pos. Karavaevo, Kostroma, Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 658 Организация производства. Экономика предприятий. Организация и техника торговли
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
OKSO 38.04.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
The economy of industrial production has always been subject to various kinds of exogenous changes that destruct the trajectory and structure of regional economic growth. The question of why one type of activity is more vulnerable to economic change than another has led to the need to analyze the priorities of strategic directions under the conditions of digital transformation of society. The main purpose of the study is to discuss the priorities of industrial production development under the conditions of digital transformation, used in the context of strategic objectives.
industrial production, digitalization, strategy, group, directions
Введение
На современном этапе развитие экономических отношений тесно связано с цифровизацией. Цифровой технологический уклад определяет сущность большинства экономических процессов, благодаря которым можно утверждать о формировании глобальной цифровой экономики. Цифровизация уже распространилась с разной степенью активности во всех производственных секторах, исходя из того, что существуют веские доказательства того, что дигитализация предприятия оказывает положительное влияние на его развитие [2, 4]. Социально – экономическое развитие регионов в последнее время стало вопросом научных дискуссий, как в области оценки, так и по вопросам формирования стратегических целей с последующим формированием системы показателей в условиях цифровой трансформации экономики [17]. Научная проблематика конкурентоспособности на региональном уровне, как способность территорий привлекать и удерживать мобильные факторы производства, является предметом исследования таких авторов, как Е.И. Пискун и В.В. Хохлова [10].В последнее время на основании проведенных исследований, отраженных в работах под руководством Р.М. Нижегородцева [6], Ю.Г. Лавриковой [5], подчёркивается, что не все регионы в равной степени способны противостоять вызовам и угрозам, которые возникают под влиянием изменений цифровизации в международной среде. Поддержка регионов требует создания рамочных условий для развития необходимой инфраструктуры, трудового капитала, инновационных процессов, которые могут способствовать привлечению инвестиций и мер государственной поддержки для обеспечения необходимого уровня цифровизации [3]. Несбалансированный рост экономических показателей в целом по России подчеркивает важность того, что региональной экономике необходимо решать структурные проблемы и повышать свою устойчивость путем стратегического планирования цифровизации экономики.
В работах зарубежных ученых [19, 20] выдвинуто положение, согласно которому способность любой системы восстанавливаться после внешнего воздействия или противостояние спадам обусловлена восприимчивостью к внешним факторам и уменьшением уязвимости, минимизацией потерь и, как следствие, обеспечение экономики региона в кратчайшие сроки. Представленные эмпирические данные П. Аннони и К. Козовска свидетельствуют о том, что одним из неотъемлемых факторов, формирующих развитие региона, является их сильные и слабые стороны в условиях цифровой трансформации [1].
В настоящее время большинство регионов Российской Федерации разрабатывают и утоняют программы устойчивого развития, при этом многие имеют однонаправленный характер и не содержат развёрнутый анализ возможных траекторий развития [11, 13, 14]. До сих пор не существует единой общепринятой методологии определения того, как следует измерять региональное развитие, каковы его детерминанты и как они связаны с моделями стратегического регионального роста в эпоху цифровой трансформации. Поэтому, необходимость проведения исследования на выбранную тему связана с тремя основными вопросами: ключевые элементы социально – экономического развития региона для достижения итогового эффекта, применение промышленными предприятиями информационных систем, разработка ключевых направлений стратегического развития промышленного производства в целях достижения «цифровой зрелости».
Методы
Основным материалом для тематического исследования является набор данных Министерства экономического развития РФ, Департамента экономического развития Костромской области, Департамента финансов Костромской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области. В качестве объекта исследования нами выбрано промышленное производство Костромской области. Основная причина выбора в пользу данного вида экономической деятельности состоит, во-первых, в том, что это доминирующие производство в экономике области – формирует 33% валового регионального продукта, во-вторых – является основным источником налоговых поступлений регионального бюджета.
