказов и т.д. [25].
Уже в ходе выполнения операции по выполнению заказов X производится «подстройка» социальной или экономической системы Y с целью оптимизации их функционирования. Необходимость такой подстройки обусловлена изменением значений параметров внешней среды во времени относительно тех значений параметров внешней среды, которые учитывались в момент планирования операции по выполнению заказов X таким образом, чтобы оптимизировать процесс выполнения операции. Процессы «подстройки» социальной или экономической системы Y с целью оптимизации их функционирования с помощью корректирующих воздействий описываются системой параметров управления UxÎ{uxn} [25].
Таким образом, социальная или экономическая система Y, берущая на себя обязательства по выполнению в интересах общества заказов X за счет использования параметров настойки Yx до начала выполнения множества заказов X(t) и параметров управления Ux уже в процессе выполнения множества заказов X(t) на протяжении достаточно длительного времени может выполнять необходимые операции, связанные с предоставлением во внешнюю среду (обществу, рынку) выполненных заказов X* с достаточно высокой степенью подобия ожиданий общества (рынка) X*~X.
В этом случае функция эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций S1(Y) может быть представлена моделью вида [21]:
S1(Y)=extr [f(X,X*,Y,YX,UX)] (1),
XÎ{xi},
YÎ{yj},
YxÎ{yxm}
UxÎ{uxn}
X*~X,
где X − множество заказов внешней среды (общества, рынка), выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды Х;
X* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой;
Yx − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды X(t);
UX − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды X(t).
Представленная модель (1), описывающая функцию эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций (рис. 6), по нашему мнению, в полной мере описывает функционирование социальной или экономической системы в условиях индустриальной эпохи, характеризующейся ненасыщенностью рынка и доминантой систем, выполняющих заказы над системами, их получающими [24].
В ходе дальнейших исследований в работе [13] модель (1) была уточнена путем включения в нее множества факторов внешней среды ZÎ{zl}, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой:
S2(Y)=extr [f(X,Z,X*,Y,YX,UX)] (2),
XÎ{xi},
ZÎ{zl},
YÎ{yj},
YxÎ{yxm},
UxÎ{uxn},
X*~X.
Фактически введение в модель, описывающую функцию эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций множества параметров Z, характеризующих влияние внешней среды (2), явилось первым шагом в выделении тенденций усложнения процессов функционирования социальных или экономических систем, связанным с ростом конкуренции рассматриваемых систем в общественном (рыночном) пространстве.
Дальнейшее развитие модель (2) получила в работе [12], где представлена детализация заказов на производство товаров X1 и предоставление услуг X2, выполнение которых принимает на себя социальная или экономическая система применительно к условиям перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике (рис. 2).
Функция эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций применительно к условиям перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике (рис. 2) была представлена моделью вида [12]:
S3(Y)=extr[f(X1,X2,Z1,Z2,X1*,X2*,Y1,Y2,YX1,YX2,UX1,UX2)] (3),
X1Î{x1i},
X2Î{x2i},
Z1Î{z1l},
Z2Î{z2l},
Y1Î{y1j},
Y2Î{y2j},
Yx1Î{yx1m},
Yx2Î{yx2m},
Ux1Î{ux1n},
Ux2Î{ux2n},
X1*~X1,
X2*~X2,
где X1 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на товары, выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
X2 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на услуги, выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y1 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на товары Х1;
Y2 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на услуги Х2;
X1* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на товары X1;
X2* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на услуги X2;
Yx1 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на товары X1;
Yx2 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на услуги X1;
UX1 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на товары X1;
UX2 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на услуги X2;
Z1 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на товары X1;
Z2 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на услуги X2.
Фактически модель (3) учитывает динамику процессов насыщения рынка, вынуждающую экономические и социальные системы расширять спектр принимаемых заказов (описываемый, например, цепочкой приращения стоимости М. Портера (рис. 3) [14])), обеспечивающий рост конкурентных преимуществ управляемых систем.
