ADAPTATION TO FIRE TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A CONDITION FOR IMPROVING THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Modern operational and service tasks facing employees of various departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, necessitate the modernization of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In this regard, there is a need to use effective means and methods of training in improving the fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the training period to counter offenders in various conditions of official activity, including extreme ones. In the context of the article, psychological and pedagogical technologies of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fire training are considered. It is shown that the adaptation of cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs to fire training is an active process of interaction with the teaching staff and the teaching and service environment (in the shooting range) in order for students to master effective behavioral models and self-regulation for the successful and legitimate use of firearms in future professional activities. The article presents a scheme of the process of adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fire training and its result.

Keywords:
adaptation, profesional training, fire training, education
Text

На сегодняшний день целевая направленность высшего образования меняется с подготовки специалистов, являющихся узкими профессионалами, к всесторонней подготовке, выработке высокой культуры, развитию способности активно адаптироваться и действовать в условиях динамично меняющихся условий.

Вместе с тем в настоящее время по причине проводимых правовых и  социокультурных преобразований государства и общества возникает действительная потребность в качественном обучении высококвалифицированных, компетентных и профессионально подготовленных специалистов в различных отраслях экономики, социальной сфере, а также сферы обеспечения общественного порядка и безопасности, в том числе, и для органов внутренних дел. В этой связи научно-педагогическими работниками (профессорско-преподавательский состав, адъюнкты, научные сотрудники и др.) разрабатываются и апробируются научно-методологические технологии с целью совершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к выполнению оперативно-служебных задач.

Важность оперативно-служебных задач, которые призваны решать сотрудники различных подразделений МВД России, обуславливает необходимость модернизации огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Пресекая преступные посягательства на жизнь и здоровье граждан (в т.ч. на сотрудников ОВД), иные преступления против общества и государственной власти, сотрудник полиции обязан обладать профессиональными компетенциями по применению огнестрельного оружия. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных средств и методов обучения в совершенствовании огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в период обучения для противодействия правонарушителям в различных условиях служебной деятельности, в том числе экстремальных.

Огневая подготовка является одним из важнейших компонентов профессионально-личностного развития курсантов образовательных организаций МВД России и профессионального обучения личного состава ОВД в целях приобретения ими профессионально важных качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Следует обратить внимание, что существующая парадигма огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России как условие повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел окончательно не сформирована.

В целях формирования и повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, был издан приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Основными задачами огневой подготовки данный приказ определяет изучение двух разделов: «теоретического (правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооружённого сотрудника) и практического, предусматривающего: материальную часть и тактико-технические характеристики оружия и боеприпасов; меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; задержки при стрельбе и способы их устранения; основы баллистики; правила выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия; вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами; правила хранения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними; нормативы по огневой подготовке; решение тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности» [7].

В контексте настоящего исследования вопросы, связанные с содержанием образования, представляют собой объект тщательного анализа в педагогике высшей школы. Определен состав методологических принципов, согласно которым должна организовываться работа учебно-воспитательного характера. Соответствующие принципы распространяются и на подготовку специалистов для органов внутренних дел в сфере огневой подготовки.

Важным критерием эффективности адаптационного процесса является удовлетворение актуальных потребностей личности. Адаптация зависит от активности личности. Гарантом адаптированности является сам человек. Одна из задач современного образования – сформировать умение адаптироваться к изменениям [1].

Анализ адаптационного процесса курсантов образовательных организаций МВД России позволил Е.А. Жигаловой выявить следующие его особенности, обусловленные спецификой ведомственного образования:

- особые регламентация и ритм жизнедеятельности курсантов в образовательной организации МВД России, необходимость придерживаться установленных правил и распорядка дня;

- ограничения в способах и средствах реализации актуальных для обучающихся потребностей;

- иерархический, часто нормативно детерминированный принцип организации межличностных и внутригрупповых взаимоотношений, соблюдение субординации в общении;

- сочетание учебной и служебной деятельности в форме несения суточных нарядов, ответственность курсанта за устранение пробелов в обучении в результате отвлечения от учебной деятельности при выполнении обязанностей по службе;

- отрыв от привычного социального окружения;

- строгая регламентация учебной и внеучебной деятельности, подготовка к занятиям в строго определенное время;

- изменение привычных социально-бытовых условий: проживание в казарме, питание в столовой, жизнь в соответствии с распорядком [3].

