ANALYSIS OF VAT RECEIPTS TO THE BUDGET SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF RUSSIAN FERROUS METALLURGY CORPORATIONS)
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the features of mutual settlements of large Russian metallurgical corporations with the country's budget system regarding the payment of value added tax. The purpose of the study is to determine the factors affecting the amount of VAT paid. The paper also analyzes the production indicators of metallurgical plants, sales markets for metal products, the specific weight of products with high added value. The object of the study is three major ferrous metallurgy corporations, namely: PJSC Severstal (Vologda Region), PJSC MMK (Chelyabinsk Region) and PJSC NLMK (Lipetsk Region). The subject of the study was the calculations of these corporations with the budget system of the Russian Federation regarding the payment of value added tax. The information base of the study was made up of the works of domestic authors on the development of taxation of large ferrous metallurgy corporations, their role in the formation of revenues of the budget system of Russia and the regions of the Russian Federation, as well as data from the Federal Tax Service and official reports on the production and financial activities of corporations.

Keywords:
value added tax, budget system, export operations, sales markets, ferrous metallurgy
Text
Publication text (PDF): Read Download

В экономической литературе существует большое количество исследований, связанных с определением роли налога на добавленную стоимость [1-6], его динамикой, сбалансированной ставкой [7-8], оценкой потенциала [9], перспективами развития и направлениями реформирования данного налога [10-11]. Так, Наумкина Т.В. и Баранова О.А., анализируя роль НДС в налоговой системе России, отмечают, что данный налог обладает высокой емкостью в структуре налогов, значительным регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу бюджета. Кроме того, НДС является определяющим среди налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования [3]. Сайдулаев Д.Д. в своих исследованиях изучал особенности источников формирования Федерального бюджета РФ в целом и его составляющей части в виде поступлений от уплаты НДС при внутренних и внешних сделках налогоплательщиков [4-5]. В статье Умбетовой Д.А. говорится об экономической сущности налога на добавленную стоимость, а также о роли данного налога в налоговой системе России. В результатах исследования автор концентрирует внимание на том, что налогообложение добавленной стоимости − одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой объясняется возрастанием потребности этих государств в дополнительных доходах бюджета [6]. Гасиева З.П. в своей работе изучала положительные и отрицательные последствия от повышения ставки НДС. Автор затронула момент о том, как тяжело было бизнесу в начале 1990-х годов платить НДС с 28% ставкой и как снижение ставки до 20% в 1993 г. спровоцировало рост поступлений по этому налогу. Существовавшая ставка 20% до 2004 г. сменилась на 18%, и только с первого квартала 2019 г. было решено поднять ее до 20%. Такое повышение является решением, имеющим двойственные последствия. С одной стороны, оно позволит увеличить доходы бюджета, уменьшить бюджетный дефицит и получить средства для выполнения новых майских указов Президента. С другой стороны, это приведет к росту инфляции, снижению экономической активности, расширению теневого сектора и нарушению рыночного равновесия [7]. Суптело Н.П. и Дашута Е.Ф. в своей работе авторы утверждают, что управление налогом на добавленную стоимость является довольно сложной задачей, которая стоит перед налоговыми органами. Задолженность по отчислениям НДС в бюджет ежегодно растет, что вызвано непростым механизмом исчисления налога и наличием большого количества нормативных документов по расчету и взиманию. Повышение НДС обострит конкурентную борьбу между средними и крупными предприятиями и малыми предприятиями, работающими по упрощенной системе налогообложения. Резюмируется, что реформа в целом негативно отразится на доходах бизнеса. Делается вывод, что изменение НДС не приведет к расширению финансовых ресурсов, необходимых для развития местного самоуправления. Обосновывается необходимость и возможность передать регионам полномочия и право распоряжаться доходами от НДС. Данная мера может усилить конкуренцию между отдельными регионами за привлечение бизнеса и даст толчок к повышению товарооборота и к созданию лучших условий для предпринимательской деятельности [8]. Баташев Р.В. проводил оценку фискального потенциала налога на добавленную стоимость. В результатах исследования автор делает вывод о том, что при взимании НДС необходимо учитывать ряд риск-факторов, которые определяют динамику и структуру его поступления. Среди таких факторов высокая зависимость поступлений НДС от внутреннего спроса и тенденции макроэкономических показателей [9]. Комарова Е.И. и Троянская М.А. в совместной статье проводили анализ направлений реформирования порядка взимания и возмещения НДС. Авторами отмечается польза и простота данного налога, однако существующие недостатки в нормативной и правовой базы делают данный налог самым конфликтным и сложным в налоговой системе. В качестве рекомендаций авторы предлагают уделять внимание корректировкам в работе налоговых органов по администрированию НДС, в частности внедрению системы автоматизированного контроля за исчислением и возмещением НДС [10]. Шипилова А.В. в своей работе предлагает упорядочить и упростить получение возмещения НДС в условиях применения нулевой ставки и прочих случаях, систематизировать различные положения Налогового устранить имеющиеся внутренние противоречия, повысить эффективность работы контролирующих органов [11]. В монографии о роли крупнейших металлургических корпораций в формировании бюджетных доходов исследователями Вологодского научного центра РАН проводился динамический и структурный анализ расчетов по поводу уплаты НДС за период с 2007 по 2016 г. Авторы пришли к единому мнению о том, что возврат экспортного НДС крупнейшим комбинатам черной металлургии фактически сводит на нет участие сталелитейной промышленности в формировании доходов федерального бюджета. Их расчеты на примере комбинатов черной металлургии (ПАО «Северсталь», ПАО «ММК» и ПАО «НЛМК») показали, что отмена возврата экспортного НДС только в отношении данных корпораций приведет к увеличению федеральных трансфертов бюджетам Челябинской и Вологодской областей соответственно в 1,4–1,6 раза, а бюджету Липецкой области – почти в 3 раза. Такая прибавка позволила бы полностью решить проблему разбалансированности бюджетов этих регионов и направить дополнительные ресурсы на развитие [12]. В статье Зайцевой Е.С. рассматривался важный вопрос, связанный с налогообложением добавленной стоимости лома черных и цветных металлов. Федеральный закон от № 119-ФЗ от 22 июля 2005 г. позволял навести порядок в области заготовки и первичной переработки лома черных и цветных металлов с целью исключения мошеннических схем и декриминализации этого сегмента рынка металлов. Закон также давал возможность выбора расчетов: по традиционной схеме или без уплаты НДС. Возможность отказа от уплаты НДС привела к тому, что большинство фирм-ломозаготовителей так и сделали, и с 2007 г. начался массовый переход. Позже после внесения изменений в гл. ФЗ №85 с 1 января 2008 г. обязательным стало взимание НДС при операциях с ломом черных металлов, в то время как операции с ломом цветных металлов от НДС освобождаются. По данным ассоциации «Вторичные ресурсы», отечественный рынок ломозаготовки в 2005−2007 гг. оценивался приблизительно в 7,4-7,5 млрд долл. В2005 г. от физлиц принималось только 10% лома, тогда как в 2007-м эта цифра выросла до 80%. При возврате обязательного НДС эта пропорция могла бы вернуться обратно и тогда около 70% всех поставок переводились бы на юридические лица. Таким образом, доля рынка лома, за операции на котором НДС не уплачивается в бюджет, искусственно увеличилась бы до 5,3 млрд долл., а сумма, возмещаемая государством за эти операции, составила бы 0,95млрд долл. в год [13].