Анализ сосредоточен на аргументах, которые оценивают уровень цифровизации промышленного производства Костромской области в период с 2017 по 2019 год. В исследовании при анализе конкретных ситуаций и выявления ключевых закономерностей применялись такие методы, как: дедукции и индукции, анализа и синтеза, научной абстракции, формализации и группировки. При проведении исследования на предмет выявления направлений стратегического развития промышленного производства в условиях цифровой трансформации автором использовались методы эмпирического познания, которые послужи средством сбора научных фактов. Теоретические методы исследования применялись для обозначения главных гипотез работы путем изучения специализированной литературы и нормативно – правовых актов, что позволило обозначить существующие вопросы и нерешенные проблемы. Автором применялся системный подход для комплексного, структурированного и динамического изучения состояния уровня цифровизации промышленного производства для стратегического развития Костромской области.
Результаты
В условиях цифровизации понимание отраслевых изменений, их динамики, мотивов и движущих сил является одной из ключевых задач региональных исследований, ориентированных на стратегическое развитие. Ключевой проблемой отраслевых изменений является сложность регионального развития и множественность социальных, политических, экономических и материальных факторов, влияющих на него. Этот вопрос также зависит от комбинации критериев регионального развития в пространстве и во времени. Стратегическое развитие промышленного производства в свою очередь является актуальной темой в вопросе разработки государственных программ.
В настоящее время территория Костромской области является одним из самых больших по площади регионов Центрального федерального округа – 60211 км2, с незначительной численностью населения – 628423 человека (18 место в Центральном федеральном округе). В среднем за период исследования с 2015 по 2020 года в структуре валового регионального продукта наибольшая доля приходится на обрабатывающие производства - 22,0%, оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 13,7% (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура валового регионально продукта Костромской области в среднем за 2015-2020 года, %
Источник: составлено автором по материалам [9]
С июля 2021 года в Костромской области реализуется Стратегия социально – экономического развития Костромской области на период до 2035 года [10]. Ожидаемые результаты социально – экономического развития региона на период до 2035 года планируется достичь путем реализации 26 государственных программ Костромской области, при этом для достижения итогового эффекта не предусмотрено несколько текущих результатов, т.е. возможные сценарии социально - экономического развития региона. При этом сценарное социально – экономическое развитие Российской Федерации до 2030 года построено по трем направлениям: 1 – консервативный сценарий, 2 – инновационный сценарий, 3 – целевой (форсированный) сценарий.
Для стимулирования и контроля разработанных сценариев развития территории целесообразно сравнить показатели региона с российскими данными стратегического развития. В частности, сравнение значений показателей в привязке к стратегическим целям социально – экономического развития Костромской области с аналогичными индикаторами по Российской Федерации имеет следующий вид (таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели социально – экономического развития Костромской области до 2035 года, Российской Федерации до 2030 года
Показатель |
Костромская область |
Российская Федерация |
|||
2030 г. |
2035 г. |
сценарии |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
Индекс физического объема ВРП (ВВП), в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,5 |
103,9 |
102,6 |
103,6 |
103,9 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,0 |
102,0 |
102,4 |
103,0 |
103,2 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
109,8 |
100,0 |
103,3 |
104,1 |
103,7 |
Оборот розничной торговли, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,4 |
102,5 |
102,8 |
104,3 |
103,8 |
Реально располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,5 |
102,6 |
103,0 |
104,0 |
104,2 |
Уровень безработицы к экономически активному населению, % |
4,0 |
4,0 |
4,7 |
4,4 |
4,1 |
Источник: составлено автором по материалам [12, 15]
Существуют очевидные различия между стратегическими показателями социально – экономического развития Костромской области и российскими данными, что означает развитие региона нацелено на консервативный сценарий с учетом общероссийского уровня.
По словам председателя правительства РФ Михаила Мишустина: «Цифровая трансформация требует вообще переосмысления роли государства и организации работы, если хотите, федеральных органов или других органов власти» [18]. По поручению президента России Владимира Путина до 01 сентября 2021 года на региональном уровне разработаны и утверждены Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления в целях достижения их «цифровой зрелости».
