THE RELATIONSHIP BETWEEN FAMILY RELATIONS AND MANIFESTATIONS OF THE PROFESSIONAL SKILLS OF A PSYCHOLOGIST
Abstract and keywords
Abstract (English):
Within the framework of the study, it is important and interesting how relationships in the family and the professional skills of psychologists are interconnected. The study of intra-family relations is extremely important for understanding the factors influencing the formation of a person's personality and his professionalism. The purpose of the study is to identify the relationship between relationships in the family and manifestations of the professional skills of a psychologist. The subject of the study is the relationship between family relations and manifestations of the professional skills of a psychologist. The methodological basis of the study was the scientific works of domestic and foreign psychologists: A. K. Markova, V. A. Bodrov, E. F. Zeer, Eidemiller E. G., Yustitskis V. Research methods: theoretical level: study and analysis of literature on the research topic; empirical level: the test "Typical family condition", aimed at studying the atmosphere in the family. The respondent is asked to recall their feelings that they experience while in the family, and evaluate them on a seven-point scale. A questionnaire was also compiled that studied the manifestations of the professional skills of a psychologist, suggesting that respondents assess the skills of a psychologist presented in the list on a five-point scale; as well as methods of mathematical data processing: Spearman's correlation criterion. Theoretical significance of the study: few scientific works are devoted to the study of the relationship between family relations and the activities of a psychologist. Little is known about how family relationships and manifestations of psychological skills can influence each other. Therefore, the study is significant in that the relationship between these two parameters in students is being studied. The practical significance of the study: the results of the study can be used in the practice of counseling on family relations, in the development of questionnaires and questionnaires to study the manifestations of the professional skills of a psychologist. Also, the results can be used to develop activities aimed at developing the skills of a psychologist in students. Empirical research base: the research was conducted on the third and fourth year students (N=38) of the training direction "Psychology" of Vyatka State University. 31 women and 7 men participated.

Keywords:
family, family relationships, professional development, professional skills of a psychologist, psychological development
Text

Актуальность. В последнее время возникает все больше проблем, связанных с детско-родительскими отношениями. Поэтому семьям, которые берут на себя ответственность за воспитание детей, необходима психологическая и педагогическая поддержка. Однако из-за возникающих трудностей не каждая семья, имеющая желание и возможность, обращается к специалистам за помощью в виде совета, который не решает проблем в воспитании детей. Исходя из этого, можно предположить, что существует взаимосвязь между отношениями в семье и формированием личностных качеств и навыков у ребенка.

Проблема взаимосвязей отношений в семье и профессиональных навыков психолога проявляется в различиях их проявлений у студентов разных курсов обучения.

С целью изучения влияния взаимоотношений в семье и проявлений профессиональных навыков психолога была использована методика «Типовое семейное состояние», направленная на изучение атмосферы в семье [5]. Респонденту предлагается вспомнить свои чувства, которые им испытываются, находясь в семье, и оценить их по семибалльной шкале. Также была составлена анкета, изучающая проявления профессиональных навыков психолога, предполагающая оценку респондентами представленных в списке навыков психолога по пятибалльной шкале.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:

  • взаимосвязи между отношениями в семье и проявлением профессиональных навыков имеют различия у студентов 3 и 4 курса;
  • благополучные отношения в семье положительно влияют на развитие профессиональных навыков психолога.

Исследование проводилось в декабре 2020 года на студентах третьего и четвертого курса (N=38) направления подготовки «Психология» ВятГУ. Участвовали 31 женщина и 7 мужчин.

Представим основные результаты опроса респондентов по методике «Типовое семейное состояние».

В соответствии с результатами по шкале «Общая неудовлетворенность»., большинство участников, находясь в семейной обстановке, чувствуют себя «довольными» (32 человека (84%), «радостными» (35 человек (92%)), «здоровыми» (35 человек (92%)), «хорошими» (33 человека (87%))

На основании анализа ответов по шкале «Семейная тревожность» можно сказать, что большинство участников чувствуют себя «спокойными» (34 человека (89%)), «нужными» (35 человек (92%)), «смелыми» (33 человека (87%)), «ловкими» (28 человек (73%)).

Полученные результаты по шкале «Нервно-психическое напряжение» свидетельствуют  о том, что большинство участников в семье чувствуют себя «расслабленными» (33 человека (87%)), «отдохнувшими» (30 человек (79%)), «беззаботными» (25 человек (66%)), «свободными» (25 человек (66%)).