Черная металлургия России имеет важнейшую для экономики страны роль. Являясь базовой отраслью промышленного производства, данная отрасль оказывала и будет оказывать существенное влияние на развитие и размещение производительных сил.
На протяжении
XX в. с размещением металлургических активов менялась и роль энергетического сектора страны. Так, в XVIII в. производственное металлургическое оборудование запускалось на водной двигательной силе, что предопределяло строительство предприятий вблизи дамб и рек. С развитие черной металлургии и последующим применением паровых двигателей актуальным стало расположение производств рядом с каменноугольными районами. Строительство Череповецкого металлургического комбината (ныне ПАО «Северсталь») было обусловлено нуждами ленинградской промышленности, развитием железнодорожной сети Европейского Севера России и базировалось на ломе черных металлов, польской железной руды и печорских коксующихся углей [14]. Новиков Н.И., Подъяпольский Д.В. и Новикова Г.В. изучали роль черной металлургии в развитии национальной и региональной экономики. Авторы отмечают, что отрасль, производя ключевые компоненты конструкционных материалов в строительстве и машиностроении, имеет высокую значимость в формировании индустриального фундамента экономики РФ. Вклад черной металлургии в ВВП страны находится на уровне 4-5%, а ее доля в суммарном экспорте составляет примерно 6-7%. В составе отрасли насчитывается около 1,5 тыс. предприятий и организаций [15]. Ревинская Л.Ю. в своем исследовании о состоянии и перспективах развития российской черной металлургии отмечает стратегическую важность отрасли в экономике, находящуюся второй по значимости после топливно-энергетического комплекса в промышленности России. Черная металлургия использует 5,3% электроэнергии и 5,8% природного газа от общего объема внутреннего потребления страны. Удельный вес отрасли в грузоперевозках на железной дороге составляет около 15%. Черная металлургия является фундаментом для развития многих других отраслей промышленного производства, а именно судостроения, авиации, железнодорожного транспорта, транспортного и тяжелого машиностроения, военного комплекса, энергетики и т.д. Она формирует условия для роста национальной экономики и способствует росту конкурентоспособности отечественных производителей на мировых рынках [16].

