FORMATION OF A MODEL FOR ASSESSING THE LEVEL OF INCREASING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF ECONOMIC SECTORS IN THE CONTEXT OF GLOBAL CLIMATIC CHANGES THROUGH THE USE OF INFORMATION FROM THE HYDROMETEOROLOGICAL SUPPORT SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The key problems of the ongoing global climatic changes for nature, economy and humanity as a whole are considered. The developed model for assessing the total economic effect from the use of information from the hydrometeorological support system when managing business entities is presented, including the economic effect associated with the prevention of direct losses due to the use of information from the hydrometeorological support system when managing business entities and the economic effect associated with a reduction in the amount of lost benefits due to the use of information hydrometeorological support systems for managing business entities. It is shown that the developed model makes it possible to provide a more detailed and more accurate assessment of the increase in the economic efficiency of economic sectors in the context of global climatic changes through the use of information from the hydrometeorological support system.

Keywords:
model formation, level assessment, increase in economic efficiency, management of economic sectors, conditions of global climatic changes, use of information, hydrometeorological support system
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Среди глобальных проблем человечества одно из центральных мест занимает проблема ухудшения качества среды обитания, обусловленная экологическими и климатическими изменениями. При этом естественная динамика климатических изменений существенным образом искажается иррациональной человеческой деятельностью, которая в угоду кратковременной, конъюнктурной экономической выгоды создает долгосрочные проблемы для существования на Земле самого человека, обусловленные ухудшением качества среды обитания.

Изменение климата Земли проявляется не только в повышении температуры, а в целом комплексе глобальных изменений, в результате которых трансформируются все геосистемы, что проявляется в целом спектре опасных последствий для природной системы, развития экономики и существования человечества, часть из которых представлена на рис. 1.

Рис. 1. Опасные последствия изменения климата Земли

 

При этом, если, например, рассматривать проблему глобального потепления, то, согласно многолетним наблюдениям (рис. 2) [7], основной его причиной является влияние не неантропогенных, а антропогенных факторов как результатов деятельности человека (рис. 3).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f8/Global_Temperature_Anomaly.svg/langru-320px-Global_Temperature_Anomaly.svg.png https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f8/Global_Temperature_Anomaly.svg/langru-320px-Global_Temperature_Anomaly.svg.png    

Рис. 2. Динамика изменения температуры земли в период с 1880 по 2020 г. [7]

 

Рис. 3. Состав основных неатропогенных и антропогенных факторов, влияющих на изменение климата на Земле

В сложившихся условиях все большее значение приобретает исследование возможностей использования информации от источников гидрометобеспечения для повышения эффективности управления хозяйствованием предприятий, отраслей и комплексов в условиях глобальных климатических изменений.

Цель исследования

Целью представленных исследований является анализ системы гидрометобеспечения как источника повышения экономической эффективности предприятий, отраслей и комплексов хозяйствования в условиях глобальных климатических изменений.

Методическая база исследований

Законодательную и методологическую базу исследований составили Климатическая доктрина Российской Федерации [8], План реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, Утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. No 2344-р [19], Доклад Банка России для общественных консультаций «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации» [4], Указ Президента Российской Федерации «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [27], Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 г. [30], Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. No 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» [28], Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. [21], Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата) [20] и др.

Методическую базу представленных исследований составили известные научные работы, посвященные изучению системы гидрометобеспечения как источник повышения экономической эффективности управления субъектов хозяйствования в условиях  глобальных климатических изменений таких авторов, как Бедрицкий А.И., Куролап С.А., Вильфанд Р.М., Дмитриева В.А. [2], Бобылев С.Н., Грицевич И.Г. [6], Глазов М.М., Фирова И.П., Редькина Т.М., Соломонова В.Н., Пудовкина О.И. [5], Лапина С.Н., Алимпиева М.А. [9], Лопух П.С. [18], Макаров И.А. [12], Митрова Т., Хохлов А., Мельников Ю., Пердеро А., Мельникова М., Залюбовский Е. [13], Ощепков А.М. [15], Папцов А.Г., Шиловская С.А., Колесников А.В., Амелин А.В., Ададимова Л.Ю., Суровцев В.А. [1], Порфирьев Б.Н. [17], Хандожко Л.А. [29]  и др.

