Publication text
(PDF):
Read
Download
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Фе- дерации (УИК РФ) при необходимости участия в следственных действиях в качестве подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказа- ния в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть остав- лены в следственном изоляторе (СИЗО) либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя либо постановления дознавателя. При необходимости участия в судеб- ном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в СИЗО либо переведены в СИЗО из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы. Проблема оставления осужденного в следственном изоляторе либо его перевод в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрь- мы (далее - оставление осужденного в СИЗО либо его перевод в СИЗО) приобретает важное значение в аспекте изучения прогрессивной системы исполнения и отбывания лишения свободы (далее - прогрессивная система), в особенности с позиции взаимо- связи норм уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права. Расположив уголовно-процессуальные нормы, регулирующие деятельность участ- ников уголовного процесса, в ст. 77.1 УИК РФ, законодатель, по сути, отдал приоритет защите интересов уголовного судопроизводства при исполнении и отбывании лишения свободы в отношении ряда осужденных. Принудительный характер уголовно-процес- суальной деятельности в итоге подчинил себе уголовно-исполнительную деятельность по исполнению лишения свободы и в конечном счете «преобразовал» прогрессивную систему. Оставление осужденного в СИЗО либо его перевод в СИЗО нами понимается как единая самостоятельная мера уголовно-процессуального принуждения (далее - мера процессуального принуждения), выраженная во взаимосвязанных друг с другом двух процессуальных действиях и отдельных процессуальных решениях должностных лиц (например, постановление следователя (дознавателя) об оставлении осужденного, по- дозреваемого в совершении преступления в следственном изоляторе; постановление следователя (дознавателя) о переводе осужденного, подозреваемого в совершении преступления в следственный изолятор). Эта мера обеспечивает беспрепятственные своевременные встречи следователя, дознавателя, суда с осужденным, содержащимся в СИЗО на правах подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, потерпевшего. Данная мера принуждения никоим образом не соотносится с переводом осужден- ного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида в порядке ч. 2, 3 ст. 81 УИК РФ. В ч. 1, 2 ст. 77.1 УИК РФ обнаруживается наличие элементов собственно уголовно- процессуальной формы рассматриваемой меры принуждения [1, с. 28], которые должны иметь единые законодательные очертания (в виде отдельного института - комплекса норм, регулирующих однородные общественные отношения) в Уголовно-процессуаль- ный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) (а не УИК РФ), закрепляющие основания, условия, срок ее избрания, особый вид процессуального решения, цели, порядок ее из- брания, категории осужденных, на которых распространяется ее действие, их процес- суальные права, обязанности, законные интересы, в том числе иных лиц (защитника, адвоката, законного представителя), полномочия (правомочия) заинтересованных в ее избрании участников уголовного судопроизводства, порядок ее применения, обжало- вания, места исполнения и т. п. Названные элементы должны принадлежать стадии исполнения приговора, входя- щей в систему уголовного судопроизводства. Между тем в ст. 397 УПК РФ среди вопросов, подлежащих рассмотрению судом, при исполнении приговора не нашлось места для вопроса об оставлении осужденного в следственном изоляторе либо его переводе в следственный изолятор из исправитель- ной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы при необходимости его участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого. Данный вопрос разрешается ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ путем вынесения определения суда или поста- новления судьи без установленной для этого законом процедуры. Остается не в полной мере урегулированным порядок исполнения рассматриваемой меры принуждения. Наличие в ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ бланкетных норм, отсылающих пра- воприменителя к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон о содержании под стражей) к положениям УИК РФ, не отражает всей полноты вопросов, возникающих как при исполнении анализируемой меры принуждения, так и при испол- нении и отбывании лишения свободы в СИЗО. Полагаем, что специальный порядок исполнения анализируемой меры процессуаль- ного принуждения должен найти свое закрепление в отдельном разделе Закона о содер- жании под стражей. Особенности условий исполнения лишения свободы при реализа- ции меры процессуального принуждения следует указать в отдельной статье УИК РФ. Содержание осужденных в СИЗО на правах подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших в порядке ч. 1, 2 ст. 77.1 УИК