Ministry of Education and Science of the Kaluga Region (department for the development of physical culture and sports in educational organizations, Leading Specialist)
The article highlights the issues of relevance and the need for the implementation of a large-scale WFSK TRP project the formation of motivation for physical education in children of senior school age, as a result of fulfilling the standards of the RLD complex for the golden badge. On the basis of the analysis of data from the unified database of the All-Russian Sports School of the RLD conclusions were made about the motivation for passing the standards of the RLD complex and physical education in older children.
VFSK TRP, motivation, psychological characteristics of children of senior school age, physical culture
В известном детском стихотворении С.Я. Маршака 1937 г. «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет − «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак "ГТО" на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.
Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне! [9].
Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три заветные буквы − ГТО или «Готов к труду и обороне» − программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.
После победы Великого Октября страна укреплялась, набирала политическую мощь, энтузиазм советских людей и их тяга к новому проявлялись во всех сферах: в здоровье, культуре, труде, науке и спорте. В истории разработки новых методов и форм физического воспитания основную роль сыграл комсомол. Он инициировал создание Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне». В 1930 г. в газете «Комсомольская правда» было напечатано обращение, в котором предложили ввести Всесоюзные испытания «Готов к труду и обороне» [9].
Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 г. ставят задачу увеличить долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2030 г. до70%, а среди обучающихся – 90% [12].
В.В. Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта отметил следующее: «Принципиально важно, чтобы за этими цифрами стояло качество, чтобы регулярные занятия физической культурой были не просто хорошей модой, хотя и это очень важно, но еще лучше, чтобы они стали устойчивой привычкой, естественной нормой, образом жизни большинства людей в нашем обществе» [13].
Для решения этой задачи с 2014 г. в Российской Федерации реализуется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности [15].
Целями комплекса ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:
а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
б) повышение уровня физической подготовленности населения;
в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов [14].
Организаторы проекта считают возрождение комплекса ГТО в учебных заведениях принципиально важным для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.
С 1 января 2016 г. школьники массово начали выполнять нормативы комплекса ГТО. В первую очередь, это были дети старшего школьного возраста.
У детей старшего возраста происходят существенные изменения в организме и психике, что обусловлено половым созреванием [2]. По мнению Л.C. Выготского, это существенно изменяет сферу интересов ребенка [3].
В переходном периоде можно отчетливо проследить две фазы в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем и волну созревания этой новой системы интересов, над выстраивающейся над новым влечение. Это состояние вызывает необходимость организовывать в ряде случает психолого-педагогическую поддержку обучающимся [5]. Фаза влечений длится обычно около двух лет. Она характеризуется как фаза резких колебаний и столкновений психологических установок, фаза крушения авторитетов.
Старшие школьники испытывают потребность реализовывать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но и как преобразователи [7].
Главным критерием оценки себя и других становятся нравственные и психологические особенности личности. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни [6] .
В мотивационной сфере подростка происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые сами к себе предъявляют и теми задачами и целями, которые перед собой ставят [7], происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом [8].
Мотивация – внутренний процесс, происходящий в человеке, вызванный его потребностями, которые стимулируют к действиям и достижениям желаемого результата [8].
Термин «мотивация» впервые употребил Артур Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины», с тех пор этот термин прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности, изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в возрастной, общей, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях науки.
Отечественная психология изучает мотивацию на основе субъект-объектной схемы исследования в рамках концепций личности и деятельности, разработанных в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.
Мотивационная сфера включает в себя волевую и эмоциональную составляющие личности, удовлетворения своих потребностей.
Основой внешней мотивации являются наказания, поощрения и другие виды стимуляции, направляющие или тормозящие поведение человека.
Процесс целенаправленного формирования мотивационной сферы личности – это процесс формирования самой личности, её интересов, привычек, установок, направленности в целом.
У школьников старшего школьного возраста отмечается устойчивость целей, достаточно развитое чувство долга, ответственность. Интересы уже не ситуативны, а возникают постепенно по мере накопления знаний. Отсюда − устойчивость ряда мотивов, базирующихся на интересах и поставленных самими учащимися целях [6].
Главными мотивами подростков выступают саморазвитие, самоутверждение, достижения, идентификация [4].
Классический закон Йеркса—Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, установил зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следует − чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности.
У старшеклассников приближается завершение среднего образования, что обуславливается необходимостью выбора профессии.
Исследователи говорят о социальной роли образования «как интегральной ценности духовной культуры» [2].
Для поступления в высшее учебное заведение школьнику необходимо сдать ЕГЭ [11]. Также при поступлении учитываются дополнительные баллы за индивидуальные достижения: наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия комплекса (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца.
Подробнее остановимся на одном из таких видов индивидуального достижения – на золотом знаке комплекса ГТО [9].
Нормативы комплекса ГТО разработаны на основании анализа уровня физической подготовленности всех возрастных групп населения (от 6 до 70 лет) по 3 уровням сложности, соответствующим золотому, серебряному или бронзовому знакам отличия.
Каждая ступень включает набор обязательных испытаний и тестов по выбору. Комплекс ГТО основывается на принципах добровольности и доступности, оздоровительной и личностной ориентированности.
К сожалению, сдать с первого раза нормативы комплекса ГТО на золотой знак отличия получается далеко не у всех. И, как следствие, возникает потребность в систематических занятиях физической культурой.
Основными причинами, побуждающими школьников к занятиям физической культурой, являются получение удовольствия от упражнений, общение, забота об укреплении здоровья, стремление к физическому совершенствованию, снятие нервного напряжения, стремление угодить родителям.
Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО помогает повысить уровень физической подготовленности учащихся, сформировать ценностно-ориентационные установки, которые будут побуждать ребенка выполнять двигательное действие с удовольствием.
