UDK 159.9 Психология
The article deals with the phenomenon of social network of a personality. Defines the importance of the social network of personality. A comparison of domestic and foreign theories of the social environment is carried out, their directions of development and the current state is assessed. Describes the concept of the social network of personality, based on the subjective approach to the perception of interaction with others. The role of social environment in resocialization and re-adaptation of convicts is emphasized. Principle provisions and structure of the model are empirically tested on a sample of convicted persons. The purpose of the research is to study the perception of interaction with the social network among convicted and law-abiding persons. The data are collected by the method of standardized self-report. Perceptions of social environment support, social self-esteem, and influence on the social environment in these groups are measured. Differences are assessed by the nonparametric Mann-Whitney U-criterion. The sample includes 205 persons, of whom 104 were convicted and 101 were law-abiding and non-convicted. The results of the study indicate differences in convicts' perception of social support and ability to influence the social environment. The social environment is perceived by convicts as incapable of providing help and support. Hence inmates perceive themselves as unable to influence the people around them, including joint activities. The conclusion is made on the expediency of further research of inmates' interaction with the social environment, exploring opportunities to receive social support and problems of organizing joint activities.
social environment, social support, convicts, resocialization of convicts, social interaction
Введение. Социальное окружение играет важную роль в жизни и деятельности человека. Современные исследования изучают различные аспекты влияния социального окружения на личность – от социализации и адаптации до самопознания и самооценки. Психологическое влияние социального окружения раскрывается через ощущение благополучия, переживание вовлеченности и вдохновения, принятие решений. В сложных жизненных ситуациях именно окружающие люди помогают осмыслить происходящее и выбрать наилучший способ поведения, справиться со стрессом и пережить последствия. При всей значимости социальное окружение остается сложным и недостаточно изученным феноменом.
С социально-психологической точки зрения социальное окружение личности выступает образованием с нечетко определенным содержанием и границами. Формально оно включает в себя взаимодействующих с человеком людей – членов семьи, коллег, друзей и знакомых. При этом основанием причисления людей к социальному окружению является не только их взаимодействие, но и отношение субъекта к этому взаимодействию. Таким образом, из числа окружения субъектом могут быть исключены люди, взаимодействие с которыми не поддерживается по различным причинам. Соответственно, социальное окружение формируется не только на основе включенности человека в разные группы и сообщества, но и его отношения к партнерам по взаимодействию. В этой связи реальное социальное окружение может отличаться от предписанного социальными структурами, изменяться с течением времени и в связи с влиянием различных обстоятельств.
Все описанное представляет социальное окружение личности динамичным социально-психологическим образованием, обладающим определенным потенциалом влияния на личность и, одновременно, способным оказывать помощь и поддержку. В связи с важной ролью социального окружения в жизнедеятельности личности, сочетающейся с недостатком научных знаний о его образовании, актуальной задачей выступает изучение социально-психологических характеристик социального окружения личности.
В представленном исследовании задача решается путем изучения интерактивных и субъективных характеристик социального окружения лиц, характеризующихся как правопослушным, так и правонарушающим поведением. Обращение к этой категории лиц обусловлено значимостью процессов ресоциализации и реадаптации осужденных, их повышенной социальной уязвимостью и неблагополучием. Считая, что социальное окружение может способствовать снижению виктимности, повышать социальную защищенность лиц, освободившихся из мест лишения свободы, мы оцениваем способность социального окружения выполнять данную функцию.
Теоретические основания исследования. Основу исследования составляют теоретические подходы и концепции социального окружения, разработанные в отечественной и зарубежной социальной психологии.
Социальное окружение как предмет исследования впервые появляется в работах психологов и социологов в начале ХХ века. К первым научным упоминаниям о социальном окружении можно отнести исследования Г. Зиммеля. Он вводит данное понятие в своей статье «Социология пространства» в 1903 году, рассматривая значение, которое люди могут приобретать в социальных отношениях друг с другом [8, с. 3]. В этот же период проблематика социального окружения начинает разрабатываться У. Джеймсом. Автор рассматривал социальное окружение субъекта особой частью взаимоотношений с обществом, складывающейся на протяжении всей его жизни и во многом являющейся результатом его собственных усилий. По его мнению, социальное окружение формирует комплекс представлений личности о себе («образ Я», «Я-концепцию»). Полагая, что «социальное Я человека – это признание, которое он получает от своих товарищей» [11], Джеймс формулирует ключевую идею психосоциального подхода в социальной психологии. Следуя ей, многие личностные образования, такие как образ-Я, направленность и ценности, формируются под влиянием социального окружения.
