Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering (Assistant Professor of the Department of Economics of Construction )
Russian Federation
As a result of the crisis, spread of coronavirus infection, growth of inflation for a number of years in Russia there has been registered a decrease in real incomes of the population, as well as the persistent poverty rate. Despite the unprecedented measures taken by the State to provide social support to the population, the fight against poverty is one of the strategic tasks for the state. The poverty rate indicator is included in the performance indicators of state authorities and regional leaders. Methods of assistance to the most vulnerable segments of the population should be comprehensive (include educational programs, retraining, psychological support, employment, social benefits, support measures for beginning and existing entrepreneurs and the self-employed, social contracts, social treasury), but at the same time they should be targeted and personalized.
income of the population, wages, social benefits, pension payments, living wage, poverty rate
Введение
Уровень бедности рассчитывается как доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума субъекта в общей численности населения субъекта. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, уровень бедности в Астраханской области за 2020 г. составил 15,6 %, т. е. 155,6 тыс. чел. имеют доходы ниже величины прожиточного минимума. С 2019 г. фактически отмечен рост данного показателя (2018 г. – 15,1 %; 2019 г. – 15,5 %; 2020 г. – 15,6 %), обусловленный увеличением случаев рождения третьих и последующих детей, как следствие, ведущих к снижению уровня материальной обеспеченности малоимущих семей. Кроме того, в регионе в 2020 г. отмечен значительный рост безработицы в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19). Таким образом, отрицательное влияние на данный показатель оказало замедление экономики в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Материалы исследования
В целях борьбы с бедностью на территории Астраханской области разработана и реализуется программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области» [1].
В 2020 г. суммарный денежный доход населения сложился в размере 302,3 млрд руб. и снизился на 5 % по сравнению с 2019 г. [2]. Снижение доходов населения в 2020 г. объясняется отрицательным влиянием распространения коронавирусной инфекции на экономику региона, в частности уменьшением доходов от предпринимательской деятельности.
Наибольшую долю в структуре доходов занимают следующие показатели:
– оплата труда – 53,5 %,
– социальные выплаты – 23,5 %.
Доля доходов от предпринимательской деятельности в связи с ограничительными мероприятиями в 2020 г. снизилась с 6,3 до 5,4 %. Среднедушевые денежные доходы населения за 2020 г. сложились в сумме 25,2 тыс. руб. (100,7 % к уровню 2019 г.). Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей и взносов) составили 96,2 %.
Основная составляющая доходов – заработная плата – повышалась в 2020 г. достаточно высокими темпами. Рост среднемесячной номинальной заработной платы работников – 107,7 %, ее величина – 38 884,9 руб. Реальная заработная плата составила 104,5 % относительно уровня 2019 г. Однако следует обратить внимание на снижение численности занятых в экономике и официально работающих граждан.
Численность занятых в экономике за 2020 г. составила 444,2 тыс. чел. (96,2 % к уровню 2019 г.). Анализ структуры занятости населения доказал, что основная доля (около 40 %) занята в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства.
Снижение численности занятых в экономике объясняется снижением общей численности постоянного населения. Причина этого явления – миграция населения в соседние регионы. В 2020 г. наблюдался миграционный отток и, как следствие, снижение рабочей силы и занятых в экономике. Увеличение миграции произошло в основном за счет международной миграции. Основой внешнего миграционного оборота области является международное переселение граждан – порядка 3,6 тыс. чел. покинули границы региона в 2020 г. (в 2019 г. – 8,7 тыс. чел.).
Основную долю мигрировавшего населения занимает трудоспособное население – 16 581 чел. в 2020 г. Причины этого явления – переезд семьи в полном составе в связи со сменой работы одного из супругов, временное переселение населения от 18 до 25 лет в связи с обучением в других регионах Российской Федерации. При этом в 2020 г. миграционный отток трудоспособного населения составил около 4 тыс. чел. (2019 г. – около 6 тыс. чел.).
Еще одной немаловажной причиной снижения численности занятых в экономике является ограничение работы организаций и предприятий и, как следствие, высвобождение работников
в связи с распространением на территории региона новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Уровень зарегистрированной безработицы за 2020 г. – 5,8 % (1,2 % за 2019 г.), уровень безработицы, согласно методологии Международной организации труда (МОТ), составил 7,9 % (7,6 % за 2019 г.).