За последние 15 лет средняя выплавка стали в РФ составляла около 69,8 млн тонн в год, что соответствует 5-6 месту в мире среди стран-лидеров, а темпы прироста варьировались в пределах от -3 до 3 процентных пункта [17]. Стоит отметить, что за это время лидер мировой сталелитейной индустрии – Китай − смог увеличить выплавку стали примерно в 2,5 раза, тогда как прирост производства стали в России составил 1,1%. Российская черная металлургия основана на шести крупных холдингах, производящих до 93% всей стали страны. К их числу относятся: ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК», ПАО «Евраз», ПАО «Мечел» и ПАО «Металлоинвест» [18]. Примечательно, что в первых трех из перечисленных холдингов ключевой акционер имеет в своем распоряжении как минимум 75% акций уставного капитала, такая ситуация естественным образом сводит к минимуму роль государства в развитии корпораций и отрасли в целом. В других компаниях ситуация несколько иная. Так, например, в ПАО «Евраз» уставный капитал разделен между Романом Абрамовичем (28,64%), Александром Абрамовым (19,32%), Александром Фроловым (9,65%), Геннадием Козовым (5,74%) и Максимом Воробьевым (3,01%) [19]. Игорь Зюзин владеет 51,54% акциями ПАО «Мечел» [20]. Алишеру Усманову принадлежит около 49% акций уставного капитала ПАО «Металлоинвест» [21].

Рассмотрим производственные показатели трех исследуемых российских корпораций черной металлургии, а также общее производство стали в России, в Китае и в мире (табл. 1). За последние 15 лет ПАО «Северсталь» выплавила примерно 167 млн тонн стали, ПАО «ММК» – 182 млн тонн и ПАО «НЛМК» – около 208 млн тонн. Среднегодовая выплавка за период составила 11,1, 12,1 и 13,3 млн тонн, соответственно, по корпорациям, при этом Магнитогорский комбинат сократил выплавку на 7%, ПАО «Северсталь» по итогам 2020 г. произвел столько же, сколько и в 2006 г., а Новолипецкий комбинат нарастил производство на 73% с 9130 до 15 833 тыс. тонн. Особенно значимы рост выплавки стали у ПАО «НЛМК» на 25% в 2012 г. удалось достичь благодаря выходу на проектную мощность сталеплавильного оборудования на липецкой площадке, а также устойчиво высокой загрузке сталеплавильных мощностей [22]. Средний вклад ПАО «Северсталь», ПАО «ММК» и ПАО «НЛМК» в общероссийском производстве стали составил 53,1% за 15 лет или 557 млн тонн.

К слову сказать, Китай за аналогичный период выплавил примерно 11,2 млрд тонн стали, что в 10,7 раза больше, чем в России. Начиная с 2013 г., страна выплавляет половину и более от общемирового производства стали. Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 г. Китаем было выпущено свыше 1065 млн тонн стали, что стало абсолютным рекордом страны за всю нынешнюю историю, а также больше, чем производство стали в России за 15 лет.