Дальнейшее насыщение рынка, приведшее к инверсии доминанты систем, выполняющих заказы, над системами, их получающими, отражающее суть перехода от индустриальной к постиндустриальной эпохе [24], привело к дальнейшей диверсификации деятельности социальных и экономических систем. В частности, в развитии экономических систем это выразилось в формировании так называемых экосистем бизнеса (бизнес-экосистем) [1].
Для учета особенностей функционирования социальных или экономических систем в условиях постиндустриальной эпохи функция эффективности (3) в данном исследовании была модернизирована следующим образом:
S4(Y)=extr[f(X1,X2,X3,Z1,Z2,Z3,X1*,X2*,X3*,Y1,Y2,Y3,∆Y,YX1,YX1, YX3,UX1,UX2,UX3)], (4)
X1Î{x1i},
X2Î{x2i},
X3Î{x3i},
Z1Î{z1l},
Z2Î{z2l},
Z3Î{z2l},
Y1Î{y1j},
Y2Î{y2j},
Y3Î{y3j},
Yx1Î{yx1m},
Yx2Î{yx2m},
Yx3Î{yx3m},
Ux1Î{ux1n},
Ux2Î{ux2n},
Ux3Î{ux3n},
X1*~X1,
X2*~X2,
X3*~X3,
где X3 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на выполнение работ, которые готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y3 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на работы Х3;
X3* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на работы X3;
Yx3 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на работы X3;
UX3 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на работы X3;
Z3 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на работы X3;
∆Y – синергетический эффект, получаемый в управляемой социальной или экономической системе Y в результате объединения в ней множества заказов внешней среды на товары X1, услуги X2 и работы X3.
Фактически предложенная модель (4) описывает с позиций теории исследования операций результаты перехода экономических и социальных систем к функционированию в условиях постиндустриальной эпохи.
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, проведенные исследования позволили описать с позиций теории исследования операций динамику развития моделей управления социальными и экономическими системами и получить следующие результаты.
Во-первых, показано, что обобщенная модель, используемая для рассмотрения деятельности социальных и экономических систем как организаций с позиций теории исследования операций применительно к условиям индустриальной экономики, которая определяется миссией этих систем для внешней среды (общества, рынка), которая нуждается в получении определенного продукта (товара) и включает следующие параметры:
X − множество заказов внешней среды (общества, рынка), выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды Х;
X* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой;
Yx − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды X(t);
UX − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды X(t).
Указанная классическая модель, описывающая функцию эффективности социальной или экономической системы с позиций теории исследования операций, по нашему мнению, в полной мере описывает функционирование социальной или экономической системы в условиях индустриальной эпохи, характеризующейся ненасыщенностью рынка и доминантой систем, выполняющих заказы над системами их получающими.
Во-вторых, продемонстрирован процесс развития обобщенной модели, используемой для рассмотрения деятельности социальных и экономических систем как организаций с позиций теории исследования операций применительно к условиям перехода от индустриальной к постиндустриальной эпохе, которая определяется миссией этих систем для внешней среды (общества, рынка), которая нуждается в получении определенных продуктов (товаров и услуг) и включает следующие параметры:
X1 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на товары, выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
X2 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на услуги, выполнение которых готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y1 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на товары Х1;
Y2 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на услуги Х2;
X1* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на товары X1;
X2* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на услуги X2;
Yx1 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на товары X1;
Yx2 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на услуги X1;
UX1 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на товары X1;
UX2 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на услуги X2;
Z1 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на товары X1;
Z2 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на услуги X2.
Фактически переходная модель учитывает динамику процессов насыщения рынка, вынуждающую экономические и социальные системы расширять спектр принимаемых заказов (описываемый, например, цепочкой приращения стоимости М. Портера), обеспечивающий рост конкурентных преимуществ управляемых систем.
В-третьих, продемонстрировано, что дальнейшее насыщение рынка, приведшее к инверсии доминанты систем, выполняющих заказы, над системами, их получающими, отражающее суть перехода от индустриальной к постиндустриальной эпохе, привело к дальнейшей диверсификации деятельности социальных и экономических систем. В частности, в развитии экономических систем это выразилось в формировании так называемых экосистем бизнеса (бизнес-экосистем).
