INFLUENCE OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES ON THE STATE OF INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS (REVIEW OF LEGAL MATERIALS OF MEDIEVAL SERBIA, BELARUS AND THE RUSSIAN STATE)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The presented scientific report "The influence of socio-economic processes on the state of individual rights and freedoms" examines the process of serfdom development in medieval Serbia, Belarus and the Russian state in the XI-XVII centuries. in the context of the evolution of private and state feudal property. The most important issue of our research is the question of the influence of medieval socio-economic processes on the state of the rights and freedoms of individuals from among the feudal-dependent categories of the population.

Keywords:
individual rights and freedoms; private property; state property; Serbia; Belarus; Russian state; Middle Ages
Text
Publication text (PDF): Read Download

В процессе  эволюции  феодальных  отношений  в  средневековой  Сербии  уже  в  XIV в.  стираются  различия  между  вотчиной  (баштиной)  и  условной  формой  собственности  (пронией).  Это  знаменовало  собою  начало  становления  в  сербском  феодальном  обществе  универсального  института  частной  собственности.   В  этот  период  в  стране  завершается 

процесс   закрепощения   всех   категорий   зависимых  крестьян.    О  чем  свидетельствуют  нормы  «Законника  Стефана  Душана» 1349 г.  В  частности, ст.66 «Об  отроке  и  меропхе»  Призренского  списка  «Законника  Стефана  Душана»  гласит: «Отроки  и  меропхи,  которые  сидят  вместе  в  одном  селе,  всякую  плату, которая  приходит, да  платят  вместе  (по  числу  душ).  Как  плату  платят  и  работу  работают,  так  и  землю  да  держат» [1,с. 116]. Из  указанной  статьи  следует, что  отроки,  как  и  основная  категория  зависимых  крестьян  средневековой  Сербии – меропхи  в  «Законнике  Стефана  Душана»  уже  были  наделены  единой  правоспособностью  и  дееспособностью.  Ст. 67 «О  меропхе»  указанного  Законника  уточняет  статус  всех  категорий  крепостных  крестьян  Сербии. В  частности,  в  ней  сообщается: «Меропхам  закон  по  всей  земле.  В  неделю  да  работают  два  дня  помещику  и  дают  ему  в  год  царский  перпер  и  безвозмездно  да  косят  ему  сено  один  день  и  (обрабатывают)  виноградник  один  день,  а  кто  не  имеет  виноградника,  да  выполняют  они  ему  другие  работы  один  день.  И  что  наработает  меропх,  то  все  приобретает, а  иного  сверх  закона  ничего  у  него  да  не  отымется» [1, с. 116].

Закрепощение  крестьян  в  Сербии  сопровождалось  не только ограничением  их  личных  прав  и  свобод,  но  и  установлением  системы  уголовных  наказаний  для  зависимых  категорий  населения. Они  налагались  не  только  органами  государственной  власти,  но  и светскими  и  церковными  феодалами. За  побег  крепостного  крестьянина, в  соответствии  со  ст. 205  «Законника  Стефана  Душана»,  предусматривалось  тяжкое  телесное  наказание – клеймение  и  обезображивание  лица:  «Если  меропх  убежит  от  своего  господина  в  другую  страну  или  землю  царя (земли  находящиеся  в  государственной  собственности – прим. автора),  где  его  найдет  господин,  пусть  поставит  ему  клеймо  и  распорет  ему  нос» [2, c. 115].

Уголовные  наказания  в  средневековой  Сербии  также  свидетельствуют  в  пользу  того,  что  в  феодальном  законодательстве  прослеживается  классовый  характер.  Например, ст. 94  Призренского  списка  «Законника  Стефана  Душана»  гласит,  если  властитель  убьет  серба  (своего  зависимого  крестьянина – прим. автора), он  должен  заплатить  1000  перперов.  Если  же  серб  убьет  властителя,  он  должен  заплатить  300 перперов  штрафа  и  ему  отсекали  обе  руки [1,c. 124].    

