from 01.01.2016 to 01.01.2020
Balashiha, Moscow, Russian Federation
graduate student
Russian Federation
The uncertainty of the conditions of the market economy and its impact on the functioning of modern enterprises is characterized by instability and unpredictability of the external environment. The increase in the number of unprofitable enterprises, the severe impact of the crisis and pandemic, the threat of bankruptcy determine the importance of developing directions and measures that ensure the effectiveness of financial and economic activities, stable economic condition and economic security. In real time, the main aspects of economic security of various enterprises occupy an important place in the world economic science, which causes the interest and relevance of studying economic security issues from scientists from different countries.
external environment, uncertainty, world science, enterprise, market economy, stable state, conditions, economic security, efficiency
ВВЕДЕНИЕ
Экономическую безопасность рассматривают на двух уровнях: микроуровень – в качестве экономической безопасности предприятий и макроуровень – государственная безопасность.
Дискуссионность понятийного аппарата в части дефиниции экономическая безопасность обусловлена отсутствием в действующем отечественном законодательстве её корректной формулировки на микроуровне, в связи с тем, что для макроуровня необходимо понимание экономической безопасности на уровне различных предприятий.
Под экономической безопасностью предприятия принято понимать определенное состояние защищенности от оказания отрицательного воздействия различных угроз на макро- и микроуровне, дестабилизирующих факторов, при котором реализуется процесс по обеспечению устойчивого развития. Соблюдение требований экономической безопасности для субъектов ведения бизнеса обуславливает их стабильность деятельности, а также достижение целей устойчивого развития. Уровень защищенности субъектов бизнеса зависит от эффективной политики нейтрализации вероятных угроз и возможности ликвидировать негативное воздействие макро- и микросреды.
МЕТОДОЛОГИЯ
Основу методологии исследования составили научные работы: В.Я. Вилисова [1], Э.А. Гараева [2], С.Ю. Глазьева [3], Н.П. Голубецкой [4], А.Е. Городецкой [5], С.О. Грунина [6], В.В. Данилевского [7], А.Ю. Евсеевой [8], Л.К. Ивановой [9], Г.В. Казаченко [10], Л.П. Кисловой [11], О.В. Комелиной и Н.А. Фурсовой [12], М.В. Кузнецова [13], К.В. Курселева [14], С.А. Мясоедова [15], Ф.В. Петрова [16], А.Е Суглобова и С.А. Хмелева [17] и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Приоритетность вопросов эффективной системы экономической безопасности современных предприятий обуславливается усилением уровня конкурентоспособности в мировой экономике, пандемией коронавируса, возникновением стратегических рисков, способствующих усилению мирового экономического кризиса, а также иных угроз, обуславливающих процессы информатизации, глобализации, интеллектуализации как экономики отдельно взятой страны, так и мировой экономики.
В нашей стране уделяется огромное внимание экономической безопасности как отдельно взятого предприятия, так и страны в целом, что обусловлено значительными политическими и социально- экономическими изменениями, вызванными новыми направлениями развития научно-технического прогресса.
Вышеизложенное определяет важность проблем, связанных с построением эффективной системой экономической безопасности предприятия и необходимости результативного использования соответствующих механизмов и инструментария по ее созданию и совершенствованию. Так как в условиях отсутствия данной системы или ее недостаточной эффективности достижение поставленных перед предприятием целей, ориентированных на устойчивое развитие, невозможно. Целесообразность повышенного внимания к вопросам реализации механизма и использования инструментов создания эффективной системы экономической безопасности обусловлена временем, требованием мирового сообщества и условиями функционирования современных предприятий.
Диапазон угроз экономической безопасности достаточно широк и многогранен (рисунок 1), так как он изменяется и расширяется посредствам многочисленных технологий, экономической цифровизации, условий хозяйствования, возникающих мировых кризисов и катаклизм.