Российскими учеными проблематика социального окружения рассматривается в нескольких направлениях. К наиболее значимым из них можно отнести направление исследования социально-психологической организации социального окружения личности (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, Е.В. Рягузова), влияние, оказываемое социальным окружением на социализацию (Е.П. Белинская), социальное функционирование и благополучие (А.Л. Свенцицкий, П.Н. Шихирев), в том числе ресурсов, которые социальное окружение предоставляет человеку (Л.Г. Почебут, А.Н. Татарко), а также способности поддерживать в трудной жизненной ситуации (Т.Л. Крюкова).
Самостоятельным направлением выступают исследования факторов, определяющих отношения личности с социальным окружением. К ним относят: комплекс психологических и межличностных отношений (В.М. Поздняков), доверие (Т.П. Скрипкина), справедливость (О.А. Гулевич), приватность (С.К. Нартова-Бочавер). Следует отметить, что эти психологические качества рассматриваются исследователями в качестве основополагающих условий включения других людей в число лиц, составляющих социальное окружение, а также и исключения из него.
Современные зарубежные исследования также нацелены на рассмотрение факторов, ведущих к образованию социального окружения. При этом они в большей степени имеют социологическую нежели психологическую направленность. Это проявляется в ориентации на изучение характеристик людей, включенных в социальное окружение человека. К их числу относится идентичность участников, взаимность их отношений, однородность их социально-экономического статуса [9]. Предполагается, что сходство данных признаков свидетельствует и об единстве целей, убеждений и направленности участников.
Наиболее распространенным подходом в изучении социального окружения личности (personal network) выступает измерение коммуникации между участниками. Для ее регистрации используются современные технологии, позволяющие фиксировать передачу информации между людьми (интернет, сотовая связь). Для моделирования социального окружения используется специально разработанная методология [13]. В ней участники взаимодействия рассматриваются в качестве узлов (nodes), отношения между ними – связей (ties). Исходя из места в системе передачи информации, которое участники взаимодействия занимают по отношению к субъекту, а также параметров данной информации исследователи определяют значение каждого участника.
Сопоставляя отечественный и зарубежный подходы к изучению социального окружения, можно отметить основные отличия. Отечественные ученые ориентированы на поиск психологических оснований формирования социального окружения. Например, признания другого человека достойным включения в число близких людей, возникновения отношений доверия, поддержки, заботы и пр. Предметом исследования выступают другие люди и их отношение к субъекту, их влияние на различные аспекты жизнедеятельности. Современные зарубежные исследователи фокусируются на изучении взаимодействия между субъектом и его социальным окружением. Предметом исследования выступает роль и значение социального окружения, однако анализируется оно через позицию субъекта в системе коммуникации. Моделируя систему взаимодействия, исследователи оценивают ресурсы и возможности, которыми обладает окружение личности. В рамках такого подхода удается достаточно точно выявить структурные параметры социального окружения – объем, позиции участников во взаимодействия, интенсивность коммуникации и другие характеристики. При этом, как правило, не оценивается влияние окружения на социально-психологические составляющие личности (самооценку и самоопределение), не определяется способность субъекта влиять на свое окружение. Как следствие, субъект и его окружение выступают независимыми друг от друга. Конечно, подобная модель социального окружения не в полной мере соответствует реальности, в которой социальное окружение и личность взаимно определяют друг друга.
Поэтому разрабатываемая нами модель социального окружения личности охватывает не только социально-структурные, но и социально-психологические аспекты взаимодействия. Исходя из значения социального окружения для личности, мы считаем необходимым не только изучать ресурсы социального окружения, но и оценивать влияние окружающих на личностные образования (самооценку и самоотношение) субъекта, его способность регулировать взаимодействие людей, включенных в его социальное окружение.
Подобный подход востребован для категорий людей, в силу жизненных обстоятельств оказавшихся изолированных от социального окружения либо вовсе лишенных его. Он позволяет выявлять и прогнозировать ряд проблем, вызванных дисфункцией социального окружения. Анализируя социально-психологическую проблематику лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России, отметим, что им свойственны трудности во взаимодействии с близкими людьми – нарушения взаимопонимания, межличностные конфликты, отсутствие поддержки и помощи. Несформированное или вовсе отсутствующее социальное окружение негативно сказывается на реинтеграции бывших осужденных к жизни в обществе [3]. Наконец, воспринимаемые частными аспектами социального функционирования проблемы взаимодействия могут быть индикаторами более глубоких проблем, связанных с личностными отклонениями [7]. В совокупности изложенных аргументов изучение социального окружения представляется важным с прикладной точки зрения аспектом социально-психологической характеристики личности осужденного. В рамках выполненного нами исследования изучается представление о взаимодействии с социальным окружением лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Описание исследования.