О наличии в рассматриваемый исторический  период  значительной по своим  размерам  феодальной  государственной  собственности  в   средневековой  Сербии, свидетельствуют  обширные земельные пожалования  королей  (царей)  своим  вассалам  и  монастырям православной церкви. Основу данных пожалований составляли многочисленные общинные земельные угодья, которые являлись собственностью сербского государства. Процесс формирования феодальной частной собственности в Сербии, в том числе и за счет государственных (королевских) пожалований начинается задолго до воцарения первых Неманичей  на  сербском престоле и продолжался  до утверждения турецкого владычества во второй половине XV в. Об этом наглядно свидетельствуют многочисленные юридические документы. Так, великий жупан Сербии Стефан Немань основал монастырь Хиландарь на святой Горе в 1198 г. и подарил ему села  Непробишта,  Момуша,  Ретивль, Ретивштица, Сламодрава,  Тернии,  Тарновац,  Хоча  и гору Богач, а также 2 виноградника, 4 пчелиные пасеки, 170 влахов с кобыльими стадами и 30 пудов соли [6, с.13-14].  При этом не следует забывать, что сербские короли в рассматриваемый исторический период располагали возможностью жаловать своих подданных владениями,  как за счет государственного земельного фонда (казны),  так и из своих личных владений – королевского домена. И зачастую весьма непросто для современных исследователей установить грань данного различия. Для примера ознакомимся с очередным юридическим фактом. Королевская грамота Стефана Душана, изданная в феврале 1340 г., предписывала передать тому же Хиландарскому монастырю право собственности на села Полошко и Драгожелье, а также на поля, виноградники и другие угодья, которые их окружают [3, с.1-5]. В данном случае у нас есть все основания считать, что данное пожалование сербского короля Стефана было произведено за счет государственного земельного фонда, а не королевского домена, так как эти земли вошли в состав Сербии только в 1334 г., незадолго до указанного выше события [8, c. 56-58].

8 декабря 1400 г. от имени короля  Сербии Стефана Остойи была издана грамота, на основании которой воевода  Хервой получил город и жупу  Хлевно в качестве баштины с последующим правом её передачи своему сыну князю  Баошу  [9, с. 186].   Определенную  ясность  в  отношении  данного  юридического  факта  вносит  ст. 135 «О  баштине»  Призренского  списка «Законника  Стефана  Душана», которая  гласит: «Когда  жалует  царь  грамоту  на  баштину.  Кому  запишет  село, да  будет  логофету  30  перперов  за  хрисовул,  а  кому  жупу – от  всякого  села  30  перперов,  а  дьяку  за  написание  (грамоты) – 6  перперов» [1, с. 136].  На  первый  взгляд,  здесь  мы  имеем  дело  с  обычной  пошлиной  в  пользу  государства.  Однако если  посмотреть  на  величину  пожалованного  владения  и  требуемую  сумму  оплаты  за  него,  исходя из  постановления  ст. 135  Законника,  то  вполне  данный  юридический  факт  можно  квалифицировать  в  виде  завуалированной  сделки – купли-продажи  земельных  владений  названного  в  указанном  акте  вельможи  у  средневекового  сербского  государства.     

Баштина обладала исключительным иммунитетным правом, ее можно было отнять у владельца только за совершенную им государственную измену. Так, в грамоте царя Уроша от 1357 г. юридически закреплено положение о том, что баштина не отнимается «ни за едино, ни за кое сьгрешение», исключая государственную измену.

Анализ имеющихся в нашем распоряжении материалов о королевских пожалованиях в средневековой Сербии за счет владений королевского домена показывает, что почти все пожалования светским лицам осуществлялись на правах пронии, и размеры подобных земельных пожалований были сравнительно невелики. Следовательно, вышеуказанный пример также нельзя причислять к числу земельных пожалований из фонда королевского домена. Во-первых, потому что данная баштина слишком  велика по территории земельного владения; и, во-вторых, королевская семья  практически утрачивала право собственности на это владение. Оно перешло бы в полную собственность к воеводе Хервою и его семье. Возврат же пожалований подобного рода был делом почти нереальным. Хотя на практике примеры конфискации баштин за государственную измену встречаются достаточно часто в юридических документах конца XIV в. Так, деспот Иован Драгош и его брат Константин отняли два села у властеля Тодора, одно село у властеля Дабажева, одно село у властеля Новока  и все указанные владения передали русскому монастырю святого Пантелеймона на святой  Горе [7, с. 39-40].  Деспот Стефан за измену отнял баштину у обрата Драгоплалика и передал ее властелину Мому в пронию [7, с. 40].

