THE ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT OF "VALUE ATTITUDE TO CREATIVE ACTIVITY AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN"
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the formation of a system of personal values, characterizes the peculiarities of creative activity of younger schoolchildren, and reveals the concept of «value attitude to creative activity in younger schoolchildren».

Keywords:
value; value attitude; creative activity of primary school students; value attitude to creative activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

В последнее время проблема формирования системы ценностей личности приобретает особую актуальность. Все чаще поднимается вопрос о преобразовании ценностной сферы, изменении в иерархии ценностных ориентиров. Все это связано с экономическими и социально-политическими изменениями в стране и мире в целом. Так как дети являются «лакмусовой бумажкой» нашего общества, отражением социальной действительности, позволяющей с примерной точностью спрогнозировать ценностные параметры будущего общества, изучение их возрастных особенностей в контексте творческой деятельности и выявление аспектов формирования ценностного отношения к творчеству – одна из главнейших задач педагогов современности. Образование при таком подходе направлено на создание среды, питающей и развивающей личность, в процессе чего происходит обогащение содержания человеческой субъективности: ценностей, эмоций, чувств.

Категория «ценность» является основой аксиологии, определяя сущностное отношение взаимодействия человека и окружающего мира, единство личностного восприятия с освоением культуры. Функция аксиологии образования заключается в обеспечении становления богатств внутреннего мира личности, в формировании способности к развитию и саморазвитию личности. На сегодняшний день имеется множество разнообразных, дополняющих друг друга или противоречащих друг другу точек зрения на проблему «ценности». Что же такое ценность?

«Проблема ценности – это  в определенной мере проблема отношения субъекта к объективным материальным и духовным результатам человеческого труда. Понятие ценности в этом смысле включает оценку субъектом общественных явлений, их объективного значения в определённых исторических условиях» [2, с. 32]. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы показал, что ценность определяется через понятия блага, значимости, нормы, необходимости, целесообразности. С одной стороны, ценность – это явление окружающего мира, с другой – суждение, связанное с оценкой такого явления.  В рамках нашего исследования мы разграничили понятия ценности, оценки, ценностного отношения и подробнее остановились на последнем.

Сущность процесса становления ценностных ориентаций раскрыта в педагогических исследованиях В.А. Караковского, А.В. Кирьяковой, Н.Е. Щурковой и др., проблема ценностного отношения обучаемых к различным сферам окружающей жизни, обладающих воспитательным потенциалом подробно описана в трудах Л.В. Безруковой, А.А. Геворкян, Б.И. Додонова, А.С. Калинина, О.П. Филатовой, О.Г. Хмелевой и др. Проблема формирования ценностного отношения личности к художественной культуре и искусству раскрывается в работах М.А. Вебера, В.А. Кан-Калика, Б.П. Юсова и других ученых в области педагогики искусства. Однако наибольший интерес для нас представляют труды по проблеме формирования ценностного отношения в процессе художественной и творческой деятельности А.И. Бурова, Е.П. Алексеене, С.В. Пазухиной, Л.П. Печко, Т.А. Приставкиной [4, c. 12].

Ставя во главе вопрос о характеристике структуры компонентов ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности, необходимо уделить внимание характеристике творческой деятельности младших школьников, раскрыть их возрастные особенности.

Возрастные особенности творческой деятельности младших школьников являются далеко не новой темой для психолого-педагогических исследований, но до сих пор изучение их актуально.  Школу и родителей волнует вопрос об эффективной организации творческой деятельности детей с учетом их возрастных особенностей.

Характер творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста получил многостороннее освещение в трудах Л.С. Выготского, B.C. Кузина, Г.В. Лабунской, И.Е. Игнатьева, Ю.В. Петровой, Б.П. Юсова и др. Педагогические исследования в части выявления важнейших закономерностей творческой деятельности школьников разных возрастов разрабатывали С.И. Волкова, А.Н. Давидчук, А.П. Лурия, В.Г. Нечаев и др.

