RLD COMPLEX AS A MEANS OF FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article highlights the issues of relevance and the need for the implementation of a large-scale WFSK TRP project the formation of motivation for physical education in children of senior school age, as a result of fulfilling the standards of the RLD complex for the golden badge. On the basis of the analysis of data from the unified database of the All-Russian Sports School of the RLD conclusions were made about the motivation for passing the standards of the RLD complex and physical education in older children.

Keywords:
VFSK TRP, motivation, psychological characteristics of children of senior school age, physical culture
Text
Publication text (PDF): Read Download

В известном детском стихотворении С.Я. Маршака 1937 г. «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет − «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак "ГТО" на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.

Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне! [9].

Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три заветные буквы − ГТО или «Готов к труду и обороне» − программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.

После победы Великого Октября страна укреплялась, набирала политическую мощь, энтузиазм советских людей и их тяга к новому проявлялись во всех сферах: в здоровье, культуре, труде, науке и спорте. В истории разработки новых методов и форм физического воспитания основную роль сыграл комсомол. Он инициировал создание Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне». В 1930 г. в газете «Комсомольская правда» было напечатано обращение, в котором предложили ввести Всесоюзные испытания «Готов к труду и обороне» [9].

Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 г. ставят задачу увеличить долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2030 г. до70%, а среди обучающихся – 90% [12].

В.В. Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта отметил следующее: «Принципиально важно, чтобы за этими цифрами стояло качество, чтобы регулярные занятия физической культурой были не просто хорошей модой, хотя и это очень важно, но еще лучше, чтобы они стали устойчивой привычкой, естественной нормой, образом жизни большинства людей в нашем обществе» [13].

Для решения этой задачи с 2014 г. в Российской Федерации реализуется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности [15].

Целями комплекса ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:

а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

б) повышение уровня физической подготовленности населения;

в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;

г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов [14].

Организаторы проекта считают возрождение комплекса ГТО в учебных заведениях принципиально важным для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.

С 1 января 2016 г. школьники массово начали выполнять нормативы комплекса ГТО. В первую очередь, это были дети старшего школьного возраста.

У детей старшего возраста происходят существенные изменения в организме и психике, что обусловлено половым созреванием [2]. По мнению Л.C. Выготского, это существенно изменяет сферу интересов ребенка [3].

В переходном периоде можно отчетливо проследить две фазы в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем и волну созревания этой новой системы интересов, над выстраивающейся над новым влечение. Это состояние вызывает необходимость организовывать в ряде случает психолого-педагогическую поддержку обучающимся [5]. Фаза влечений длится обычно около двух лет. Она характеризуется как фаза резких колебаний и столкновений психологических установок, фаза крушения авторитетов.

Старшие школьники испытывают потребность реализовывать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но и как преобразователи [7].

Главным критерием оценки себя и других становятся нравственные и психологические особенности личности. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни [6] .

В мотивационной сфере подростка происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые сами к себе предъявляют и теми задачами и целями, которые перед собой ставят [7], происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом [8].

Мотивация – внутренний процесс, происходящий в человеке, вызванный его потребностями, которые стимулируют к действиям и достижениям желаемого результата [8].

Термин «мотивация» впервые употребил Артур Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины», с тех пор этот термин прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности, изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в возрастной, общей, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях науки.

Отечественная психология изучает мотивацию на основе субъект-объектной схемы исследования в рамках концепций личности и деятельности, разработанных в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Мотивационная сфера включает в себя волевую и эмоциональную составляющие личности, удовлетворения своих потребностей.

Основой внешней мотивации являются наказания, поощрения и другие виды стимуляции, направляющие или тормозящие поведение человека.

Процесс целенаправленного формирования мотивационной сферы личности – это процесс формирования самой личности, её интересов, привычек, установок, направленности в целом.

У школьников старшего школьного возраста отмечается устойчивость целей, достаточно развитое чувство долга, ответственность. Интересы уже не ситуативны, а возникают постепенно по мере накопления знаний. Отсюда − устойчивость ряда мотивов, базирующихся на интересах и поставленных самими учащимися целях [6].

Главными мотивами подростков выступают саморазвитие, самоутверждение, достижения, идентификация [4].

Классический закон Йеркса—Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, установил зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следует − чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности.

У старшеклассников приближается завершение среднего образования, что обуславливается необходимостью выбора профессии.

Исследователи говорят о социальной роли образования «как интегральной ценности духовной культуры» [2].

Для поступления в высшее учебное заведение школьнику необходимо сдать ЕГЭ [11]. Также при поступлении учитываются дополнительные баллы за индивидуальные достижения: наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия комплекса (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца.

Подробнее остановимся на одном из таких видов индивидуального достижения – на золотом знаке комплекса ГТО [9].

Нормативы комплекса ГТО разработаны на основании анализа уровня физической подготовленности всех возрастных групп населения (от 6 до 70 лет) по 3 уровням сложности, соответствующим золотому, серебряному или бронзовому знакам отличия.

Каждая ступень включает набор обязательных испытаний и тестов по выбору. Комплекс ГТО основывается на принципах добровольности и доступности, оздоровительной и личностной ориентированности.

К сожалению, сдать с первого раза нормативы комплекса ГТО на золотой знак отличия получается далеко не у всех. И, как следствие, возникает потребность в систематических занятиях физической культурой.

Основными причинами, побуждающими школьников к занятиям физической культурой, являются получение удовольствия от упражнений, общение, забота об укреплении здоровья, стремление к физическому совершенствованию, снятие нервного напряжения, стремление угодить родителям.

Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО помогает повысить уровень физической подготовленности учащихся, сформировать ценностно-ориентационные установки, которые будут побуждать ребенка выполнять двигательное действие с удовольствием.