Вышерассмотренные примеры позволяют считать, что конфискованные владения переходили в казну, которая, в свою очередь, являлась источником для пожалований светским феодалам и монастырям. В пользу нашего довода свидетельствует и ст. 144 Призренского списка «Законника Стефана Душана», которая гласит: «Если властелин или властеличич будет уличен как перебежчик или как другой какой преступник моего царства и если окрестные села и жупа восстанут на грабеже его дома и его имущества, что он оставлен, те которые сделают это, да будет наказаны, как изменники моего царства» [1, c. 140]. В выше процитированной статье разговор идет  о наказании тех лиц, кто примет участие в грабеже имущества перебежчика. Естественно, что сербский законодатель в данном случае не ведет речь о защите имущества государственного изменника. Мы склонны согласиться с мнением С.П. Бобровой, которое изложено в ее диссертации «Феодальное землевладение в Сербии в XII – первой половине XIV вв.», что имущество перебежчика становится государственной собственностью [5, с. 223].  Следовательно, закон в данном  случае уже защищает собственность сербского государства.

В пользу того, что пожалования сербских государей светским и духовным феодалам велись за счет государственной собственности, а не королевского домена свидетельствует и тот факт, что по средневековой традиции собственность государева домена оставалась неотчуждаемой, она должна была увеличиваться, а не уменьшаться. Да и члены королевской фамилии не были заинтересованы в дроблении собственности домена и всячески сопротивлялись данному явлению. Убедительно в пользу нашего довода свидетельствует следующий факт. В 1348 г. специальным Хрисовулом царь Стефан Душан пожаловал Корейскому монастырю Святого Саввы иерусалимского в г. Прилепы село Косорич в Метохии и 4 деревни Днеполье, Дольяны, Чешково и Челопецы, которые приносили царскому домену доход в 100 венецианских перперов (золотых монет) [4, л.1-2].

После смерти царя, его вдова, царица Елена потребовала в настоятельной форме вернуть ей эти владения. Случай для эпохи средневековья беспрецедентный. В связи с этим  1 сентября 1358 г. собирался церковный собор в Хиландаре, который принял соломоново решение: вернуть эти земли царице под предлогом того, что она может пользоваться садами монахини Елизаветы для своих нужд [4, л. 1]. Следовательно, маловероятным мог быть факт передачи владений царского домена  в руки светских феодалов на правах баштины, если представители правящего дома по данному вопросу пошли на конфликт даже с церковью.

Также весьма спорным является факт, что владения королевского домена находились в приграничных районах сербского государства и время от времени превращались в предмет купли-продажи с целью получения средств для государственной казны. А примерами такого рода мы располагаем. В марте 1323 г. Малое вече Дубровника было извещено о прибытии короля Сербии Уроша Стефана Дечанского в приморские города Бар, Ульцин и Аламату. С этой целью правительства республики направило  4 нобелей для приветствия короля и поднесения ему от имени Дубровника даров на сумму 400 перперов. Кроме того, послы республики были уполномочены провести с королем Сербии – Урошем Стефаном Дечанским переговоры о покупке, за 2000 перперов деньгами или оружием на такую же сумму, земель и виноградников в окрестностях Жупы, Шумета и Затона [10, с. 242].

По имеющимся в нашем распоряжении данным, король Сербии принял предложения Дубровника и прислал своего  представителя Марка Лукарича для ведения переговоров и заключения договора купли-продажи вышеуказанных земель и виноградников [10, с. 242].

С вышеназванным явлением мы столкнулись и в более поздний период истории сербского государства. Спустя десять лет, 22 января 1333 г. сербский король Стефан Душан пожаловал нескольких нобелей Дубровника баштиной Стонская Рать  и окрестными ей землями, которая являлась составной частью территории средневековой Сербии. Детальное изучение содержания данного Хрисовула позволило сделать вывод, что указанное пожалование – это завуалированный по своему содержанию договор купли-продажи вышеназванных территорий в пользу Дубровника. Стоимость данного пожалования составила  8000 перперов,  которые были выплачены правительством города – государства Дубровника в пользу сербского монарха [9, с. 119-120]. Значит, и в данном случае мы сталкиваемся с примером использования государственной собственности средневековой Сербии в обмен на деньги, которые были необходимы для поддержания функций государства.

