ON THE NEED TO CREATE A NEW NATIONAL MODEL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMIC ENTITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
From the standpoint of achieving the national development goals of the Russian Federation, defined by Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 “On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030”, the prospects for using sustainable development methodology for these purposes in modern geopolitical and economic conditions are considered ESG. It is shown that in the context of the permanent tightening of anti-Russian Western sanctions, there is a need to create a new national model of sustainable development of economic entities different from the ESG model, aimed at a certain development of the social superstructure due to the depletion of the economic base. It has been established that the national model of sustainable development of economic entities in accordance with the set national development goals, first of all, should reflect the issues of strengthening the economic basis by "ensuring the country's GDP growth rate above the world average while maintaining macroeconomic stability", which cannot be done without recapturing the domestic market by solving the problem import substitution, primarily in high-tech areas, in connection with which the new national model of sustainable development of economic entities, in contrast to the ESG model imposed by the West, should differ in taking into account blocks of economic and market development, transforming into the EMESG model.

Keywords:
the need for creation, a new national model, sustainable development, business entities
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Проблема длительной стагнации национальной экономики [26], сделавшая проблему устойчивого развития ее хозяйствующих субъектов практически перманентной [12], на современном этапе может быть успешно решена благодаря тому, что Россия оказалась в эпицентре событий глобальной смены мирового порядка [10].

Усиление режима западных санкций [2] многократно увеличивает для России потребность формирования сильного и самодостаточного государства, в котором зависимость социально-экономического развития страны от внешних угроз технико-технологического и финансово-экономического характера будет сведена к минимуму.

В сложившихся геополитэкономических условиях для России достижение национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [38] (рис. 1), с одной стороны, существенно усложняется. С другой стороны, настоятельность достижения поставленных Президентом РФ целей (рис. 1) многократно возрастает.

В первую очередь это касается целей развития экономического базиса национальной экономики (рис. 2), поскольку именно он определяет социальную надстройку.

 

Рис. 2. Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г. (в соответствии с Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [38]), отражающие экономический базис и социальную надстройку процессов социально-экономического развития страны

 

Цель исследований

Таким образом, целью представленных исследований является определение составляющих новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов, отвечающих достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474, с учетом усложнившейся геополитэкономической обстановки.

Методическая база исследований

В качестве отправной точки для формирования модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов национальной экономики может быть использована методология ESG − Environmental, Social, and Corporate Governance, определяемая совокупностью характеристик управления компанией, отражающих уровень ее вовлечения в решение экологических (E), социальных (S) и управленческих (G) проблем.

При рассмотрении методология ESG в качестве отправной точки формирования модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов национальной экономики были учтены известные научно-практические работы по использованию методологии ESG таких авторов, как Кондратенко М. [18], Вострикова Е.О., Мешкова А.П. [7], Юлкин М., Ран Т., Кухнин И., Беляева Н., Попова А. [23], Катасонова Ю., Митрофанов П., Титова Ю., Буцаев Д. [17], Снесарь Д. [31], Большаков Н. [6], Сидорова Д. [30], Городилов М. [11], Черникова Ю. [41], Галактионов И. [9] и др.

При рассмотрении методология ESG в качестве отправной точки формирования модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов национальной экономики были также учтены материалы Проекта Национального стандарта ESG [28], материалы по финансированию устойчивого развития Банка России [40], материалы Проекта руководства по ESG-трансформации предприятий: «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в РФ» [29], материалы исследований НП АКР «Да–Стратегия» и университета Перуджи: «Корпоративное управление в контексте ESG: новое понимание устойчивости» [1], руководство компании PWC для директоров по надзору за ESG вопросами [24], Методология присвоения ESG рейтингов Национального Рейтингового Агентства [22], Правила корпоративного управления для предприятий с государственным участием [27], материалы Доклада о человеческом развитии в Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации [13], материалы XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества [20] и другие документы.

Основное содержание исследований

Рассмотрение ESG как методологии устойчивого развития компаний, число упоминаний о которой в СМИ ежегодно удваивается [23], показывает ее несомненную значимость для достижения целей устойчивого развития человеческого общества, разработанных в 2015 г. Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» [4] (рис. 3).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Sustainable_Development_Goals_ru.png

Рис. 3. 17 целей в области устойчивого развития, определенные ОНН в 2015 г. в итоговом документе, определяющем новую повестку дня до 2030 г.: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» [4]

 

При этом концептуально методология устойчивого развития ESG (рис. 4) предлагает три стандарта, суть которых представлена на рис. 5.