Методическую базу исследований составили также авторские наработки по теме исследований, получившие отражение в трудах [3, 10, 11, 16, 22, 23].

Основное содержание исследований

В основу представленных исследований была положена гипотеза, базирующаяся на традиционном SWOT-анализе возможностей управления субъектами хозяйствования [24] с учетом глобальных климатических изменений, и заключающаяся в оценке повышения экономической эффективности отраслей хозяйствования в условиях глобальных климатических изменений при использовании бинарного деления уровней управляемости внешней среды (неуправляемой  (НУ) и частично управляемой (ЧУ)) и внутренней среды (частично управляемой (ЧУ) и полностью управляемой (ПУ)) (табл.1).

 

 

 

 

 

Таблица 1

SWOT-анализ возможностей управления субъектами хозяйствования с учетом глобальных климатических изменений с использованием бинарного деления уровней управляемости внешней и внутренней среды

 

 

Внешняя среда

Возможности -Opportunities

Угрозы - Threats

Внутренняя среда

Сила - Strengths

OS-НУ(=↑)

TS-НУ(=↑)

OS-ЧУ(↑=)

TS-ЧУ(=)

Слабость - Weaknesses

OW-ЧУ(↓=)

TW-ЧУ(↓=)

OW-ПУ(↓)

TW-ПУ(↓)

 

Таким образом, в отличие от традиционного подхода к анализу, при котором внешние факторы, влияющие на субъект хозяйствования, считаются полностью неуправляемыми, а внутренние, напротив, полностью управляемыми, предложенный подход к SWOT-анализу (табл. 1), базирующийся на бинарном делении уровней управляемости внешней среды (на НУ и ЧУ) и внутренней среды (на ЧУ и ПУ) расширяет возможности повышения экономической эффективности отраслей хозяйствования в условиях глобальных климатических изменений за счет использования информации от системы гидрометобеспечения.

Традиционно использование гидрометинформации для повышения эффективности отраслей хозяйствования, например, топливно-энергетического комплекса (рис. 4) [3] ассоциируется с предотвращением возможно ущерба от неблагоприятных явлений погоды.

 

Рис. 4. Пример использования гидрометинформации для повышения эффективности субъектов хозяйствования топливно-энергетического комплекса [3]

 

Соответственно, при оценке экономической эффективности от использования гидрометинформации при управлении субъектами хозяйствования традиционно учитываются лишь суммы предотвращенного ущерба (прямых экономических потерь) как экономии средств, см., например, рис. 5 [14].

Рис. 5. Пример оценки экономического эффекта (в тыс. руб.) от использования гидрометинформации по виду деятельности ОКВЭД 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» по г. Санкт-Петербургу за отопительный период 2018−2019 гг. [14]

 

Однако, как следует из табл. 1, учет климатических изменений за счет использования информации от системы гидрометобеспечения с точки зрения повышения экономической эффективности отраслей хозяйствования полностью соответствует классу оптимизационных задач [26], используемых при управлении субъектами хозяйствования. Это означает, что суммарный экономический эффект от использования информации системы гидрометобеспечения при управлении субъектами хозяйствования может быть представлен в виде суммы предотвращенных прямых потерь (см., например, рис. 5) и предотвращенных потерь от недополученной выгоды [25]:

LCЭЭ=LЭППП+LЭСНВ,                                                                 (1)

где LCЭЭ − суммарный экономический эффект от использования информации системы гидрометобеспечения при управлении субъектами хозяйствования;

LЭППП − экономический эффект, связанный с предотвращением прямых потерь, обусловленный использованием информации системы гидрометобеспечения при управлении субъектами хозяйствования;

LЭСНВ − экономический эффект, связанный с сокращением объема недополученной выгоды, обусловленный использованием информации системы гидрометобеспечения при управлении субъектами хозяйствования.

