The article deals with the implementation of investment projects in the forestry complex of Russia. The classification groups of investment projects and indicators of investment activity in the industry segments of the forestry complex are presented. Despite the fact that significant growth rates of investments in the branches of the forestry complex have developed in recent years, there is a significant unrealized development potential, and they continue to remain low investment attractiveness for business. When implementing investment projects in forestry, the state often acts as the initiator of projects; investment projects in the timber industry complex are mainly implemented both by private business and with the support of the state. Investment projects in the forestry complex include state investment projects in the form of investments in forest infrastructure and in updating the technical base of forestry; public-private partnership in the form of priority investment projects, special investment contracts and regional investment projects; private business investment projects implemented in the form of capital investments, innovative investments and an increase in current assets. It has been determined that when implementing forest climate projects, the most effective mechanism for attracting investment is public-private partnership.
investments, investment projects, public-private partnership, management
Введение
Исторически начало управления проектами в лесном комплексе приходиться на индустриализацию прошлого столетия, толчком для которого стало массовое жилищное строительство, создание лесных поселков, развитие лесной инфраструктуры, прежде всего создание крупных лесоперерабатывающих производств.
По данным исследователей в период 1930-1940-х годов инвестиции направлялись на расширение и реконструкцию действовавших предприятий и строительство новых производств, связанных преимущественно с глубокой переработкой древесины [1]. Наибольший объем средств в развитие лесопромышленного комплекса страны был инвестирован в 1936 году -1,3 миллиарда рублей, что связано с вводом в строй крупных предприятий отрасли.
При этом непосредственно доля капитальных вложений в отраслевой комплекс составила более половины инвестиций - 740 мил. руб. [2]. Однако, несмотря на значительные запасы лесных ресурсов в Советском Союзе лесная промышленность не являлась приоритетным направлением экономики, и объемы инвестиций в сравнительной оценке оставались незначительными. Это привело к тому, что по уровню развития отраслевых предприятий страна существенно уступала странам Европы и Америке и уровень переработки сырьевых ресурсов не превышал 60% от заготавливаемой древесины.
Не смотря на то, что позднее, в 60-е годы, были реализованы проекты по строительству заводов перерабатывающих древесину: плитные, фанерные, целлюзозно-бумажные производства, лесной комплекс продолжал оставаться низкорентабельным и инвестиционно непривлекательным.
В последующие годы темпы инвестирования в лесной комплекс снизились, как и в равной мере замедлились процессы ввода в эксплуатацию крупных мощностей по переработке древесины.
Что касается лесного хозяйства в составе лесного комплекса страны, то находясь на сметно-бюджетном финансировании, а сочетании с низким уровнем внедрения новых технологий, техники и инноваций в лесоуправлении отраслевой сегмент стагнировал, превращаясь исключительной в сырьевую базу лесной промышленности. Существенные перемены в лесном хозяйстве связанные с изменениями лесного законодательства открыли дорогу инвестициям и новым возможностям в реализации проектов и осуществлении проектной деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» в отраслях и комплексах РФ реализуются проектный подход в отношении инвестиций.
При этом проекты существенно различаются по масштабу инвестиций от малых проектов (объем инвестиций до $10–15 млн.) до мегапроектов (объем инвестиций от $1 млрд.), объединяющих множество малых проектов и имеющих значительный временной лаг их реализации.
Ряд экономистов анализируют проекты с позиции срока реализации, при этом выделяя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные и с позиции участников проектов: частные, государственные и государственно частные проекты и программы [3,4].
В зависимости от сферы реализации проектов различают:
- организационно- технические проекты, направленные на строительство и создание нового предприятия реконструкцию, модернизацию или обновление производственных мощностей, включая замену техники и технологий или внедрение новой системы управления [5];
- социально-экономические – реализуемые в целях улучшения условий жизни и труда, упорядочения и оптимизации финансовой деятельности, организации бережливого производства, улучшения здоровья граждан и др. [6];
-информационно-маркетинговые связанные с повышением узнаваемости и популяризацией целевых задач, развитием коммуникаций на всех уровнях управления, повышением информационной доступности услуг и процессов для населения и др. [7].
Анализ литературных источников показал, что существуют разнообразные классификации проектов, в том числе характеру предметной области проектов учеными выделены инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные проекты [8,9].
Наибольший интерес с позиции проектного управления представляют собой инвестиционные проекты, объединяющие организационно-технические и финансово-экономические мероприятия и направленные на развитие субъекта инвестиционной деятельности, обеспечивающей получение дополнительного экономического или социального эффекта.
Современное законодательство РФ под инвестиционным проектом трактует обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимой проектной документации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [10]. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, которые в свою очередь представляют собой различные виды вновь создаваемого и модернизируемого имущества, независимо от права собственности на такое имущество. Более того законодатель в числе инвестиционных проектов выделяет особую категорию – приоритетных, и определяет их как инвестиционные проекты, суммарный объем капитальных вложений в которые соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, и включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. При реализации таких проектов на уровне государства возможны преференции и льготы.
В соответствии с законодательством РФ инвестирование могут осуществлять как юридические, так и физические лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
В трудах исследователей данной проблематики часто подчеркивается, что результативность реализации инвестиционных проектов в первую очередь зависит от специфики отраслевых сегментов экономики [11].
