employee
Moscow, Russian Federation
employee from 01.01.2017 until now
Staraya Ruza, Moscow, Russian Federation
UDK 159.9 Психология
Difficult interpersonal situations arise in any professional activity. This is especially true for law enforcement. Employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation (hereinafter referred to as internal affairs officers) in the process of fulfilling their tasks have a pronounced determining influence on the socio-psychological processes of interaction with citizens, producing the implementation of such mechanisms and phenomena that do not unfold in everyday or comfortable situations. The subject of this article is the consideration of the psychological foundations of the interaction of police officers with citizens in the context of their provocative behavior. These can include: the essence of interaction, its genesis, structure, typology, mechanisms, dynamics, functions, conditions and factors, effects and results of interaction, as well as ways and principles for optimizing the interaction of employees with citizens in complex interpersonal situations. The unpredictability and uniqueness of negotiations, the peculiarities of the interaction of subjects in professionally significant situations, crisis situations, the need for interpersonal confrontation requires knowledge, stable skills, flexibility in the course of dialogue, and all this is the result of serious targeted professional, psychological training. The result of the preparation is the formation and development of a negotiation culture, which is formed as a result of negotiations of various degrees of complexity, which allows modeling various crisis situations of interaction between subjects.
professional activity, police officers, provocative behavior, negotiation competence, psychological impact
Актуальность. Решая профессионально-значимые задачи, которые могут появляться в профессиональной деятельности различных категорий сотрудников ОВД. Кризисные межличностные, личностно-групповые ситуации в период решения актуальных задач детерминируют социально-психологические процессы взаимодействия субъектов, способствуя реализации социально-психологических механизмов и феноменов проявляются в обычных, привычных ситуациях профессиональной деятельности.
Психологические особенности личностно-группового, межличностного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации способствует комплексному психолого-социальному воздействию субъектов друг на друга или на гражданина, опосредованы условиями совместной оперативно-служебной деятельности.
Важно отметить, что существует зависимость осуществления эффективного взаимодействия сотрудников ОВД в процессе выполнения поставленных задач от эффективного использования выделенных социально-психологических механизмов, реализации основополагающих принципов, которые позволяют прогнозировать успешность взаимодействия.
Известный отечественный ученый К.К. Платонов [1], анализируя категории «отражение» и «взаимодействие», выделял их как основные в психологической науке, т.к. предметом юридической и социальной психологии является юридико-психологическое и социально-психологическое взаимодействие. Особый практико-прикладной интерес вызывают личностно-групповое, межгрупповое и межличностное взаимодействие.
Теоретико-методологические основы эффективного взаимодействия сотрудников в юридико-значимых ситуациях.
Исследуя особенности межличностного взаимодействия, учеными было сформировано определенное предметное поле, которое позволяет дать научное описание выделенного юридико-психологического феномена. Исследователями было определено сущностное содержание взаимодействия, особенности структурного построения, выделены типы взаимодействия основные функции и детерминанты. Особую важность представляло выявление способов повышения эффективности межличностного, личностно-группового, межгруппового взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с гражданами в кризисных юридико-значимых ситуациях.
Теоретико-методологической основой решения проблемы взаимодействия являются: исследования А.Я. Анцупова, Д. Магнуссона, Б.Я. Шведина, А.И. Шипилова. Использование системно-ситуационного подхода в исследовании кризисов, конфликтов позволило выявить разновидности трудных профессионально-значимых ситуаций; результаты исследования Н.В. Гришиной, Л.А. Петровской способствовали рассмотрению процессов межличностного взаимодействия и позволили определить пути повышения их эффективности.
Таким образом, взаимодействие сотрудников органов внутренних дел в условиях провокационного поведения граждан можно рассматривать как социально-психологический феномен, состоящий из процесса психологического воздействия субъектов друг на друга, взаимную обусловленность и опосредованность их совместной профессионально-значимой деятельности.
Особого внимания заслуживают механизмы взаимодействия, т.к. учеными они исследуются как механизмы определенных процессов психологического взаимодействия. В частности, учеными Г.М. Андреевой, К. Муздыбаевым, Н.Н. Обозовым выделяются такие механизмы как: внушение, эмпатия, каузальная атрибуция идентификация, подражание, конформность, рефлексия.
Важно отметить, что отечественные ученые-психологи выделяют несколько стадий в процессе взаимодействия между субъектами. В частности, получило широкую известность мнение В.Н. Панферова [2], [3]. В своих трудах он рассматривал пять основных стадий, которые последовательно реализуются в процессе психологического взаимодействия.