Экономический эффект, связанный с предотвращением прямых потерь LЭППП (1) при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, в свою очередь, определяется суперпозицией следующих составляющих:

LЭППП=LЭППП[OW-ПУ]+LЭППП[TW-ПУ]+LЭППП[OW-ЧУ]+LЭППП[TW-ЧУ],       (2)

где LЭППП[OW-ПУ] − экономический эффект, связанный с предотвращением прямых потерь при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, демонстрирующей возможности локализации слабых сторон внутренней среды субъекта хозяйствования по полностью управляемым факторам за счет использования информации о возможностях, представляемых внешней средой (комбинация OW-ПУ – см. табл. 1);

            LЭППП[TW-ПУ] − экономический эффект, связанный с предотвращением прямых потерь при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, демонстрирующей возможности локализации слабых сторон внутренней среды субъекта хозяйствования по полностью управляемым факторам за счет использования информации об угрозах со стороны внешней среды (комбинация TW-ПУ – см. табл. 1);

LЭППП[OW-ЧУ] − экономический эффект, связанный с предотвращением прямых потерь при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, демонстрирующей возможности локализации слабых сторон внутренней среды субъекта хозяйствования по частично управляемым факторам за счет использования информации о возможностях, представляемых внешней средой (комбинация OW-ЧУ – см. табл. 1);

LЭППП[TW-ЧУ] − экономический эффект, связанный с предотвращением прямых потерь при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, демонстрирующей возможности локализации слабых сторон внутренней среды субъекта хозяйствования по частично управляемым факторам за счет использования информации об угрозах со стороны внешней среды (комбинация TW-ЧУ – см. табл. 1).

Экономический эффект, связанный с локализацией недополученной выгоды LЭСНВ (1) при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, в свою очередь, определяется суперпозицией следующих составляющих:

LЭСНВ=LЭСНВ[OS-НУ]+LЭСНВ[OS-ЧУ]+LЭСНВ[TS-НУ]+LЭCНВ[TS-ЧУ],           (3)

где LЭСНВ[OS-НУ] − экономический эффект, связанный с локализацией недополученной выгоды при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, демонстрирующей возможности использования сильных сторон внутренней среды субъекта хозяйствования за счет использования информации о возможностях, представляемых внешней средой по неуправляемым факторам (комбинация OS-НУ – см. табл. 1);

LЭСНВ[OS-ЧУ] − экономический эффект, связанный с локализацией недополученной выгоды при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, демонстрирующей возможности использования сильных сторон внутренней среды субъекта хозяйствования за счет использования информации о возможностях, представляемых внешней средой по частично управляемым факторам (комбинация OS-ЧУ – см. табл. 1);

LЭСНВ[TS-НУ] − экономический эффект, связанный с локализацией недополученной выгоды при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, демонстрирующей возможности использования сильных сторон внутренней среды субъекта хозяйствования за счет использования информации об угрозах внешней среды по неуправляемым факторам (комбинация TS-НУ – см. табл. 1);

LЭСНВ[TS-ЧУ] − экономический эффект, связанный с локализацией недополученной выгоды при использовании в управлении субъектами хозяйствования информации системы гидрометобеспечения, демонстрирующей возможности использования сильных сторон внутренней среды субъекта хозяйствования за счет использования информации об угрозах внешней среды по частично управляемым факторам (комбинация TS-ЧУ – см. табл. 1).

 

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, в результате проведенных исследований разработана новая модель оценки суммарного экономического эффекта от использования информации системы гидрометобеспечения при управлении субъектами хозяйствования, включающая экономический эффект, связанный с предотвращением прямых потерь, обусловленный использованием информации системы гидрометобеспечения при управлении субъектами хозяйствования и экономический эффект, связанный с сокращением объема недополученной выгоды, обусловленный использованием информации системы гидрометобеспечения при управлении субъектами хозяйствования.

В основу предложенной модели положены возможности традиционного SWOT-анализа, используемые при управлении субъектами хозяйствования с учетом глобальных климатических изменений, дополненные бинарным делением уровней управляемости внешней среды (на неуправляемые и частично управляемые факторы) и бинарным делением уровней управляемости внутренней среды (на частично управляемые и полностью управляемые факторы), что позволяет обеспечить более детальную и более точную оценку повышения экономической эффективности отраслей хозяйствования в условиях глобальных климатических изменений за счет использования информации системы гидрометобеспечения. 

Представляется, что предложенная модель оценки повышения экономической эффективности отраслей хозяйствования в условиях глобальных климатических изменений за счет использования информации системы гидрометобеспечения позволит более детально описать саму систему гидрометобеспечения как источник повышения экономической эффективности отраслей хозяйствования в условиях глобальных климатических изменений.

