CURRENT TRENDS IN BUSINESS PROCESS AUTOMATION IN DOMESTIC COMPANIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the current and promising trends in the automation of business processes on the example of domestic companies. The assessment of the state of the world and Russian markets of BPM and ERP solutions is given. Ratings of the most successful companies developing BPM and ERP solutions in the domestic IT products market are built. The analysis of the results of this study became the basis for the formulation of a key modern trend in the field of business process automation – the expansion of the practice of using both local BPM solutions and global (multifunctional) corporate ERP systems with subsequent integration of the developed solutions.

Keywords:
automation, business processes, implementation, BPM-systems, ERP-systems, management
Text

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции развития мировой экономики - глобализация рынков производства и труда, цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества, существенно влияют на традиционное представление о характере и значимости управленческого труда [4].  Кроме этого, указанные факторы определяют изменения в организационной структуре компаний, в процессах формирования содержательной целостности их корпоративной культуры [7].

Эксперты различных стран мира регулярно проводят исследования особенностей и последствий для современной цивилизации её вступления в «четвертую технологическую революцию» («Индустрию 4.0»). Основными её критериями являются: «цифровизация» производственно-технологических, социально-экономических и административных объектов управления и их бизнес-процессов средствами современных информационных технологий [11]; внедрение принципиально новых способов производства материальных благ за счёт активного внедрения технологий обработки новых, в том числе композитных, материалов [8]; создание и развитие производственных кластеров [6, 10]; разработка и внедрение высокоэффективных отраслевых информационных систем и др.

Мировой опыт развития вычислительных систем показывает, что активное использование их функциональных возможностей в управлении деятельностью предприятий началось в начале 60-х годов XX века с планирования производственных процессов. Дальнейшее развитие функциональных возможностей вычислительных систем привело к созданию «глобальных» программных продуктов» или ERP-систем (ERP – Enterprise Requirements Planning), позволяющих автоматизировать бизнес-процессы компании за счёт формирования единого информационного пространства и стандартизации решений по обработке данных.

Российская и мировая практика управления бизнес-процессами современных компаний в последние годы характеризуется активным внедрением автоматизированных систем класса «Business Process Management System» (BPM-систем). Особенность программных инструментов этой серии в том, что они дают возможность легко автоматизировать так называемые «рутинные» операции, существенно упрощают процессы логического описания структуры основных бизнес-процессов для последующего их моделирования и оптимизации.

Активный процесс автоматизации бизнес-процессов заставляет отечественных специалистов вести дискуссию о том, как долго будут актуальны современные тенденции автоматизации, какие из них потеряют свою актуальность, и какие придут им на смену. Особенно остро эта дискуссия проявляется на фоне активной разработки и появления на рынке новых IT-решений. Знание и верное толкование перспективных тенденций позволяют правильно определить структурные и организационные изменения, которые могут стать следствием более широкого применения таких решений [3].

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ

Отечественными компаниями накоплен богатый опыт внедрения и практического использования как локальных ВРМ-систем, так и глобальных (многофункциональных-ERP) корпоративных информационных систем (КИС). Анализ и обобщение накопленного опыта, с целью установления перспективных тенденций автоматизации бизнес-процессов, представляют несомненный теоретический и практический интерес [2].

Авторами статьи проведено исследование, на первом этапе которого, в целях формулирования важнейших современных тенденций автоматизации бизнес-процессов, были использованы материалы исследования, проведенного компанией CNEWS.

Целью второго этапа стало формирование приоритетных тенденций автоматизации бизнес-процессов исходя из анализа практического опыта внедрения и эксплуатации КИС, накопленного отечественными компаниями.

Под приоритетными тенденциями автоматизации бизнес-процессов авторы понимают всю совокупность перспективных направлений (сфер) деятельности менеджмента компаний, подлежащих первоочередной автоматизации, и IT-инструментов, способных существенным образом повысить контроль над бизнесом и обеспечить рост его эффективности.

На втором этапе обобщены и проанализированы мнения экспертов, представляющих 12 предприятий промышленного сектора экономики России, активно внедряющих или уже использующих КИС. Каждый эксперт:

1. предложил собственный ранжированный перечень перспективных тенденций;

2. ранжировал, опираясь на свои профессиональные знания и опыт, перечень перспективных тенденций, разработанный по итогам обобщения мнений всех экспертов, принявших участие в интервьюировании.