В качестве основных стадий процесса взаимодействия рассматриваются: субъектная самопрезентация; взаимопроявление; взаимовосприятие; информационное согласование; деятельная совместность.
С точки зрения М. Аргайла, Я. Щепаньского, необходимо выделить три стадии формирования успешного взаимодействия: наличие физического контакта, совместное перемещение в пространстве и совместное групповое или массовое взаимодействие в процессе решения профессионально-значимых задач.
В современных условиях учеными-исследователями М.Р. Битяновой, А.А. Бодалевым, А.А. Леонтьевым определяются пять ключевых функций межличностного взаимодействия: познания индивидами друг друга; организации и поддержания межличностных отношений; прагматическая; формирующая; подтверждающая наличие или отсутствия взаимодействия.
Важно отметить, что психологами А.П. Егидесом, В.А. Лабунскай, В.Н. Мясищевым, Р.С. Немовым, А.И.Шипиловым и др. проведено значительное количество эмпирических исследований, в которых выявляются психологически значимые детерминанты, оказывающие воздействие на успешность взаимодействия.
Особого внимания заслуживает анализ ключевого юридико-психологического содержания межличностного взаимодействия, а именно, особенности ценностно-мотивационного обмена субъектов взаимодействия. В сложных юридико-значимых ситуациях (предкофликтных/конфликтных) реализуется выраженная противоборство смыслообразующих профессиональных потребностей и мотивов, которое проявляется в желании субъекта добиться профессионально-значимых целей, сопровождающееся невозможностью удовлетворения потребностей противостоящего субъекта. Психологическим механизмом мотивационно-целевого взаимодействия является согласование целей и интересов сторон, обеспечивающее выработку общей цели.
Основными психологическими механизмами коммуникативного воздействия для достижения цели являются убеждение, внушение и конформизм, описанные в научных трудах И. Горелова, В. Енгалычева.
Осуществляя анализ перцептивной стороны взаимодействия, правомерно говорить о ключевой роли в ней взаимовосприятия. Важно отметить, что точность и достоверность полученной информации, полнота интерпретации во многом способствует добиться взаимопонимания. Основными психологическими механизмами, позволяющими добиваться значимого взаимовлияния в ситуациях остро конфликтного, кризисного взаимодействия, были определены идентификация, рефлексия и каузальная атрибуция.
В качестве основных инструментов перцептивного взаимодействия целесообразно использовать в целом образ ситуации взаимодействия, который состоит из образа оппонента, его психологической оценки и самооценки. Одним из средств перцептивного взаимодействия является осуществление прогноза успешности в процессе принятия управленческого решения как предвосхищаемый образ итогов взаимодействия сотрудников органов внутренних дел в условиях провокационного поведения граждан.
В качестве психологических средств поведения выступают различные стратегии и тактики. Во взаимодействии сотрудников в процессе выполнения профессионально-значимых задач выделяются нормативная, манипулятивная, переговорная и конфронтационная стратегии поведения.
Эмоциональная сторона взаимодействия учеными не исследуется как часть межличностного взаимодействия. Учеными эмоциональный компонент рассматривается [4] в контексте сформированных межличностных отношений.
В ходе межличностного взаимодействия осуществляется обмен актуальными эмоциональными состояниями между субъектами взаимодействия. В процессе обмена эмоциями, постепенно формируется встречная эмоциональная реакция.
Важно отметить, что эмоции и переживания одного субъекта взаимодействия формируют ответную эмоциональную реакцию. Результатом психологического взаимодействия являются особые характеристики мотивационной, ценностно-смысловой, коммуникативный, перцептивный и поведенческий граней взаимодействия..
Основными эффектами эмоционального взаимодействия являются симпатия или антипатия. В качестве основного механизма эмоционального взаимодействия учеными были выявлены: поляризация и отзеркаливание эмоций, эмпатия, аттракция. Важно отметить, что эмпатия и аттракция проявляются в обычных ситуациях профессиональной деятельности сотрудников. В ситуациях, имеющих выраженный кризисный или конфликтный характер, основными механизмами являются отзеркаливание и поляризации эмоций.
Отзеркаливание эмоций являясь процессом взаимного обмена эмоциональными реакциями, позволяет эффективно отражать актуальные эмоциональные состояния оппонента. Важно отметить, что механизм отзеркаливания позволяет отсрочить возникновение кризиса, а в ряде случаев профилактиировать возникновение различных социально-психологических конфликтов.
