employee
The article was discussed and analyzed the positive experience of scientific and educational cluster of agriculture of the Republic of Tatarstan and Kazan State Agrarian University. The key staffing problems of agribusiness of Russia and Tatarstan were identified. A new intensive model of development of scientific and educational cluster of agriculture of the Republic of Tatarstan was designed and proposed.
scientific and educational cluster, innovation, education, staff, agribusiness, the Republic of Tatarstan.
В современных условиях важнейшим производственным ресурсом предприятия становится человеческий капитал. Только хорошо подготовленный, восприимчивый к инновациям, адаптированный к рыночным условиям экономики специалист может решать задачи по эффективному внедрению хозяйственной деятельности любого предприятия. Вместе с тем, в последние годы проблема кадрового обеспечения как управленческими, так и механизаторскими кадрами значительно обострилась. Существенно снизилась численность, возросла нагрузка на одного специалиста. Значительно выросли требования к профессиональному уровню, компьютерной грамотности, организаторским способностям. Недостаточный уровень зарплат и общее социальные проблемы на селе, снижают привлекательность работы для выпускников аграрных учебных учреждений.Условия, материалы и методы исследования. Работа по созданию кластера работающего в научно-образовательной сфере агропромышленного комплекса была начата в 2006 г. 28 апреля 2011 г. появился первый правовой документ, который определил статус и состав научно образовательного кластера Казанского ГАУ (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.04.2011 г. № 350)Данное постановление было принято в целях повышения качества образования и эффективности использования трудовых ресурсов. Главные направления - совершенствование форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей в сфере агропромышленного комплекса, а также создания конкурентной среды для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в этой сфере, обеспечения доступности получения профессионального образования для всех категорий молодежи (Таблица 1).Географической особенностью научно-образовательного кластера ФГБОУ ВО Казанский ГАУ является, то что расположение учреждений входящих в него, условно можно разделить на 5 зон, которые позволяют охватить все 43 муниципальных района Республики Татарстан.В целом образовательные учреждения в составе кластера решают следующие задачи:
а) повышение эффективности и качества образовательного процесса;
б) обеспечение адаптации выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;
в) повышение эффективности использования в работе своих интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов;
г) установление кооперационных связей с некоммерческими организациями и предприятиями в инновационных секторах экономики;
д) активное использование положительного своего опыта научно-образовательной деятельности, профессионального и педагогического мастерства.
1. Agrarnyy nauchno-obrazovatel´nyy potentsial Respubliki Tatarstan i napravleniya ego razvitiya / D.I. Fayzrakhmanov, A.R. Valiev, F.T. Nezhmetdinova, G.D. Krupina. Vestnik Kazanskogo GAU. – 2008. – № 3(9). – S. 5-10.
2. Issledovanie Fast Future: nauchno-tekhnicheskiy progress i rynok truda v blizhayshem budushchem. [Elektronnyy resurs]. Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2010/01/15/2482
3. Kadrovoe obespechenie APK: problemy i perspektivy. / Kozlov A.V, Yakovleva O.A.- M.: Izdatel´skiy FGOU DPOS - 2011 – 108 S.
4. Kadrovoe obespechenie - osnova ustoychivogo razvitiya sel´skikh territoriy. / Gorbunova I.I., Shashlova N.M.. Zhurnal Izvestiya Tul´skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki -2009.- № 2-1 ss.160-167. [Elektronnyy resurs] Data obrashcheniya 15 sentyabrya 2014 goda Nauchnaya biblioteka KiberLeninka: http://cyberleninka.ru/article/n/kadrovoe-obespechenie-osnova-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy#ixzz3I0MHfwAH
5. Monitoring chelovecheskogo kapitala agrarnogo sektora ekonomiki. / Proka N.I.. Zhurnal Obrazovanie, nauka i proizvodstvo. - 2012.- № 1- S.1-6.
6. Nezhmetdinova F.T. Sovershenstvovanie strategicheskogo razvitiya uchrezhdeniy professional´nogo obrazovaniya Respubliki Tatarstan v sootvetstvie s trebovaniyami sovremennogo obshchestva i innovatsionnoy ekonomiki //v soavt. Professional´noe obrazovanie v 21 veke: regional´nyy otvet na vyzovy modernizatsii: monografiya; M-vo obraz. i nauki RF, Kazan. gos.tekhnolog.un-t. – Kazan´: KGTU, 2011. – S. 99-177.
7. Partnerstvo sub´´ektov APK i sfery obrazovaniya: innovatsii v upravlenii / Ivanova V. N. ; Devyatkina T. V. – Moskva : Finansy i statistika, 2009. – 64 s. – [Elektronnyy resurs]. Data obrashcheniya 15.09.2014 g. http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=225548 ]
8. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 28 aprelya 2011 g. N 350 «O sozdanii nauchno-obrazovatel´nogo klastera federal´nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel´nogo uchrezhdeniya vysshego professional´nogo obrazovaniya «Kazanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet».
9. Problemy formirovaniya kadrovoy politiki v agrarnom sektore ekonomiki./ Kozlov A.V.. Izvestiya Tul´skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. -2009.-№ 2-1.– S.53-60. [Elektronnyy resurs] Data obrashcheniya 15.09.2014g., Nauchnaya biblioteka KiberLeninka: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-kadrovoy-politiki-v-agrarnom-sektore-konomiki#ixzz3I0Mufpn.
10. Rasporyazhenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 01.08.2011 g. № 1394-r «Utverzhdenie Koordinatsionnogo soveta nauchno-obrazovatel´nogo klastera FGBOU VPO «Kazanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet».
11. Rol´ gosudarstvennoy podderzhki kadrovogo potentsiala APK. / Shalimov D.V.. Zhurnal Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta -2010.- № 2 / tom 23 / -ss.82-87. [Elektronnyy resurs] Data obrashcheniya 15.09.2014 g. Nauchnaya biblioteka KiberLeninka: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstvennoy-podderzhki-kadrovogo-potentsiala-apk#ixzz3I0PJDWg4
12. Rynok truda na sele i egoregulirovanie. /B.P. Pankov. Izd. 2-e, perarabotannoe i dopolnennoe. – M.: AgriPress. – 2007. – 267s.
13. Strategiya razvitiya Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta do 2022 goda: nauchnoe izdanie / O.A. Kurshin, F.T. Nezhmetdinova, D.I. Fayzrakhmanov; pod red. D.I. Fayzrakhmanova. – Kazan´: Izd-vo "Fәn" Akademii nauk RT, 2009. – 102 s.
14. Shagivaliev L.R. Rol´ nauchno-obrazovatel´nogo klastera FGBOU VPO «Kazanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet» dlya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Tatarstan» Nauchno-tekhnicheskoe i innovatsionnoe razvitie APK Rossii// Sb. tr. Vseros. soveta molodykh uchenykh i spetsialistov agrarnykh obrazovatel´nykh i nauchnykh uchrezhdeniy. – M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2013, S. 108-111.
15. Chelovecheskiy kapital agrarnogo sektora ekonomiki: osobennosti otsenki i napravleniya razvitiya. /Kuznetsova T.M.. Zhurnal Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta -2009.- № 6 / tom 21 / – S.30-33. [Elektronnyy resurs] Data obrashcheniya 15.09.2014 g. Nauchnaya biblioteka KiberLeninka: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-agrarnogo-sektora-ekonomiki-osobennosti-otsenki-i-napravleniya-razvitiya-1#ixzz3I0NWTjNg