Интервьюирование позволило: выявить собственные мнения и оценочные суждения экспертов о перспективных тенденциях автоматизации бизнес-процессов, актуальных для российских предприятий в период до 2035 года; обобщить мнения экспертов, обладающих практическим опытом внедрения или эксплуатации корпоративных BPM или ERP-систем.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодня ключевым технологическим трендом развития рынка ВРМ и ERP-систем является разработка инструментов создания единой цифровой платформы для сопровождения максимального числа корпоративных бизнес-процессов. Ранее популярная «лоскутная» автоматизация, не способствует процедурам оперативной адаптации бизнес-процессов к возможным изменениям как внешней, так и внутренней среды.

Объем мирового рынка BPM-систем в 2020 г. составил 8,8 млрд. долларов. Аналитики прогнозируют его среднегодовой прирост на 10,5% вплоть до 2025 г., при этом ожидаемый объём рынка превысит 14 млрд. долларов.

Наряду с мировым, развивается и российский рынок BPM-систем. В Таблице 1 представлены результаты ежегодного рейтинга российских компаний-разработчиков BPM-систем в 2017-2020 годах. Основной критерий оценки в рейтинге – суммарная годовая выручка каждой компании-разработчика от реализации собственных BPM-проектов.

Таблица 1

Рейтинг компаний-разработчиков BPM-систем в 2017-2020 годах

№ в 2020

№ в 2019

№ в

2018

№ в

2017

Компания

Годовая выручка, тыс. руб. и динамика

её изменения, % к предыдущему году

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2017 г.

1

1

1

1

Comindware

831 799 (25,3)

663 778 (21,5)

546 320 (25,0)

437 000

2

2

2

2

Naumen

814 627 (24,8)

652 746 (33,9)

487 310 (48,5)

328 200

3

3

-

-

НПЦ «БизнесАвтоматика»

718 300 (31,8)

545 000

-

-

4

4

3

4

ELMA

516 000 (15,1)

448 200 (10,1)

407 000 (69,6)

240 000

5

7

5

-

КСК Технологии

330 514 (62,8)

203 000 (31,8)

154 000

-

6

6

-

-

FIS (2)

310 000 (19,2)

260 000

-

-

7

5

4

-

ДоксВижн

276 200 (-26,1)

373 613 (44,8)

258 000

-

8

8

6

6

Первая Форма

163 000 (24,4)

131 000 (8,3)

121 000 (-6,9)

130 000

9

9

7

8

Citeck

107 000 (16,3)

92 000

(5,7)

87 000

(11,5)

78 000

10

12

-

-

Case Studio (2)

106 000 (51,4)

70 000

-

-

Источник: разработано авторами на основе данных компании CNEWS [1]

 

На российском рынке также активно работает ряд компаний-интеграторов. В Таблице 2 представлен рейтинг компаний-интеграторов рынка BPMS в 2017–2020  годах.

Данные Таблиц 1 и 2 свидетельствуют о том, что относительно молодые российские рынки BPM и ERP-систем растут достаточно быстрыми темпами. В 2020 году суммарная выручка ТОП-10 крупнейших компаний-разработчиков BPM-систем составила 3,89 млрд. руб. (прирост к итогу 2019 года составил 13%).

 

Таблица 2

Рейтинг компаний-интеграторов рынка BPMS

№ в 2020

№ в 2019

№ в

2018

№ в

2017

Компания

Годовая выручка, тыс. руб. и динамика

её изменения, % к предыдущему году

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2017 г.

1

1

1

-

Ланит

1 184 800

(26,1)

939 500

(11,7)

841 000

(51,0)

55 000

2

4

4

1

Comindware

831 799

(25,3)

663 778

(21,5)

546 320

(25,0)

437 000

(25,2)

3

5

5

2

Naumen

814 627

(24,8)

652 746

(33,9)

487 310

(48,5)

328 200

(26,9)

4

3

3

-

Диджитал Дизайн

801 500

(1,9)

786 600

(17,1)

672 000

(7,6)

624 490

5

-

-

-

НПЦ «БизнесАвтоматика»

718 300 (31,8)

545 000

-

-

6

6

6

4

ELMA

516 000

(15,1)