 

Что такое ESG и зачем это нужно компании

 

Рис. 4. Методология устойчивого развития ESG

 

Отдавая должное методологии устойчивого развития ESG, необходимо отметить, что она не в полной мере отражает потребности развития национального хозяйства в сложившихся геополитэкономических условиях [34], что подтверждается следующими аргументами.

Во-первых, стандарты ESG (рис. 5) обеспечивают управление преимущественно социальной надстройки хозяйствующих субъектов (рис. 2), в то время как в сложившихся геополитэкономических условиях, когда антироссийские санкции Запада, которые впрочем были всегда [16], еще более усиливаются [8], на первый план выходит укрепление экономического базиса национального хозяйства [36] (рис. 2), которое и без того (без санкций Запада 2022 г.) на протяжении последних десятилетий пребывает в состоянии стагнации [26, 33].

Во-вторых, выполнение требований стандартов ESG (например, таких как затраты компании на организацию инициативных добровольных экологических мероприятий, сумма затрат на медицинские услуги за счет компании на одного работника, благотворительность, поддержка компанией волонтерского движения и др. [28]) требуют экономических источников их покрытия. То есть выполнение ряда требований стандартов ESG может способствовать ухудшению и без того не блестящего экономического положения населения в России, которая по уровню валового национального дохода на душу населения в номинальном выражении (в $ США) по состоянию на 2021 г. находится на 63-м месте в мире ($ 11 273), что на 8,3% уступает среднемировому уровню ($ 12 293) [5]. 

Более того, наиболее затратные экологические требования стандартов ESG способны очень существенно нагрузить экономический базис национального хозяйства. Так, в феврале 2022 г. А. Чубайс «предсказал "совсем другую жизнь" из-за платы за углерод» [14]. В частности, он заявлял, что: плата за углерод является «самым мучительным вопросом в низкоуглеродной повестке России», поскольку «даже при очень консервативной цене за тонну парникового газа в $10 стоимость для экономики составит ₽1,5 трлн.» [14]. И это при том, что для сравнения весь федеральный бюджет РФ на 2022 г. по доходам был запланирован в ноябре 2021 г. в объеме ₽25,0 трлн [39], т.е. всего в 16,7 раз больше обозначенной минимальной платы за углерод. При этом А. Чубайс заявлял: «То, что мы не уплатим в наш бюджет, мы уплатим в бюджет Евросоюза» [14].

 

Рис. 5. Стандарты методологии устойчивого развития ESG

 

В-третьих, реализация стандартов ESG как составной части «Плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» [4] ООН предполагает соблюдение всеми участниками правил кооперативных игр [35]. Однако, если обратиться к карте зеленых таксономий мира (рис. 6) [3], то можно обратить внимание на тот факт, что достаточно много стран не реализуют зеленую таксономию. Так, среди 20-ти крупнейших экономик мира (по ВВП в номинальном выражении) не имеют зеленой таксономии США, Япония, Индия, Великобритания, Бразилия, Канада, Австралия, Мексика, Саудовская Аравия, Турция. А при таком «дырявом решете» в зеленой таксономии (рис. 6) [3] говорить о решении мировых экологических и социальных проблем не приходится.

 

https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2022/graf_6.jpg

Рис. 6. Карта мира зеленые таксономии [3]

 

Кроме того, представленные доказательства о причастности США к созданию коронавируса в Китае [25] и к разработке биооружия на Украине [21] никак не вяжутся с требованиями лояльности ко всем представителям социума стандартов ESG (рис. 5). 

Также необходимо отметить, что многоцелевой гибридной войне против России [37] одной из целей, по словам Д. Медведева, является давнее стремление США «заместить российские энергоресурсы на европейском рынке и в данный момент "накачивают" Европу неэкологично добытыми нефтью и газом» [15]. При этом Д. Медведев отмечает, что «спецоперация на Украине заставила Европу забыть о своих "зеленых идеалах"» [15].

Можно привести и множество других аргументов, которые свидетельствуют о необходимости создания новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов, отличной от модели ESG.

Национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в соответствии с поставленными национальными целями развития (рис. 1), в первую очередь, должна отразить вопросы укрепления экономического базиса (рис. 2) путем «обеспечения темпов роста ВВП страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности» [38], что невозможно сделать без отвоёвывания внутреннего рынка путем решения проблемы импортозамещения [32], в первую очередь, в высокотехнологических сферах [36] (неслучайно Президент РФ В. Путин создал при Совете безопасности комиссию по технологическому суверенитету [42], хотя можно упомянуть и возмущение В. Матвиенко импортом  в Россию такой далеко не высокотехнологичной продукции как гвозди, параллельно отмечая, что для Председателя Совета Федерации это стало открытием [19] (!)).

В этой связи представляется, что новая национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в отличие от навязанной западом модели ESG (рис. 4) должна отличаться учетом блоков экономического и рыночного развития, трансформируясь в модель EMESG (рис. 7) – экономическое развитие, рыночное развитие, экологическое развитие, социальное развитие, управленческое развитие. 

Рис. 7. Состав блоков новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов

 

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что проблема длительной стагнации национальной экономики, сделавшая проблему устойчивого развития ее хозяйствующих субъектов практически перманентной, на современном этапе может быть успешно решена благодаря тому, что Россия оказалась в эпицентре событий глобальной смены мирового порядка.

В сложившихся геополитэкономических условиях для России достижение национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», с одной стороны, существенно усложняется. С другой стороны, настоятельность достижения поставленных Президентом РФ целей многократно возрастает.

            В первую очередь, это касается целей развития экономического базиса национальной экономики, поскольку именно он определяет социальную надстройку развития общества.

В этой связи целью представленных исследований были определены составляющие новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов, отвечающих достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474, с учетом усложнившейся геополитэкономической обстановки.

Рассмотрение ESG как методологии устойчивого развития компаний, число упоминаний о которой в СМИ ежегодно удваивается, показало ее несомненную значимость для достижения целей устойчивого развития человеческого общества, разработанных в 2015 г. Генеральной Ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех».

Показано, что методология устойчивого развития ESG не в полной мере отражает потребности развития национального хозяйства в сложившихся геополитэкономических условиях.

Во-первых, стандарты ESG обеспечивают управление преимущественно социальной надстройки хозяйствующих субъектов, в то время как в сложившихся геополитэкономических условиях, когда антироссийские санкции Запада, которые, впрочем, были всегда, еще более усиливаются, на первый план выходит укрепление экономического базиса национального хозяйства, которое и без того (без санкций Запада 2022 г.) на протяжении последних десятилетий пребывает в состоянии стагнации.

Во-вторых, выполнение требований стандартов ESG требует экономических источников их покрытия. То есть выполнение ряда требований стандартов ESG может способствовать ухудшению и без того не блестящего экономического положения населения в России, которая по уровню валового национального дохода на душу населения в номинальном выражении (в $ США) по состоянию на 2021 г. находится на 63-м месте в мире и уступает среднемировому уровню. 

В-третьих, реализация стандартов ESG как составной части «Плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» ООН предполагает соблюдение всеми участниками правил кооперативных игр. Однако, если обратиться к карте зеленых таксономий мира, то можно обратить внимание на тот факт, что достаточно много стран не реализуют зеленую таксономию. И в этих условиях говорить о решении мировых экологических и социальных проблем не приходится.

Показано, что национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в соответствии с поставленными национальными целями развития в первую очередь должна отразить вопросы укрепления экономического базиса путем «обеспечения темпов роста ВВП страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности», что невозможно сделать без отвоёвывания внутреннего рынка путем решения проблемы импортозамещения, в первую очередь в высокотехнологических сферах.

В этой связи предлагается новая национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в отличие от навязанной Западом модели ESG должна отличаться учетом блоков экономического и рыночного развития, трансформируясь в модель EMESG – экономическое развитие, рыночное развитие, экологическое развитие, социальное развитие, управленческое развитие. 

Вопросы наполнения содержанием предложенной новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов EMESG и порядка ее использования являются предметом дальнейших исследований.

 

References

1. «Korporativnoe upravlenie v kontekste ESG: novoe ponimanie ustoychivosti». NP AKR «Da–Strategiya», Universitet Perudzhi. Moskva, 2021.