При  этом  обращает  на  себя  внимание  тот  факт,  что  права  и  свободы  крестьян,  проживавших  на  землях,  являвшихся  собственностью  средневекового  сербского  государства, по существу  не  отличались  от  положения  крепостных  крестьян,  проживавших  в  частных  феодальных  владениях.  Например,  оскорбление,  которое  наносил  свободный  крестьянин  феодалу,  по  «Закону  Стефана  Душана»  каралось  членовредительным  наказанием – клеймением  и  денежным  штрафом.  Ст. 47  «О  властельском  поношении»  Ходошского  списка  «Законника  Стефана  Душана»  предписывает: «И  если  себр  выбранит  властеля,  да  платит  100 перперов  и  да  заклеймится.  Если  же  властель  и  властеличич выбранит  себра,  да  платит  100 перперов» [11, с. 124].  Из  рассмотренной  правовой  нормы  следует,  что  оскорбление,  которое  феодал  наносил  свободному  крестьянину,  наказывалось  только  денежным  штрафом. Кроме  того,  нормы,  заложенные  в  постановлениях  «Законника  Стефана  Душана»,  под оскорблением  понимают  не  только  произнесение  обидных  слов,  ругательств,  но  и  совершение  действий,  унижающих  потерпевшего. Так, из  содержания  ст. 97 «О  властельской  бороде»  Призренского  списка  Законника  следует: «Кто  вырвет  волосы  из  бороды  властеля  или  доброго человека,  то  отрубить  ему  обе  руки» [1, с. 126].  Эта  норма  направлена  на  подавление  всяческого  возмущения  представителей сербского  крестьянства   поведением  лиц  господствующего  класса. Учитывая  тот  факт,  что  за  подобное  оскорбление  себе  равных  лиц  по  статусу  полагался  только  денежный  штраф  в  6  перперов [12, c. 66].

В  средневековой  Беларуси  государство  также  являлось  крупнейшим  феодалом,  которое  в  лице  великого  князя  было  собственником  всех  государственных  земель   или  «господарских»  владений. Фонд  этих  владений  формировался  различными  путями.  В период  активной  территориальной  экспансии  литовских  феодалов  в  Беларуси  в  руки  великого  князя  литовского  перешли  владения  ряда  удельных  князей  Рюриковичей  и  их  вассалов,  которые  не  подчинились  его  власти  или по  другим  причинам  исчезли  с  политической  арены [13, c. 33].  Господарские  владения расширялись  и  за  счёт  конфискованных,  подаренных,  завещанных  и  выморочных  («спадковых»)  имений. Так  складывался  обширный  комплекс  господарских  владений,   состоявший  из  городов, местечек и многочисленных  сел [13, c. 34].  При  этом  следует  отметить, что  многие  из них недолго  находились в собственности  господаря, поскольку  жаловались  феодалам-вассалам  за  службу, а  также  католической  и  реже  православной  церкви.

Владения  великого  князя  на  территории  Беларуси  достаточно  детально  перечислены  в  тексте  Уставы на  волоки  1557 г.  Исходя  из чего нами сделан  вывод,  что  государева  юрисдикция  распространялась на  следующий  объем  собственности: в Берестейском  повете – Берестье (Брест) и Каменец, в Браславском – Браслав и Опса, в Волковыйском – Волковыйск (Волковыск), Волпа, Зельва, Лысково, Межиреч (Мижеричи) и Мстибогов, в Городенском – Ожа,  Перевалка (Привалка) и Перелом, в Лидском – Белица, Василишки, Лида, Острина и Радунь, в Менском – Гайна, Красное Село и Менск (Минск), в Новогородском – Ляховичи, Новогородок (Новогрудок) и Церин (Цырин), в Ошменском – Воложин, Гераноины, или Гераноины  Мурованые (Геранены), Дуниловичи, Крево, Лебедево, Марково, Мядель, Ошмена (Ошмяны) и Трабы, в Полоцком  воеводстве – Дисна, в Слонимском повете – Байкевичи, Лососиная и Слоним; а также «волости Русские» в разных воеводствах и поветах восточной Беларуси: Бобруйск, Борисов, Глуск, или Глуск  Погорелый  (Городок), Гомей (Гомель), Любошаны, Могилев, Мозыр, Мстиславль, Орша, Полоцк, Пропойск (Славгород),  Речица,  Свислоч и Чечерск [14, c. 562-565].  Из  изложенного  следует, что значительная  часть  доходов  великих  князей  литовских, т.е. доходов  государства, поступала с  господарских  владений, которые  находились  на  территории  Беларуси.