Ситуация на регистрируемом рынке труда Астраханской области за 1 полугодие 2021 г. характеризуется стабилизацией числа обращений граждан в службу занятости населения с целью поиска работы и снижением численности безработных. В январе–июне 2021 г. в службу занятости населения Астраханской области обратились в поиске работы 25,0 тыс. граждан, что в 1,4 раза меньше обращений в январе–июне 2020 г. (34,2 тыс. чел.). Признано безработными 15,2 тыс. чел. – в 1,7 раза меньше признанных безработными в 1 полугодии 2020 г. (26,0 тыс. чел.). На 01 июля 2021 г. численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости области, насчитывала 11,0 тыс. чел., уровень регистрируемой безработицы – 2,2 %.
В табл. 1 представлены основные индикаторы уровня жизни населения Астраханской области.
Таблица 1
Table 1
Основные индикаторы уровня жизни населения Астраханской области
General indicators of the living standard of the population in the Astrakhan region
Показатели |
2019 г. |
2020 г. |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. |
24 971,3 |
25 150 |
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году |
100,1 |
96,2 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. |
36 093,4 |
38 884,9 |
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году |
103,0 |
104,5 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
13 251,3 |
13 969,7 |
Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году |
103,9 |
100,4 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения (в месяц), руб. |
10 345 |
10 716 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения |
15,5 |
15,6 |
На долю 10 % наиболее обеспеченного населения области приходилось около 28 % общего объема денежных доходов, на долю 10 % наименее обеспеченного населения на уровне прошлого года – 2,2 %. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в 2020 г. составило 234,7 % (в 2019 г. – 241,6 %). Соотношение дохода 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения в 2020 г. – 10,1 (в 2019 г. – 10,7). Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) составил 0,352 (2019 г. – 0,360) [3].
Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.
В 2020 г. 66,7 % граждан имели среднедушевой денежный доход в месяц ниже 27 тыс. руб. (в 2019 г. – 67,3 %). В 2020 г. у 4,7 % населения Астраханской области среднедушевой денежный доход в месяц превышал 60 тыс. руб. (в 2019 г. – 4,8 % граждан данной категории) [4].
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов представлено в табл. 2 [4].
Таблица 2
Table 2
Распределение по величине среднедушевых денежных доходов, %
Distribution by average money income per capita, %
Население по группам среднедушевых денежных доходов |
2019 г. |
2020 г. |
Все население |
100 |
100 |
В том числе со среднедушевыми |
||
– до 7 000,0 |
5,4 |
4,7 |
– от 7 000,1 до 10 000,0 |
8,9 |
8,5 |
– от 10 000,1 до 14 000,0 |
14,7 |
14,5 |
– от 14 000,1 до 19 000,0 |
17,5 |
17,7 |
– от 19 000,1 до 27 000,0 |
20,8 |
21,3 |
– от 27 000,1 до 45 000,0 |
21,7 |
22,3 |
– от 45 000,1 до 60 000,0 |
6,2 |
6,3 |
– свыше 60 000,0 |
4,8 |
4,7 |
К основным группам малоимущих можно отнести следующие категории.
1. Первая группа – это семьи, воспитывающие детей. В этой группе наиболее уязвимыми являются многодетные семьи, неполные семьи, студенческие семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья. Также к данной группе часто относятся семьи, имеющие в своем составе безработных, в основном это люди предпенсионного возраста; граждане, имеющие проблемы со здоровьем; граждане с невысоким образовательным уровнем (соответственно, менее конкурентоспособные); граждане, проживающие в отдаленной местности, где недостаточно рабочих мест либо предлагаемая работа не соответствует возможностям и ожиданиям. Причины: низкий уровень заработной платы, высокая иждивенческая нагрузка, отсутствие работы по месту жительства, что особенно актуально для сельской местности.
2. Вторая группа – семьи, не имеющие мотивации на трудоустройство.
3. Третья группа – люди, которые не умеют или не хотят воспользоваться дополнительным имуществом (при наличии) в целях повышения своего благосостояния (продать, сдать в аренду либо, если это земельный участок, использовать его как дополнительный источник производства продуктов питания).
Основными факторами риска, оказывающими наиболее сильное влияние на попадание в категорию бедных людей, сегодня являются проживание в местности с высокой напряженностью на рынке труда (где недостаточно рабочих мест), незанятость трудоспособных и низкооплачиваемые рабочие места, наличие детей в составе домохозяйств, плохое состояние здоровья.
В целях защиты социально уязвимых категорий граждан и обеспечения социальных гарантий жителям области предоставляются меры социальной защиты.