В контексте настоящего исследования интерес представляют психолого-педагогические технологии адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке. Огневая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России является одним из основных этапов профессиональной подготовки. Курсанты образовательных организаций МВД России осваивают дисциплину «Огневая подготовка» на протяжении всего периода обучения в вузе, занятия по ней проходят минимум 1 раз в неделю. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел основывается на осмысленном глубоком понимании, знаниях и умениях пользоваться огнестрельным оружием и грамотно его применять в любых условиях оперативно-служебной обстановки в установленном законом порядке.

В соответствии с нормами федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования правомерное применение огнестрельного оружия входит в состав профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России, находящихся на службе в полиции[9].

Указанные правовые основания позволяют рассматривать адаптацию к огневой подготовке как одно из средств повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

В начале освоения знаний по огневой подготовке (в первую очередь, в рамках начальной профессиональной подготовки при поступлении в вуз МВД России), многие курсанты впервые берут в руки оружие и испытывают  тревожность и стресс. Думается, это зависит от высокой напряжённости и интенсивности учебного процесса по огневой подготовке, от психофизических перегрузок, от конкретных фрустрирующих факторов.  В результате проведенного эксперимента при стрельбе из огнестрельного оружия было выявлено, что курсанты образовательных организаций МВД России в период адаптации к огневой подготовке испытывали следующие сложности: волнение при выполнении упражнений на огневом рубеже и поручений руководителя стрельб; страх при обращении с оружием, как на тренировочной площадке, так и на стрельбище; психологические защитные рефлексы при выстреле, сопровождающиеся звуком выстрела и отдачей оружия, выражающиеся в компенсации отдачи оружия и снижении точности стрельбы.

Учитывая вышеизложенное, актуальной в настоящее время видится проблема разработки, апробирования и внедрения в учебную деятельность программы педагогического сопровождения процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке.

Проблема адаптации личности является междисциплинарной, поскольку она анализируется в русле педагогического, физиологического, биологического, философского и психологического знания. Научные труды ученых характеризуются существенными противоречиями относительно термина «адаптация», алгоритмов, способов и технологий оптимизации этого процесса. В частности, Е.К. Завьялова, В.И. Медведев не выделяют в процессе адаптации какие-либо уровни, обосновывая искусственность данного процесса[4; 6]. Ю.С. Васильева, А.Г. Маклаков, А.А. Реан, А.А. Сидорова и др. [1; 2; 5;8] разделяют процесс адаптации на разновидности (биологическая, социальная, психологическая, педагогическая и проч.), функционирующие в единстве и дополняющие друг друга.

   

Однако, несмотря на имеющиеся научно-практические разработки и накопленные знания и опыт проблема адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке  остается дискуссионной и не до конца проработанной.

Специфические условия обучения  в образовательных организациях МВД России осложняют течение адаптации курсантов и затрудняют реализацию ими различных адаптивных стратегий. Практически с первых дней обучения курсанты решают не только учебные, но и служебные задачи. Особенности ведомственного образования в системе МВД России предъявляют особые требования к личности курсантов, их способности оперативно адаптироваться к значительным физическим и психологическим нагрузкам.

Стрельба из огнестрельного оружия представляет собой стрессовую ситуацию для курсанта, попадание в которую вызывает у него нарушение нормального течения психических процессов и дезорганизацию двигательных функций, что отрицательно влияет на результаты стрелковой подготовки. Стрельба из пистолета представляет собой сложное двигательное действие, овладение которым предъявляет высокие требования к психическим свойствам и физическим возможностям курсантов.

Адаптации курсантов образовательных организаций МВД к огневой подготовке отягощается спецификой реальной обстановкой применения оружия в практике служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Так, А.В. Хрущев в числе таких особенностей указывает: ограниченное время стрельбы, без тщательного прицеливания в ситуации на опережение; ограниченная видимость стрельбы; действие отвлекающих факторов психологической и физической природы, в том числе передвижения при производстве выстрела; сверхкороткие и короткие дистанции стрельбы [10].

При освоении учебной дисциплины «Огневая подготовка»  у курсантов образовательных организаций МВД России протекают такие познавательные процессы, как мнемические процессы: память (сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение), перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание, интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Эти процессы создают условия повышения эффективности учебно-служебной и оперативно-служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Процесс формирования навыков владения и использования огнестрельного оружия позволяет развить следующие компоненты психолого-педагогической структуры личности: восприятие оперативно-служебной ситуации, обуславливающей применение огнестрельного оружия; прогностическое мышление; навык моделировать ситуацию; умение саморегулировать свое психическое состояние и др.