       Население  господарских  владений – государственные  крестьяне  обладали  рядом  прав и льгот, которые  были  закреплены  в  областных  и  волостных  привилеях. Например, в привилее  великого  князя, изданного в 1511 г. для  крестьян  поднепровских  и задвинских волостей, запрещалось представителям великокняжеской администрации  въезжать  в  эти  волости  и  взимать  с  крестьян  подати, которые  они  сами   должны  были  в  определенные  сроки  доставлять  в  казну [15, c. 176].   Однако  со  II половины  XVI в.  положение  крестьян  Беларуси  изменилось.  В 1557 г. была  принята  и  введена  в  действие «Устава  на  волоки», которая  знаменовала  собой  проведение  аграрной  реформы  в  государстве  и  четко сформулировала  нормы  феодального  права  собственности, которые  сводились  к  следующему  положению,  изложенному  в  данном  правовом  акте: «кметь  (крестьянин – прим. автора)  и  вся  его  маётность  наша  есть» [14, с. 570].  Таким  образом,  аграрная  реформа  в  Беларуси  во  II половине  XVI в.,  юридически  оформленная  в  правовом  акте  как  «Устава  на  волоки» (1557 г.),  завершила  длительный  процесс  закрепощения  крестьян  Беларуси.  Результатом  аграрной  реформы  стало создание  новых  фольварков  и  приписка  к  ним  бывших  ранее  свободных  крестьян-данников, а  также  пожалование  целых  деревень  и  волостей  отдельным  феодалам – это  привело  к  значительному  сокращению  числа  крестьян-данников  в  XVI в.  и   количественному  росту  тяглых  крестьян, обязанных отбывать  барщину, т.е. крепостных.

       Для  того  чтобы  заставить  крестьян  своевременно  выполнять  все  повинности,  устанавливались  различные  имущественные  взыскания  и  телесные  наказания.  Например, в  законе  о  волоках  1557 г.  предусматривалось  наказание  для  государственных  и  великокняжеских  крестьян  за  невыход  на  барщину  без  уважительных  причин:  за  первый  день – штраф  в  один  грош,  за  второй – отдать  барана,  за  третий – телесные  наказания  плетью [15, с. 171].

       Проблемой  происхождения  крепостного  права  в  Русском  государстве занимались  серьезно  советские  и  российские  ученые.  Академик  Б.Д. Греков  выдвинул  и  обосновал  концепцию  закрепощения  русских крестьян  в  своем  фундаментальном  труде  «Крестьяне  на  Руси» (М., 1952 – 1954).  В  данной  работе  он  исследовал  зарождение  и  развитие  крепостного  права  со  времен  Киевской  Руси,  а  точнее  с  появления  «Русской  Правды».  Судебники  Московского  государства  XVXVI  вв. Б.Д.  Греков  рассматривал  как  дальнейшие  ступени  закрепощения  крестьян.  Законодательство  80–90 гг.  XVI в.,  начиная  с  Указа  о  «заповедных  годах»  1580 г.,  означало  преодоление  важной  вехи  в  процессе  развития  крепостного  права  в  Русском  государстве.  Политика феодального  государства  в  этом  вопросе  сомкнулась  с  интересом  господствующего  класса,  когда  Соборное  Уложение  1649 г.  возвело  отмену  урочных  лет  сыска  беглых  в  ранг  общегосударственной  политики  и,  тем  самым,  юридически  оформило  крепостную  зависимость крестьян  от  их  владельцев.  В  частности, ст. 1 гл. XI Соборного Уложения 1649 г. предписывала  отмену  урочных   лет сыска  беглых  дворцовых и черносошных крестьян и бобылей, живущих в бегах у всех категорий  землевладельцев, начиная  от  патриарха и кончая помещиками, а ст. 10 указанной  главы  Уложения предписывала  возврат  таких крестьян с родственниками  и  имуществом по переписным  книгам,  а  за  прием  беглых устанавливалось взыскание – по 10 руб.  за каждого  крестьянина в год «за государевы  подати и за помещиковы доходы» в пользу  владельцев беглых [16, с. 230, 235].

