Russian Federation
graduate student
Russian Federation
The education system is constantly being improved. New criteria and factors are emerging that require changes in the status quo. The Priority 2030 program formulated by the Government set the task for Russian universities to improve the quality and demand for educational, scientific, technical, and social services. One of the directions for the implementation of this task is to attract leading scientists and young researchers, which makes it necessary to address the issue of accommodation. Rental housing is quite expensive and not always located near the university, so it is most effective to organize accommodation in the co-living of the university campus. The purpose of this article is to develop a typology and layout of coliving zones - residential cells.
coliving, campus, hostel, accommodation
Введение
На сегодняшний день качественное образование - один из ключевых элементов устойчивого развития страны. Задачи, поставленные в рамках программы «Приоритет 2030» направлены на концентрацию ресурсов для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации. Целью данной программы является формирование к 2030 год в России более ста прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
Среди поставленных задач особо можно выделить следующие:
- обеспечение привлекательности работы в России для ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;
- использование научного, образовательного и инновационного потенциала университетов для сокращения срока внедрения инноваций в экономику страны и субъектов Российской Федерации;
- повышение научно-технологического потенциала российских университетов для создания новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов;
- повышение качества и востребованности образовательных, научно-технических, социальных услуг российских университетов [1, 2].
Привлечение ведущих ученых и молодых перспективных исследователей повышает научный потенциал университетов, но в то же время это приводит к новым проблемам, таким как необходимость обеспечения постоянным и временным жильем. В условиях мегаполисов это достаточно затратно.
Одно из направлений решения поставленных задач - строительство современных инновационных кампусов [3, 4], в которых кроме объектов жилья, социально-бытового, спортивного, культурного назначения будут включены лаборатории, технопарки, бизнес-инкубаторы [5].
1. Актуальность исследования
Строительство кампусов с участием государства регламентируется Постановлением от 28 июля 2021 года №1268 о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты" [6]. В соответствии с этим были сформулированы правила предоставления господдержки на строительство университетских кампусов на территориях муниципальных образований.
Актуальность данного направления показывает то, что данный вопрос обсуждался на сессии Восточного экономического форума «Сеть университетских кампусов - интеллектуальный пояс России». В своем выступлении министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, отметил: «Новые идеи и новые проекты всегда требуют либо перестройки существующего, либо строительства нового. Если в двадцатом веке университет был местом, где студент был гостем, то сегодня провозглашается другой принцип: «Университет 24 на 7 - это место для студента. Значит и построить его надо таким образом, чтобы он себя там чувствовал комфортно» [7].
Говоря о современном кампусе, особое внимание следует уделить проживанию аспирантов, привлеченных преподавателей, научных работников. Причем качество предоставляемого жилья должно не только обеспечивать все необходимые потребности, но и быть комфортным. Организовывается такое проживание в виде коливинга когда у каждого резидента есть свое личное пространство и общественные зоны. Например, зона приема и приготовления пищи, зона отдыха и досуга [8].
Целью данной статьи является разработка типологии и планировок зон коливинга - жилых ячеек.
2. Анализ зарубежного опыта
В мире не существует единых правил организации проживания в кампусах. Предоставляемые условия могут сильно различаться. Например, в общежитии Kilachand Hall Бостонского университета в комнате 4-5 студентов, а удобства и кухня – на этаже. В общежитии Studentendorf Adlershof Университета Гумбольдта в Германии комната рассчитана на одного или двух студентов, в ней есть удобства, а кухня - на этаже. Общежитие Wolfson House Королевского колледжа Великобритании при таком же размещении также предоставляет в комнате кухню [9]. По сравнению с Россией, в большинстве стран стоимость проживания в общежитиях значительно выше, однако близость от учебных корпусов и возможность нахождения в среде людей сходных жизненных целей делает проживание в кампусе предпочтительным.
Следует отметить, что чем выше образовательная ступень (например магистратура, докторантура), тем больше внимания будет уделяться потребностям и запросам обучающегося при обеспечении его жильем.
Проживание профессорско-преподавательского состава, как правило. дистанцировано от места проживания студентов, но также расположено на территории кампуса. В разных странах это могут быть как гостевые дома с отдельными квартирами, так и гостиницы с номерами. Жилье предоставляется на время действия заключенного с университетом контракта.
3. Формировании типологии жилых ячеек коливинга
Для формирования типологии жилых ячеек необходимо определить основные потребности проживающих (Рисунок 1). В первую очередь были выделены группы проживающих - это студенты или аспиранты, преподаватели и научные сотрудники.
Далее были определены потребности проживающих, затем - определены помещения, в которых возможна реализация данных потребностей. Исходя из этого были получены 5 типов жилых ячеек с различным набором функций. При этом в зависимости от статуса человека и его семейного положения изменяется размер жилого блока. Так, например, для студента достаточно иметь минимальную площадь, место для сна и для учебы, а для семьи с детьми необходима большая зона кухни, при этом для места для работы и для сна выделяются отдельные зоны, которые позволяют не отвлекаться от работы при детях.