По данным федерального статистического наблюдения формы № 2-ГТО «Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)"» на 01 января 2021 г., на сайте комплекса ГТО зарегистрировано 15 961 обучающихся 16-17 лет, что составляет 15% от общего числа обучающихся Калужской области.

В 2018 г. 780 обучающихся 16 - 17 лет выполнили нормативы комплекса ГТО на золотой знак отличия, в 2019 г. – 1421 чел. Для сравнения, в 2018 г. 569 школьников 13-15 лет выполнили нормативы комплекса ГТО на золотой знак отличия, в 2019 – 1116 чел. Что наглядно показывает мотивацию для получения золотого знака отличия у старших школьников и, как следствие, мотивация к систематическим занятиям физической культурой.

В соответствии с планом мероприятий, разработанным и утвержденным министерством спорта Калужской области и министерством образования и науки Калужской области, школьники принимают активное участие в мероприятиях по пропаганде и реализации комплекса ГТО: фестивалях ГТО, торжественных мероприятиях по вручению знаков отличия комплекса ГТО, выполнившим нормативы комплекса ГТО на знак отличия, квестах, фотоконкурсах, конкурсах рисунков, встречах с послом ГТО в Калужской области, конкурсе на лучшую организацию, внедряющую комплекс ГТО.

Команда обучающихся из 10 муниципальных образований области, вошедших в десятку лучших муниципальных образований по выполнению нормативов комплекса ГТО, принимала участие в профильной смене ФГБОУ «ВДЦ «Смена» в селе Сукко города-курорта Анапа.

Сборная команда обучающихся представляла Калужскую область в финале Всероссийского фестиваля ГТО среди обучающихся образовательных организаций в ФГБОУ «ВДЦ «Артек». По итогам выступления в финальном этапе Фестиваля команда Калужской области заняла 6-е место в общекомандном зачете из 83 команд субъектов Российской Федерации.

Кроме того, часть тестов комплекса ГТО входит в программу спортивного многоборья Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания». Победители регионального этапа представляют область во Всероссийском этапе мероприятия в ФГБОУ ВДЦ «Смена».

С начала реализации комплекса ГТО Калужская область в рейтинге регионов страны поднялась с 48 на 5 место. Такие высокие результаты области достигнуты только за счет участия обучающихся в реализации комплекса ГТО.

Комплекс ГТО является одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность школьников, благодаря которому учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой.

Комплекс ГТО не просто набор норм и требований к физической подготовке, а часть продуманной системы, нацеленной на формирование личности, готовой к выполнению гражданского долга. Идея добровольной сдачи спортивных нормативов комплекса ГТО и получение знака отличия в качестве награды за приложенные усилия имеет большое значение в формировании физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

References

1. Babushkin I.E., Voroncov P.G., Zharikov A.Yu. Realizaciya obrazovatel'nogo aspekta formirovaniya zdorov'ya molodezhi v teoreticheskoy discipline «Zdorovyy obraz zhizni i fizkul'turno-ozdorovitel'nye praktiki» // Filosofiya obrazovaniya. − 2017. − № 4. − S. 110–122.

2. Vilyus V.K. Psihologicheskie mehanizmy motivacii cheloveka. − Moskva: Prospekt, 2013. – 170 s.

3. Vygotskiy L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. – Moskva: Izd-vo Smysl, Izd-vo Eksmo, 2004. 512 s.

4. Ivanova I.V. Dopolnitel'noe kosmicheskoe obrazovanie i soprovozhdenie samorazvitiya lichnosti: tochki soprikosnoveniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2015. − № 394. − C. 201-210.

5. Ivanova I.V. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka sovremennyh detey i podrostkov // Psihologo-pedagogicheskie osnovaniya formirovaniya cennosti zdorov'ya, kul'tury zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni v sisteme obrazovaniya: Sbornik nauchno-metodicheskih materialov. − Moskva: ANO «CNPRO», 2013. – 296s. – S. 100-104.

6. Ivanova I.V. Formirovanie gotovnosti podrostkov k samorazvitiyu kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya // Vospitanie shkol'nikov. 2018. №6. S. 27-34.

7. Ivanova I.V., Makarova V.A. Detskie ob'edineniya i dvizheniya kak prostranstvo socializacii i tvorcheskogo samorazvitiya podrastayuschego pokoleniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. − 2016. − №1 (166). − S.33-37.

8. Il'in E.P. Motivaciya i motivy. – Sankt-Peterburg: Piter, 2006. 512 s.

9. Istoriya GTO. [Elektronnyy resurs]. URL: https://user.gto.ru/history (data obrascheniya 19.01.2021).

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 11 iyunya 2014 g. № 540 «Ob utverzhdenii polozheniya o vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO)». [Elektronnyy resurs]. URL: https://base.garant.ru/70675222/ (data obrascheniya: 19.01.2021).

11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii ot 14.10.2015 № 1147 «Ob utverzhdenii Poryadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» [Elektronnyy resurs]. URL: https://base.garant.ru/71238710/ (data obrascheniya 19.01.2021).

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 24.11.2020 № 3081-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy [Elektronnyy resurs]. URL: Federacii na period do 2030 goda». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/.

13. Stenogramma zasedaniya Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po razvitiyu fizicheskoy kul'tury i sporta ot 06.10.2020. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/64162 (data obrascheniya 19.01.2021).

14. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 24 marta 2014 g. № 172 «O Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO)» [Elektronnyy resurs]. URL: https://base.garant.ru/70619520/ (data obrascheniya: 19.01.2021).

15. Federal'nyy zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federacii»[Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (data obrascheniya: 19.01.2021).

Login or Create
* Forgot password?