По данным федерального статистического наблюдения формы № 2-ГТО «Сведения о реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)"» на 01 января 2021 г., на сайте комплекса ГТО зарегистрировано 15 961 обучающихся 16-17 лет, что составляет 15% от общего числа обучающихся Калужской области.
В 2018 г. 780 обучающихся 16 - 17 лет выполнили нормативы комплекса ГТО на золотой знак отличия, в 2019 г. – 1421 чел. Для сравнения, в 2018 г. 569 школьников 13-15 лет выполнили нормативы комплекса ГТО на золотой знак отличия, в 2019 – 1116 чел. Что наглядно показывает мотивацию для получения золотого знака отличия у старших школьников и, как следствие, мотивация к систематическим занятиям физической культурой.
В соответствии с планом мероприятий, разработанным и утвержденным министерством спорта Калужской области и министерством образования и науки Калужской области, школьники принимают активное участие в мероприятиях по пропаганде и реализации комплекса ГТО: фестивалях ГТО, торжественных мероприятиях по вручению знаков отличия комплекса ГТО, выполнившим нормативы комплекса ГТО на знак отличия, квестах, фотоконкурсах, конкурсах рисунков, встречах с послом ГТО в Калужской области, конкурсе на лучшую организацию, внедряющую комплекс ГТО.
Команда обучающихся из 10 муниципальных образований области, вошедших в десятку лучших муниципальных образований по выполнению нормативов комплекса ГТО, принимала участие в профильной смене ФГБОУ «ВДЦ «Смена» в селе Сукко города-курорта Анапа.
Сборная команда обучающихся представляла Калужскую область в финале Всероссийского фестиваля ГТО среди обучающихся образовательных организаций в ФГБОУ «ВДЦ «Артек». По итогам выступления в финальном этапе Фестиваля команда Калужской области заняла 6-е место в общекомандном зачете из 83 команд субъектов Российской Федерации.
Кроме того, часть тестов комплекса ГТО входит в программу спортивного многоборья Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания». Победители регионального этапа представляют область во Всероссийском этапе мероприятия в ФГБОУ ВДЦ «Смена».
С начала реализации комплекса ГТО Калужская область в рейтинге регионов страны поднялась с 48 на 5 место. Такие высокие результаты области достигнуты только за счет участия обучающихся в реализации комплекса ГТО.
Комплекс ГТО является одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность школьников, благодаря которому учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физической культурой.
Комплекс ГТО не просто набор норм и требований к физической подготовке, а часть продуманной системы, нацеленной на формирование личности, готовой к выполнению гражданского долга. Идея добровольной сдачи спортивных нормативов комплекса ГТО и получение знака отличия в качестве награды за приложенные усилия имеет большое значение в формировании физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
1. Babushkin I.E., Voroncov P.G., Zharikov A.Yu. Realizaciya obrazovatel'nogo aspekta formirovaniya zdorov'ya molodezhi v teoreticheskoy discipline «Zdorovyy obraz zhizni i fizkul'turno-ozdorovitel'nye praktiki» // Filosofiya obrazovaniya. − 2017. − № 4. − S. 110–122.
2. Vilyus V.K. Psihologicheskie mehanizmy motivacii cheloveka. − Moskva: Prospekt, 2013. – 170 s.
3. Vygotskiy L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. – Moskva: Izd-vo Smysl, Izd-vo Eksmo, 2004. 512 s.
4. Ivanova I.V. Dopolnitel'noe kosmicheskoe obrazovanie i soprovozhdenie samorazvitiya lichnosti: tochki soprikosnoveniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2015. − № 394. − C. 201-210.
5. Ivanova I.V. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka sovremennyh detey i podrostkov // Psihologo-pedagogicheskie osnovaniya formirovaniya cennosti zdorov'ya, kul'tury zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni v sisteme obrazovaniya: Sbornik nauchno-metodicheskih materialov. − Moskva: ANO «CNPRO», 2013. – 296s. – S. 100-104.
6. Ivanova I.V. Formirovanie gotovnosti podrostkov k samorazvitiyu kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya // Vospitanie shkol'nikov. 2018. №6. S. 27-34.
7. Ivanova I.V., Makarova V.A. Detskie ob'edineniya i dvizheniya kak prostranstvo socializacii i tvorcheskogo samorazvitiya podrastayuschego pokoleniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. − 2016. − №1 (166). − S.33-37.
8. Il'in E.P. Motivaciya i motivy. – Sankt-Peterburg: Piter, 2006. 512 s.
9. Istoriya GTO. [Elektronnyy resurs]. URL: https://user.gto.ru/history (data obrascheniya 19.01.2021).
10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 11 iyunya 2014 g. № 540 «Ob utverzhdenii polozheniya o vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO)». [Elektronnyy resurs]. URL: https://base.garant.ru/70675222/ (data obrascheniya: 19.01.2021).
11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii ot 14.10.2015 № 1147 «Ob utverzhdenii Poryadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury» [Elektronnyy resurs]. URL: https://base.garant.ru/71238710/ (data obrascheniya 19.01.2021).
12. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 24.11.2020 № 3081-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy [Elektronnyy resurs]. URL: Federacii na period do 2030 goda». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/.
13. Stenogramma zasedaniya Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po razvitiyu fizicheskoy kul'tury i sporta ot 06.10.2020. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/64162 (data obrascheniya 19.01.2021).
14. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 24 marta 2014 g. № 172 «O Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO)» [Elektronnyy resurs]. URL: https://base.garant.ru/70619520/ (data obrascheniya: 19.01.2021).
15. Federal'nyy zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federacii»[Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (data obrascheniya: 19.01.2021).