     Концепция  академика  Б.Д.  Грекова  до  настоящего  времени  существенных  уточнений  теоретического  порядка  не  претерпела.  Однако ряд  исследователей  высказали  мнение  о  необходимости  более  четкого разграничения  понятий  «крепостничество» и «крепостное  право»,  поскольку  они  не  совпадают  по  смыслу.  Крепостничество, как  явление внеэкономического  принуждения  в  различных  формах,  присуще  всем  стадиям  развития  феодальных  отношений, а  крепостное  право  в  его  российском  варианте  почти  рабского  положения  крестьян – это  порождение  более  поздней  эпохи (конца  XVI – середины  XVII в.)  [17]

     После  принятия  Соборного  уложения 1649 г. система  крепостного  права  в  Русском  государстве  ужесточилась  и  обрела  черты  почти  рабской  зависимости  крестьян  от  феодалов.  Это, в  свою  очередь,  вызвало  обострение  классовых  противоречий  в  русской  деревне  и  привело  к  массовому  бегству  крестьян  из  феодальных  владений.  Данному  вопросу  посвящена  монография  А.Г. Манькова [18],  в  которой показан  цроцесс  формирования  общегосударственной  системы  сыска  и  возвращения  беглых  крестьян  во  второй  половине  XVII в.  С этой целью  в ст. 22, гл. XI  Соборного Уложения 1649 г. были  узаконены  пытки и телесные  наказания  для беглых  крестьян. Однако  эта крепостническая  мера  в  Русском  государстве  должного  эффекта  не  принесла.  Крепостные  и  черносошные  (государственные)  крестьяне  уходили  в  поисках  лучших  условий  жизни  на  восточные  и  южные  окраины  страны (Донские  степи,  Урал  и  Сибирь).

     Анализ  законодательства  средневековой  Сербии, Беларуси  и  Русского  государства  показал,  что  юридическое  оформление  социально-экономических  изменений  в  общественной  жизни  этих  стран  привели  к росту  и  укреплению  феодальной  собственности,  следствием  которой  стало  усиление  угнетения  и  окончательное  закрепощение  крестьянства. При  этом  обращает  на  себя  внимание  факт  некоторой  двойственности норм  в  правовых  актах  средневековой  Сербии  и  Беларуси, где  наряду с нормами,  закреплявшими  социальное  неравенство  людей,  были  включены  и  прогрессивные  для  своего  времени  нормы  права, отражающие  идеи  эпохи  Возрождения  и  Реформации, характерные  для ряда  стран  Европы  в  рассматриваемый  исторический  период.  К  их  числу  относятся  принцип  равенства  всех  перед  законом, ограничение  власти  государей  и  феодальной  знати.  Например, правовые  нормы,  изложенные  в  ст. 140  Призренского  списка «Законника  царя  Душана», гарантировали  судебную  защиту  меропхам  (зависимым  крестьянам)  в отношении  их  господ,  нарушивших  закон [1, с. 138].  Ст. 181  указанного списка  Законника  предписывала  судьям  защищать  интересы  убогих,  т.е. обездоленных  слоев  сербского  общества;  а  ст. 186  запрещала  арестовывать  и  помещать  в  темницу  (тюрьму)  людей  без  царской  грамоты, т.е.  ограничивала  самоуправство  феодалов  и  представителей царской  администрации [1, с. 152, 154].  Аналогичное  явление  находит  отражение  и  в  нормах  права  Статутов  Великого  княжества  Литовского, Русского,  Жемойтского  1529, 1566 и 1588 г.,  где  Беларусь  в  рассматриваемый  исторический  период  была  государственно-образующей основой.  Однако  и  сегодня, спустя  почти  700 лет,  мы  видим,  что  наличие  прогрессивных  и  полезных  для  широких  слоев  населения юридических  норм  далеко  не  всегда  гарантирует  их  должное  применение  на  практике.