Авторы считают, что предложенная модель оценки повышения экономической эффективности отраслей хозяйствования в условиях глобальных климатических изменений за счет использования информации системы гидрометобеспечения может послужить основой для дальнейшего совершенствования подходов к оценке возможностей повышения экономической эффективности отраслей хозяйствования в условиях глобальных климатических изменений за счет использования информации системы гидрометобеспечения.

 

References

1. Adaptaciya sel'skogo hozyaystva Rossii k global'nym izmeneniyam klimata. Pod red. I.G. Ushacheva i A.G. Papcova. – Moskva: Vserossiyskiy nauchno-issledovatel'skiy institut ekonomiki sel'skogo hozyaystva. Iyun', 2015. – 44 s.

2. Bedrickiy A.I., Kurolap S.A., Vil'fand R.M., Dmitrieva V.A. Strategicheskie napravleniya obespecheniya ekologicheskoy i gidrometeorologicheskoy bezopasnosti Rossii v usloviyah sovremennyh klimaticheskih izmeneniy. // Vestnik VGU, seriya: geografiya. geoekologiya, 2019. − No 4. − S. 5-14.

3. Veryatin V.Yu. O rezul'tatah obobschennogo analiza form i vidov gidrometinformacii, predostavlyaemyh potrebitelyam organizaciyami Rosgidrometa // Meteospektr. – 2002. – № 3-4 (11-12). – S. 29–34.

4. Vliyanie klimaticheskih riskov i ustoychivoe razvitie finansovogo sektora Rossiyskoy Federacii. Doklad Banka Rossii dlya obschestvennyh konsul'taciy. Bank Rossii. Moskva, 2020. – 35 s. https://cbr.ru/Content/Document/File/108263/Consultation_Paper_200608.pdf

5. Glazov M.M., Firova I.P., Red'kina T.M., Solomonova V.N., Pudovkina O.I. Upravlenie proektami v sfere prirodopol'zovaniya: Uchebnoe posobie. – Sankt-Peterburg: Izd-vo RGGMU, 2017. − 130 s.

6. Global'noe izmenenie klimata i ekonomicheskoe razvitie. Uchebnoe posobie dlya kursa ekonomiki prirodopol'zovaniya vysshih special'nyh uchebnyh zavedeniy. Bobylev S.N., Gricevich I.G. − Moskva: YuNEP, WWF - Rossiya. 2005. − 64 s.

7. Izmenenie klimata, 2013 g. Fizicheskaya nauchnaya osnova. Rezyume dlya politikov. Tehnicheskoe rezyume. Chasto zadavaemye voprosy. Doklad Rabochey gruppy I MGEIK (Mezhpravitel'stvennoy gruppy ekspertov po izmeneniyu klimata). Redaktory Tomas F. Stokker, Dahe Cin', Dzhian-Kasper Plattner, Melinda M.B. Tignor, Simon K. Allen, Dzhudit Boshung, Aleksander Nauels, Yuy Sya, Vinsent Beks, Paulin M. Midgley. 2013 g., Mezhpravitel'stvennaya gruppa ekspertov po izmeneniyu klimata

8. Klimaticheskaya doktrina Rossiyskoy Federacii. Utverzhdena rasporyazheniem Prezidenta RF ot 17 dekabrya 2009 g. N 861-rp. https://base.garant.ru/2170243/

9. Lapina S.N., Alimpieva M.A. Specializirovannoe meteorologicheskoe obespechenie otrasley ekonomiki: Uchebno-metodicheskoe posobie po kursu «Ekonomicheskaya meteorologiya» dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu 05.03.05 Prikladnaya gidrometeorologiya / S.N. Lapina, M.A. Alimpieva. – Saratov: IC «Nauka», 2020. – 50 s.

10. Lomakin O.E., Tebekin A.V. O strategii razvitiya Instituta povysheniya kvalifikacii rukovodyaschih rabotnikov i specialistov Rosgidrometa na period do 2030 g. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 4. − S. 3-14.

11. Lomakin O.E., Tebekin A.V. Perehod sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v strukture Rosgidrometa k sopryazhennoy modeli razvitiya. // Biznes. Obrazovanie. Pravo. − 2021. − № 3 (56). − S. 328-335.

12. Makarov I.A. Global'noe izmenenie klimata kak vyzov mirovoy ekonomike i ekonomicheskoy nauke. // Ekonomicheskiy zhurnal vysshey shkoly ekonomiki. – 2013. − T.17. − №3. − S. 479-496.