448 200

(10,1)

407 000

(69,6)

240 000

(33,3)

7

10

8

7

КСК Технологии

330 514

(62,8)

203 000

(31,8)

154 000

(51,0)

102 000

(20,0)

8

-

-

-

FIS (2)

310 000 (19,2)

260 000

-

-

9

7

-

-

ДоксВижн (3)

276 200

(-9,1)

304 000

-

-

10

16

-

-

SimbirSoft

178 337

(116,2)

82 468

-

-

Источник: разработано на основе данных компании CNEWS [1]

 

Результаты анализа дали основание сформулировать базовую современную тенденцию в области автоматизации бизнес-процессов – широкое применение как локальных BPM-решений, так и глобальных (многофункциональных) корпоративных ERP-систем с последующей обязательной интеграцией разработанных решений.

На втором этапе исследования определялись пять наиболее перспективных, с точки зрения практикующих экспертов, тенденций в области автоматизации корпоративных бизнес-процессов в период до 2035 года. На данном этапе было проведено интервьюирование 216 экспертов на двенадцати отечественных промышленных предприятиях. В выборке 62,3% составили эксперты, которые принимали непосредственное участие в процессах внедрения проектных решений; 37,7% экспертов используют BPM или ERP-системы в практике своей повседневной работы в настоящее время.

В процессе интервьюирования каждый эксперт предложил три наиболее перспективных, на его взгляд, направления деятельности (сферы) менеджмента или IT-инструмента, способных определить будущий тренд автоматизации бизнес-процессов на горизонте до 2035 года. Эксперты опирались исключительно на собственные критерии, профессиональные знания и практический опыт. Далее эксперты провели ранжирование подготовленных предложений, расположив отмеченные направления деятельности (сферы) менеджмента или IT-инструменты в порядке их приоритетности.   

Экспертами, с учетом значительного числа прямых повторений и своей содержательной близости, было предложено 74 наиболее актуальных направления деятельности менеджмента или IT-инструмента. Из них было отобрано 10 направлений и инструментов, наиболее часто отмечавшихся экспертами. Относительно отобранных направлений и инструментов эксперты провели процедуру итогового ранжирования. Результаты проведенного ранжирования представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Экспертное мнение о наиболее перспективных направлениях деятельности и IT-инструментах, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года

Категория экспертов

Направления деятельности и IT-инструменты

Компьютерное стратегическое планирование и моделирование

Формирование индивидуального набора задач менеджера на основе конфигурации КИС и квалификационных требований

Компьютерное моделирование объектов и процессов

Перспективные цифровые платформы

NBIC - конвергенция

ППП управления финансовыми потоками

Системы интеграции информационно – коммуникационных каналов

Средства визуализация данных

Организация межмашинного взаимодействия (M2M)

Интеграция онлайн и офлайн взаимодействия с сотрудниками и потребителями

Руководители высшего звена

1

10

7

3

6

2

5

4

9

8

Руководители среднего звена

5

1

6

10

9

4

8

7

3

2

Руководители нижнего звена

10

1

3

8

9

6

7

5

4

2

Специалисты

10

1

3

7

8

9

6

5

4

2

Итоговые приоритеты

(1 – max, 10 –   min)

7-8

1

3

9

10

5-6

7-8

5-6

4

2

Источник: разработано авторами

 

4. ОБСУЖДЕНИЕ

Активное внедрение и применение в практике работы отечественных компаний BPM и ERP-систем, свидетельствует о востребованности их информационных и технологических возможностей. При этом тенденцию выбора направления автоматизации бизнес-процессов в сторону BPM-систем, по мнению экспертного сообщества, следует считать более перспективной. Ключевым выводом, объясняющим данные положения и вытекающим из результатов, полученных в ходе проведенного интервьюирования, является необходимость реализации принципа комплексности при разработке и внедрении новых корпоративных IT-решений. Именно данный принцип делает сегодня решение об интегрированном применении BPM и ERP-систем особенно привлекательным для эффективной организации внешних и внутренних корпоративных коммуникаций и бизнес-процессов.