В этой связи для учета особенностей функционирования социальных или экономических систем в условиях постиндустриальной эпохи в функцию оценки их эффективности с позиций теории исследования операций были дополнительно включены:
X3 − множество заказов внешней среды (общества, рынка) на выполнение работ, которые готова на себя взять рассматриваемая социальная или экономическая система;
Y3 − множество структурных элементов, описывающих социальную или экономическую систему, соответственно, призванную выполнить множество заказов внешней среды на работы Х3;
X3* − множество, описывающее результаты выполнения заказов внешней среды (общества, рынка) рассматриваемой социальной или экономической системой на работы X3;
Yx3 − множество параметров настройки рассматриваемой социальной или экономической системы для выполнения конкретного набора заказов внешней среды на работы X3;
UX3 − множество параметров управления рассматриваемой социальной или экономической системы, характеризующих подстройку управляемой системы в ходе выполнения конкретного набора заказов внешней среды на работы X3;
Z3 − множество факторов внешней среды, влияющих на функционирование управляемой социальной или экономической системой в части выполнения заказов на работы X3;
∆Y – синергетический эффект, получаемый в управляемой социальной или экономической системе Y в результате объединения в ней множества заказов внешней среды на товары X1, услуги X2 и работы X3.
Таким образом, предложенная модель описывает с позиций теории исследования операций результаты перехода экономических и социальных систем к функционированию в условиях постиндустриальной эпохи, связанные с учетом диверсификации деятельности этих систем (производство товаров, работ, услуг), с одной стороны, и синергетического эффекта от совместного осуществления различных направлений деятельности, с другой стороны.
1. Moore, James F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems (angl.). − New York: Harper Business, 1996.
2. Burda A.G. Issledovanie operaciy v ekonomike: Uchebnoe posobie / A.G. Burda, G.P. Burda. – Sankt-Peterburg: Lan', 2018. − 564 c.
3. Ventcel', E.S. Issledovanie operaciy: zadachi, principy, metodologiya: Uchebnoe posobie / E.S. Ventcel'. − Moskva: KnoRus, 2013. − 192 c.
4. Gorlach, B.A. Issledovanie operaciy / B.A. Gorlach. – Sankt-Peterburg: Lan', 2013. − 448 c.
5. Egorova A.A., Petrov V.S., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Osnovy prinyatiya upravlencheskih resheniy. Uchebnik dlya bakalavrov. − Moskva: Rusayns, 2020. − 236 s.
6. Egorova A.A., Tebekin A.V. Analiz tipologii upravlencheskih resheniy. // Transportnoe delo Rossii. − 2019. − № 3. − S. 99-104.
7. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Osobennosti algoritma razrabotki i prinyatiya upravlencheskih resheniy v usloviyah nestabil'nosti vneshney sredy. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 5. − S. 29-39.
8. Kasaev B.S., Tebekin A.V. Menedzhment organizacii. // Uchebnik / A.V. Tebekin, B.S. Kasaev. Moskva, 2014. (4-e izdanie). − 420 s.
9. Kostevich, L.S. Issledovanie operaciy Teoriya igr: Uchebnoe posobie / L.S. Kostevich. − Minsk: Vysheyshaya shkola, 2008. − 368 c.
10. Morozov, V.V. Issledovanie operaciy v zadachah i uprazhneniyah / V.V. Morozov. − Moskva: KD Librokom, 2013. − 288 c.
11. Petrov V.S., Tebekin A.V. Analiz processov transformacii osnovnyh polozheniy effektivnogo menedzhmenta pri dvizhenii obschestva ot industrial'noy k postindustrial'noy ekonomike. // Strategii biznesa. − 2018. − № 12 (56). − S. 3-12.
12. Petrov V.S., Tebekin A.V. Ispol'zovanie metodologii modelirovaniya IDEF pri formirovanii strukturno-parametricheskoy modeli realizacii tehnologiy obespecheniya effektivnogo razvitiya promyshlennyh predpriyatiy v usloviyah postindustrial'noy ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. − 2017. − № 4. − S. 43-49.