В качестве определенных параметров оценки уровня цифровизации промышленного производства и ее влияния на стратегическое развитие региона необходимо уделять внимание определенной совокупности структурных элементов, с помощью которых образуется взаимосвязанная система управления. Поэтому, для определения приоритетов стратегического развития в условиях цифровой трансформации автор предлагает использовать методологию оценки на основе индексного метода. Путем логического анализа материалов Федеральной службы государственной статистики за 2017 – 2019 года, отобраны следующие относительные показатели, характеризующие, по мнению автора, уровень цифровизации промышленного производства (рисунок 2):
Рисунок 2 – Показатели, характеризующие уровень цифровизации промышленных предприятий
Уровень цифрового развития промышленного производства Костромской области проиллюстрирован на рисунке 3. Поскольку данная кривая не имеет тенденции плавного роста, поэтому равновеликие интервалы применять не целесообразно, разбивка видов деятельности промышленного производства выполнялась вручную.
Рисунок 3 – Уровень цифровизации промышленного производства Костромской области в разрезе групп
Источник: составлено автором по материалам [7, 8, 16]
Предлагается выделить 5 групп промышленных производств по уровню цифровизации: высокий уровень, уровень выше среднего, средний уровень, низкий уровень, кризисный уровень. Высокий уровень цифровизации достигается в металлургическом производстве и производстве электрического оборудования – значение сводного индекса находится в пределах от 0,93 до 1,00. Уровень цифровизации выше среднего – от 0,83 до 0,85 – получен для таких видов деятельности, как производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производство напитков, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. Порядка 40% видов промышленных производств имеют средний уровень цифровизации, 36% – низкую степень цифровизации, что, в свою очередь, объясняется недостаточным использованием выделенных факторов.
Для привлечения промышленных предприятий к активному использованию информационной системы, а также получение в цифровом виде наиболее востребованных мер поддержки с применением цифровых платформ основными разработками Стратегии в области цифровой трансформации промышленности Костромской области выступает реализация проекта по формированию на платформе государственной информационной системы промышленности (ГИСП) цифровых паспортов промышленных предприятий. К 2024 году планируется сформировать на базе ГИСП 85 % цифровых паспортов крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности Костромской области [16]. ГИСП является важным инструментом для построения цифровых процессов кооперации и производственных цепочек. Используя сервисы системы, субъекты промышленного производства имеют возможность осуществлять эффективные инвестиционные программы, создавать и развивать производства, проводить подборку комплекса мер господдержки и ее получение, обеспечивать производство и продвижение промышленной продукции на внешнем рынке, проводить анализ и прогноз развития производства на базе объективных статистических данных.
Обсуждение.
Мы можем констатировать, что цифровизация промышленного производства также прогрессирует благодаря развитию датчиков и большому количеству внутренних и внешних источников данных, которые обеспечивают непрерывный доступ к большим объемам данных о том, что происходит как внутри организации, так и в ее среде. Чтобы воспользоваться этим преимуществом, необходимо применять статистические методы и алгоритмы больших данных, которые предоставляют полезную и ценную информацию для предприятия, что приводит к повышению эффективности и производительности. Кроме того, цифровизация организации, помогает генерировать новые бизнес-модели и, если они приведены в соответствие с инновациями, они форсируют для компаний экономические и финансовые показатели. Другими словами, цифровизация побуждает предприятия быть более подключенными, более эффективно управлять информацией и получать доступ к большему количеству знаний, а также повышать эффективность, гибкость, средства личной коммуникации и цифровую физическую инфраструктуру.
Заключение.
Резюмируя представленные суждения, следует отметить, что авторское понимание и решение рассматриваемой в статье проблемы нацелено на активное применение цифровых технологий, которые выступают драйвером стратегического развития как на отраслевом, так и на региональном уровне. В результате обзора материалов научных исследований, касающихся вопросов цифровизации, отметим, что цифровая трансформация промышленного производства взаимодействует с социально-экономическим развитием территории за счет проникновения цифровых технологий и повышения конкурентоспособности экономики, создания новых продуктов и услуг. В ходе исследования выполнена группировка промышленных производств Костромской области по уровню цифровизации, обозначены направления государственного регулирования и поддержки в области цифровой трансформации. Практическая значимость проделанной работы заключается в использовании результатов оценки промышленных производств по уровню цифровизации при принятии решений на муниципальном и региональном уровнях, в целях развития «цифровой зрелости» предприятий, осуществления прогнозных расчётов при стратегическом планирование развития промышленного производства.
