Tula, Tula, Russian Federation
The article presents an analysis of the work of the youth policy of E.A. Rocheva "Youth Policy of Russia at the Beginning of the XXI st Century: Problems and Solutions of Regional Youth Policy", which is of current value in the light of the formation of a modern value-oriented policy towards youth in the Russian Federation. In modern conditions, it is important to involve so-called "multimedia" youth in the active socio-economic and socio-political life of society and the purposeful use of its potential.
youth, social policy, social group, social institution
В современном мире меняются привычные социально-политические институции (З. Бауман) и каналы коммуникации. Информационно-потребительское общество привыкает к существованию в состоянии непрерывных трансформаций, захватывающих все социальные страты (Э. Тоффлер). В такой ситуации особую обеспокоенность в нашем государстве вызывает самая подвижная и динамично развивающаяся часть общества, в наибольшей степени подверженная «цифровизации» – подрастающее поколение. В связи с чем, одним их приоритетов внутренней политики становится вовлечение «мультимедийной» молодёжи в активную социально-экономическую и общественно-политическую жизнь социума и целенаправленное использование ее потенциала. Отсюда, молодежная политика должна обеспечивать, прежде всего, разностороннее развитие молодых, возможность их самореализации. Она должна включать целый комплекс мер экономической, социальной, правовой, научно-кадровой и иной направленности, ориентированных на создание необходимых условий для выбора молодежью своего жизненного пути. На сегодняшний день в Российской Федерации отношение к молодому поколению выражается в выделении его в самостоятельную демографическую группу, требующую к себе особого подхода и отношения со стороны власти, игнорирование интересов которой может привести к печальным последствиям. В этом отношении работа «Молодежная политика России в начале XXI века: проблемы и пути решения региональной молодежной политики» представляется вполне актуальной.
В представленном исследовании рассмотрены вопросы молодежной политики России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. С точки зрения автора, молодые политики, в первую очередь, являются интеллектуальным и трудовым фондом страны, поэтому одним из ключевых векторов развития нашей страны должна быть дальновидная и продуманная стратегия правительства в этом направлении. Констатируется необходимость создания новых молодежных парламентских палат на всех уровнях, регулярных молодежных форумов, съездов, площадок для налаживания контактов.
Важнейшей задачей, по мнению Е.А. Рочева, должна стать организация дискуссионных площадок для: разработки предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего интересы молодежи; выработки гражданской позиции; развития социальной активности; взаимодействия муниципальных образований с молодежными структурами регионов; формирования необходимых компетенций для ответа на глобальные вызовы современности. По утверждению автора, успех молодежной политики XXI в. определяется рядом факторов: политических перемен в стране, трансформации ценностно-мировоззренческой системы, новой социальной дифференциации в обществе, изменения шкалы престижности профессий.
В центре внимания в представленном исследовании находится проблема построения системы молодежного парламентаризма. Однако, для доказательств неубедительности политики в этом направлении Е. Рочев приводит мало аргументированные доводы: 1) безапелляционно утверждается о необходимости выделения молодежи в особую категорию; 2) достаточно спорным выглядит положение, что современная молодежь без труда проходит процесс адаптации к современным условиям, а опыт старшего поколения на нее практически не воздействует; 3) голословным выглядит заявление об отсутствии механизмов социального лифта для молодых политиков; 4) неправомерно делается акцент на роли самоуправления и чрезмерном влиянии «человеческого фактора».
Как следствие, Е. Рочев приходит к недостаточно обоснованному выводу о дефиците внимания представителей власти к пониманию важности молодежной политики на муниципальном уровне. В то же время, делается не вытекающий из всего хода рассуждений чрезмерно оптимистичный общий исследовательский вывод: «…современная молодежь является истинными патриотами своей страны, она готова использовать свой потенциал радиобщего блага. А наше государство создает все условия для того, чтобы молодые политики стали движущей силой страны» [6].
Следует выделить три наиболее существенные (фундаментальные) недоработки автора данной статьи: во-первых, в работе нет четко сформулированного (соответствующего заявленной теме) объекта исследования и его методологического обоснования.
Во-вторых, проведение качественного исследования затрудняет скудная, недостаточная источниковая база. В частности, используются источники 1980-1990-х годов, не отражающие современных реалий, в числе которых: «Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н. И. Лапина. — М.: Политиздат, 1989». И, напротив, фактически не задействованными оказываются десятки робот отечественных специалистов последнего десятилетия, непосредственно посвященных различным аспектам молодежной политики [1-5, 7].
В-третьих, анализ регионального материала по молодежному парламентаризму, отраженный в документах Тюменской областной думы VI созыва за 2017 г., по сути, экстраполируется на общероссийскую ситуацию.
В целом, исследование Е.А. Рочева «Молодежная политика России в начале XXI века: проблемы и пути решения региональной молодежной политики» (2017) достаточно информативно и вносит определенный вклад в изучение молодежной политики РФ на региональном уровне.
1. Ahmatshina G.R. O svyazi obschestvennoy molodezhnoy politiki i gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v deyatel'nosti molodezhnyh organizaciy // Social'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika. – 2019. – № 1(3). – S. 257-263
2. Guschin O.V. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v regione: problemy modelirovaniya sovremennyh usloviyah. – Moskva: Astrel', 2017. – 120 s.
3. Leskova I.V. Marginal'nost' i kul'turnaya identifikaciya molodezhi // Social'naya politika i sociologiya. – 2018. – № 2. – S. 252–259.
4. Kosheleva A.V. Molodezhnaya politika kak prioritet kul'turnoy politiki v epohu globalizacii // Vestnik sportivnoy istorii. – 2016. – № 2(4). – S. 41-45.
5. Ragimova A.F. Rossiya i Azerbaydzhan: osnovnye napravleniya molodezhnoy politiki // Molodezh' na rubezhe stoletiya. Sbornik nauchnyh statey. – Moskva: MGPU, 2011. – S. 148–157.
6. Rochev E.A. Molodezhnaya politika Rossii v nachale XXI veka: problemy i puti resheniya regional'noy molodezhnoy politiki // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. – 2017. – № 2(8). – S. 86.
7. Hovrin A.Yu. Social'noe partnerstvo v molodezhnoy politike: osnovy analiza i primeneniya. – Moskva: MATI, 2010. – 328 s.