employee
employee
The article deals with various forms and methods of work that are carried out in institutions of additional education in the field of physical culture and sports for patriotic education of students. In particular, karate classes in sports schools contribute to the socialization of teenagers through participation in the educational and training process, competitions, mass sports events
patriotic education, additional education, sports school, karate classes.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
Сегодня в российском обществе патриотическое воспитание является одной из главных задач. Это связано с некоторым отчуждением молодёжи от отечественной культуры, падением духовно-нравственных ценностей, утрачиванием патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
В условиях современной системы образования патриотическое воспитание должно стать основной идеей, таким стержнем, в рамках которого формируются высокие, социально-значимые чувства, принципы, ценности и устремления подрастающего поколения [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].
Основная цель этой деятельности – воспитание у человека патриотического сознания и поведения, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности и принципы народа, а также воспитание готовности к их проявлению.
Следует выделить следующие задачи патриотического воспитания:
- воспитание патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
- воспитание расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [3].
Наиболее благоприятные условия для патриотического воспитания, в частности для воспитания патриотизма в современной системе образования, существуют в дополнительном образовании, так как последнее не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося; в дополнительном образовании созданы условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что собственно и способствует воспитанию патриотического сознания [5]. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. Именно данная система образования детей представляет собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка [4]. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнёрские отношения педагога и воспитанников.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванной обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основное предназначение системы дополнительного образования заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, форм организации процесса и направлений.
По приходу в спортивную школу подросток попадает в новую социальную среду: тренеры, судьи, спортивный коллектив, – и для него начинается социализация в новой для себя роли.
Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет подростку стойко переносить трудности, которые встречаются у него в школе. Специфика патриотического воспитания в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить её во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где для неё используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у подростка прежде всего патриотизм, который включает нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие) [6].
В воспитательной работе постоянно подчёркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет подростку нарабатывать для себя жизненный опыт, манеру поведения в той или иной ситуации, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Основные патриотические воспитательные мероприятия, проводимые на отделении каратэ:
- участие в соревнованиях, судействе и соревнований;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- награждение лучших спортсменов года на отделении;
- проведение тематических праздников (Всемирный день каратэ);
- организация и проведение семинаров для спортсменов и судей;
- экскурсии, культпоходы в музеи и в кино;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- мастер-классы по каратэ, флэшмобы;
- показательные выступления каратистов на открытии спортивных мероприятий, на праздниках в детских садах, на открытии физкультурно-спортивных площадок, районных и областных соревнований;
- участие в конкурсе чтецов, посвящённом Дню победы
- участие в конкурсах рисунков, посвященные празднованию Дня Победы 9 мая;
- поощрения воспитанников на соревнованиях в номинациях «За волю к победе», «За лучшую технику».
Участие воспитанников в таких видах деятельности, как открытые первенства ДЮСШ по каратэ, зональные, районные соревнования, беседы с ветеранами во время лагерных сборов, способствует формированию отношений к старшим и младшим, к знакомым и незнакомым, к близким и далеким людям, к природе, к окружающему миру, предоставляет возможности для самосовершенствования себя и мира вокруг.
Воспитанники авторов статьи принимают активное участие в соревнованиях, первенствах и чемпионатах различного уровня: городских, областных, российских и международных. Следует отметить турниры, которые стали традиционными для каратистов Белгородчины: турнир памяти героя России Чумака Юрия Алексеевича, турнир «Прохоровское поле» (проводится в п. Прохоровка) и «Кубок Победы» (г. Алексеевка).
Заключение. Воспитательная стратегия в системе дополнительного образования призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, через учебно-тренировочные занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия. Это позволяет обеспечить воспитательное воздействие, направленное на патриотическое воспитание подрастающего гражданина-патриота, будущего нашей страны.
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 marta 2020 g. N 369 «O vnesenii izmeneniy v gosudarstvennuyu programmu «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federacii na 2016-2020 gody». – Tekst : elektronnyy. –URL: https://base.garant.ru/73825962/ (data obrascheniya 12.11.2021).
2. Bahtin Yu. K. Patrioticheskoe vospitanie kak osnova formirovaniya nravstvenno zdorovoy lichnosti / Yu. K. Bahtin // Molodoy uchenyy. – 2014. – №10. – S. 349–352. – Tekst : elektronnyy. – URL: https://moluch.ru/archive/69/11944/ (data obrascheniya: 16.11.2021).
3. Grigina O. V. Formirovanie grazhdanskogo i patrioticheskogosoznaniya shkol'nikov cherez rabotu shkol'noy gazety / O. V. Grigina. – Tekst : elektronnyy. – URL: https://studylib.ru/doc/4366978/grigina-o.v.-formirovanie-grazhdansko (data obrascheniya: 12.11.2021).
4. Ivchenko I. N. Sovremennyy podhod k postroeniyu vospitatel'noy raboty v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya kak odna iz form soprovozhdeniya odarennyh i talantlivyh obuchayuschihsya / I. N. Ivchenko. – Tekst : elektronnyy. – URL: https://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/voprosy-teorii/1538-sovremennyj-podkhod-k-postroeniyu-vospitatelnoj-raboty-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-odna-iz-form-soprovozhdeniya-odarjonnykh-i-talantlivykh-obuchayushchikhsya (data obrascheniya: 12.11.2021).
5. Kulevina P. O. Formy organizacii social'nogo vospitaniya podrostkov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya / P. O. Kulevina. – Cherepovec, 2009. – Tekst : neposredstvennyy.
6. Programma vospitatel'noy raboty MBU DO DYuSSh Bagaevskogo rayona «Fizkul'tura i sport – nashe zdorov'e!». – Tekst : elektronnyy. – URL: https://infourok.ru/programma-vospitatelnaya-rabota-v-dyussh-2665025.html (data obrascheniya: 15.11.2021).