Based on the positions of interrelation between the science of psychology and the Christian Anthropology, the author considers the problem of religious experience of a believer and discloses psychological aspects of such basic categories of faith, as «fear», «knowledge», «love». The results of empirical studies of churched and unchurched high school students are presented.
Christian anthropology, Christian psychology, human religious experiences, categories of faith, fear, knowledge, love.
В настоящее время в психологической науке наблюдается существенная корректировка содержания основных категорий. Это во многом связано с развитием науки «Психология», уточнения ее предмета. Такой реформаторский процесс в первую очередь связан с установлением содержательных границ психологического знания относительно других антропологических знаний. В этой связи требуется более четкое определение такого сущностного образования, которое раскрывало бы человеческую психику целостно. В качестве такого образования может выступить человеческая душа. Таким образом, возникает необходимость обратить пристальное внимание на клерикальные науки и в особенности на христианскую антропологию. Именно с позиции взаимосвязи психологии и христианской антропологии в настоящей статье рассматривается проблема религиозных переживаний верующего человека на примере учащихся старших классов.
Как известно, религиозные переживания человека связаны с верой в Бога. В этой связи рассмотрение религиозных переживаний неотделимо от понимания веры. С психологической точки зрения веру следует рассматривать с позиций взаимосвязи когнитивной, эмоциональной и волевой сфер субъекта [3]. То есть вера в обыденной жизни человека проявляется в переживаниях, затрагивающих ментальный опыт человека на фоне эмоционально-волевой регуляции. В этой связи с психологической точки зрения веру можно рассматривать относительно познания, эмоций и чувств. Последние составляют категориальный состав веры в виде религиозных переживаний, связанный с формированием индивидуального интеллекта как ментального опыта человека, вершинных и глубинных чувств. Все это позволяет говорить о таких категориях веры, как «страх», «познание», «любовь».
Индивидуальный интеллект относительно веры представляется в категории «познание». Глубинные чувства во многом находят свое отображение в эмоциональном состоянии страха. Вершинные чувства в вере связаны с переживанием любви.
1. Aleksandr (Mileant), ep. Lyubov´ – tsaritsa dobrodeteley [Love the queen of virtues]. St. Petersburg, «Lita» Publ., 2000.
2. Eysenk H.J. A Model for Intelligence. Berlin: Springer. 1982.
3. Il´in E.P. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg, PITER Publ., 2001.
4. Kondrat´ev S.V. Ambivalentnost´ chelovecheskoy sushchnosti kak filosofsko-psikhologicheskaya problema [The ambivalence of human nature as a philosophical and psychological problem]. Nauchnaya mysl´ Kavkaza: Prilozhenie [Scientific Thought Caucasus: Appendix]. 2004, i. 10, pp. 160–165.
5. Kondrat´ev S.V. Integrativnaya sub"ektnost´ cheloveka i obuchenie [Human integrative subjectivity and training]. Moscow, Voskhozhdenie Publ., 2010.
6. Spinoza B. Izbranye proizvedeniya [Election of work]. V. 1. Moscow, 1957, p. 257.
7. Tyunnikov Yu.S., Izmaylova M.O. Metody planirovaniya statisticheskogo eksperimenta v issledovanii professional´noy podgotovki i politekhnicheskogo obucheniya [Planning methods of statistical experiment in the study of training and polytechnic education]. Ul´yanovsk, 1983.
8. Fromm E. Dusha cheloveka [Soul of Man]. Moscow, Respublika Publ., 1992.
9. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of Intelligence: Paradoxes of the Study]. Tomsk-Moscow, 1997.