 

 

 

Таблица 1

Производство стали в ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК», России, Китае и в мире с 2006 по 2020 г.*

Период

ПАО «Северсталь»

ПАО «ММК»

ПАО «НЛМК»

В сумме**

Россия

Доля

***

Китай

Мир

Доля

****

тыс. тонн

млн тонн

%

млн тонн

%

2006

11267

12455

9130

32,9

70,8

46,4

419,1

1247,2

33,6

2007

11867

13261

9180

34,3

72,4

47,4

489,3

1346,1

36,3

2008

11081

11957

10500

33,5

68,5

49,0

500,3

1329,0

37,6

2009

9480

9618

10610

29,7

60,0

49,5

567,8

1224,0

46,4

2010

11033

11419

11550

34,0

66,9

50,8

638,7

1433,4

44,6

2011

11268

11724

11968

35,0

68,9

50,7

702,0

1538,0

45,6

2012

10566

12247

14923

37,7

70,2

53,8

731,0

1560,4

46,8

2013

10651

11941

15429

38,0

69,0

55,1

822,0

1650,4

49,8

2014

10851

13031

15904

39,8

71,5

55,6

822,8

1669,9

49,3

2015

10855

12236

15912

39,0

70,9

55,0

803,8

1620,0

49,6

2016

10891

12544

16608

40,0

70,8

56,6

808,4

1629,6

49,6

2017

11651

12860

17113

41,6

71,5

58,2

870,9

1730,0

50,3

2018

12039

12660

17606

42,3

72,1

58,7

928,3

1808,0

51,3

2019

11847

12463

15696

40,0

71,9

55,6

996,3

1868,8

53,3

2020

11314

11574

15833

38,7

71,6

54,1

1064,8

1878,0

56,7

Всего за 2006-2020

166660

181990

207962

556,6

1047,0

53,2

11165,5

23532,8

47,4

В среднем за 2006−2020

11111

12133

13864

37,1

69,8

53,1

744,4

1568,9

46,8

2020 к 2006, раз

1,00

0,93

1,73

1,18

1,01

1,17

2,54

1,51

1,69

** – суммарная выплавка стали ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК»;

*** – удельный вес ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК» в общероссийском производстве стали;

**** – удельный вес Китая в общемировом производстве стали.

*Примечание: составлено по данным операционных результатов металлургических корпораций России и Всемирной Ассоциации стали.

 

В период с 2006 по 2020 г. сумма общих налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации составила 188,1 трлн руб., при этом рост за период составил 3,8 раза (с 5,4 до 20,7 трлн руб.). Говоря о динамике и структуре поступлений ключевых налогов в бюджет России в последние пятнадцать лет, можно отметить следующее:

1. Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей занимает налог на добычу полезных ископаемых. Его сумма за период составила около 43 трлн руб. или 22,8% в общем объеме поступлений. На втором месте налог на прибыль – 39 трлн и 20,8%. Третье место у НДФЛ – 37,8 трлн руб. с долей в 20,1%, а на четвертом – НДС, поступления которого составили 35,5 трлн руб., что соответствует 18,9% общей суммы.

2. Несмотря на наименьший вклад за исследуемый период НДС в формировании бюджета, рост поступлений данного налога в абсолютном выражении оказался максимальным и составил 4,72 раза против 2,4 раза у налога на прибыль, 4,45 раза у НДФЛ и 3,4 раза у НДПИ.

3. Роль в формировании бюджета сократилась у налога на прибыль с 30,7 до 19,4%, у НДПИ с 21,4 до 19,1%, доля НДФЛ выросла с 17,5 до 20,5% и у НДС с 17,5 до 21,7%, что подтверждает усиление значимости налога в бюджетных доходах (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес ключевых налогов в общей сумме налоговых платежей
в бюджет РФ с 2006 по 2020 г.*

Период

Общая сумма платежей в бюджет РФ

Налог на прибыль

Доля

НДФЛ

Доля

НДС

Доля

НДПИ

Доля

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

млрд руб.