Согласно О.Ю. Ермолаеву, «на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств…» [3, c. 31]. В рамках учебной деятельности складываются «психологические новообразования, харак­теризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе» [3, c. 65].

Помимо занятий в общеобразовательной школе, многие дети посещают учреждения дополнительного образования, где они свободно выбирают творческие направления, являющиеся для них близкими. Такая деятельность наиболее действенно влияет на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в учреждениях дополнительного образования, будучи необязательными,  «достраивают» незаполненные промежутки непрерывного становления личности. Свобода и возможность выбора любимой сферы деятельности во внешкольных учреждениях особым образом влияет на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности. Здесь колоссальное значение в развитии личности ребенка имеет привлечение его в творческую деятельность [5, с. 9].

   Творческая деятельность в детстве – это активное развитие воображения, фантазии, чувства гармонии и эстетики. Творческое воображение чаще всего носит деятельностный характер, направлено оно на создание «продукта»: музыка, картины, стихи – на всё новое, необходимое людям. Особенно важно использовать в обучении разные виды творческой деятельности. Большое разнообразие видов творческой деятельности младших школьников, использование в обучении творческих заданий не только в рамках традиционных учебных предметов, но и художественного, технического и исследовательского творчества, способно оживить учебный процесс, внести в него новые интересные и значимые черты [1, c. 163].

На основе анализа научной литературы по проблеме исследования нами было сформулировано определение понятия «ценностное отношение к творческой деятельности у младших школьников», трактуемое как  устойчивое личностно-смысловое проявление интереса к искусству как гуманизирующему действию сознания, направленное на формирование  нравственности, морали и этики в процессе художественного общения и творческой деятельности. Другими словами, во-первых, необходимо создать особые условия в процессе творческой деятельности младшего школьника, которые способствовали бы развитию интереса к творчеству, в результате чего возникла бы потребность в познании разных видов искусства, потребность в овладении информацией о способах её осуществления. Во-вторых, активно «включить» ребенка в деятельность, основанную на поиске «аксиологического "Я" личности» (А.Г. Москаленко,
В.Ф. Сержантова), помочь найти внутреннюю мотивацию, развивать и поддерживать ее. В-третьих, наполнить полученные учащимися знания и умения личностными смыслами, построить собственную систему ценностей и ценностных ориентаций, основанную на оценке нравственного мира других людей, ценностей культуры и искусства. В-четвертых, помочь учащемуся, осознав перспективы будущего саморазвития, сориентироваться во внешнем мире, используя, возможно, механизм проекции, который обеспечивает построение жизненной перспективы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Таким образом, формирование ценностного отношения младших школьников к творческой деятельности будет эффективно реализовываться лишь при гармоничном сочетании условий, факторов, оптимальном учете окружающей среды и социального контекста.

 

References

1. Bahtin V.V. Formirovanie u mladshih shkol'nikov cennostnogo otnosheniya k muzykal'noy deyatel'nosti v processe hudozhestvennogo analiza muzykal'nyh proizvedeniy na vneurochnyh kompleksnyh zanyatiyah / V. V. Bahtin // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki. – 2011. – № 1 (17). – S. 162 – 167.

2. Vasilenko, V. A. Cennost' i cennostnye otnosheniya / V. A. Vasilenko // Problema cennosti v filosofii. – Moskva: Nauka, 2002. – 176 s.

3. Vygotskiy, L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste / L. S. Vygotskiy. Sankt-Peterburg: SOYuZ, 1997. – 96 s.

4. Korosteleva N.I. Vospitanie cennostnogo otnosheniya mladshih shkol'nikov k proizvedeniyam muzykal'nogo iskusstva: avtoref. dis. kand. ped. nauk / N. I. Korosteleva. – Ekaterinburg, 2005. – 24 s.

5. Kir'yakova, A.V. Mehanizmy orientaciy lichnosti v mire cennostey / A.V. Kir'yakova // Vestnik OGU. – 2002. – № 7. – S. 4 – 11.

Login or Create
* Forgot password?