Рисунок 1 – Угрозы экономической безопасности (составлено авторами)
Оценка негативного влияния угроз на уровень экономической безопасности предприятия и минимизация их влияния способствуют стабильной работе предприятия на экономическом рынке и обеспечивают конкурентоспособность продукции.
Влияние угроз и рисков нарушает уровень защищенности предприятия, а также среду экономической безопасности, что в свою очередь отражается и на уровне экономической безопасности не только предприятия, но и страны его присутствия тоже. Экономическую безопасность разделяют на два базовых уровня (рисунок 2).
Рисунок 2 – Экономическая безопасность (составлено авторами)
На уровне государства выделяют следующие функциональные составляющие экономической безопасности: уровень жизни населения; управление экономикой на всех уровнях; развитие производительных сил и так далее. Угрозами экономической безопасности определены процессы и явления, негативно воздействующие на экономическое состояние государства, ограничивающие интересы субъектов экономической безопасности, создающие опасность национальным ценностям.
Государство обязано регулировать деятельность предприятий, воздействуя на их экономическую безопасность путем усиления и ослабления уровня экономической безопасности. Государство, осуществляя контроль за обеспечением экономической безопасности предприятий, снижает уровень криминализации хозяйственных отношений, создает благоприятные условия в экономическо-социальной сфере, способствует развитию рыночной инфраструктуры, привлекает инвесторов в национальную экономику. Говоря об обеспечении экономической безопасности самим предприятием приоритетность вопросов обеспечения экономической безопасности отдается разработке индивидуальной системы экономической безопасности. Однако, индивидуальность системы безопасности предприятия можно считать относительной, потому что многие вопросы безопасности предприятия не могут быть решены самостоятельно и их решение осуществляется на государственном уровне. На государственном уровне решаются политические, макроэкономические и правовые вопросы, которые формируют комфортную среду для финансово-хозяйственной деятельности предприятий государства.
Задачами экономической политики многих стран в настоящее время являются: структурная перестройка экономики, увеличение инвестиций в высокопроизводительные виды деятельности, трансферт доходов в трудоемкие отрасли с низкой производительностью. Данные задачи сопряжены с возникновением многочисленных угроз и рисков, которые в свою очередь снижают уровень защищенности предприятия и влияют на финансовый результат его деятельности.
«Экономическая безопасность — это состояние национального хозяйства, которое способно обеспечить эффективное управление, постепенное развитие общества, социально-политическую и финансовую стабильность, обеспечение экономических интересов на государственном и мировом уровнях» [18]. В этой связи определяется уровень обороноспособности с учетом возможного влияния внешних и внутренних факторов негативного характера.
В этой связи предприятия уделяет пристальное внимание функциональным составляющим предприятия, которые оказывают существенное влияние на уровень его экономической безопасности. Виды элементов формирующих систему экономической безопасности предприятия показаны на рисунке 3.
Рисунок 3 – Виды элементов формирующих систему экономической безопасности предприятия (составлено авторами)
Исходя из анализа вышеизложенного материала, необходимо выделить структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности (рисунок 4).
Рисунок 4 – Иерархия обеспечения экономической безопасности субъекта бизнеса (составлено авторами)
Целью приоритетных направлений уровня защищенности/безопасности можно считать:
- обеспечение защиты прав и интересов субъектов безопасности;
- проведение анализа ситуации и прогноз появления возможных угроз;
- достоверную оценку возникающих угроз и вероятности ущерба;
- разработку мер направленных на предупреждение возникновение угроз;
- оптимизацию системы экономической безопасности с учетом опыта финансово-хозяйственной деятельности;
- своевременное реагирование на возникающие угрозы и оперативную оценку результатов по принятым мероприятиям.
Состояние экономической безопасности оценивается различными способами. В.Я. Вилисов и И.Е.Суков считают, что «основными индикаторами являются организационно-экономические показатели деятельности компании» [1]. Их мнение обосновано тем, что комплексный анализ системы показателей, оценивающих уровень финансово-хозяйственную деятельность определяет степень защищенности данной компании, т.е. экономической безопасности.