13. Mitrova T. Global'naya klimaticheskaya ugroza i ekonomika Rossii: v poiskah osobogo puti. / Mitrova T., Hohlov A., Mel'nikov Yu., Perdero A., Mel'nikova M., Zalyubovskiy E. – Moskva: Moskovskaya shkola upravleniya SKOLKOVO. May, 2020. – 69 s.

14. Oficial'naya statistika Upravlenie Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po g. Sankt-Peterburgu i Leningradskoy oblasti. Petrostat.old.gks.ru

15. Oschepkov A.M. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki [Elektronnyy resurs]: uchebnoe posobie / A. M. Oschepkov; Permskiy gosudarstvennyy nacional'nyy issledovatel'skiy universitet. – Elektronnye dannye. – Perm', 2021. – 1,90 Mb; 130 s.

16. Perevertkin V.I., Tebekin A.V. Principy formirovaniya innovacionno-investicionnoy strategii zhilischno-grazhdanskogo i kommunal'nogo stroitel'stva v usloviyah Kraynego Severa. // Innovacionnaya ekonomika: informaciya, analitika, prognozy. − 2016. − № 3. − S. 47-51.

17. Porfir'ev B.N. Ekonomicheskoe izmerenie klimaticheskogo vyzova ustoychivomu razvitiyu Rossii. // Vestnik rossiyskoy akademii nauk. – T. 89. − №4. − 2019. − S. 400-407.

18. Problemy gidrometeorologicheskogo obespecheniya hozyaystvennoy deyatel'nosti v usloviyah izmenyayuschegosya klimata: materialy Mezhdunarodnoy nauchn. konf., 5 – 8 maya 2015 g. / Belorus. gos. un-t; redkol.: P.S. Lopuh (otv. red.) [i dr.]. – Minsk, 2015. – 337 s.

19. Plan realizacii kompleksa mer po sovershenstvovaniyu gosudarstvennogo regulirovaniya vybrosov parnikovyh gazov i podgotovki k ratifikacii Parizhskogo soglasheniya, prinyatogo 12 dekabrya 2015 g. 21-y sessiey Konferencii Storon Ramochnoy konvencii Organizacii Ob'edinennyh Naciy ob izmenenii klimata. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 3 noyabrya 2016 g. No 2344-r. http://static.government.ru/media/files/PUoh4c5Tsaxzhj97F6VNt5FNG9qKflrT.pdf

20. Strategiya deyatel'nosti v oblasti gidrometeorologii i smezhnyh s ney oblastyah na period do 2030 goda (s uchetom aspektov izmeneniya klimata). Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 3 sentyabrya 2010 g. N 1458-r g. Moskva. https://rg.ru/2010/12/29/meteorologia-site-dok.html

21. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii s nizkim urovnem vybrosov parnikovyh gazov do 2050 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 29 oktyabrya 2021 g. No 3052-r. http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf

22. Tebekin A.V. Logistika i sel'skoe hozyaystvo v arktike: problemy i perspektivy. // Zhurnal estestvennonauchnyh issledovaniy. − 2018. − T. 3. − № 3. − S. 58-64.

23. Tebekin A.V. Razvitie logistiki v severnyh i arkticheskih regionah. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2018. − T. 4. − № 10. − S. 55-63.

24. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / A. V. Tebekin. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. − 333 s.

25. Tebekin A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy na osnove instrumentov teorii massovogo obsluzhivaniya. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2019. − T. 5. − № 6. − S. 34-54.

26. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Klassifikaciya metodov prinyatiya upravlencheskih resheniy na osnove optimizacii pokazateley effektivnosti. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2018. − T. 4. − № 4. − S. 13-24.

27. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii «Ob Osnovah gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federacii v Arktike na period do 2035 goda». https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_564371920

28. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 4 noyabrya 2020 g. No 666 "O sokraschenii vybrosov parnikovyh gazov". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011040008

29. Handozhko L.A. Ekonomicheskaya meteorologiya. Uchebnik. — Sankt-Peterburg: Gidrometeoizdat, 2005. – 491 s.

30. Energeticheskaya strategiya Rossiyskoy Federacii na period do 2035 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 9 iyunya 2020 g. No 1523-r. http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf

Login or Create
* Forgot password?