1. Annoni P., Kozowska K. EU Regional Competitiveness Index 2019. - Luxembourg: European Union Publishing, 2019. - 42 p.
2. Veselovsky M.Ya., Izmailova M.A., Abrashkin M.S. Priorities and main tools for the development of the digital economy of Russia // MIR (Modernization. Innovations. Development). - 2018. - V.9. No. 2. - S. 192-199.
3. Ivanova O.E. Industry 4.0 - results of work and prospects // Agrarian Bulletin of the Non-Chernozem Region. - 2021. - No. 3 (3). - S. 73-79.
4. Ivanova O.E., Schmidt Yu.I. Digital technologies for doing business // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 10 (135). - S. 700-706.
5. Lavrikova Yu.G., Andreeva E.L., Ratner A.V. The impact of foreign economic activity on regional development: a comparative analysis of Russian and foreign experience // Economic and social changes: Facts, trends, forecast. - 2020. - T. 13. No. 6. - S. 54-67.
6. Nizhegorodtsev R. M., Piskun E. I., Kudrevich V. V. Forecasting indicators of the socio-economic development of the region // Economy of the region. - 2017. - Vol. 13, no. 1. - S. 38-48.
7. Official website of the Department of Finance of the Kostroma region / [Electronic resource]. – Access mode: http://depfin.adm44.ru (date of access: 01/20/2022)
8. Official website of the Department of Economic Development of the Kostroma Region / [Electronic resource]. – Access mode: http://dep-economy44.ru (date of access: 01/20/2022)
9. Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Kostroma Region / [Electronic resource]. – Access mode: https://kostroma.gks.ru (date of access: 01/20/2022)
10. Piskun E. I., Khokhlov V. V. Economic development of regions of the Russian Federation. Factor-cluster analysis // Economics of the region. - 2019. - V. 15, no. 2. - S. 363-376.
11. Preobrazhensky B.G. Analysis of tools for evaluating the effectiveness of state development programs at the mesolevel // Regional Economics: Theory and Practice. - 2021. - T. 19, No. 7. - S. 1204-1230.
12. Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 / [Electronic resource]. – Access mode: https://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 ((date of access: 01/20/2022)
13. Savrukov A.N., Savrukovn N.T. Methodological approach and criteria for evaluating the effectiveness of public administration in the regions // Regional Economics: Theory and Practice. - 2020. - T. 18, No. 1. - S. 118-132.
14. Smirnov V.V. Analysis of key performance indicators for the development of Russian regions // Regional Economics: Theory and Practice. - 2021. - T. 18, No. 1. - S. 4-21.
15. Strategy for the socio-economic development of the Kostroma region for the period up to 2035, approved by the order of the administration of the Kostroma region of July 12, 2021 No. 165-ra [Electronic resource]. – Access mode: http://dep-conomy44.ru/ (date of access: 12/23/2020).
16. Strategy in the field of digital transformation of economic sectors, social sphere and public administration of the Kostroma region / [Electronic resource]. – Access mode: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (date of access: 01/20/2022)
17. Fedoreeva O.E., Mukhina D.V., Naumova T.V., Schmidt Yu.I., Soldatova L.I. Features of assessing the influence of business environment factors on the processes of integration of business structures at the mesolevel // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 2 (127). - S. 706-710.
18. Mishustin believes that digital transformation requires a rethinking of the role of the state // TASS. URL: https://tass.ru/ekonomika/7652087 (accessed 01/27/2022)
19. Toni Ahlqvist (2018) Dynamic elements in regional development: an explorative genealogical analysis of the region of Southwest Finland, European Planning Studies, 26:12, 2427-2447,
20. Garmendia Madariaga, A. (2021). How bad is it? Variation in perceptions of regional economic conditions. Regional Studies, 55(6), 1140-1153.