При разработке отдельных управленческих решений необходимо учитывать различные варианты и стратегии возможных действий, что свидетельствует о необходимости дифференцированных подходов к решению задач обеспечения эффективной экономической безопасности предприятия.
На полноту и действенность системы экономической безопасности предприятия, в первую очередь, влияют такие факторы, как действующее законодательство, размер материально-технических средств предприятия, объем финансовых ресурсов, отношение каждого сотрудника предприятия к обеспечению его безопасности. При решении вопросов обеспечения экономической безопасности нельзя не обратить внимание на опыт топ менеджмента и группы управления службы безопасности предприятия, в первую очередь отвечающих за оценку экономической безопасности, так как экономическая безопасность предприятия направлена на обеспечение стабильного функционирования и предотвращение экономического ущерба. Службой обеспечения экономической безопасности предприятия проводится поиск и предотвращение экономических преступлений (таких как мошенничество, кража, фальсификация и т.д.). Основные этапы обеспечения уровня защищенности (безопасности) субъекта бизнеса схематично представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Этапы обеспечения экономической безопасности предприятия (составлено авторами)
Проведенное исследование позволяет отметить, что уровень экономической безопасности субъекта бизнеса - это состояние защищенности его жизненно важных интересов, при котором оно может стабильно развиваться, при этом рассматривают прогрессивное и регрессивное развитие предприятия.
Прогрессивное функционирование предприятия обеспечено оперативным реагированием на изменение рынка, адаптацией в сложившейся ситуации, эффективностью экономической деятельности, которая способствует предотвращению внутренних и внешних угроз и формирует финансовую устойчивость предприятию.
Так как не существует эталонной системы показателей определяющих минусы и плюсы функционирования предприятия, то предприятия используют разные критерии оценки экономической безопасности. В практике финансово-хозяйственной деятельности выделяют показатели определяющие уровень финансового состояния и финансовой устойчивости, уровень развития предприятия, потребительскую эффективность, научную деятельность. Основные показатели эффективности деятельности предприятий, обуславливающие уровень экономической безопасности представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Основные показатели эффективности деятельности предприятий, обуславливающие уровень защищенности субъекта бизнеса (составлено авторами)
Определение и оценка риска банкротства предприятия проводится по критическим индикаторам, позволяющим успешно осуществлять регулирование экономической безопасности (рисунок 7).
Рисунок 7 - Критические индикаторы оценки возможного банкротства (составлено авторами)
К достоинствам схемы выявления возможного банкротства относится ее системность, позволяющая анализировать совокупность разных областей деятельности предприятия. Критические индикаторы нацелены на не допущение возникновения проблем в нефинансовых участках анализа.
Недостатками выше обозначенной схемы являются: высокая степень сложности принятия управленческих решений и невозможность расчетов данных критериев на основе бухгалтерской финансовой отчетности.
Зарубежной практикой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий используется метод оценки риска банкротства, разработанный Эдвардом Альтманом в 1968 году в США. Адаптировать использование Z-счета Альтмана в российской практике прогнозирования банкротства не получилось ввиду ряда объективных причин, а именно: особенности отражения инфляционных факторов, иные структура капитала и информационно-законодательная база и т.д.
Разработанная Ульямом Бивером система показателей, напротив, в российской практике используется довольно часто для целей прогнозирования состояния банкротства предприятия. Однако, в последнее годы из-за воздействия внешних факторов, вызывающих кризисную ситуацию многих предприятий, прогнозирование их финансового состояния усложняется и, как следствие, система индикаторов Бивера становится нецелесообразной для использования.
Многолетний опыт и исследования показывают, что достижение целей в осуществлении экономической безопасности как в России, так и за рубежом возможно только при рациональном построении системы экономической безопасности и беспрерывном совершенствовании данной системы. Все это невозможно без государственной поддержки.