Цель исследования – изучение представления о взаимодействии с социальным окружением у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и правопослушных лиц.
Гипотеза исследования заключается в существовании различий в отношении к социальному окружению у лиц, отбывающих наказание и правопослушных граждан.
Методом сбора информации. Сбор данных проводился стандартизированным самоотчетом. Применялась методика измерения представлений о взаимодействии с социальным окружением [1]. Методика разработана, валидизирована и стандартизована на русскоязычной выборке взрослых людей, в том числе отбывающих наказание в местах лишения свободы. Методика включает 15 пунктов, сгруппированных в три показателя: (а) поддержка социального окружения, (б) социальная самооценка (в) влияние на социальное окружение.
Содержание методики составляют утверждения, оценивающие взаимодействие с окружающими людьми (напр.: «поддерживают ли Вас окружающие люди?», «Правильно ли Вы действуете в присутствии близких Вам людей?», «Влияете ли Вы на отношения с окружающими Вас людьми?»). Для оценки во всех вопросах используется 5-бальная шкала Лайкерта.
Результаты методики предварительно оценивались с помощью критерия согласованности (α-Кронбаха) и межпунктовым корреляциям внутри шкал. Полученные результаты свидетельствуют об удовлетворительной согласованности (социальная поддержка α = 0.79, социальная самооценка α = 0.81, влияние на окружающих α = 0.80). Среднее значение межпунктовой корреляции r= 0.63.
Для балансировки выборки использовалась анкета, включающая сведения о поле, возрасте, социальном, культурном и образовательном уровне опрашиваемых. Тестирование гипотезы проводилось методом рангового теста Mann-Whitney U. Данный тест применялся поскольку распределения значений показателей методики не соответствовали нормальному закону (проверка проводилась расчетом критерия Колмогорова-Смирнова). Это делало невозможным сравнение групп параметрическим методом. Гомогенность групп проверялась тестом Ливена. Все расчеты осуществлялись с помощью программного продукта Statistica for Windows.
Дизайн исследования. Исследование выполнялось по квазиэкспериментальному плану, имело сопоставительный дизайн
Тестирование гипотезы проводилось путем оценки различий показателей (а) поддержка социального окружения, (б) социальная самооценка, (в) влияние на социальное окружение в группах правопослушных и преступников. О подтверждении гипотезы судили по статистически значимым различиям в значениях показателей у разных групп выборок.
Выборка исследования состояла из 205 россиян в возрасте 16-18 лет, (72,5% респондентов – мужчины). Выборка включала две группы лиц:
- граждан, осужденных приговором суда за совершение преступлений (104 человека);
- граждан, ведущих законопослушный образ жизни, не имеющих судимостей (101 человек).
Обе группы были равными по социально-культурному и образовательному уровню. Объем выборки определялся на основе критериев значимости различий (уровень статистических различий p<0,05) и мощности (power, above 0.80) [14]. Участие в исследовании было добровольным, неоплачиваемым. Перед началом опроса участники просматривали перечень вопросов. Персональные данные не собирались.
Процедура исследования. Исследование проводилось в виде индивидуального опроса. Формы опроса различались для обоих обследуемых групп. Группа лиц, осужденных за совершение преступлений опрашивалась в местах лишения свободы психологом исправительного учреждения. Группа лиц, ведущих законопослушный образ жизни, интервьюировалась посредством приглашения к опросу через социальные сети. Обе формы бланка опроса имели одинаковый перечень вопросов.
Результаты исследования.
Основные результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Восприятие социального окружения осужденными и правопослушными гражданами
Показатели |
Сопоставляемые группы |
Статистические показатели |
|||
Осужденные M ± SD |
Правопослушные M ± SD |
U-крит. |
p |
Effect size Z/ |
|
Поддержка социального окружения |
3.59 ± 1.02 |
4,16 ± 0.88 |
2056 |
0.001 |
0.325 |
Социальная самооценка |
4.51 ± 1.01 |
4.65 ± 0.97 |
2851 |
0.457 |
0.067 |
Влияние на социальное окружение |
4,48 ± 0.93 |
4,76 ± 0.85 |
2510 |
0.035 |
0.177 |
Примечание: значения показателей сравниваемых групп гомогенны, Levene’s test (p<0,01).
