Personalized teaching is presented from the standpoint of humanitarian psychology as a specific type of education, that focuses on developing a human subjectness. Intellectual development is considered under the conditions of transition to the modern information society. The substance, composition and structure of personalized teaching are defined as the way to facilitate intellectual development of a student’s personality. Various psychological types of students are featured, as well as extraordinate pedagogical interaction and techniques of personalized teaching.
personalized teaching, subjectivity, identity, social individuum, intellectual development, psychological types, pedagogical interaction, personalized teaching technologies.
Как известно, одним из приоритетов школьной системы образования являлось и является интеллектуальное развитие личности учащихся. В отечественной педагогике и психологии последнее нашло свое отражение в концепциях развивающего обучения. Однако следует заметить, что в этих концепциях акцент делается на обучаемости. Другим же интеллектуальным способностям (конвергентность, креативность) отдается второстепенное значение, хотя известно, что у многих учащихся обучаемость не является доминирующей способностью. Наряду с этим следует заметить, что развивающее обучение, по большей части, сводится к показателям когнитивного развития и не ориентировано на метакогнитивные структуры в индивидуальном интеллекте учащихся. Вместе с тем метакогниции в условиях информационной перенасыщенности, когда процесс взаимодействия субъекта с объектом построен не по принципу запоминания и сохранения, а по принципу управления информацией, приобретают особую значимость. Очевидно, что успешная адаптация в современной мире и творческая деятельность человека требуют умений управлять потоками информации, что, в конечном итоге, ставит вопрос об изменениях профессиональных функций педагога в системе школьного образования.
Все вышесказанное позволяет выделить ряд проблем, требующих не только научных и философских изысканий, но и практической разработки организационно-педагогического и психологического обеспечения. В этом ряду можно выделить в области интеллектуального развития переход от когнитивных к метакогнитивным стратегиям обучения и в этой связи — акцентуации на «компетентностный» и «мастерский» уровень интеллектуальных репрезентаций в деятельности. В первом случае речь идет о теоретической подготовленности к деятельности, связанной с отбором информации и использованием ее при решении теоретических задач и теоретическом решении практических задач; во втором – о создании новой информации в контексте творческой деятельности человека и практическое решение практических задач.
1. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of developmental education]. Moscow, INTOR Publ., 1996.
2. Kondrat´ev S.V. Psikhologiya personifitsirovannogo obucheniya [Psychology personalized instruction]. Kaluga, KGPU im. K.E. Tsiolkovskogo Publ., 2002.
3. Kondrat´ev S.V. Integrativnaya sub"ektnost´ cheloveka i obuchenie [Human integrative subjectivity and education]. Moscow, «Voskhozhdenie» Publ., 2010
4. Uznadze D.N. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research]. Moscow, Nauka Publ., 1966.
5. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of Intelligence: Paradoxes of the study]. Tomsk-Moskva, «Bars» Publ., 1997.