При выборе психолого-педагогических технологий, направленных на адаптацию курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке необходимо учитывать следующие требования: способность комплекса педагогических условий к обеспечению целостности, системности и последовательности профессиональной подготовки; соответствие содержанию педагогической модели эффективной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке; отбор педагогических средств обладающих потенциалом повышения эффективности адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке; учет общих и специальных дидактических принципов теории и методики профессионального образования в контексте специфики компетентностного подхода применяемого в высшей школе.

Таким образом, адаптация курсантов образовательной организации МВД к огневой подготовке – это активный процесс взаимодействия с профессорско-преподавательским составом и учебно-служебной обстановкой (в тире) в целях освоения обучающимися эффективных моделей поведения и саморегуляции для успешного и правомерного применения огнестрельного оружия в будущей профессиональной деятельности.

На занятиях по огневой подготовке многократные повторения одинаковых действий с огнестрельным оружием приводит к их закреплению в двигательной памяти курсанта, при возникновении определенного раздражителя память заставляет его автоматически осуществлять двигательное действие. В этой связи подготовка будущего полицейского к применению оружия оптимально должна осуществляться в многократно воспроизводимых ситуациях оперативной стрельбы.

 

Схема процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке и его результат представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке

 

При этом условия занятий по огневой подготовке значительно отличаются от реальных ситуаций применения оружия. Так, если на тренировках стрельба осуществляется на расстоянии не менее 10 м., то в профессиональной практике большинство случаев применения оружия для самозащиты приходится на применение оружия на коротких дистанциях (менее 5 м.) и даже в упор.

В заключение необходимо отметить, что психофизиологическое напряжение, возникающее у курсантов на начальном этапе освоения огневой подготовки, оказывает на результаты стрельбы значительное влияние, препятствует освоению способности к правомерному и эффективному обращению с огнестрельным оружием. Переживаемое в течение определенного времени курсантами негативное состояние, связанное с началом практических занятий по огневой подготовке, постепенно ассоциативно закрепляется, заранее проецируется на вновь возникающие ситуации обращения с оружием, имея очевидный негативный отложенный эффект, в том числе и при исполнении в будущем профессиональных обязанностей. Поэтому адаптация к огневой подготовке крайне важна для успешной профессиональной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел.

References

1. Vasil'eva Yu. S. Rol' navykov samoocenki v processe adaptacii vypusknika shkoly k obucheniyu v vuze // Molodoy uchenyy. 2008. № 1 (1). pp. 225-229.In Russia

2. Erofeeva M.A. Kriterii i pokazateli formirovaniya kommunikativno-pedagogicheskoy kompetentnosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy /Erofeeva M.A., Lebedev M.V.// Vestnik RAEN. 2016. T. 16. № 4. pp. 113-118.In Russia

3. Zhigalova E.A. Adaptaciya kursantov k sluzhebnoy i uchebnoy deyatel'nosti vysshih uchebnyh zavedeniy MVD Rossii // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2014. №4. pp. 76-85. In Russia

4. Zav'yalova E.K. Psihologicheskie mehanizmy social'noy adaptacii cheloveka // Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii. 2001. № 40 (4). pp. 55-60. In Russia

5. Maklakov A.G., Sidorova A.A. Formirovanie adaptacionnogo potenciala lichnosti i ego razvitie v processe obucheniya v vuze // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. 2011. № 4. pp. 41-51. In Russia

6. Medvedev V.I. Adaptaciya cheloveka. SPb.: In-t psihologii: In-t mozga cheloveka Publ., 2003. 551 p. In Russia

7. Prikaz MVD Rossii ot 23.11.2017 № 880 (red. ot 25.01.2021) «Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii ognevoy podgotovki v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii» // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii http://www.pravo.gov.ru, 28.02.2018. In Russia

8. Psihologiya adaptacii lichnosti / A. A. Rean, A. R. Kudashev, A. A. Baranov; Region. lecheb.-diagnost. med. centr «Behterev», Blagotvor. nekommer. fond «Zdorovoe buduschee». SPb. : Med. pressa Publ., 2002. 344 p. In Russia

9. Federal'nyy zakon ot 30.11.2011 № 342-FZ (red. ot 30.04.2021) «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» // Rossiyskaya gazeta. – 2011. 7 dekabrya. – № 275. In Russia

10. Hruschev A.V. Osnovy sovershenstvovaniya ognevoy podgotovki sotrudnikov OVD // Alleya nauki. 2018. T 4. № 6. pp. 216-219. In Russia

Reviews
1. Adaptation to firepower training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a condition for increasing the level of professional training of employees of internal affairs bodies Authors: Gorach Nikolay


Login or Create
* Forgot password?