Статистики эффекта для теста Манна-Уитни показывает, что показатели «поддержка социального окружения» и «социальное влияние» со средней и низкой степенями вероятности ниже у осужденных, чем у правопослушных [10]. Поскольку в отличие от показателя вероятности ошибки они в меньшей степени зависят от выборки, можно полагать, что в генеральной совокупности также сохранятся выявленные различия.
Интерпретация результатов. Исследование было нацелено на изучение восприятия социального окружения осужденными и правопослушными гражданами.
Гипотеза исследования нашла частичное подтверждение. Были установлены статистически значимые различия в социальной поддержке окружающими, а также способности оказывать влияние на социальное окружение.
Психологическое значение выявленных различий в социально-психологической специфике восприятия осужденными социального окружения. В отличие от правопослушных граждан, они считают, что окружающие люди не способны предоставлять им достаточный уровень поддержки и, как следствие, могут рассчитывать лишь на собственные усилия.
Важно отметить, что используемые в методике индикаторы ориентированы на описание психологических аспектов поддержки. Они фокусируются на выявлении взаимопонимания, сочувствия, помощи со стороны окружающих. Следует отметить, что в группе правопослушных граждан мнение о помощи окружающих является более позитивным. Они склонны считать, что люди, составляющие их круг повседневного взаимодействия готовы прийти на помощь, проявить сочувствие, предоставить поддержку. Данные результаты, на наш взгляд, свидетельствуют о двух проблемах социального взаимодействия осужденных. С одной стороны, о запросе на оказание помощи со стороны окружающих их лиц, с другой – о неспособности социального окружения удовлетворить его. Обе проблемы, как нам представляется, указывают на неспособность формировать отношения социальной поддержки осужденными, а также определенные искажения этой способности у лиц, составляющих данное окружение. Полагая, что частичное решение этих проблем может быть найдено, отметим важность проведения социально-психологических тренингов, направленных на формирование способностей устанавливать отношения помощи и поддержки с социальным окружением.
Вторая особенность восприятия социального окружения осужденными заключается в убежденности о неконтролируемости поступков и решений других людей. Осужденным свойственно полагать, что они не способны оказывать влияние на других людей, их поступки и решения. В противовес им обследованные нами правопослушные граждане склонны считать окружающих людей отзывчивыми и готовыми к взаимодействию. Анализируя данные результаты отметим, что причинами подобных различий могут выступать, с одной стороны, субъективные представления осужденных, с другой – социальные представления осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Так, анализ собранных нами данных показывает, что к числу проблем межличностного взаимодействия осужденные относят предательство и обман близких людей, нарушение взятых на себя обязательств, а также враждебность, двуличие и жестокость осужденных и сотрудников исправительных учреждений. Можно полагать, что данные субъективные оценки лежат в основе суждения о неподконтрольности и произвольности поведения окружающих. Вторым фактором, влияющим на представление о неспособности контролировать поведение окружающих, может выступать социальная стигматизация преступников. Поскольку общество негативно оценивает совершение преступлений и, как правило, стремится ограничивать или вовсе исключать взаимодействие с преступниками [12], ожидание подобной реакции от окружающих людей может формировать убеждение о неспособности влиять на мнение или решения собеседника.
Подводя итоги, отметим, что специфическими особенностями социального окружения осужденных выступают низкий уровень социальной поддержки и неспособность оказывать влияние на людей, включенных в социальное окружение. Выявленные особенности показывают, что социальное окружение не обладает свойствами, обеспечивающими социальную адаптацию и ресоциализацию. Учитывая, что социальное окружение способно поддерживать и направлять, а может, напротив, демотивировать и дезориентировать, можно прийти к выводу о его влиянии, оказываемом на представления лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В целом результаты свидетельствуют о низком качестве отношений между осужденными и их социальным окружением, потенциально затрудняющим процессы ресоциализации и реадаптации.
Заключение
Выполненное исследование было посвящено изучению характеристик социального окружения личности. Было показано, что социальное окружение является важным социально-психологическим образованием, обеспечивающим функции социальной адаптации, поддержки и помощи. Существующие исследования социального окружения основываются на разных подходах и методологии, предполагающей использование социологической, социально-психологической и психологической методологии. В научных исследованиях последних десятилетий рассматриваются различные аспекты социального окружения личности. Изучаются его формальные параметры – количество человек, характер связей между ними, социальные группы и сообщества, участником которых является человек. Активно рассматриваются психосоциальные функции социального окружения. В частности, исследуется влияние социальных связей на качество жизни и благополучие, различные виды адаптации, преодоление трудных жизненных ситуаций и чрезвычайных происшествий.