2. «Razrushitel'nye, surovye, nemedlennye». Belyy dom vvodit novye sankcii protiv RF. https://www.gazeta.ru/business/2022/04/06/14707387.shtml (data obrascheniya 14.04.2022)

3. Climate Bonds Initiative. https://www.climatebonds.net/ (data obrascheniya 14.04.2022)

4. United Nations (2017) Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development (A/RES/71/313) (data obrascheniya 14.04.2022)

5. World Economic Outlook Database-October 2021. International Monetary Fund. (data obrascheniya 14.04.2022)

6. Bol'shakov N. Chto takoe ESG, i pochemu eto aktual'no dlya vashego biznesa. https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-esg-i-pochemu-eto-aktualno-dlya-vashego-biznesa/ (data obrascheniya 14.04.2022)

7. Vostrikova E.O., Meshkova A.P. ESG-kriterii v investirovanii: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt// Finansovyy zhurnal. − 2020. − T. 12. − № 4. − S. 117-129.

8. Vse sankcii Zapada protiv Rossii. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (data obrascheniya 14.04.2022)

9. Galaktionov I. Chto mozhet byt' vazhnee pribyli. ESG-slovar' dlya investora. https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/chto-mozhet-byt-vazhnee-pribyli-esg-slovar-dlia-investora? (data obrascheniya 14.04.2022)

10. Global'naya smena mirovogo poryadka i kak Rossiya okazalas' vnutri etogo vodovorota s samym bol'shim kolichestvom sankciy. https://vc.ru/u/1125490-max/382899-globalnaya-smena-mirovogo-poryadka-i-kak-rossiya-okazalas-vnutri-etogo-vodovorota-s-samym-bolshim-kolichestvom-sankciy?ysclid=l1z2i4wj4b (data obrascheniya 14.04.2022)

11. Gorodilov M. Chto takoe ESG-investirovanie. https://journal.tinkoff.ru/esg/ (data obrascheniya 14.04.2022)

12. Dvizhenie bez celey: pochemu provalilas' «Strategiya-2020». https://newizv.ru/article/general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020? (data obrascheniya 14.04.2022)

13. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federacii «Celi ustoychivogo razvitiya OON i Rossiya». Analiticheskiy centr pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii. 2016. https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf?ysclid=l1x27q9okc (data obrascheniya 14.04.2022)

14. Ivan Tkachev. Chubays predskazal «sovsem druguyu zhizn'» iz-za platy za uglerod. https://www.rbc.ru/economics/14/02/2022/6206961d9a7947868650e9c7? (data obrascheniya 14.04.2022)

15. Il'ya Furseev. Medvedev nazval vygodu SShA ot voennoy operacii na Ukraine. https://www.rbc.ru/politics/11/04/2022/6253e00a9a7947a8f7df9674? (data obrascheniya 14.04.2022)

16. Istoriya ogranicheniy: pochemu sankcii protiv Rossii byli vsegda. https://www.gazeta.ru/social/2022/03/03/14596663.shtml?ysclid=l1zbs3jg4v (data obrascheniya 14.04.2022)

17. Katasonova Yu., Mitrofanov P., Titova Yu., Bucaev D. Buduschee rynka ustoychivogo finansirovaniya: sohranit' i usilit' nacional'nuyu ekspertizu. https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2022/ (data obrascheniya 14.04.2022)

18. Kondratenko M. ESG-principy: chto eto takoe i zachem kompaniyam ih soblyudat'. https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435 (data obrascheniya 14.04.2022)

19. Matvienko poruchila privlech' malyy i sredniy biznes k proizvodstvu gvozdey v Rossii. https://kommersant-ru.turbopages.org/kommersant.ru/s/doc/5306339?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fstory%2FMatvienko_poruchila_privlech_malyj_i_srednij_biznes_kproizvodstvu_gvozdej_vRossii--fdddc96eec1c7455d555b0044dfd986a (data obrascheniya 14.04.2022)

20. Materialy XXII Aprel'skoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii po problemam razvitiya ekonomiki i obschestva. 13 – 30 aprelya 2021. https://www.hse.ru/news/expertise/463394013.html (data obrascheniya 14.04.2022)

21. Medvedev zayavil o nalichii dokazatel'stv razrabotki SShA biooruzhiya na Ukraine. https://www.interfax.ru/russia/834577 (data obrascheniya 14.04.2022)

22. Metodologiya prisvoeniya ne kreditnyh reytingov, ocenivayuschih podverzhennost' kompanii ekologicheskim i social'nym riskam biznesa, a takzhe riskam korporativnogo upravleniya (ESG reytingov). Utverzhdena Prikazom General'nogo direktora Obschestva s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nacional'noe Reytingovoe Agentstvo» ot 28 aprelya 2020 g. № PR/28-04/20-1