Рис. 1. Анализ потребностей проживающих
В соответствии с проведенным анализом предлагается 5 вариантов планировок в зависимости от потребностей проживающих (Табл.1).
В первом случае жилая ячейка расположена в блочном типе проживания. В блоке размещается две ячейки, для них предусмотрен общий санитарный узел и душевая кабина. Площадь жилой ячейки – 9 м2, в ней находится минимальный набор удобств: спальное место для одного человека, рабочее место и места для хранения [10].
Второй тип ячейки – «S» (small) занимает 16,5 м2. В этом случае санитарный узел и душ находятся в жилой ячейке.
Третий тип ячейки – «M» (medium) представляет собой небольшую ячейку, в которой возможно проживание семейно пары. Ее площадь – 26 м2. Дополнительными удобствами данного типа является небольшая кухня-ниша.
Четвертый тип ячейки – «L» (large), подразумевает жилую ячейку более крупного размера. В этом случае площадь составляет 33 м2, что сравнимо со стандартной площадью современной студии. Кухня в этом случае предполагает более крупный формат, кроме того, добавляется зона отдыха для проживающих и их гостей.
Пятый тип ячейки – «XL» (extra large) занимает 51 м2, что сравнимо с большой однокомнатной квартирой. Спальня становится отдельным изолированным пространством, душевая кабина сменяется на ванну. Кабинет выделяется как отдельная функциональная зона. Пространство для отдыха увеличивается.
Кроме жилой зоны предусматриваются общественные пространства, предназначенные для совместного время препровождения [11], однако эта тема не рассматривается в рамках данной статьи.
Таблица 1. Типология жилых ячеек
Выводы
В данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с повышением привлекательности университетов для ведущих ученых и молодых исследователей. Поскольку одна из проблем, возникающих при привлечении – обеспечение жильем, предлагается строительство коливингов – пространств с местами для проживания с общественными, деловыми и рекреационными зонами.
В работе были проанализированы потребности привлекаемых специалистов и в соответствии с этим разработаны пять типологий жилых пространств, предназначенных как для студентов, так и для привлеченных сотрудников. В зависимости от состава проживающих может быть выбрана жилая ячейка в диапазоне от «эконом»-варианта (XS) с блочным проживанием до полноценной квартиры с изолированной спальней, кухней, ванной.
Данная типология позволяет подобрать модуль, наиболее адекватно соответствующий потребностям конкретного резидента, что в совокупности с другими условиями повысит привлекательность конкретного университета.
1. Programma «Prioritet-2030», URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (data obrascheniya: 10.01.2022)
2. Gercik Yu.G., Moskovkin V.M. Povyshenie konkurentosposobnosti rossiyskih vuzov i rol' gosudarstvennyh programm v razvitii vysshego obrazovaniya // Ekonomika nauki. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-rossiyskih-vuzov-i-rol-gosudarstvennyh-programm-v-razvitii-vysshego-obrazovaniya (data obrascheniya: 30.01.2022).
3. Vosem' kampusov, gde zahochetsya zhit', dazhe esli vy ne student URL: https://strelkamag.com/ru/article/8-kampusov-gde-khochetsya-zhit (data obrascheniya: 15.01.2022)
4. V Rossii postroyat 30 kampusov mirovogo urovnya. Kakimi oni budut? URL: https://skillbox.ru/media/education/v-rossii-postroyat-30-kampusov-mirovogo-urovnya/ (data obrascheniya: 10.01.2022)
5. Gribov P.G. Razvitie nauchno-tehnicheskogo potenciala universitetov kak faktor obespecheniya nacional'noy ekonomicheskoy bezopasnosti // Vestnik evraziyskoy nauki. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-tehnicheskogo-potentsiala-universitetov-kak-faktor-obespecheniya-natsionalnoy-ekonomicheskoy-bezopasnosti (data obrascheniya: 30.01.2022).
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 28 iyulya 2021 g. № 1268 URL: http://static.government.ru/media/files/wdCfDsqYAHFBS7kPbdBcVnBYxMAvwXwz.pdf (data obrascheniya: 20.01.2022)
7. Nacional'nyy issledovatel'skiy universitet Vysshaya shkola ekonomiki. Kampus segodnya — eto global'nyy element mezhdunarodnoy konkurentosposobnosti. 3 sentyabrya 2021 g. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/501890834.html
8. Balakina A.E., Pavlyuk A.S. Koliving – transformacii infrastruktury // Proekt Baykal. Infrastruktura. 2021. №. 70. S. 156-161.
9. Studencheskie obschezhitiya v zarubezhnyh universitetah, https://www.unipage.net/ru/housing (data obrascheniya: 5.01.2022)
10. Svod pravil SP 379.1325800.2020. Obschezhitiya. Pravila proektirovaniya.
11. Shirokova O.L., Pavlyuk A.S. Planirovochnye resheniya pomescheniy dlya udalennoy raboty // Stroitel'stvo i arhitektura. 2021. №. 4. S. 86-90. DOI: https://doi.org/10.29039/2308-0191-2021-9-4-86-90 (data obrascheniya: 19.01.2022).