References

1. Zakonik cara Stefana Dushana: Baraњski, Prizrenski, Shishatovachki, Rakovachki, Ravanichki i Sofiјski rukopis / Urednici akademici M. Peshikan, I. Grickat-Raduloviћ, M. Јovichiħ. – Beograd: Srpska Akademija nauka i umetnosti, 1997. – Kњ. III. – 499 s.

2. Zakonnik' blagovѣrnago carya Stefana // Zigel', F. Zakonnik' Stefana Dushana / F. Zigel'. – Sanktpeterburg': Ob'schestvennaya pol'za, 1872. – 220 s.

3. Arhiv Srpske Akademije nauka i umetnosti u Beogradu (ASANU). – Broj.7903 / A.24. – L.1-5.

4. ASANU. – Broj.8876 / I.88. – L.1-3.

5. Bobrova, S.P. Feodal'noe zemlevladenie v Serbii v XII - pervoy polovine XIV vv.: dis. … kand. ist. nauk: 07.00.03 / S.P. Bobrova. – Voronezh, 1956. – 380 l.

6. Kosovo u poveљama srpskih vladara / Prevod poveљa D. Bogdanoviħ. – Baњa Luka – Beograd, 2000. – 207 s.

7. Nyurkaeva, A.Z. Polozhenie krest'yanstva v Serbii XIII-XIV vv.: dis. … kand. ist. nauk: 07.00.03 / A.Z.Nyurkaeva. – Moskva, 1955. – 434 l.

8. Poveљa kraљa Stefana Dushana o poklonu Hilandaru crkve Sv. Ђorђa i sela Poloshko. – Februar 1340 g. // Stari srpski arhiv / Odgovorni urednik: R. Mihaљchiħ. – Kњ.6. – Beograd: Un-t u Beogradu, 2007. – S.56-58.

9. Solovjev, A. Odabrani spomenici srpskog prava (od XII do kraja XV veka) / A. Solovjev. – Beograd: Izdavachka kњizharnica G.Kona, 1926. – 234 s.

10. Florinskiy, T.D. Kritiko-bibliograficheskiy obzor' y novѣyshih' trudov' i izdaniy po slavyanovѣdѣniyu / T.D.Florinskiy // Universitetska izvѣstiya. – Kiev', 1898. − № 11. – S. 232-244.

11. Zakonik cara Stefana Dushana: Studenichki, Hilandarski, Hodoshki i Bistrichki rukopis /Urednik akademik M. Begovuћ. – Beograd: Srpska Akademija nauka i umetnosti, 1981. – Kњ. II. – 300 s.

12. Ermolovich, V.I. Osnovnye instituty ugolovnogo prava srednevekovoy Serbii i Kievskoy Rusi / V.I. Ermolovich // Vesnik BDEU. – 2019. – №2. – S. 61- 68.

13. Spiridonov, M.F. Zakreposchenie krest'yanstva Belarusi (XV –XVI vv.) / Pod red. A.L. Horoshkevich. – Minsk: Navuka i tehnika, 1993. – 223 s.

14. Russkaya istoricheskaya biblioteka v 39 t. (1872 – 1927 gg.): T.30: Litovskaya metrika / A.P. Barsukov', S.A. Belokurov', I.A. Bychkov' i dr. – Yur'ev': Izdanie Arheograficheskoy komissii, 1914. – 588 s.

15. Yuho, I.A. Obschestvenno-politicheskiy stroy i pravo Belorussii v XVI veke: dis…doktora yur. nauk: 12.00.01 / I.A. Yuho. – Kiev, 1980. – 399 l.

16. Sobornoe Ulozhenie 1649 goda: tekst, kommentarii / G.V. Abramovich, L.I. Ivina, A.G. Man'kov (rukovoditel') i dr. – L.: Nauka, 1987. – 448 s.

17. Koreckiy, V.I. Formirovanie krepostnogo prava i pervaya krest'yanskaya voyna v Rossii / V.I. Koreckiy. – Moskva: Nauka, 1975. – 392 s.

18. Man'kov, A.G. Razvitie krepostnogo prava v Rossii vo vtoroy polovine XVII veka / A.G. Man'kov. – L.: Izd-vo AN SSSR, 1962.– 422 s.

Login or Create
* Forgot password?