Одним из основных факторов влияния на степень защищенности экономического субъекта, являются культурные особенности. Вопросы культуры находятся в фокусе любых дискуссий, связанных со всеми процессами функционирования субъектов бизнеса. Различия на государственном и национальном уровнях объясняются широким спектром не только институциональных факторов, но и финансовых и инновационных, а также социальных. К примеру, различия в социальных представлениях по отношению к предпринимателям могут значимо влиять на успешность ведения бизнеса в той или иной стране.
Безусловно, что важность вызовов экономической безопасности имеет обособленный аспект, который варьируется в зависимости от внешней и внутренней среды, сферы деятельности субъектов хозяйствования, а также государственной заинтересованности в их функционировании.
К примеру, современная государственная политика США в отношении сельских районов направлена на инвестирование их инфраструктуры. Правительство США имеет действенный механизм поддержки сельских районов и поощрения партнерских отношений. Таким механизмом является федеральное и государственное агентство и ведомство - Национальная компания по развитию села (National Rural Development Partnership, NRDP) [19].
Общественная поддержка предпринимательства в Польше учитывает роль предприятий в сокращении отставания в развитии от более развитых экономик стран Евросоюза. В настоящее время польское правительство создает условия для развития экономических субъектов путем усиления конкурентных преимуществ, и в результате обеспечивается их экономический рост и уровень защищенности от внешних факторов негативного влияния. Поэтому общественная поддержка, безусловно, повышает экономическую безопасность участников рыночной экономики.
В Марокко в течение последних трех десятилетий создание малых предприятий молодыми людьми является важным стратегическим направлением для властей. Такой интерес обусловлен преодолением проблемы интеграции молодых специалистов в профессиональную среду, а также вовлечением молодежи в процесс социально-экономического развития страны. Однако, функционирование экономических субъектов не возможно без обеспечения их экономической безопасности, повышения конкурентоспособности и их устойчивого развития на перспективу, что в свою очередь напрямую зависит от места расположения экономического субъекта в мировом пространстве, специфике экономического развития, формировании механизмов государственного управления, интеграционных процессов, менталитета населения, национальных приоритетов и т.д.
ВЫВОДЫ
В заключении статьи необходимо отметить, что анализ зарубежного опыта и опыта Российской Федерации в части обеспечения экономической безопасности предопределил расхождения и взаимосвязь понимания проблем экономической безопасности. В части расхождений обращается внимание на места расположения страны в мировом пространстве, специфику экономического развития, формирование механизмов государственного управления, интеграционных процессов, менталитета населения, национальных приоритетов и т.д. В свою очередь, формирование эффективной системы экономической безопасности предприятия является неотъемлемой частью процессов его функционирования, способствующих выявлению и ликвидации внешних и внутренних угроз, а также участвующих в создании оптимальной среды для экономической деятельности.
1. Vilisov V.Ya. Instrumenty vnutrennego kontrolya: Monografiya / V.Ya. Vilisov, I.E.Sukov - M.: IC RIOR, NIC INFRA-M, 2016. - 262 s.
2. Garaev E.A. Ekonomicheskiy mehanizm formirovaniya predlozheniya na rossiyskom rynke zolota: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 / Emin Ahliman ogly Garaev – M.: MGRI-RGGRU, 2016. - 187 s.
3. Glaz'ev S.Yu. Osnovy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany – al'ternativnyy reformacionnyy kurs // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 1997. №1. S. 3-16.
4. Golubeckaya N.P., Ponomareva E.V. Ekonomicheskaya bezopasnost'. / Institut elektronnogo obucheniya Sankt-Peterburgskogo universiteta tehnologiy upravleniya i ekonomiki. -2011. 512 s.
5. Gorodeckiy A.E. Ekonomicheskaya bezopasnost' v usloviyah krizisa / A.E. Gorodeckiy // Vestnik Akademii ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii – 2010. - № 5. - S. 49-57.