В 2020 г. более 370 тыс. астраханцев было предоставлено 68 видов социальных выплат, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Рост количества получателей мер социальной поддержки, по сравнению с 2019 г. (360 тыс. получателей), вызван введением мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, введением с 01.01.2020 новой меры социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. На 31.12.2020 ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно была предоставлена в отношении 46 339 детей (34 530 семей).
Законом Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-ОЗ [5] в регионе установлена ежемесячная выплата для многодетных семей, в которых среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области, при рождении третьего или последующего ребенка, рожденного после 01 января 2018 г. (включительно), до достижения им возраста трех лет в размере величины прожиточного минимума в Астраханской области, установленной для детей. За 2020 г. получателями указанной выплаты являлись более 6,4 тыс. семей на 6,8 тыс. детей.
С 2020 г. предоставляется пособие на ребенка, размер которого был увеличен с 01.09.2019 в целях реализации проекта, и усовершенствованы некоторые условия его предоставления. За 2020 г. получателями являлись более 52,8 тыс. семей на 106,7 тыс. детей. Средства бюджета Астраханской области в сумме 645,6 млн руб. направлены на выплату пособия в полном объеме.
По данным органов социальной поддержки населения, по состоянию на 31.12.2020 на территории Астраханской области состоят на учете 18 154 многодетные семьи (в 2019 г. было зарегистрировано 16 334 семьи).
С 01 сентября 2019 г. предусмотрена новая мера социальной поддержки для многодетных семей, нуждающихся в поддержке, в виде ежемесячного пособия на оплату проезда детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных организациях. В 2020 г. выплата предоставлена 11 109 многодетным семьям на 21 029 школьников, общая сумма затрат бюджета Астраханской области на эти цели составила 81,7 млн руб.
В программе «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области» установлены целевые показатели ее реализации, в число которых входит основной показатель «Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения», также данный показатель называют «Уровень бедности». Запланированные значения данного показателя приведены в табл. 3.
Таблица 3
Table 3
Плановое значение показателя «Уровень бедности» по Астраханской области, %
Planned value of the Poverty Rate Indicator in the Astrakhan region, %
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
15,5 |
15,1 |
14,2 |
13,4 |
12,5 |
11,6 |
10,8 |
9,9 |
9,0 |
7,8 |
Программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области» также предусматривает ряд мероприятий: поддержка малоимущих граждан, в том числе создание условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами и предоставления им мер поддержки; организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан; государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей; предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан; ежегодная индексация мер социальной поддержки в соответствии с законодательством; развитие системы социального контракта; организация социальной адаптации малоимущих граждан; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и т. д.
С целью сдерживания роста безработицы и напряженности на рынке труда региона проводится комплекс мер по собираемости вакантных рабочих мест. Для кадровых служб предприятий проводятся семинары, конференции, на которых в обязательном порядке озвучивается вопрос об обязанности предоставления вакансий. Информация по вопросам законодательства размещается в режиме постоянного обновления на сайте агентства по занятости населения Астраханской области в разделе «Работодателям». В целях оперативного заполнения кадровой потребности предприятий организуется проведение ярмарок вакансий, в том числе для конкретного работодателя.
В настоящее время Правительство РФ и регионы разрабатывают дополнительные меры и механизмы поддержки наиболее незащищенных слоев населения. Национальной целью является снижение уровня бедности к 2030 г. в 2 раза, по сравнению с 2017 г. В результате предпринимаемых мер уровень бедности в Астраханской области к 2030 г. должен снизиться до целевого значения – 7,8 %.
Механизм предоставления льгот должен быть адресным и персонифицированным, учитывать конкретную ситуацию в конкретной семье. Механизм предоставления льгот автоматически может привести к нерациональному распределению средств.
При расчетах бедности важно учитывать нелегальную занятость. То есть доходы от нелегальной занятости должны учитываться при определении нуждаемости конкретных граждан в мерах социальной поддержки. Кроме того, непростым фактором является желание или нежелание человека работать. В настоящее время наблюдаются ситуации иждивенческого подхода, когда граждане не заинтересованы в работе и претендуют на получение социальных пособий.
С учетом негативного влияния коронавирусной инфекции на социально-экономические процессы, повышения инфляции для достижения указанной цели необходимо усовершенствовать механизм расчета показателя бедности и точного определения показателей реальной нуждаемости по профилю риска семей. Важным решением в этом плане выступает внедрение проекта «Социальное казначейство».
