The paper presents a comparison of the depressor effect of an additive with the same concentrations in different grades of diesel fuels
filterability limit temperature, freezing point, cloud point, diesel fuel
Для дизельных топлив (ДТ), вырабатываемых на территории РФ, одними из важнейших показателей качества являются низкотемпературные свойства: температура застывания (Тз) и предельная температура фильтруемости (ПТФ). Более 50% нефтеперерабатывающих заводов в РФ для улучшения низкотемпературных показателей понижают конец кипения фракции ДТ с 360 °С до 320 °С со снижением количества отбора ДТ до 10% масс. Наряду с изменением температур отбора фракций для корректировки низкотемпературных свойств ДТ в их состав вводятся депрессорные присадки [1].
Ранее нами синтезирована депрессорная присадка на основе товарных и побочных продуктов АО «Ангарский завод полимеров»: низкомолекулярного полиэтилена (НМПЭ) и товарного стирола (Ст) [2]. Добавка присадки к дизельным топливам в количестве до 0,5 % масс. позволяет снизить температуру застывания образцов до минус 20 °С, а также улучшить их смазывающую способность (по оценке скорректированного диаметра пятна износа).
Согласно ГОСТ 305-2013, а также ТР ТС 013/2011 по низкотемпературным свойствам ДТ подразделяются на сорта (летние и межсезонные) и классы (зимние и арктические) (таблица 1).
Эффективность работы депрессорной присадки определяется фракционным составом дизельного топлива. Нами было проведено исследование эффективности работы депрессорной присадки НМПЭ-Ст на ДТ сортов А и Е в зависимости от содержания в ее составе НМПЭ. Концентрация присадки в ДТ составляла 0,5 % масс. Полученные экспериментальные данные приведены в таблице 2. Полученные результаты показали, что присадка НМПЭ-Ст обладает приемистостью как к летнему, так и межсезонному ДТ. Она позволяет снизить температуру застывания (Тз) летнего ДТ на 30,5 °С (до минус 34 °С), предельную температуру фильтруемости (ПТФ) – на 21 °С (до минус 15,3 °С). Для образца зимнего ДТ снижение температуры застывания составило до 17,6 °С (до минус 42,4 °С), а значения ПТФ достигали минус 32 °С.
Таблица 1
Требования к летнему (A, B, C, D), межсезонному (E, F), зимнему (класс 0 – 3), арктическому (4) ДТ
Показатель |
Значение показателя для сорта |
||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|
|
ПТФ, °С |
5 |
0 |
-5 |
-10 |
-15 |
-20 |
|
Показатель |
Класс 0 |
Класс 1 |
Класс 2 |
Класс 3 |
Класс 4 |
ПТФ, °С |
-20 |
-26 |
-32 |
-38 |
-44 |
Таблица 2
Низкотемпературные свойства ДТ с присадкой НМПЭ-Ст
Содержание НМПЭ в присадке, % масс. |
ДТ сорт А |
ДТ сорт Е |
||||||
ПТФ, °С |
Δ ПТФ, °С |
ТЗ, °С |
Δ ТЗ, °С |
ПТФ, °С |
Δ ПТФ, °С |
ТЗ, °С |
Δ ТЗ, °С |
|
ДТ |
5,4 |
– |
-3,2 |
– |
-14,4 |
– |
-24,8 |
– |
95 |
-0,1 |
5,5 |
-11,3 |
8,1 |
-24,8 |
10,4 |
-35,2 |
10,4 |
75 |
-12,9 |
18,3 |
-29,7 |
26,5 |
-26,3 |
11,9 |
-39,4 |
14,6 |
50 |
-15,3 |
20,7 |
-32,5 |
29,3 |
-28,1 |
13,7 |
-42,4 |
17,6 |
25 |
-15,3 |
20,7 |
-33,7 |
30,5 |
-31,8 |
17,4 |
-41,3 |
16,5 |
Таким образом, применение предложенной присадки позволит на базе летнего ДТ сорта А изготавливать межсезонное топливо сорта Е. На основе межсезонного топлива сорта Е с использованием присадки можно вырабатывать зимнее ДТ класса 2. Это позволит существенно расширить возможности выработки дизельных топлив без изменения их фракционного состава.
1. Gilyazova, V.R. Effektivnost' deystviya depressorno-dispergiruyuschih prisadok dlya nizkozastyvayuschih dizel'nyh topliv / V. R. Gilyazova, N. F. Orlovskaya, E. V. Cygankova // Izvestiya TulGU. Tehnicheskie nauki. – 2016. – Vypusk 3. – S. 170-177.
2. Gonenko, N. P. Prisadki k dizel'nym toplivam na osnove pobochnyh produktov neftehimicheskih proizvodstv / N. P. Gonenko, T. V. Raskulova // Perspektivy razvitiya tehnologii pererabotki uglevodorodnyh i mineral'nyh resursov. Materialy X Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Irkutsk: Izdatel'stvo Irkutskiy nacional'nyy issledovatel'skiy tehnicheskiy universitet. – 2020. – S. 178-181.