Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the positions of interrelation between the science of psychology and the Christian Anthropology, the author considers the problem of religious experience of a believer and discloses psychological aspects of such basic categories of faith, as «fear», «knowledge», «love». The results of empirical studies of churched and unchurched high school students are presented.

Keywords:
Christian anthropology, Christian psychology, human religious experiences, categories of faith, fear, knowledge, love.
Text

В настоящее время в психологической науке наблюдается существенная корректировка содержания основных категорий. Это во многом связано с развитием науки «Психология», уточнения ее предмета. Такой реформаторский процесс в первую очередь связан с установлением содержательных границ психологического знания относительно других антропологических знаний. В этой связи требуется более четкое определение такого сущностного образования, которое раскрывало бы человеческую психику целостно. В качестве такого образования может выступить человеческая душа. Таким образом, возникает необходимость обратить пристальное внимание на клерикальные науки и в особенности на христианскую антропологию. Именно с позиции взаимосвязи психологии и христианской антропологии в настоящей статье рассматривается проблема религиозных переживаний верующего человека на примере учащихся старших классов.

Как известно, религиозные переживания человека связаны с верой в Бога. В этой связи рассмотрение религиозных переживаний неотделимо от понимания веры. С психологической точки зрения веру следует рассматривать с позиций взаимосвязи когнитивной, эмоциональной и волевой сфер субъекта [3]. То есть вера в обыденной жизни человека проявляется в переживаниях, затрагивающих ментальный опыт человека на фоне эмоционально-волевой регуляции. В этой связи с психологической точки зрения веру можно рассматривать относительно познания, эмоций и чувств. Последние составляют категориальный состав веры в виде религиозных переживаний, связанный с формированием индивидуального интеллекта как ментального опыта человека, вершинных и глубинных чувств. Все это позволяет говорить о таких категориях веры, как «страх», «познание», «любовь».

Индивидуальный интеллект относительно веры представляется в категории «познание». Глубинные чувства во многом находят свое отображение в эмоциональном состоянии страха. Вершинные чувства в вере связаны с переживанием любви.

References

1. Aleksandr (Mileant), ep. Lyubov´ – tsaritsa dobrodeteley [Love the queen of virtues]. St. Petersburg, «Lita» Publ., 2000.

2. Eysenk H.J. A Model for Intelligence. Berlin: Springer. 1982.

3. Il´in E.P. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg, PITER Publ., 2001.

4. Kondrat´ev S.V. Ambivalentnost´ chelovecheskoy sushchnosti kak filosofsko-psikhologicheskaya problema [The ambivalence of human nature as a philosophical and psychological problem]. Nauchnaya mysl´ Kavkaza: Prilozhenie [Scientific Thought Caucasus: Appendix]. 2004, i. 10, pp. 160–165.

5. Kondrat´ev S.V. Integrativnaya sub"ektnost´ cheloveka i obuchenie [Human integrative subjectivity and training]. Moscow, Voskhozhdenie Publ., 2010.

6. Spinoza B. Izbranye proizvedeniya [Election of work]. V. 1. Moscow, 1957, p. 257.

7. Tyunnikov Yu.S., Izmaylova M.O. Metody planirovaniya statisticheskogo eksperimenta v issledovanii professional´noy podgotovki i politekhnicheskogo obucheniya [Planning methods of statistical experiment in the study of training and polytechnic education]. Ul´yanovsk, 1983.

8. Fromm E. Dusha cheloveka [Soul of Man]. Moscow, Respublika Publ., 1992.

9. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of Intelligence: Paradoxes of the Study]. Tomsk-Moscow, 1997.

Login or Create
* Forgot password?