Россия является крупнейшей в мире страной по площади лесов и по запасу древесины, в связи с этим развитию лесного комплекса и привлечению инвестиций в его отрасли отведено особое внимание. Примечательно, что объем инвестиций в период с 2014 по 2020 год в основной капитал предприятий лесопромышленного комплекса имел тенденцию к росту (табл.1) [12,13].
Значительные темпы роста инвестиций в отраслях лесного комплекса имели место в период с 2017 по 2020 год, а темпы роста инвестиций в лесозаготовительную промышленность были максимальными за весь период исследований и составили от 122,7 до 147,2%.
Более скромные темпы роста инвестирования отмечены в отраслевых сегментах деревообработки и переработки древесины и производстве бумаги от 108,4% (темп роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности деревообработка и переработки древесины в 2017 году) до 134,4 (темп роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности производство бумаги в 2017 году).
1. Zykin, I. V. Lesopromyshlennyy kompleks Ural'skogo regiona v 1930-h gg.: istoriograficheskiy aspekt (sovremennyy etap) / I. V. Zykin // Ural i Sibir' v kontekste razvitiya rossiyskoy gosudarstvennosti: Materialy vseros. nauch. konf. «VI Emel'yanovskie chteniya». – Kurgan: Kurganskiy gos. un-t, 2012. – S. 170–172.
2. Zykin I. V. Lesopromyshlennyy kompleks Sovetskogo Soyuza v gody pervyh pyatiletok: problemy upravleniya, finansirovaniya, lesopol'zovaniya // Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. №4 (181). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lesopromyshlennyy-kompleks-sovetskogo-soyuza-v-gody-pervyh-pyatiletok-problemy-upravleniya-finansirovaniya-lesopolzovaniya (data obrascheniya: 17.10.2021).
3. Vertakova Yu.V. Ispol'zovanie instrumentov risk-menedzhmenta pri realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva/ Vertakova Yu.V., Agamagomedova E.V.// Kursk, 2020, 167 s.
4. Morkovina S.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mehanizm resheniya problemy finansirovaniya lesovosstanovleniya/ Morkovina S.S., Panyavina E.A., Drapalyuk O.I.//Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2013. № 11 (57). S. 77-81.
5. Panyavina E.A.Faktory razvitiya innovacionnoy deyatel'nosti predprinimatel'skih struktur/Panyavina E.A., Vanyatinskiy F.V.//Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2012. № 12 (46). S. 252-255.
6. Drapalyuk M.V.Razvitie innovacionnoy deyatel'nosti v regione: vektora vzaimodeystviya investorov i startapov/Drapalyuk M.V., Morkovina S.S., Kolesnichenko E.A., Busarina Yu.V., Stepanova Yu.N., Suhova V.E., Konstantinov A.V., Ivanova A.V./Moskva, 2014.
7. Eremina I.A. Cifrovizaciya kompleksnyh regional'nyh proektov razvitiya territoriy /Eremina I.A., Polyanin A.V./ Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya// 2021. № 33 (1). S. 90-95.
8. Polyanin A.V. Metody investirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti za rubezhom/Polyanin A.V. //Kant: Ekonomika i upravlenie. 2008. № 3. S. 97.
9. Kolesnichenko E.A. Tools used for career management at the manufacturing enterprises in Russia/ Kolesnichenko E.A., Belyaeva G.V., Ivanova A.V., Sukhova V.E.//V sbornike: Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage. Proceedings of the 34rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019. 2019. S. 3986-3994.
10. Federal'nyy zakon ot 25.02.1999 N 39-FZ (red. ot 08.12.2020) «Ob investicionnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii, osuschestvlyaemoy v forme kapital'nyh vlozheniy» Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 15 iyulya 1998 g. https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon.
11. Parfenova E.Yu.Klassifikaciya innovacionnyh proektov i programm promyshlennyh predpriyatiy RKP/Parfenova E.Yu./Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki. 2016. T. 2. № 12. S. 438-440.
12. Investicii v Rossii. 2019: Stat.sb./ Rosstat. - M., 2019. – 228 s.
13. Rossiya v cifrah. 2021: Krat.stat.sb./Rosstat- M., 2021 - 237 s.
14. Shanin I.I. Modelling of technological solutions implementation processes at forest industry enterprises with system analysis elements/ V sbornike: Journal of Physics: Conference Series. 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020. BRISTOL, ENGLAND, 2020. S. 012190.
15. Morkovina S. Priorities of diversification in forest complex/Morkovina S., Drapalyuk M., Sibiryatkina I., Torzhkov I./V sbornike: Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 2017. S. 2856-2862.
16. Morkovina S.S.Innovacionnaya infrastruktura sistemy lesnogo hozyaystva: lesnye selekcionno-semenovodcheskie centry/ Morkovina S.S., Vasil'ev O.I., Ivanova A.V./Lesotehnicheskiy zhurnal. 2014. T. 4. № 4 (16). S. 221-230.
17. Morkovina S.S.Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v lesnom hozyaystve cchr: formy realizacii i perspektivy/Morkovina S.S., Shanyan' B., Drapalyuk O.I./Lesotehnicheskiy zhurnal. 2013. № 2 (10). S. 179-189.
18. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 23 fevralya 2018 goda № 190 «O prioritetnyh investicionnyh proektah v oblasti osvoeniya lesov i ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii»
19. Promyshlennoe proizvodstvo v Rossii. 2019: Stat.sb./Rosstat. – M., 2019. – 286 c.