Russian Federation
The article discusses the problems of using strategic regional planning in a changing external environment and macroeconomic instability. The directions of creating adaptation mechanisms that can make strategic planning in the regions flexible and meet modern requirements and solve the problems of improving the quality of life of the population, growing the Russian economy and ensuring the security of the country are indicated.
region, strategy, strategic planning, development
Постановка проблемы. Применение традиционных подходов и методов стратегического менеджмента, получившего широкое распространение в зарубежном и отечественном бизнесе достаточно затруднительно в использовании для такого особого объекта управления как регион.
В условиях быстроизменяющейся внешней и внутренней среды, кризисных явлений, макроэкономической нестабильности регионам приходится находить новые подходы и методы прогнозирования и планирования своего социально-экономического развития.
Эффективность стратегического регионального планирования во многом зависит от его гибкости, наличия адаптационных механизмов в его осуществлении. Это, в свою очередь, предполагает диагностику (мониторинг) существующих проблем в развитии региона с целью предотвращения в будущем различного рода рисков.
Степень изученности проблемы. К теории стратегического планирования обращались многие исследователи. В работах Ф. Абраме, И. Ансоффа, М. Портера, Г. Хамела, Р. Каплана , Д. Нортона, Г. Штейнера, А. Томпсона, В.Н. Буркова, В.А. Ирикова, Б.З. Мильнера, С.П. Никанорова отражены основные постулаты стратегического управления. Региональные аспекты стратегического планирования представлены в работах А.Г. Гранберга, Р.И. Шнипера, В. Ф. Павленко, И. И. Сигова, Н. Н. Некрасова, В. Я.Феодоритова, Т. Г. Морозовой, В. Г. Глушкова, В. И. Бутова, А. А. Винокурова, М. В. Степанова, Е. JI. Плисецкого, В. Н. Видяпина, Г. П. Ермошиной, О. С. Белокрыловой, В. С. Немчинова, А. С. Новоселова и других.
Теоретические вопросы в основном посвящаются выявлению потенциальных возможностей и направлений, устранению возможных проблем и рисков из-за слабого выявления узких мест.
В зарубежной литературе речь чаще всего шла о бизнес - планировании. Отечественные регионалисты до середины двадцатого века чаще даже обращали внимание на планирование на государственном уровне, что во многом было связано с наработками в области прогнозирования и индикативного планирования. Переход от отраслевого управления к региональному управлению народным хозяйством во многом изменил подходы к региональному планированию.
Цель статьи рассмотреть направления трансформации методов стратегического планирования в новых условиях рыночного развития регионов путем решения ряда проблем, обусловленных новыми реалиями социально-экономической жизни общества.
Изложение основного материала.
Современное развитие регионов Российской Федерации характеризуется большей сбалансированностью, нивелированием диспропорций в социально-экономическом плане, установлением более тесных межрегиональных связей, кластеризацией экономики.
Это позволяет руководству регионов выбирать более обоснованные методы формирования целей функционирования экономики, вырабатывать показатели деятельности, добиваясь синергетического эффекта в достижении цели благодаря усилиям всех находящихся на территории региона субъектов.
Достижение желаемого будущего состояния объекта рассматривается как стратегическое планирование.[6]
Этот процесс тесно связан, либо с осознанным выбором приоритетов (целей), либо с выбором определенных ресурсов для достижения этих целей. Как любой процесс управления, стратегическое планирование является его важнейшей функцией, строится на определенных теоретических основах принципах: финансовой обеспеченности, открытости, достоверности, самостоятельности, ответственности сторон, сбалансированности. Но основным принципом все же является результативность и эффективность стратегического регионального планирование.[2]
Стратегическое региональное планирование становится существенным инструментом управления. И уже не слепо копирует зарубежные практики стратегического управления, используемые чаще в бизнес-системах, а формируется исходя из специфики и особенностей регионального управления.
Концепция стратегического планирования региона включает: определение потребности в разработке плана с установлением временных горизонтов; набор необходимых управленческих решений по достижению поставленных целей и показателей развития; определение потенциала региона (ограничение в ресурсах, влияние внешних факторов, учет региональных преимуществ), разработка стратегического плана, его корректировка, определение эффективности отдельных программ, проектов.
Как видим, стратегическое региональное планирование представляет собой сложный процесс, отличающийся динамизмом и нуждающийся в постоянной корректировке.