Далее были рассчитаны процентные соотношения по уровням выраженности шкал (см. таблицу 1).

Таблица 1

Уровни выраженности шкал у респондентов

Шкала

Уровни выраженности (%)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Общая неудовлетворенность

60,52

36,84

2,63

Семейная тревожность

71,05

28,94

0

Нервно-психическое напряжение

15,78

76,31

7,89

 

Отметим, что «Общая неудовлетворенность» и «Семейная тревожность» у большого количества респондентов проявляется в малой степени, и почти у каждого третьего участника находятся на среднем уровне. По шкале «Нервно-психическое напряжение» показатели выражаются на среднем уровне, что может говорить об ощущении респондентами нервозности и тревоги, находясь с семьей.

Таким образом, проанализировав полученные данные по методике «Типовое семейное состояние», можно сделать вывод, что большинство участников исследования ощущают благополучные семейные отношения на высоком и среднем уровнях, и лишь несколько человек чувствуют благополучие на низком уровне.

Рассмотрим данные, полученные в ходе проведения исследования проявлений профессиональных навыков психолога.

Такой навык, как «планирование и анализ своей деятельности», 23 человека оценили как «больше подходит, чем не подходит» (37%) и «совершенно подходит» (24%). У 7 респондентов (18%) данный навык отсутствует или проявляется в малой степени. Затруднились ответить по данному вопросу 8 участников (21%).

Каждый третий респондент затруднительно оценивает навыки «Изучение специализированной литературы» (34%), «Подбор диагностического инструментария» (39%). Читать специализированную литературу и подбирать диагностические материалы на достаточно высоком уровне могут лишь половина опрошенных.

«Проведение научно-исследовательских работ» 15 человек (39%) отметили как «больше подходит, чем не подходит», 4 человека (10%) отметили, что владеют данным навыком в полной мере, и 11 участников утверждают, что не умеют проводить научные исследования.

Пользоваться методами математической статистики на сегодняшний день научились 50% опрошенных студентов. Другая половина опрошенных отмечают, что владеют данным навыком на низком уровне (26%), либо не смогли дать конкретную оценку (24%).

Навык, связанный с проведением консультирования, оценили следующим образом: «совершенно подходит» – 5 человек (13%), «больше подходит, чем не подходит» – 10 (26%), «затрудняюсь ответить» – 11 (29%), «больше не подходит, чем подходит» – 9 (24%), «совершенно не подходит» – 3 (8%). Таким образом, данный навык проявляется лишь у 39% студентов.

«Создание доверительных отношений», «правильное распознавание эмоций и чувств» и «навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности» выражены на достаточно высоком уровне (у 82%, 82% и 68% респондентов соответственно).

Навыки проведения психологических тренингов затруднились оценить 34%, 7 человек (18%) отметили как «больше подходит, чем не подходит» и 8 человек утверждают, что данный навык «совершенно подходит».

Повышают квалификацию 21 человек (55%), компетентными себя считают 24 респондента (63%).

Коммуникативными навыками обладают 29 студентов (76%), из них 11 человек (29%) оценили как «больше подходит, чем не подходит» и 18 респондентов (47%) отметили, что полностью владеют данным навыком. Грамотность речи «подходит» 26 респондентам (68%). Способны сгенерировать большое количество ответов на вопрос 15 человек (39%). Затруднились ответить 14 человек (37%).

Можно утверждать, что разрабатывать коррекционно-развивающие программы научились 15 респондентов (39%), из них 4 человека (11%) отмечают совершенное соответствие. Затруднились дать ответ 12 участников (32%), но 11 человек оценили данный навык как «совершенно не подходит» и «больше не подходит, чем подходит».

Помощь в адаптации людям, оказавшимся в новой для них среде, могут оказать 21 человек (55%).

Изучением методов определения психологических особенностей человека занимаются 25 респондентов (66%).

Навык «составление психологических портретов» освоили на достаточно высоком уровне 26 студентов (68%), из числа которых 18 человек отметили как «больше подходит, чем не подходит».