%

2006

5441

1670

30,7

954

17,5

951

17,5

1162

21,4

2007

6398

2170

33,9

1294

20,2

1425

22,3

1197

18,7

2008

7968

2509

31,5

1679

21,1

1039

13,0

1708

21,4

2009

6307

1263

20,0

1681

26,7

1207

19,1

1054

16,7

2010

7687

1772

23,1

1810

23,5

1384

18,0

1406

18,3

2011

9734

2268

23,3

1994

20,5

1845

19,0

2043

21,0

2012

10953

2352

21,5

2260

20,6

1989

18,2

2459

22,5

2013

11323

2052

18,1

2498

22,1

1977

17,5

2576

22,8

2014

12606

2294

18,2

2689

21,3

2301

18,3

2904

23,0

2015

13707

2442

17,8

2805

20,5

2589

18,9

3226

23,5

2016

14388

2678

18,6

3017

21,0

2808

19,5

2929

20,4

2017

17194

3239

18,8

3252

18,9

3233

18,8

4130

24,0

2018

21149

4004

18,9

3656

17,3

3762

17,8

6127

29,0

2019

22511

4363

19,4

3956

17,6

4487

19,9

6106

27,1

2020

20714

4016

19,4

4250

20,5

4490

21,7

3947

19,1

Всего за 2006-2020

188080

39092

20,8

37795

20,1

35487

18,9

42974

22,8

В среднем за 2006-2020

12539

2606

22,2

2520

20,6

2366

18,6

2865

21,9

2020 к 2006, раз

3,81

2,40

0,63

4,45

1,17

4,72

1,24

3,40

0,89

*Примечание: составлено по данным Федеральной налоговой службы.

 

Из выше представленной табл. также можно сделать вывод о том, что в 2020 г. НДС сыграл ключевую роль в формировании бюджета страны. На его возросшую роль повлияло также и повышение ставки с 18 до 20% в 2019 г. Так поступления НДС в бюджет увеличились на 19,3% с 2018 по 2019 г. [23].

Если говорить о роли предприятий черной металлургии в формировании доходов бюджетной системы (табл. 3) можно сказать следующее:

1. За пятнадцать лет федеральный бюджет возместил предприятиям черной металлургии около 349 млрд руб. налога на добавленную стоимость. Средний объем возмещаемого НДС за период составил 23,3 млрд руб. В 2015 г. (единственный раз) суммарный НДС предприятий металлургии был в пользу бюджетной системы и составлял 6,1 млрд руб. Отмена возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям в пользу металлургических корпораций позволила бы увеличить доходы бюджетной системы от черной металлургии с 943 млрд до 1,3 трлн руб. за последние 15 лет.

2. Ключевым налогом от предприятий российской черной металлургии в консолидированный бюджет России является налог на прибыль, итоговые поступления которого за период составляли 883,6 млрд руб. или 93,7% в совокупных поступлениях от отрасли. Также можно сказать, что удельный вес черной металлургии в формировании общих поступлений налога на прибыль среди всех отраслей составил около 2,3% за период.

3. Поступления НДФЛ от отрасли составили 225,8 млрд руб. Постепенный рост отчислений налога на доходы физлиц с 2007 по 2020 г. говорит от росте величины заработной платы на металлургических производствах.

4. Расчеты металлургических организаций с бюджетной системой по поводу уплаты налога на добычу полезных ископаемых являлись самыми незначительными из всех. С 2006 по 2020 г. общий НДПИ от отрасли составил 7,5 млрд руб., что эквивалентно 0,02% от общих поступлений НДПИ. Стоит отметить, что будущие поступления НДПИ от отрасли черной металлургии будут увеличиваться в связи ростом рентного коэффициента в 3,5 раза. Данная налоговая донастройка придет на замену существующим экспортным пошлинам. По мнению экспертов-экономистов, увеличение НДПИ может привести к изъятию из оборотного капитала металлургических корпораций около 20 млрд руб.

Таким образом, теперь инструментом изъятия сверхдоходов металлургов будет являться НДПИ. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров считает, что когда компании расплачиваются на этапе добычи ресурсов из земли, а не на этапе продажи, является логичным и справедливым вариантом налогообложения деятельности [24].

Таблица 3

Удельный вес ключевых налогов от производств черной металлургии в формировании суммарных поступлений среди всех отраслей с 2006 по 2020 г.*

Период

НДС

Налог на прибыль

НДФЛ

НДПИ

Всего поступлений в бюджет РФ

млн руб.

