The essence of the marketing complex is revealed, the features of its development are highlighted and the elements of the concept for an IT product are described
marketing, marketing mix, IT product, marketing mix concept, 4P
В настоящее время предприятия и организации не могут результативно функционировать без разработки комплекса маркетинга. Чем лучше разработан комплекс маркетинга, тем эффективнее будет деятельность предприятия или организации. Комплекс маркетинга или концепция «маркетинг-микс» выступает как основной элемент бизнес-стратегии.
Комплекс маркетинга – совокупность управленческих элементов маркетинговой деятельности организации, манипулируя которыми она старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков [1].
Базовая модель комплекса маркетинга содержит четыре главных элемента, поэтому иначе данную концепцию называют еще «4Р»: 1. Продукт (product). 2. Цена (price). 3. Место продажи (place). 3. Продвижение (promotion).
ИТ-отрасль является динамично развивающейся отраслью, в которой наблюдается постоянное внедрение инновационных продуктов и услуг. Программные продукты являются сложными товарами, имеющими научно-технологическую природу, у которых в основном отсутствует физический носитель, поэтому они не имеют географической привязки ни к производству, ни к потреблению [2]. Далее попытаемся описать комплекс маркетинга для IT-продукта по представленным выше элементам.
Характеризуя IT-продукт, необходимо описать его ассортимент, характеристики и качества, дать перечень сопутствующих услуг, поскольку клиента может интересовать не только разработка IT-продукта «с нуля», но и тестирование и контроль качества уже готовых программных решений, их модернизация, разработка/переработка пользовательского интерфейса и дизайна и др. Здесь же необходимо определить целевого потребителя IT-продукта: т.е. это может быть продукт в системе «B2C» («бизнес для физического лица») или продукт в системе «B2B» («бизнес для бизнеса»).
Ценообразование при реализации IT-продукта играет важнейшую роль, т.к. при формировании цены решается задача – показать конкурентные преимущества IT-продукта. При определении цены необходимо учитывать целевого потребителя IT-продукта. В зависимости от этого цены будут устанавливаться по-разному: для физических лиц учитывается минимальная цена, скидки, кэшбэк. Для бизнес-клиентов цена должна показывать ценность, которую получит бизнес при пользовании данным IT-продуктом, но в то же время она должна быть конкурентоспособной.
Характеризуя место продажи, определяют каналы сбыта, вид дистрибьюции и решают другие задачи, которые влияют на доступность продукции целевой аудитории. При реализации компанией концепции B2C чаще всего возможно использование следующих каналов распределения: продажа через торговые сети и размещение продуктов непосредственно в сети Интернет с возможностью их скачивания клиентами после осуществления оплаты. При реализации компанией концепции B2В продажа IT-продуктов может осуществляться на физических носителях, через сайты сети Интернет, через посредников.
Продвижение IT-продукта в основном производится с применением Интернет-источников. Основными инструментами здесь являются обзорные статьи – на сайтах, в блогах; обучающие курсы; презентации; публикации пресс-релизов; сторителлинг; контекстная реклама; SEO, SMM; полезные рассылки, дайджесты и напоминания; ведение сообществ в социальных сетях; профили в профессиональных сообществах; участие экспертов в дискуссиях; отраслевые каталоги; рейтинги Также некоторые компании применяют такой инструмент продвижения IT-продукта как бизнес-кейсы, основная задача которых описать проблему, которая возникла в виртуальной компании, и наглядно показать ее решение на основе разработки соответствующего IT-продукта.
Таким образом, успех IT-компании на рынке обеспечивается эффективно продуманной политикой маркетинговой деятельности, которая должна наиболее полно охватывать весь комплекс инструментов маркетинга.
1. Gerasimov B.I. Marketingovye issledovaniya rynka: uchebnoe posobie / B.I. Gerasimov, N.N. Mozgov. – 2-e izd. – M.: FORUM: INFRA-M, 2021. – 336 s. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1068858 (data obrascheniya: 27.02.2022).
2. Rozanova T.P., Ivanova Yu.N. Osobennosti produktovoy strategii IT-kompaniy // Ekonomika. Nalogi. Pravo. – 2015. – №4. – Tekst: elektronnyy. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-produktovoy-strategii-it-kompaniy (data obrascheniya: 27.02.2022).