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее освоенными навыками (которые выявлены более чем у 50% респондентов) у студентов являются:

  1. Создание доверительных отношений;
  2. Правильное распознаваний эмоций и чувств другого человека;
  3. Коммуникативные навыки;
  4. Применение стандартизированных методик;
  5. Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности;
  6. Грамотность речи;
  7. Составление психологических портретов;
  8. Изучение методов определения психологических особенностей человека;
  9. Планирование и анализ своей деятельности;
  10. Помощь в адаптации тем, кто оказался в новой среде;
  11. Повышение квалификации;
  12. Общая компетентность.

 

Низкий уровень проявлений некоторых навыков, например таких, как «проведение психологических тренингов» и «разработка коррекционно-развивающих программ», может быть связан с тем, что многие студенты еще не сталкивались с данными направлениями деятельности психолога и не пробовали свои возможности на практике.

Далее изучим взаимосвязь отношений в семье с профессиональными навыками психолога.

Исследуем взаимосвязь трех шкал «Общая неудовлетворенность» (У), «Семейная тревожность» (Т) и «Нервно-психическое напряжение» (Н) по методике «Типовое семейное состояние» с каждым изучаемым навыков психолога, применяя критерий корреляции Спирмена, в связи с тем, что выборка имеет ненормированное распределение. Получены следующие данные (см. таблицу 2):

Таблица 2

Взаимосвязь шкал «Общая неудовлетворенность» (У), «Семейная тревожность» (Т) и «Нервно-психическое напряжение» (Н) по методике «Типовое семейное состояние» и навыков психолога

 

Общая неудовлетворенность (У)

Семейная тревожность (Т)

Нервно-психическое напряжение (Н)

Планирование и анализ своей деятельности

-0,5361*

-0,6062*

-0,3567

Изучение специализированной литературы

-0,1883

-0,0517

-0,2044

Подбор диагностического инструментария

-0,3953

-0,4051

-0,1711

Разработка коррекционно-развивающих программ

-0,4844

-0,3741

-0,1360

Повышение квалификации

-0,3534

-0,3163

-0,4233

Общая компетентность

-0,3800

-0,3525

-0,1604

Проведение научно-исследовательских работ

-0,2200

-0,3567

-0,4267

Обработка данных математическими методами

-0,3702

-0,2963

-0,2610

Помощь в адаптации

-0,3612

-0,1285

-0,3103

Изучение методов определения особенностей человека

-0,3175

-0,3998

-0,4204

Навыки проведения консультирования

-0,1750

-0,1177

-0,2407

Коммуникативные навыки

-0,5108*

-0,3671

-0,1545

Грамотность речи

-0,5346*

-0,3995

-0,2341

Создание доверительных отношений

-0,4060

-0,1930

-0,0680

Правильное распознавание чувств и эмоций

-0,4646

-0,3327

-0,2527

Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности

-0,3724

-0,2899

-0,2724

Применение стандартизированных методик

-0,4524

-0,4324

-0,3798

Навыки проведения психологических тренингов

-0,4284

-0,3627

-0,4266*

Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос

-0,3892

-0,4501

-0,2591

Составление психологических портретов

-0,5910*

-0,4650

-0,0781

Примечание: * - Наличие корреляционной связи

На основании получившихся данных корреляционного анализа, можно сказать, что во взаимосвязи шкал У, Н, Т и проявлений навыков психолога прослеживается обратная связь. Таким образом, можно утверждать, что при улучшении семейного благополучия качество проявлений навыков психолога будет повышаться.

Заметная корреляционная связь наблюдается:

  1. Между шкалой «Общая неудовлетворенность» и навыками «Планирование и анализ своей деятельности», «Коммуникативные навыки», «Грамотность речи» и «Составление психологических портретов»;
  2. Между шкалой «Семейная тревожность» и «Планированием своей деятельности»;
  3. Между шкалой «Нервно-психическое напряжение» и навыком проведения психологических тренингов.

Можно говорить о том, что общее удовлетворение, отсутствие семейной тревожности и нервно-психического напряжения является подспорьем в развитии профессиональных навыков психологов, в частности таких как планирование собственной деятельности, проведения психокоррекционных мероприятий, развития психодиагностических и коммуникативных навыков.