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

2006

-26271

148649

8,90

24051

2,52

3779

0,33

163462

3,00

2007

-21439

75404

3,47

9385

0,73

169

0,01

70664

1,10

2008

-34510

93480

3,73

10951

0,65

182

0,01

77939

0,98

2009

-39588

-8566

-0,68

9356

0,56

170

0,02

-29564

-0,47

2010

-35858

19689

1,11

10496

0,58

198

0,01

6878

0,09

2011

-28574

19530

0,86

11787

0,59

231

0,01

16425

0,17

2012

-27962

13217

0,56

12682

0,56

231

0,01

12192

0,11

2013

-24633

9763

0,48

13693

0,55

313

0,01

13504

0,12

2014

-7855

25615

1,12

14208

0,53

214

0,01

45917

0,36

2015

6056

44364

1,82

15408

0,55

237

0,01

79044

0,58

2016

-6481

46082

1,72

16104

0,53

219

0,01

67352

0,47

2017

-16680

73617

2,27

17320

0,53

268

0,01

86232

0,50

2018

-28394

132016

3,30

19106

0,52

319

0,01

136887

0,65

2019

-29466

102787

2,36

20328

0,51

439

0,01

104438

0,46

2020

-27298

87921

2,19

20913

0,49

503

0,01

91592

0,44

Всего за 2006-2020

-348953

883568

2,26

225788

0,60

7472

0,02

942962

0,50

В среднем за 2006-2020

-23264

58905

2,21

15053

0,69

498

0,03

62864

0,57

2020 к 2006, раз

1,04

0,59

0,25

0,87

0,20

0,13

0,04

0,56

0,15

*Примечание: составлено по данным Федеральной налоговой службы

 

Проведя небольшой сравнительный анализ ключевых поступлений налогов от отрасли черной металлургии, рассмотрим более подробно расчеты корпораций ПАО «Северсталь», ПАО «ММК» и ПАО «НЛМК» с бюджетной системой по поводу уплаты налога на добавленную стоимость. Стоит сказать, что НДС является вторым по значимости налогом в налоговой нагрузке металлургических предприятий после налога на прибыль. И как было упомянуто выше, уплата данного налога характеризуется такой особенностью российского налогового законодательства, как возмещение НДС предприятиям из федерального бюджета.

В период с 2006 по 2020 г. федеральный бюджет возместил ПАО «НЛМК» НДС на общую сумму около 200,2 млрд руб. При этом поступления налога на прибыль в федеральный бюджет составили примерно 59,3 млрд руб., что больше, чем у ПАО «Северсталь» и ПАО «ММК» на 41 и 22,8 млрд руб. соответственно.

Учитывая тот факт, что с 2019 г. уровень процентной ставки по НДС вырос с 18 до 20%, увеличенные объемы возмещаемого НДС из федерального бюджета в пользу
ПАО «НЛМК» не только снижают роль комбината в формировании налоговых доходов бюджетной системы, но и отвлекают инвестиционные ресурсы из экономики [25]. Ключевыми причинами «отрицательного» НДС у Новолипецкого комбината являются рынки сбыта. Так, средняя доля России в структуре продаж по регионам ПАО «НЛМК» за последние семь лет составила всего 38,2%, а значит 61,8% – продажи металлопродукции на экспорт, среди которых Турция, страны Евросоюза, Северной Америки и Азии [26]. Напротив, у ПАО «Северсталь» и ПАО «ММК» отечественный рынок является основным в структуре продаж, где доля России варьируется от 63 до 75% (табл. 4).

Таблица 4

Расчеты металлургических корпораций с бюджетной системой

по налогу на прибыль и НДС с 2006 по 2020 г.*

Период**

ПАО «Северсталь»

ПАО «ММК»

ПАО «НЛМК»

Налог на прибыль в ФБ***

НДС

Доля****,

в %

Налог на прибыль в ФБ***

НДС

Доля****,

в %

Налог на прибыль в ФБ***

НДС

Доля****,

в %

2006

3847

-1141

32,2

3246

-6686

27,0

4606

-3829

27,0

2007

5339

3097

34,8

3245

-8367

27,0

3440

-6087

27,0

2008

6936

4090

38,2

2838

-11189

27,0

5572

-10775

31,6

2009

-179

-979

-59,1

51

-11855

10,0

4

-7307

0,3

2010

796

-975

15,5

149

-5747

10,0

794

-12166

15,1

2011

1003

-1404

19,7

160

5406

10,0

1442

-16178

20,5

2012

891

-588

56,5

196

4390

10,0

614

-14867

13,2

2013

574

-2932

42,9

0

5069

0,0

1109

-14321

0,0

2014

1614

1547

72,7

14

8669

9,8

1520

-10380

15,8

2015

1598

5819

81,7

1098

16041

10,0

2910

-10690

18,2

2016

1816

3524

41,2

1555

13393

10,0

3417

-14512

25,0

2017

5943

462

52,1

2374

14350

14,9

6128

-19041

38,7

2018

4391

1220

24,6

3727

9639

15,1

10179

-21101

37,3

2019

3881

-3834

23,1

2616

18550

15,2

9445

-19088

44,2

2020

2553

-11091

23,6

1559

19596

15,1

8097

-19831

44,3

Всего за 2006-2020

41003

-3185

33,0

22828

71259

16,9

59277

-200173

30,7

В среднем за 2006-2020

2734

-212

33,3

1522

4751

14,1

3952

-13345

23,9

2020 к 2006, раз

0,66

9,72

0,73

0,48

-2,93

0,56

1,76

5,18

1,64

** – в связи с отсутствием данных статистической налоговой отчетности ФНС, информация по объему налоговых поступлений от корпораций черной металлургии приведена с 2006 г.;

*** – налог на прибыль в федеральный бюджет;

**** – доля налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный бюджет в совокупном объеме налога на прибыль от металлургического производства региона базирования корпорации.