В ситуациях соперничества, конкуреннции имеет особую эффективность и актуальность механизм поляризации эмоций. Данный психологический механизм позволяет эффективно осуществлять обмен эмоциями. Выстраивать эффективное взаимодействие, который может проявляться в цикличном усилении полярных эмоций и чувств, которые могут не совпадать с актуальным психоэмоциональным состоянием оппонента.
Одним из критериев эффективности взаимодействия межличностного или личностно-группового является формирование ценностно ориентационного единства, формирование общей цели, с помощью механизма целеполагания. Использование механизма целеполагания способствует актуализации решения задач совместной деятельности.
В результате успешного межличностного взаимодействия формируются качественно новые взаимоотношений между оппонентами, которые могут проявляться в появлении новых сторон взаимодействия, возможна выраженная отрицательная динами или полное завершение взаимодействия. Многими учеными-исследователями выделяются пять основных компонентов взаимодействия [5]: мотивационный, коммуникативный, перцептивный, эмоциональный и поведенческий.
Мотивационный компонент межличностного взаимодействия характеризует желание успешного (антикризисного) взаимодействия, заинтересованность сторон в друг друге, готовность к применению знаний и умений присущих коммуникативной компетентности.
Перцептивный компонент межличностного взаимодействия предполагает, что знание и диагностика признаков нарушения взаимодействия формирует умение проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника, преодолевать различные барьеры.
Коммуникативный компонент межличностного взаимодействия предусматривает умение взаимодействовать с субъектами, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей. Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, которую субъект может доверить.
Эмоциональный компонент межличностного взаимодействия включает симпатию, антипатию. Полярные эмоции формировались в процессе более раннего взаимодействия, в котором отражается эмоциональная привлекательность противостоящего субъекта. контроль эмоционального состояния субъектов переговоров.
Поведенческий компонент взаимоотношений проявляется в особенностях характера установок и ожиданий, которые сложились у субъектов во взаимоотношениях,умение определять эффективные стратегии, тактики и психотехники, прогнозировать поведение противостоящей стороны.
Сущность межличностных взаимоотношений субъектов зависит от профессионально-значимых целей, групповых норм и ценностей и обусловлена задачами совместной деятельности, которая осуществляется в различных ситуациях взаимодействия сторон.
Таким образом, оптимальная стратегия и тактика эффективного взаимодействия и успешного психологического воздействия субъектов друг на друга, позволяет достигать поставленных имиджевых целей, получать эффективный прогноз возможных репутационных потерь.
Практическая психологическая составляющая в юридико-значимой ситуации.
Проанализируем остроконфликтную ситуацию провокационного поведения граждан, потенциально влекущую серьезные репутационные риски для системы органов внутренних дел. Обозначим методы психологического воздействия и ведения переговоров, которые могут способствовать стабилизации подобной ситуации.
В ситуации провокационного общения лучшим методом воздействия на граждан будет учение противостояния деструктивному влиянию, т.е. ответное воздействие, организованное по определенным принципам. Во-первых, противовлияние осуществляется в соответствии с правилами этикета, во-вторых, должно быть соответствие моральных норм, принятых субъектом противовлияния и действий, которые он в данном случае осуществляет.
Сотрудник органов внутренних дел всегда должен противостоять деструктивному воздействию. Иначе он подвергает риску целостность своей личности и деловую репутацию. Однако при использовании против него психологической манипуляции, то реакцией на нее может быть и сознательная капитуляция. Противодействие деструктивному влиянию заключаются в том, что противостояние начинается с минимальных средств и прекращается либо когда гражданин переключился на конструктивное взаимодействие, либо когда противостоящий адресат влияния принял решение капитулировать. Нарастание использования более мощных средств противостояния совершается только в том случае, если манипулятор не реагирует на менее мощные средства.
Методами и способами психологического противостояния влиянию является сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия; применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции; прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями; подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата; открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.
Эффективно будет выступать намеренная активизация факторов, производящих, питающих, восстанавливающих и усиливающих индивидуальную энергию; в частности, преобразование любых отрицательных или амбивалентных эмоций в гнев и выражать своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.
Лицо, участвующее во взаимодействии, осуществляющее межличностное или личностно-групповое взаимодействие использует психотехнологии, позволяющее быть эффективном во взаимодействии.
В частности, на начальном этапе целесообразно использовать приемы: установление психологического контакта и создание психологически благоприятной ситуации. С целью оптимального преодоления начального этапа необходимо применение тактического приема «захват позиций».