Умеренная корреляционная связь выявилась:

  1. Между шкалой «Общая неудовлетворенность» и навыками «Подбор диагностического инструментария», «Разработка коррекционно-развивающих программ», «Повышение квалификации», «Общая компетентность», «Обработка данных математическими методами», «Помощь в адаптации», «Изучение методов определения особенностей человека», «Создание доверительных отношений», «Правильное распознавание чувств и эмоций», «Навыки проведения беседы, наблюдения, анализа продуктов деятельности», «Применение стандартизированных методик», «Навыки проведения психологических тренингов», «Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос»;
  2. Между шкалой «Семейная тревожность» и навыками «Разработка коррекционно-развивающих программ», «Повышение квалификации», «Общая компетентность», «Проведение научно-исследовательских работ», «Изучение методов определения особенностей человека», «Коммуникативные навыки», «Грамотность речи», «Создание доверительных отношений», «Правильное распознавание чувств и эмоций», «Применение стандартизированных методик», «Навыки проведения психологических тренингов», «Способность генерировать большое кол-во ответов на вопрос», «Составление психологических портретов»;
  3. Между шкалой «Нервно-психическое напряжение» и навыками «Планирование и анализ своей деятельности», «Повышение квалификации», «Проведение научно-исследовательских работ», «Помощь в адаптации», «Изучение методов определения особенностей человека», «Применение стандартизированных методик».

Таким образом, была выявлена заметная и умеренная отрицательная взаимосвязь между отношениями в семье и профессиональными навыками психолога, что является предпосылкой развития значимых профессиональных навыков в области диагностики, консультирования и психологической коррекции личности.

Различия во взаимосвязи у студентов 3 и 4 курса являются статистически значимыми.

В отличие от психологов 4 курса, у студентов 3 курса выявлена более сильная взаимосвязь отношений в семье и проявлений таких навыков как «Повышение квалификации», «Компетентность», «Коммуникативные навыки», «Способность генерировать большое количество ответов на вопрос», что говорит о том, что психологи 4 курса более сильно настроены заведение семейных отношений, повышения профессиональной компетентности, развития коммуникативных навыков и устремлением в профессиональной карьере.

Выводы

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

  • большинство участников исследования ощущают благополучные семейные отношения;
  • выделены наиболее освоенные студентами профессиональные навыки психолога;
  • выявлена заметная и умеренная отрицательная взаимосвязь между отношениями в семье и профессиональными навыками психолога;
  • выявлены различия во взаимосвязи семейных отношений и проявлений профессиональных навыков психолога у студентов 3 и 4 курсов.

В частности, можно говорить о том, что общее удовлетворение, отсутствие семейной тревожности и нервно-психического напряжения является подспорьем в развитии профессиональных навыков психологов, в частности таких как планирование собственной деятельности, проведения психокоррекционных мероприятий, развития психодиагностических, консультационных и коммуникативных навыков. Гипотеза нашла свое подтверждение.

С практической точки зрения из полученных данных следует актуальность повышения готовности будущих родителей к воспитанию детей среди молодых людей, чтобы увеличить количество семей с благополучными отношениями. Также важно разрабатывать мероприятия, направленные на более качественное освоение студентами качеств и навыков психолога.

 

References

1. Grischenko E. G. Detsko-roditel'skie otnosheniya kak mehanizm funkcionirovaniya semeynoy sistemy // Vestnik KASU [Bulletin of KAFU ] №5 – 2010. [Elektronnyy resurs]. –URL: http://www.vestnik-kafu.info/journal/26/1107/ (Obraschenie k dokumentu: 25.12.2020). in Russia

2. Druzhinin V. N. Psihologiya sem'i. [Psychology of the family] - 3-e izd. - Moskva [i dr.]: Piter, 2012. - 176 p. in Russia

3. Zeer E. F. Psihologiya professiy. [Psychology of professions] M.: Akademicheskiy Proekt; Fond Mir Publ. 008. 336 p. in Russia

4. Posysoev N. N. (red) - Osnovy psihologii sem'i i semeynogo konsul'tirovaniya : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [Fundamentals of family psychology and family counseling: a textbook for academic undergraduate studies ] / pod obschey redakciey N. N. Posysoeva. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt Publ., 2017. — 327 p. in Russia

5. Eydemiller E. G., Yustickis V. Psihologiya i psihoterapiya sem'i [Psychology and psychotherapy of the family] – 4-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. - Sankt-Peterburg [i dr.] : Piter Publ., 2008. - 672 p. - (Mastera psihologii). in Russia

Reviews
1. The relationship between family relations and manifestations of the professional skills of a psychologist Authors: Urazaeva Gul'nora


Login or Create
* Forgot password?