*Примечание: составлено по данным управлений ФНС по Вологодской, Челябинской и Липецкой областям.

 

Таким образом, резюмируя итог проведенного исследования, перечислим основные полученные результаты:

1. В экономической литературе существует большое количество исследований по тематике НДС, касающихся развития и потенциала данного налога, последствий от повышения и понижения ставки, роли НДС в формировании бюджетной системы страны. Налог на добавленную стоимость является одним из главных косвенных налогов, который формирует бюджет на 18,6% в среднем. Несмотря на то, что его доля в совокупных налоговых поступлениях ниже, чем у налога на прибыль (22,2%), налога на доходы физических лиц (20,6%) и налога на добычу полезных ископаемых (21,9%), его динамика продемонстрировала наибольший рост как в абсолютном (+4,72 раза), так и в удельно-весовом выражении (+1,24 раза).

2. Для Российской Федерации черная металлургия является второй по значимости после нефтегазового комплекса  отраслью промышленного производства. Отрасль играет большую роль в формировании индустриального фундамента экономики, а также имеет стратегическую для страны важность. Она производит 4-5% совокупного ВВП страны, а также 6-7% экспорта. На территории России функционирует около полутора тысяч компаний и организаций, относящихся к сегменту черной металлургии. Отраслью потребляется 5,3% производимой электроэнергии и 5,8% природного газа. Доля отрасли в железнодорожных грузоперевозках составляет около 15%. Черная металлургия является фундаментом для развития многих других отраслей промышленного производства, а именно судостроения, авиации, железнодорожного транспорта и т.д. В период с 2006 по 2020 г. российскими корпорациями черной металлургии было выплавлено 1047 млн тонн стали, в то время как Китай произвел 1065 млн тонн стали (на 1,7% больше) всего за один 2020-й год. Из-за активного развития сталелитейной промышленности Китая, страна с 2013 г. стала производить половину и больше всей стали в мире. При этом, доля России в общемировом производстве сократилась с 5,7 до 3,8%.

3. Расчеты между российскими предприятиями и организациями черной металлургии с федеральным бюджетом имеют стабильно отрицательный НДС. Так, по данным ФНС, за прошедшие пятнадцать лет сумма возмещаемого НДС из федерального бюджета в пользу предприятий черной металлургии составила 349 млрд руб. Единственный год, в котором федеральный бюджет был в плюсе по НДС от отрасли черной металлургии это 2015-й, его сумма НДС составила 6,1 млрд руб. Ключевым реципиентом налога на добавленную стоимость из федерального бюджета оказался находящийся в Липецкой области ПАО «НЛМК».

4. Три крупнейшие российские корпорации черной металлургии (ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ПАО «НЛМК»), которые производят около 53,2% всей стали в стране, имели разный характер взаиморасчетов с бюджетной системой, в частности, уплаты налога на добавленную стоимость. Так, с 2006 по 2020 г. объем возмещаемого НДС из федерального бюджета в пользу предприятий составил 200,2 млрд руб. у ПАО «НЛМК» и 3,2 млрд руб. у ПАО «Северсталь». Напротив, Магнитогорский металлургический комбинат за указанный период перечислял НДС в бюджетную систему в общей сумме на 71,3 млрд руб. Основная причина такого различия заключается в рынках сбыта. Объем продаж на внешние рынки у Новолипецкого комбината достигает 60 и более процентов, тогда как у ПАО «Северсталь» и ПАО «ММК» в приоритете домашний рынок.

 

References

1. Harchenko V.I. Fiskal'naya rol' naloga na dobavlennuyu stoimost' v nalogovoy politike gosudarstva // Nauchnye zapiski molodyh issledovateley. − 2019. − №3. − S. 24-30.