Выполненное исследование ориентировано на изучение представлений осужденных относительно социального окружения и сопоставления данных представлений с правопослушными гражданами. Результаты исследования указывают на недостатки взаимодействия с социальным окружением у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Было установлено, что осужденные ожидают меньшую поддержку и помощь от лиц, входящих в их социальное окружение, а также склонны считать этих людей нежелающими взаимодействовать с ними. Дальнейшие исследования целесообразно проводить по затронутым аспектам взаимодействия осужденных с социальным окружением, изучая возможности получения социальной поддержки и проблемы организации совместной деятельности.
1. Zlokazov K.V. Social'noe prostranstvo v predstavlenii prestupnika: monografiya.[Social'noe prostranstvo v predstavlenii prestupnika: monografiya] – SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii Publ., 2021. – 246 p. in Russia
2. Kolesnikova A.I., Debol'skiy M.G. Osobennosti koping-strategiy osuzhdennyh s razlichnym urovnem zhiznestoykosti, sostoyaschih na uchete, kak sklonnye k suicidu [Elektronnyy resurs] // Psihologiya i pravo. [psychology and law] 2014. Tom 4. № 4. pp. 34–45. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n4/73016.shtml (data obrascheniya: 07.02.2022) in Russia
3. Latysheva L. A. Problemy resocializacii osuzhdennyh k lisheniyu svobody: ugolovno-ispolnitel'nyy i kriminologicheskiy aspekty : monografiya [Problemy resocializacii osuzhdennyh k lisheniyu svobody: ugolovno-ispolnitel'nyj i kriminologicheskij aspekty : monografiya]. Vologda: VIPE FSIN Rossii Publ., 2017. pp. 24. in Russia
4. Leus E.V., Solov'ev A.G. Adaptacionnye tehnologii resocializacii nesovershennoletnih osuzhdennyh [Elektronnyy resurs] // Psihologiya i pravo.[psychology and law] 2012. Tom 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54179.shtml (data obrascheniya: 07.02.2022). in Russiain
5. Pozdnyakov V.M. Aktual'nye problemy penitenciarnoy psihologii kak nauki i oblasti psihopraktiki // Yuridicheskaya psihologiya. [legal psychology] 2015. № 2. pp. 3-8. in Russia
6. Svencickiy AL, Kuznecova IV. Social'no-psihologicheskiy krug obscheniya lichnosti v situacii pomogayuschego povedeniya. V Social'naya psihologiya: Istoriya i sovremennost': Hrestomatiya. [Social'no-psihologicheskij krug obshcheniya lichnosti v situacii pomogayushchego povedeniya. V Social'naya psihologiya: Istoriya i sovremennost': Hrestomatiya] M.: INFRA-M Publ. 2021. pp. 68-80 in Russia
7. Telesheva K. Yu. Strukturnyy analiz vzaimosvyazey patoharakterologicheskih osobennostey lic, sklonnyh k kriminal'noy impul'sivnoy agressii // Prikladnaya psihologiya i pedagogika.[Applied Psychology and Pedagogy] 2022. №. 1. pp. 198-206. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2022-7-1-198-206 (data obrascheniya: 07.02.2022). in Russia
8. Filippov A.F. Prikladnaya sociologiya prostranstva // Sociologicheskoe obozrenie. [The Sociological Review] – T.8. – № 3. – 2009. – pp. 3. in Russia
9. Block, Per. 2015. “Reciprocity, Transitivity, and the Mysterious Three-Cycle.” Social Networks 40:163–73. https://doi.org/10.1016/j.socnet.2014.10.005. in Russia
10. Fritz, C. O., Morris, P. E., & Richler, J. J. (2012). Effect size estimates: Current use, calculations, and interpretation. Journal of Experimental Psychology: General, 141(1), pp.2–18. doi:10.1037/a0024338
11. James, W. The Self and Its Selves/Social Theory: The Multicultural Readings / ed. C.Lemert. Philadelphia: Westview Press. 2010. - pp. 161-166.
12. Murray J. The Cycle of Punishment: Social Exclusion of Prisoners and Their Children //Criminology & Criminal Justice. 2007. 7 (1): 55–81.
13. Newman, M. E. J. (2018). Networks (2nd ed.). Oxford University Press.
14. Röhrig, B., du Prel, J. B., Wachtlin, D., Kwiecien, R., & Blettner, M. (2010). Sample size calculation in clinical trials: part 13 of a series on evaluation of scientific publications. Deutsches Arzteblatt international, 107(31-32), pp. 552–556. https://doi.org/10.3238/arztebl.2010.0552