При всей сложности задач стратегического регионального планирования, следует отметить, что регионы довольно успешно освоили методологию индикативного планирования.
Планируемые показатели ВРП, уровня инвестиций, промышленного развития, показатели рынка труда, включая безработицу, состояния финансового сектора могут отражать чаще всего текущее состояние социально-экономического развития региона.[1]
Стратегическое же планирование предполагает долгосрочные периоды, что, в свою очередь, предполагает изменчивость обстоятельств, наличие форс-мажорных событий, способных перечеркнуть многие планы. Примером может служить происходившие в последние два года экологические катаклизмы (пожары, наводнения и другие подобные события), пандемия. Многим регионам пришлось существенно скорректировать свои программы, проекты.
Однако влияние этих событий может быть неоднозначным. Так, закрытие из-за пандемии внешних границ страны привело к развитию внутреннего туризма, и многим регионам, не имеющим статуса туристических кластеров, пришлось перестраивать под сложившиеся обстоятельства ряд экономических процессов. Во многом это стало возможно с помощью государственной поддержки.
Наряду с долгосрочной стратегией развития российской экономики, национальными проектами, определением территорий опережающего развития, точек экономического роста, долгосрочные планы социально-экономического развития отдельных регионов обеспечивают успешное решение многих проблем.[5]
Речь идет не только об экономическом, социальном, инновационном, экологическом состоянии региона в относительно длинном периоде времени, в современных условиях на первый план выходят управленческие решения текущего, тактического плана. Именно они создают ту практическую базу, которая позволяет индивидуализировать стратегию развития региона, не используя определенные шаблоны, а находя собственные схемы модернизации, реструктуризации экономического и социального процессов в региональной политике.
Направления совершенствования стратегического регионального планирования.
1. Совершенствовать нормативное регулирование стратегического планирования в целом и регионального законодательного регулирования в частности. Принятый федеральный закон и другие законодательные акты нуждаются в корректировке.[8]
2. Предусматривать долгосрочные решения. Стратегия имеет общую цель планирования, ей подчинены долгосрочные (многолетние) управленческие решения. Но это не означает, что отсутствуют кратко- и среднесрочные решения, реализуемые в общей увязке и подчиненные общей цели стратегического регионального планирования.
3. Обеспечивать сбалансированность между планируемыми действиями, требующих значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности).
4. Ориентировать регионы на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации.
5. Обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений, направленных на развитие региональной экономики. Должна быть предусмотрена определенность в вопросах политики и практики федерального центра, что позволит авторам проектов стратегии увязать интересы бизнеса в развитии инфраструктурной, инновационной и других сфер экономики региона.
6. Предусматривать в стратегии научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение регионального планирования социально-экономического развития. Последнее считается наиболее затруднительным, так как во многом региональные системы образования, прежде всего профессионального образования, не всегда ориентированы на развитие своего региона, образование проводится по федеральным образовательным программам, не учитывающим региональные особенности и возможности применения полученных знаний.
7. Активизировать разработку отечественными учеными методологических и методических основ стратегического регионального планирования в части адаптации методов корпоративного стратегического планирования (SWOT-анализ, конкурентный анализ по модели пяти сил М. Портера, диаграмма Омаэ, анализ ресурсов и конкурентный анализ, модель жизненного цикла производства и конкурентных позиций АDL/LS, портфельный стратегический анализ, матрица развития И. Ансоффа и другие) к такому сложному и разнообразному объекту как регион.[7]
8. Использовать достижения цифровизации для мониторинга, определяющего эффективность деятельности органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации в достижении инновационного социально ориентированного типа экономического развития.
В последнее время чаще даже говорят об устойчивом развитии регионов и городов, то есть таком развитии, которое удовлетворяло бы потребности нынешнего поколения и не в ущерб будущим поколениям. Концепция «зеленой экономики» также вписывается в подобные стратегии.[4]
9. Повысить региональную независимость и конкурентоспособность, а впоследствии и успешную стратегическую деятельность, стало возможным благодаря культурному наследию региона. Именно в этой области возможны новые идеи, туристические проекты, стратегии по восстановлению и совершенствованию исторической и культурной идентичности. Многим регионам это удалось сделать, в том числе, и благодаря востребованности на внутренний туризм в пандемийный период.
10. Ориентироваться при стратегическом планировании на согласование интересов и намерений как органов управления различного иерархического уровня (Центр - регион - муниципалитет), так и власти, бизнеса и общества.