Проект предполагает беззаявительное информирование граждан о доступных мерах поддержки со стороны государства и заметное упрощение процедуры получения выплат. Предполагается, что выплаты социальной поддержки будут осуществляться без сбора справок, по одному заявлению или, возможно, без заявления в режиме «одного окна» через портал «Госуслуги». Проект «Социальное казначейство» относится к проектам цифровой трансформации социальной сферы.
Проект реализуется при непосредственном участии Минтруда, Минфина, Минцифры, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда России. Назначение выплат будет производиться на новой платформе. Платформой смогут пользоваться федеральные, региональные, муниципальные органы власти.
Внедрение «Социального казначейства» ускорит предоставление помощи без сбора справок. Также единая цифровая платформа будет являться механизмом систематизации мер социальной поддержки и должна способствовать перераспределению выплат в пользу реально нуждающихся бедных слоев населения. В итоге «Социальное казначейство» будет способствовать достижению национальной цели – снижению уровня бедности в 2 раза.
Заключение
Анализ индикаторов, характеризующих уровень жизни населения Астраханской области, подтвердил: несмотря на стабильный рост заработной платы, предоставление социальной помощи незащищенным слоям населения, уровень бедности в регионе повышается (2018 г. – 15,1 %; 2019 г. – 15,5 %; 2020 г. – 15,6 %). Основные причины сложившейся ситуации: отрицательное влияние на экономику распространения коронавирусной инфекции, рост инфляции, снижение доходов от предпринимательской деятельности, увеличение безработицы в 2020 г., низкий уровень пенсий, значительная дифференциация населения по уровню доходов, увеличение пенсионного возраста. В ходе исследования определены основные группы риска бедности – это многодетные семьи, неполные семьи, семьи с инвалидами; семьи, не имеющие мотивации на трудоустройство; проживание в сельской местности с высокой напряженностью на рынке труда. Для решения проблемы бедности принимаются меры социальной поддержки, разработана программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Астраханской области», которая предусматривает ряд мероприятий: содействие занятости; государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей и промышленных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса; ежегодная индексация мер социальной поддержки; развитие системы социального контракта и т. д. Однако механизм предоставления льгот необходимо скорректировать, поскольку он должен быть адресным и персонифицированным, учитывать конкретную ситуацию в конкретной семье. Для этого важно конкретизировать определение показателей реальной нуждаемости по профилю риска семей, в частности этому способствует внедрение проекта «Социальное казначейство».
1. O regional'noi programme «Snizhenie doli naseleniia s dokhodami nizhe prozhitochnogo minimuma v Astrakhanskoi oblasti»: Postanovlenie Pravitel'stva Astrakhanskoi oblasti ot 18.02.2021 № 44-P [On the regional program “Reducing the share of the population with incomes below the subsistence level in the Astrakhan region”: Decree of the Government of the Astrakhan region of 18.02.2021 No. 44-P]. Available at: http: //pravo-astrobl.ru/documents/document-0002202102250011/ (accessed: 20.09.2021).
2. Sostav denezhnykh dokhodov i raskhodov naseleniia Astrakhanskoi oblasti v 2020 godu [Balance of monetary incomes and expenditures of population of the Astrakhan region in 2020]. Astrakhan'stat. Available at: https://astrastat.gks.ru/folder/41535 (accessed: 20.09.2021).
3. Sotsial'no-ekonomicheskie indikatory bednosti (monitoring bednosti) za 2020 god [Socio-economic indicators of poverty (poverty monitoring) for 2020]. Astrakhan'stat. Available at: https://astrastat.gks.ru/folder/41535 (accessed: 20.09.2021).
4. Uroven' zhizni naseleniia i sotsial'naia sfera [Living standard of population and social sphere]. Astrakhan'stat. Available at: https://astrastat.gks.ru/folder/41535 (accessed: 20.09.2021).
5. O merakh sotsial'noi podderzhki i sotsial'noi pomoshchi otdel'nym kategoriiam grazhdan v Astrakhanskoi oblasti: Zakon Astrakhanskoi oblasti ot 22.12.2016 № 85/2016-OZ [On measures of social support and social assistance to certain categories of citizens in the Astrakhan region: the law of the Astrakhan region of December 22, 2016 No. 85/2016-OZ]. Available at: http://pravo-astrobl.ru/documents/document-0002201612230002/ (accessed: 20.09.2021).