РФ можно трактовать как меру суперизоляции. Суперизоляция реализуется в виде особых (специальных) мер внутри места изоля- ции, это мера только внутри изоляционного воздействия как принудительное помещение изолированного в еще более изолированное место [2, с. 109]. Из смысла прогрессивной системы следует, что правовым последствием избрания меры принуждения в виде оставления осужденного в СИЗО либо его перевода в поряд- ке ч. 1, 2 ст. 77.1 УИК РФ в СИЗО является фактическое изменение осужденному вида исправительного учреждения. Основание для подобного изменения - постановление следователя, дознавателя, определение суда или постановление судьи. Мотивированное постановление следователя либо постановление дознавателя об оставлении либо переводе ограничено сроками его применения и исполнения до трех месяцев. Соответствующее определение либо постановление судьи имеет бессроч- ный характер. На практике следователи каждые два месяца выносят соответствующие постановле- ния об оставлении осужденных в СИЗО, таким образом продлевая им фактически срок содержания в следственном изоляторе до завершения предварительного следствия по уголовным делам, производство по которым в некоторых случаях может доходить до года и более. Так, осужденный И., обвиняемый в совершении преступления, преду- смотренного п. «а» ст. 105 УК РФ, 13 апреля 2016 г. поступил в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области на основании ч. 1 ст. 77.1 УИК РФ, где содержался по 15 ноября 2017 г., после чего убыл для дальнейшего отбывания наказания в соответ- ствующее исправительное учреждение. Фактически осужденные в порядке ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ содержатся в следственных изоляторах до окончания судебного разбиратель- ства и вступления решения суда в законную силу. Таким образом, следственные органы и суды, пользуясь тем, что в ст. 77.1 УИК РФ не указаны конкретные сроки содержания осужденных в следственных изоляторах, самостоятельно определяют их, подгоняя под сроки предварительного следствия или судебного разбирательства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством РФ [3]. Таким образом, срок исполнения рассматриваемой меры принуждения в СИЗО зави- сит от усмотрения должностных лиц, в производстве которых находится уголовное дело. Администрация исправительного учреждения (СИЗО), получив соответствующие процессуальные документы, являющиеся основанием для перевода и содержания осужденных в СИЗО, обязана их исполнить. Между тем в нормах УИК РФ, УПК РФ не прописаны правила обращения к исполнению названных процессуальных решений. В соответствии с ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ осужденные содержатся в следственном изоля- торе в порядке, установленном Законом о содержании под стражей, и на условиях отбы- вания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. В СИЗО могут быть оставлены осужденные к лишению свободы (их категории пере- числены в ч. 1-3 ст. 58 УК РФ; ч. 3-7, 9 ст. 74 УИК РФ) с отбыванием наказания в колонии-поселении, исправительных колониях общего, строгого, особого режимов, воспитатель- ной колонии или тюрьме. Из указанных исправительных учреждений в СИЗО могут быть переведены осу- жденные, отбывающие в них лишение свободы. Для подобного перевода, в отличие от требований ст. 78 УИК РФ (изменение вида исправительного учреждения), админи- страции исправительного учреждения необходимо исполнить процессуальное решение, не подкрепляя его данными, характеризующими поведение осужденного, отношение к труду в течение всего периода отбывания наказания. Тем не менее соответствующая информация не должна оставаться без внимания администрации СИЗО, куда осужден- ный прибывает. В целях преемственности исправительного процесса переведенный осужденный должен быть помещен в те же условия, в которых он отбывал лишение свободы до перевода в СИЗО. Осужденные, переведенные в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, помещаются в запираемые камеры, что ухуд- шает их положение, поскольку в исправительных колониях в свободное от работы время они находятся в общежитии или в пределах выделенного локального участка [4, с. 9-11]. Таким образом, появляется необходимость создания на территории СИЗО соответ- ствующих условий. Однако, как показывает практика, это крайне затруднительно из-за отсутствия возможности реализовать в СИЗО в полном объеме прогрессивную систему отбывания наказаний [5, с. 125]. Мы разделяем мнение Е. В. Чернышенко о том, что на территории следственных изо- ляторов должны существовать изолированные участки с необходимыми элементами инфраструктуры и общежитиями, позволяющие размещать осужденных, привлекаемых в качестве потерпевших и свидетелей, а также организовывать мероприятия в рамках процесса исправления [6, с. 44-49]. К сожалению, в условиях финансового дефицита невозможно увеличить существу- ющие «мощности» данных учреждений. В данном контексте требует изучения проблема содержания осужденных, оставлен- ных в