На этапе обсуждения выдвигаемых требований, сотрудники используют стратегию переговоров «позиционных» и по «существу». А именно: торг; поиск компромиссов; сближение позиций; «изобретение» вариантов согласия в случаях приближения взаимодействия к тупику; поиск психологического ресурса перерыва с целью возобновления переговоров с учетом критического анализа состоявшегося диалога и сложившейся тупиковой ситуации. Привлечение помощи третьей стороны, посредников.
Заключительная часть переговорного процесса предполагает достижение соглашений, определение комплекса мер их практической реализации и контроля исполнения. Особо выделяются вопросы, требующие дополнительного обсуждения и принятие решения. Необходимо использовать специальные приемы убеждения, с целью использования стратегии компромисса и вазимовыгодных и взаимоприемлемых решений.
Например, психологическое воздействие проявляется в демонстрации мотивов и ценностей, которых придерживается оппонент: «вы, вероятно, правы…вероятно это поможет решить проблемы…».
После начала диалога, сотрудник использует приемы активного психологического воздействия для получения недостающей информации. «активное слушание». В частности, «непонятно, что Вы имеете в виду…», «Я понимаю Вас…». Важно помнить, что эффективно взаимодействовать с субъектом, который используют технику успокоения; «перефразирование». В частности, использовать фразами, построена как : «я правильно Вас понял, что Вы считаете, что…», «Выходит так, что….», Например, оппонент пояснил, что готов пойти на уступки. Данную фразу можно перефразировать следующим образом: «Вы согласны, что по мере выполнения условий». Важно осуществлять контроль высказывания оппонента, т.е. не только как говорит, что говорит, т.е. какие аспекты имеют личностный смысл и эффективно использоваться для демонстрации «сопереживания» [6].
Выводы.
Непредсказуемость и неповторимость переговоров, особенности взаимодействия субъектов в профессионально-значимых ситуациях, кризисных ситуациях требует знаний, устойчивых навыков, гибкости в ходе ведения диалога, а все это - результат серьезной целенаправленной профессиональной, психологической подготовки. Результатом подготовки является формирование и развитие переговорной культуры, которая формируется в результате проведения различных по степени сложности переговоров, что позволяет моделировать различные кризисные ситуации взаимодействия субъектов.
1. Vahnina V.V. Psihologiya peregovornogo processa v organah vnutrennih del / V.V. Vahnina // Yuridicheskaya psihologiya: sb. nauch. tr. Vyp. 5 / pod nauch. red. O.D. Sitkovskoy [Legal Psychology: Sat. scientific tr. Issue. 5 / under scientific. ed. O.D. Sitkovskaya]; Un-t prokuratury Ros. Federacii. – M. –2019. – PP. 24-34. (in Russia)
2. Krys'ko, V. G. Psihologiya v shemah i kommentariyah : uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Psychology in schemes and comments: a textbook for secondary vocational education]. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2020. -394 p. (in Russia)
3. Myasischev, V.N. Psihologiya otnosheniy [Psychology of relations] / V.N. Myasischev / pod red. E.E. Bodaleva. -M.: Izd-vo «Institut prakticheskoy psihologii», Voronezh: NPO «MODEK» Publ., 1995. -356 p. (in Russia)
4. Panferov V. N. Klassifikaciya funkciy cheloveka kak sub'ekta obscheniya // Social'naya psihologiya v trudah otechestvennyh psihologov: hrestomatiya [Social psychology in the works of domestic psychologists: a reader] / sost. A. L. Svencickiy. SPb.: Piter Publ., 2000. PP. 362–376. (in Russia)
5. Panferov, V. N. Obschaya psihologiya. Teoreticheskie osnovy : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Theoretical foundations: textbook and workshop for academic undergraduate studies] / V. N. Panferov, M. S. Volohonskaya, A. V. Miklyaeva. — M. : Izdatel'stvo Yurayt Publ., 2016. — 296 p. (in Russia)
6. Platonov, K.K. Metodologicheskie problemy medicinskoy psihologii [Methodological problems of medical psychology]. -M.: Medicina Publ., 1977. - 95 p. (in Russia)
7. Psihologiya upravleniya rukovoditeley organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii : uchebnik [Psychology of management of the heads of internal affairs bodies of the Russian Federation: textbook] / [pod red. V. V. Vahninoy]. – Moskva : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2021. – 344 p. (in Russia)