2. Shipilova A.V. Ocenka roli naloga na dobavlennuyu stoimost' v formirovanii federal'nogo byudzheta Rossiyskoy Federacii // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. − 2012. − №30. − S. 38-44.

3. Naumkina T.V., Baranova O.A. Mesto i rol' NDS v nalogovoy sisteme Rossii // MNIZh. − 2013. − №4-2 (11). − S. 15-19.

4. Saydulaev D.D. Rol' NDS v formirovanii dohodov federal'nogo byudzheta // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. − 2020. − №11-2. − S. 188-193.

5. Saydulaev D.D. Analiz postupleniya naloga na dobavlennuyu stoimost' v byudzhetnuyu sistemu Rossii // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. − 2020. − №11-3. − S. 52-56.

6. Umbetova D.A. Ekonomicheskaya suschnost' NDS i ego rol' v nalogovoy sisteme RF // Simvol nauki. − 2019. − №4. − S. 84-87.

7. Gasieva Z.P. Povyshenie stavki NDS: plyusy i minusy // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. − 2019. − №4. − S. 290-294.

8. Suptelo N.P., Dashuta E.F. Vliyanie povysheniya stavki NDS na razvitie predprinimatel'stva i mezhbyudzhetnye otnosheniya v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. − 2019. − №1 (28). − S. 66-74

9. Batashev R.V. Ocenka fiskal'nogo potenciala NDS // EGI. − 2020. − №6 (32). − S. 61-66.

10. Komarova E.I., Troyanskaya M.A. Napravleniya reformirovaniya poryadka vzimaniya i vozmescheniya NDS // ANI: ekonomika i upravlenie. − 2019. − №3 (28). − S. 188-192.

11. Shipilova A.V. Perspektivy razvitiya naloga na dobavlennuyu stoimost' v Rossii // Finansy i kredit. − 2012. − №6 (486). − S. 62-71.

12. Il'in V.A. Vliyanie metallurgicheskih korporaciy na formirovanie dohodov regional'nyh byudzhetov (2007–2016) [Tekst]: monografiya / V.A. Il'in, A.I. Povarova. – Vologda: VolNC RAN, 2019. – 198 s.

13. Zayceva E.S. Nalogovoe regulirovanie metallurgicheskogo rynka // Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki. − 2008. − №2. − S. 351-352

14. Adamesku A.A. Rol' chernoy metallurgii kak bazovoy otrasli promyshlennosti v regional'nom razvitii strany // Regionologiya. − 2011. − №4 (77). − S. 136-159.

15. Novikov N.I., Pod'yapol'skiy D.V., Novikova G.V. Rol' chernoy metallurgii v razvitii nacional'noy i regional'noy ekonomiki // Vestnik KemGU. − 2014. − №2 (58). S. 254-258.

16. Revinskaya L.Yu. Rossiyskaya chernaya metallurgiya: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Infrastrukturnye otrasli ekonomiki: problemy i perspektivy razvitiya. − 2015. − №11. − S. 51-57.

17. Vsemirnaya Associaciya stali. URL: https://www.worldsteel.org/

18. Metallurgiya. Analiticheskaya spravka. Vklad metallurgicheskoy promyshlennosti v rossiyskuyu ekonomiku [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Metallupgiya_2019.pdf

19. Struktura akcionernogo kapitala PAO «Evraz». URL: https://www.evraz.com/ru/investors/shareholders/shareholder-structure/

20. Struktura akcionernogo kapitala PAO «Mechel». URL: https://mechel.ru/shareholders/info/capital/

21. Struktura akcionernogo kapitala PAO «Metalloinvest». URL: https://www.metalloinvest.com/investors/share-capital/

22. Godovoy otchet PAO «NLMK» za 2012 god. URL: https://nlmk.com/upload/iblock/5aa/godovoy_otchet_za_2012_god.pdf

23. Nalog na dobavlennuyu stoimost' (NDS). URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/TAXATION/TAXES/NDS/

24. Iz-pod zemli do stali. NDPI dlya metallurgov budet povyshen s 2022 goda. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4935647

25. Il'in V.A., Povarova A.I. Nedostatki nalogovogo administrirovaniya krupnogo biznesa i ih vliyanie na regional'nye byudzhety // Ekonomika regiona. − 2017. − №1. − S. 25-37.

26. Rynki sbyta metalloprodukcii PAO «NLMK». URL: https://nlmk.com/ru/about/markets/

Login or Create
* Forgot password?