СИЗО, с отбыванием лишения свободы в колонии-поселении; переведенных из колоний-поселений; освобожденных из-под стражи в порядке ч. 3 ст. 121 УИК РФ, отбы- вающих наказание в облегченных условиях исправительных колоний общего режима; проживающих в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии в порядке ч. 4 ст. 133 УИК РФ, отбы- вающих наказание в льготных условиях воспитательных колоний. Полагаем, что при невозможности обеспечить условия исполнения и отбывания наказания в СИЗО администрация исправительного учреждения, в том числе адми- нистрация СИЗО, как при избрании меры процессуального принуждения, так и при ее исполнении должна быть наделена полномочиями в соответствии с нормами УПК РФ: правом на ходатайство перед следователем, дознавателем либо судом, в производ- стве которых находится уголовное дело, о переводе осужденного, участвующего в уго- ловном судопроизводстве в качестве подозреваемого (обвиняемого), на территорию другого исправительного учреждения (расположенного вблизи от места производства расследования по уголовному делу) в специально оборудованные для этих целей по- мещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов. Подобные установки могут распространяться на осужденных, обладающих стату- сом свидетеля либо потерпевшего, на их возможное содержание на территории соот- ветствующих исправительных учреждений в условиях, обозначенных в ст. 87 УИК РФ. Если местом исполнения меры процессуального принуждения выбран следственный изолятор, то он в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ одновременно выполняет функции исправительного учреждения в отношении осужденных, оставленных в СИЗО или пе- реведенных в СИЗО. В итоге осужденные одновременно отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы и меру процессуального принуждения. Они должны размещаться в камерах по правилам раздельного содержания, установленным ст. 33 Закона о содержании под стражей и ст. 80 УИК РФ. Из этого следует, что осужденные, находящиеся на правах подозреваемых или об- виняемых, проходящие по одному уголовному делу, не могут содержаться в одной ка- мере СИЗО. Вместе с тем закон не запрещает размещать в одной камере оставленных в СИЗО и переведенных в СИЗО осужденных из других исправительных учреждений на правах свидетелей и потерпевших, в том числе проходящих по уголовному делу. Закон также не учитывает возможное содержание в камерах осужденных, проходящих по одному уголовному делу (по разным уголовным делам), являющихся одновременно подозре- ваемыми (обвиняемыми) и потерпевшими (свидетелями). Необычно здесь проявляет себя ступенчатая модель прогрессивной системы ли- шения свободы, сложившаяся в условиях законодательной пробельности. Будучи вовлеченным в нее, в условиях СИЗО осужденный «затормаживается» в реализации принадлежащего ему законного интереса улучшить свое правовое положение, социа- лизироваться в обществе. Если осужденный оставлен в СИЗО на правах свидетеля или потерпевшего (в по- рядке ч. 1, 2 ст. 77.1 УИК РФ), целесообразно содержать его в тех камерах, откуда в со- ответствии с ч. 1 ст. 75 УИК РФ осужденные к лишению свободы в десятидневный срок подлежат направлению для отбывания наказания в исправительное учреждение. Перевод на улучшенные условия содержания предоставляется осужденному спустя определенное время (минимальный период содержания в обычных, строгих условиях, который указан в соответствующих статьях УИК РФ) после подачи ходатайства на имя администрации СИЗО. Оптимизировать решение данного вопроса можно путем установления в нормах УИК РФ для оставленных осужденных правил об исчислении срока их нахождения в обычных условиях со дня заключения под стражу при недопущении этими осужден- ными нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к ним применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. Представляется, что камеры СИЗО должны быть распределены по условиям отбы- вания наказания. Например, в одной камере (с повышенным уровнем комфорта) впол- не допустимо содержать осужденных, находящихся в облегченных условиях исправи- тельной колонии общего режима; в отдельной камере с невысокой благоустроенностью (транзитной камере) - осужденных, находящихся в строгих условиях, и т. п. Разумеется, при переводе осужденного из одной камеры в другую условия камерного содержания не меняются. Однако при соблюдении принципов дифференциации и индивидуализации осужденный должен помещаться к осужденным, обладающим схожими с ним характе- ристиками. Иначе следственный изолятор станет не исправительным учреждением, а всего лишь местом отбывания наказания. В связи с тем что камерное содержание в СИЗО, как правило, более суровое для осужденных к лишению свободы, чем в исправительных учреждениях, необходимо для рассматриваемых категорий лиц в целях стимулирования их правопослушного пове- дения расширить в облегченных условиях перечень льгот на краткосрочные свидания. Например, осужденным, содержащимся в СИЗО на правах лиц, отбывающих наказание