13. Petrov V.S., Tebekin A.V. Promyshlennaya politika i strategiya effektivnogo razvitiya promyshlennyh predpriyatiy v usloviyah postindustrial'noy ekonomiki. − Moskva: Rusayns, 2018. − 106 s.
14. Porter M. Konkurentnoe preimuschestvo: Kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustoychivost'. − Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2005. − 715 s.
15. Putko, B.A. Issledovanie operaciy v ekonomike: Uchebnoe posobie dlya vuzov / N.Sh. Kremer, B.A. Putko, I.M. Trishin; Pod red. prof. N.Sh. Kremer. − Moskva: Yurayt, ID Yurayt, 2013. − 438 c.
16. Rostova O.V., Shirokova S.V., Markov A.V., Tebekin A.V. Razrabotka algoritma kompleksnogo analiza dlya prinyatiya resheniya o reorganizacii kompanii. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2020. − T. 6. − № 6. − S. 3-16.
17. Strongin, R.G. Issledovanie operaciy. Modeli ekonomicheskogo povedeniya: Uchebnik / R.G. Strongin. − Moskva: Binom, 2014. − 207 c.
18. Surat I.L., Tebekin A.V. OSNOVY PRINYaTIYa UPRAVLENChESKIH REShENIY: principy, funkcii, tipologiya, usloviya i faktory obespecheniya kachestva, celevaya orientaciya, analiz al'ternativ / Moskva, 2018. — 120 s.
19. Taha, H. Issledovanie operaciy / H. Taha. − Moskva: Vil'yams I.D., 2019. − 1056 c.
20. Tebekin A.V. Voprosy metodologii organizacii processa upravleniya social'noekonomicheskimi sistemami. // Transportnoe delo Rossii. − 2019. − № 4. − S. 56-60.
21. Tebekin A.V. Koncepciya sistemnogo podhoda k upravleniyu kak bazovaya osnova dlya razvitiya sovremennogo menedzhmenta/ Strategii biznesa. − 2018. − № 8 (52). − S. 12-16.
22. Tebekin A.V. Menedzhment. Uchebnik. − Moskva: INFRA-M, 2014. − 382 s.
23. Tebekin, A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy: uchebnik dlya vuzov / A. V. Tebekin. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. − 431 s.
24. Tebekin A.V. Mirovye tendencii i nacional'nye perspektivy razvitiya marketinga i logistiki kak prikladnyh sfer upravleniya // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. − 2015. − T. 2. − № 1. − S. 375-380.
25. Tebekin, A.V. Teoriya menedzhmenta: uchebnik / Tebekin A.V. − Moskva: KnoRus, 2016. − 694 s.
26. Tebekin, A.V. Teoriya upravleniya: uchebnik / Tebekin A.V. − Moskva: KnoRus, 2020. − 342 s.
27. Tebekin A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy na osnove instrumentov teorii massovogo obsluzhivaniya Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2019. − T. 5. − № 6. − S. 34-54.
28. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Klassifikaciya metodov prinyatiya upravlencheskih resheniy na osnove optimizacii pokazateley effektivnosti. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2018. − T. 4. − № 4. − S. 13-24.
29. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy, ispol'zuemye pri realizacii tehnologiy razvitiya sociotehnicheskoy sredy // V sbornike: Tendencii i perspektivy razvitiya sociotehnicheskoy sredy. Materialy IV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. − 2018. − S. 143-150.
30. Tebekin A.V., Petrov V.S., Tebekin P.A., Egorova A.A. Metody formirovaniya strategii razvitiya ekonomicheskoy sistemy kak kompleksa napravleniy razvitiya/ // Strategii biznesa. − 2020. − T. 8. − № 1 (69). − S. 4-16.
31. Tebekin A.V., Filatov A.A. Osnovy menedzhmenta organizacii. // A. V. Tebekin, A. A. Filatov; Assoc. veteranov podrazdeleniya antiterrora "Al'fa". − Moskva: VINITI, 2005 (PIK VINITI). − 208 s.
32. Shiryaev, V.I. Issledovanie operaciy i chislennye metody optimizacii / V.I. Shiryaev. − Moskva: Lenand, 2017. − 224 c.