11. Выделять в стратегическом плане развития региона приоритеты. Например, такие как: реформирование санаторно-курортного и туристического сектора, диверсификация отраслевой структуры промышленности с использованием промышленных платформ и кластеров, развитие транспортного потенциала, создание среды, благоприятной для жизни, в том числе, с технологиями Smart Sity .[3]
Для аграрных регионов стратегический план может предусматривать создание современных агросекторов, развитие малого предпринимательства, сельскохозяйственной кооперации.
12. Уделять особое место в стратегическом региональном планировании территориальному маркетингу, используя все возможности брендинга. Это направление хорошо работает в условиях импортозамещения, когда имиджевая составляющая регионов является доминирующей в инвестиционном проектировании.
13. Учитывать междисциплинарный подход при формировании методологии стратегического регионального планирования необходимо еще и потому, что регион является объектом изучения различных научных областей. Среди них можно выделить: региональная экономика, социально-экономическая география, пространственное размещение, градостроительство, территориальное зонирование и другие. Кластерное и пространственное моделирование позволяет как раз учитывать различные аспекты в стратегиях развития регионов.
14. Выбирать новые формы организации коммуникации между различными стейкхолдерами при разработке региональных стратегий и планов. Используемые в настоящее время формы представлены в нескольких направлениях: методологически организованные общественные экспертизы, проектные группы, форсайт, организационно-деятельностные игры, переговоры, совещания, семинары, «круглые столы», мозговой штурм и другие.
Таким образом, в современных условиях регионам приходится учитывать ряд условий, обусловленные рядом задач, которые еще десяток лет даже не были предусмотрены в самых смелых прогнозах и, уж тем более, методически и методологически не проработаны.
Выводы. В работе указаны основные проблемы, решение которых позволит усовершенствовать концепцию стратегического регионального планирования.
Сегодняшнее состояние многих регионов позволяет внедрять новые методы и инструменты стратегического планирования в целях достижения оптимальных результатов развития.
Указанные в статье новые вызовы современной экономики отражаются на решениях на разных иерархических уровнях управления.
Глобализация, цифровизация, кластеризация экономических процессов, новые формы развития реального и финансовых секторов экономики оказывают существенное влияние на транформационные процессы и в региональном управлении.
Предвидеть возможные риски в региональном развитии помогает стратегическое прогнозирование и планирование, основанное на передовых методах стратегического управления, учитывающее интересы государства, субъектов Российской Федерации, бизнеса и общества в целом. Важно, что регионы все больше предусматривают в своем развитии не только количественные изменения (экономический рост), но и новые качественные характеристики, структурные изменения в экономической системе, обеспеченные наиболее полным использованием ресурсного потенциала России и ее регионов, институтов развития.
1. Afinogenov D.A., Kochemasova E.Yu., Sil'vestrov S. N. Strategicheskoe planirovanie: problemy i resheniya // Mir novoy ekonomiki. 2019. № 2.- S. 23-25
2. Gorelova I.V., Osobennosti formirovaniya strategiy regional'nogo razvitiya//Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal. ISSN 1999-2645. — №4 (40). Nomer stat'i: 4003. Data publikacii: 2014-11-19 .URL: http://eee-region.ru/article/4003/ (data obrascheniya 18.11.2021)
3. Kazanceva N.V. Problemy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v razvitii imuschestvennyh kompleksov gorodov. V sbornike. Lichnost'. Obschestvo. Vlast'. 02.2019. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii.-2019- S.162-166
4. Kazanceva N.V., Semeshina N.T.. Formirovanie «ustoychivyh» portfeley investiciy sub'ektami municipal'nogo rynka // Municipal'naya akademiya. 2020.-№2 - S.103-109
5. Lenchuk E.B. Strategicheskoe planirovanie v Rossii: problemy i puti resheniya // Innovacii.-2020.- 2(256).- S.24-28
6. Rudenko M.N., Subbotina Yu.D. Ponyatie i suschnost' strategii i strategicheskogo planirovaniya regional'nogo razvitiya // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. – 2018. – Tom 19. – № 9. – S. 2403-2414
7. E.V. Pechkina. Metody i instrumenty strategicheskogo planirovaniya regional'nogo razvitiya// Voprosy ekonomiki i upravleniya.-2016.-№4(6).- S.78-80
8. Federal'nyy zakon № 172-FZ ot 28.06.2014 g. «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16484 (Data obrascheniya 22.11.2021)