6. Grunin, S.O. Mehanizm upravleniya ekonomicheskoy bezopasnost'yu organizacii: avtoreferat dis. … kand. ekon. nauk : 08.00.05 / Stanislav Olegovich Grunin. – SPb. 2001. – 27 s.
7. Danilevskiy, V.V. Russkaya tehnika – Leningrad / V.V. Danilevskiy. - Leningradskoe gazetno-zhurnal'noe i knizhnoe izdatel'stvo. 1949.– 348 s.
8. Evseeva A.Yu. Ekonomicheskaya bezopasnost' i ee znachenie dlya predprinimatel'skoy deyatel'nosti // Nalogovoe planirovanie. – 2012. - №3. – S. 46-48.
9. Ivanova L.K. Ekonomicheskaya bezopasnost' predpriyatiya // Ekonomicheskaya bezopasnost': koncepciya, standarty. – 2013. – T.17, №7 (60). S. 30-33.
10. Kazachenko, G.V. Ekonomichna bezpeka pidpriemstva: sutnist' ta mehanizm zabezpechenya : monografiya / G.V. Kozachenko, V.P. Ponomar'ev, O.M. Lyashenko. – K.: Libra, 2003. – 280 s.
11. Kislova L.P., Firsova N.A. Analiz sostoyaniya i razvitiya zolotodobyvayuschey otrasli. [Elektronnyy resurs] L.P. Kislova, N.A. Firsova. – Rezhim dostupa: https://rae.ru/forum2012/pdf/0448.pdf (data obrascheniya 27.03.2020).
12. Komelina O.V., Fursova N.A. Informacionno-analiticheskiy aspekt obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti: nacional'nyy i regional'nyy uroven' / O.V. Komelina, N.A. Fursova // Nauchnye vedomosti. – 2013. - № 15(158). Vypusk 27/1. - S. 32-37.
13. Kuznecov M.V. Investicionnaya sostavlyayuschaya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii: avtoreferat: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 / Kuznecov Mihail Vyacheslavovich. - SPb., 2009. – 201 s.
14. Kursilev K.V. Sovershenstvovanie mehanizma gosudarstvennogo regulirovaniya finansovogo sektora v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii: dissertaciya ... kandidata ekonomicheskih nauk: 08.00.05 / Kursilev Konstantin Vladimirovich. - M., 2010. - 188 s.
15. Myasoedov S.A. Formirovanie mehanizma i instrumentov obespecheniya ustoychivogo razvitiya zolotodobyvayuschey otrasli promyshlennosti. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni doktora ekonomicheskih nauk. [Elektronnyy resurs] / LS.A. Myasoedov. – Moskva. - 2010. – S. 48. – Rezhim dostupa: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-mekhanizma-i-instrumentov-obespecheniya-ustoichivogo-razvitiya-zolotodobyvayush (data obrascheniya 22.03.2020).
16. Petrov F.V. Problema izbytochnosti zolotovalyutnyh rezervov v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Elektronnyy resurs] / F.V. Petrov // Journal of Economy and Business. - 2020. -№ 1-2 (59). - S. 71-74. Rezhim elektronnogo dostupa: https://cyberleninka.ru/ (data obrascheniya 07.04.2021).
17. Suglobov A.E., Hmelev S.A. Metodologicheskie aspekty organizacii kompleksnoy uchetno-informacionnoy sistemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti predpriyatiya / A.E. Suglobov, S.A. Hmelev // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2011. - №6. - S. 67-72.
18. Orlov S.N., Vnutrenniy audit v sovremennoy sisteme korporativnogo upravleniya kompaniey: Prakticheskoe posobie / S.N. Orlov. - M.: NIC "Ekonomika i socium" №5(36) 2017 www.iupr.ru INFRA-M, 2015. - 284 s.
19. Nikiforova E.V., Tolmachev M.N. Podderzhka predprinimatel'skih iniciativ za rubezhom: opyt SShA i Pol'shi. Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2020. T. 9. № 3 (32). S. 269-274