в облегченных условиях исправительных колоний общего режима, разрешить кратко- срочные свидания в период содержания в СИЗО без ограничений их количества. Предоставление такого права (в том числе на неограниченное количество свиданий) осужденному, содержащемуся в СИЗО на правах подозреваемого либо обвиняемого (подсудимого, осужденного, в отношении которого приговор суда не вступил в закон- ную силу) в порядке исполнения меры процессуального принуждения, должно согла- совываться с требованиями ст. 18 Закона о содержании под стражей только в части получения на это письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. При этом необходимо учесть, что данный осужденный не может быть отнесен к кате- гории лиц, содержащихся под стражей, так как содержание под стражей в соответствии с. п. 42 ст. 5 УПК РФ - это пребывание лица, задержанного по подозрению в соверше- нии преступления либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом. Важным критерием в УИК РФ, позволяющим изменить условия отбывания наказа- ния, является характеристика поведения осужденного. Должна ли она доминировать на определенном этапе, а именно при решении вопроса о переводе осужденного в опре- деленные условия отбывания наказания? На наш взгляд, иногда этого может быть не- достаточно. Не является препятствием нахождение в любых (в том числе улучшенных) условиях отбывания наказания (как для остальных осужденных) лиц, представляющих опасность для себя и окружающих - состоящих на профилактическом учете осужден- ных, склонных к побегу, захвату заложников и т. п. [7, с. 15-18]. В связи с наличием в ст. 77.1 УИК РФ рассматриваемой меры принуждения, не ограничены в получении льгот на улучшенные условия содержания осужденные, которые фактически приспосаблива- ют к себе требования уголовно-процессуальных предписаний. Общеизвестно, что в соответствии с ч. 1 ст. 81 УИК РФ осужденные к лишению сво- боды должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении. В целях изменения для себя «обстановки» (по причинам конфликта или просто развлечься) может обнаружить себя осужденный - приспособленец, который, как правило, использует «явку с повинной», сознаваясь в тех преступлениях, которые он не совершал, оговаривая себя для того, чтобы быть этапированнным к месту произ- водства расследования по уголовному делу, а затем - переведенным в другие места для отбывания лишения свободы. После перевода в СИЗО в качестве подозреваемого и проведения с его участием следственных действий, например, проверки показаний на месте, выясняется его непричастность к расследуемому преступлению. Такой осу- жденный «катается по этапам», занимает время и использует ресурсы должностных лиц уголовно-исполнительной системы, должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, но с точки зрения предписаний УИК РФ не является нарушителем уста- новленного порядка исполнения и отбывания наказания и не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. «Комфортную обстановку», дозволенную законом, несмотря на «жесткие» условия содержания в СИЗО, подобный осужденный создает для себя за счет государства, от- влекая из бюджета значительные ресурсы. В СИЗО он вправе претендовать на улуч- 48 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ... шенные условия содержания, в том числе на получение условной свободы. При этом неизвестно, являются ли подобные действия осужденного действиями, нарушающи- ми условия избранной меры принуждения, действиями, наносящими материальный ущерб государству, причиненный во время отбывания наказания? Наступает ли за это материальная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 102 УИК РФ, если в процесс исполнения и отбывания наказания, как упоминалось выше, на основании ч. 1 ст. 77.1 УИК РФ «вмешались» органы предварительного расследования? Заслуживает внимания еще одна категория осужденных, которые приспосаблива- ются к условиям отбывания лишения свободы. Это лидеры преступной среды, которые также могут быть переведены и оставлены в СИЗО в порядке ч. 1, 2 ст. 77.1 УИК РФ на правах подозреваемых либо обвиняемых. Особое внимание этим осужденным уделяет Президент Российской Федерации, кото- рый 14 февраля 2019 г. внес в Государственную Думу поправки в Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы Российской Федерации об ужесточении наказания в части противодействия организованной преступности. УК РФ предлагается дополнить новой ст. 210.1 «Занятие высшего положения в преступной иерархии» [8]. Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении президент- ский законопроект. Как отмечается в пояснительной записке к документу, лидеры пре- ступных сообществ создают устойчивые преступные связи между различными органи- зованными группами, занимаются разделом сфер преступного влияния и преступных доходов, руководят преступными действиями и в связи с этим представляют наиболь- шую общественную опасность. Однако благодаря своему положению в преступной иерархии лидеры таких сообществ, как правило, уходят от уголовной ответственности [9]. Итак, осужденные, содержащиеся в СИЗО в порядке ч. 1, 2 ст. 77.1 УИК РФ, при нали- чии соответствующих условий и оснований не могут быть ограничены в изменении вида исправительного учреждения (как в лучшую, так и в худшую для себя сторону) по окон- чании следственных действий или судебного разбирательства (ч. 4 ст. 77.1, ст. 78, 140 УИК РФ); замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; условно- досрочном освобождении от отбывания наказания (ч. 2-3.1 ст. 175 УИК РФ). Так, в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 (ред. от 17 ноября 2015 г.) «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбы- вания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» подчеркивается, что ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо ходатайство или представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении осужденного, временно переведенного в следственный изолятор в порядке, предусмотренном ст. 77.1 УИК РФ, в связи с его при- влечением к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве, под- лежит направлению в суд по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание, из которого осужденный был переведен в следственный изолятор. Например, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 175 УИК РФ для разрешения вопроса об ус- ловно-досрочном освобождении или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в порядке пп. 3, 4 ст. 397, 399 УПК РФ в характеристике на осужденно- го должны в основном содержаться данные, характеризующие осужденного в течение всего периода отбывания наказания. Что касается данных о периоде исполнения меры процессуального принуждения (хотя этот период неотделим от периода отбывания на- казания), то они могут и не учитываться. Можно допустить ситуацию, при которой осу- жденный, отбывая срок наказания, вел себя безупречно, а в период отбывания меры процессуального принуждения угрожал следователю, дознавателю или вводил их в заблуждение, воспрепятствовал расследованию и т. п. Законодатель не обязывает следователя, дознавателя и суд извещать администра- цию исправительного учреждения (СИЗО) о том, как в период применения меры уголовно- процессуального принуждения характеризуется осужденный: каковы его личностные характеристики, поведение в период расследования по уголовному делу. Мы не можем согласиться с существующей практикой. Резюмируя изложенное, предлагаем внести дополнения в нормы УИК РФ, олицетворяющие прогрессивную систему лишения свободы: об изменении условий содержания; изменении вида ис- правительного учреждения; условно-досрочном освобождении и замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, обязывающие следователя, дознавате- ля и суд, в производстве которых находится уголовное дело, в период исполнения и отбывания меры уголовно-процессуального принуждения (после этого периода) информировать администрацию исправительного учреждения (СИЗО) о поведе- нии осужденного, привлеченного при производстве по уголовному делу в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого), либо о целесообразно- сти досрочного освобождения подозреваемого (обвиняемого) лидера преступной иерархии. Прогрессивная система исполнения и отбывания лишения свободы в СИЗО в пери- од исполнения и отбывания меры уголовно-процессуального принуждения обладает совокупностью принадлежащих ей индивидуальных прогрессивных систем правовых институтов, взаимосвязанных между собой, характеризующихся стадийностью и инди- видуальным материально-правовым и процессуальным содержанием [10, с. 282-288]. При их применении изменение (улучшение либо ухудшение) правового положения объ- екта системы (осужденного) должно опираться в том числе на сведения должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, о личности осужденного, его поведении в период расследования (данный тезис, по мнению автора, не должен вос- приниматься соответствующими должностными лицами как элемент давления на осу- жденного, привлекаемого в уголовное судопроизводство). Именно поэтому в нормах УИК РФ, УПК РФ, Закона о содержании под стражей надлежит закрепить особую модель прогрессивной системы лишения свободы при исполнении и отбывании меры процессуального принуждения, в пределах которой изучаемые категории осужденных обладали бы особым правовым статусом, имели бы возможность реализовать принадлежащие им законные интересы. Предлагаем распространить льготный зачет времени содержания в СИЗО, установленный ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, в качестве стимула на осужденных, которые в порядке ч. 1, 2 ст. 77.1 УИК РФ были переведены либо оставлены в СИЗО для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве в качестве подозреваемых, обвиняе- мых, чья вина не была установлена обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу, свидетелей, потерпевших, не допустивших при этом нарушений порядка и условий отбывания меры процессуального принуждения и отбывания лишения свободы.