23. Mihail Yulkin, Toni Ran, Ivan Kuhnin, Natal'ya Belyaeva, Anastasiya Popova. ESG — eto nadolgo: chto nuzhno znat' o glavnyh bukvah uhodyaschego goda. https://sber.pro/publication/esg-eto-nadolgo-chto-nuzhno-znat-o-glavnykh-bukvakh-ukhodiashchego-goda?ysclid=l1vn9s2bv1 (data obrascheniya 14.04.2022)

24. Nadzor za ESG voprosami: rukovodstvo dlya direktorov. PWC. Fevral' 2021.

25. Opublikovany dokazatel'stva prichastnosti SShA k sozdaniyu koronavirusa. Vanity Fair: vlasti SShA finansirovali issledovaniya po iskusstvennomu sozdaniyu novogo koronavirusa v Uhane. https://iz.ru/1314130/2022-04-01/opublikovany-dokazatelstva-prichastnosti-ssha-k-sozdaniiu-koronavirusa (data obrascheniya 14.04.2022)

26. Pochemu za 20 let Rossiya tak i ne pereshla ot stagnacii k razvitiyu. Rossiyskaya ekonomika 1999–2019. Specproekt «Vedomostey» i «Ekspert RA». https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii (data obrascheniya 14.04.2022)

27. Pravila korporativnogo upravleniya dlya predpriyatiy s gosudarstvennym uchastiem. Odobreny protokolom zasedaniya Komissii po povysheniyu effektivnosti deyatel'nosti akcionernyh obschestv i sovershenstvovaniyu sistemy korporativnogo upravleniya ot 20 aprelya 2018 goda № 15.

28. Proekt Nacional'nogo standarta ESG. Ekspertnyy centr po ESG-transformacii “Delovoy Rossii”. Moskva, 2021.

29. Proekt rukovodstva po ESG-transformacii predpriyatiy: «Klimaticheski neytral'naya hozyaystvennaya deyatel'nost': vnedrenie nailuchshih dostupnyh tehnologiy (NDT) v RF». 17.06.2021. AO «Sitimatik».

30. Sidorova D. Podhod ESG: chto eto takoe i zachem kompaniyam ego soblyudat'. https://rb.ru/story/esg-criteria/?ysclid=l1vpr4wafa (data obrascheniya 14.04.2022)

31. Snesar' D. ESG: vser'ez, nadolgo, zeleno. Kompanii, kotorye proignoriruyut zelenyy perehod, mogut otklyuchit' ot rynkov kapitala i sbyta. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/04/26/867742-esg-vserez (data obrascheniya 14.04.2022)

32. Tebekin A.V. Analiz variantov strategiy razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. − 2017. − № 4. − S. 60-73.

33. Tebekin A.V. Vzglyad "nazad" kak fundament strategicheskogo razvitiya upravlyaemyh social'no-ekonomicheskih sistem. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − № 2 (54). − S. 123-137.

34. Tebekin A.V. Geopolitekonomicheskiy aspekt issledovaniya prodvizheniya k novomu kachestvu tehnologiy, ekonomiki i obschestva // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − № 3 (55). − S. 38-54.

35. Tebekin A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy na osnove optimizacii pokazateley effektivnosti s ispol'zovaniem kooperativnyh igr. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2018. − T. 4. − № 11. − S. 39-53.

36. Tebekin A.V. Perspektivy razvitiya nacional'noy ekonomiki v ramkah shestogo tehnologicheskogo uklada s uchetom uzhestocheniya zapadnyh sankciy. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2022. − T. 8. − № 1. − S. 1737.

37. Tebekin A.V., Anisimov E.G. O frontah gibridnoy voyny v ekonomicheskom i geopoliticheskom prostranstve. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2020. − T. 6. − № 5. − S. 60-74.

38. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (data obrascheniya 14.04.2022)

39. Federal'nyy byudzhet na 2022-2024 gody v cifrah. Duma.gov.ru (data obrascheniya 14.04.2022)

40. Finansirovanie ustoychivogo razvitiya. Bank Rossii. 2021.

41. Chernikova Yu. ESG: tri bukvy, kotorye menyayut mir. https://sovcombank.ru/blog/esg/esg-tri-bukvi-kotorie-menyayut-mir (data obrascheniya 14.04.2022)

42. Putin sozdal komissiyu Sovbeza RF po tehnologicheskomu suverenitetu. https://rg.ru/2022/04/14/putin-sozdal-komissiiu-sovbeza-rf-po-tehnologicheskomu-suverenitetu.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (data obrascheniya 14.04.2022)

Login or Create
* Forgot password?