В специальной литературе довольно часто приводится сравнительный анализ возможностей современных BPM и ERP-систем. Такое противопоставление, по мнению экспертов, не представляется вполне обоснованным. Указанные системы, считают эксперты, призваны дополнять возможности друг друга. Современная практика свидетельствует о том, что в силу большей «гибкости» в настройках и меньшего объёма программирования компании сегодня отдают предпочтение первоочередному внедрению BPM-систем для автоматизации тех бизнес-процессов, которые по разным причинам подвержены более частым изменениям, а затем интегрируют полученные решения с действующей ERP-системой.

Исследования экспертов в области автоматизации компаний, характеризующие целесообразность практического применения конкретного программного продукта, основаны на принципе оценки необходимости и частоты выполнения процедур реинжиниринга бизнес-процессов:

1. в рамках тех подсистем управления, где отмечено явное преобладание учётных операций со стандартной функциональностью и частота изменений в которых минимальна (характерно для «нижнего уровня» системы управления), наиболее целесообразно внедрение автоматизированных систем, реализующих основные учётные процедуры («System of Records»): стандартные корпоративные информационные системы (ERP) и аналогичные системы этого класса (CRM, WMS, PLM, SCM);

2. при реализации задач управления на «среднем уровне», где реинжиниринг процессов более востребован и значительна динамика выполняемых усовершенствований, приоритетными представляются «System of Differentiation», относящиеся к сфере применения BPM-систем;

3. на «верхнем уровне» преобладают задачи и системы, поддерживающие реализацию – отдельных инновационных проектов и НИР в целом; собственных, возможно уникальных методов организации и ведения бизнеса. На этом уровне глубина реинжиниринга и его востребованность не всегда чётко определяема и трудно предсказуема. Поэтому автоматизацию данного класса задач, относящегося к сфере адаптивного кейс-менеджмента (Adaptive Case Management), целесообразно проводить на базе корпоративных систем управления инновациями System of Innovation»), относящимся к области применения BPM-систем.

Анализируя результаты исследования, проведенного авторами, отметим, что мнения различных групп отечественных экспертов о наиболее перспективных направлениях деятельности и IT-инструментах, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года, далеко не всегда совпадают. Так, руководители высшего звена к числу наиболее приоритетных относят инструменты автоматизации процессов стратегического управления. Прочие категории экспертов наиболее востребованным считают IT-инструменты, способные обеспечить качественную автоматизацию процесса формирования индивидуального набора задач исполнителя на основе конфигурации КИС и квалификационных требований к соответствующей должности.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоговым результатом исследований явилось формирование перечня наиболее перспективных тенденций автоматизации бизнес-процессов в отечественных компаниях. На основе мнения экспертного сообщества разработан приоритетный перечень тенденций, представленный в Таблице 4.

 Таблица 4.

 Ранжированный перечень перспективных направлений деятельности

и IT-инструментов, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года

№ приоритета

Ранжированный перечень перспективных направлений деятельности

и IT-инструментов

1.

Формирование индивидуального набора задач менеджера на основе конфигурации КИС и квалификационных требований

2.

Интеграция онлайн и офлайн взаимодействия с сотрудниками и потребителями

3.

Компьютерное моделирование объектов и процессов

4.

Организация межмашинного взаимодействия (M2M)

5-6.

ППП управления финансовыми потоками

Средства визуализация данных

Источник: разработано авторами

Данный перечень призван помочь руководителям в разработке перспективных стратегий внедрения и практического использования КИС, в решении непростой задачи повышения эффективности использования современных информационных технологий [5].

Результаты исследования подтверждают то, что экспертное сообщество склоняется к мнению о необходимости первоочередного внимания к разработкам, направленным на обеспечение эффективного коммуникационного взаимодействия в системе «руководитель – исполнитель» на основе современных IT-инструментов [9]. Данные инструменты призваны в ближайшей перспективе обеспечить не только сохранение уже достигнутого уровня эффективности цифровизации бизнес-процессов, но и способствовать его значительному росту.

 

 

References

1. CNEWS: Rynok BPM-2021. – URL: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_bpm_2021 (data obrascheniya: 01.03.2022).

2. Svistunov V.M., Lobachev V.V., Simonova M.V. Staff responsibility as efficiency-driven factor of ERP-systems. // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2020. – T. 84. – S. 480–486.

3. Belyaev A.M., Kovaleva I.A. Sovremennye tendencii organizacii truda i upravleniya personalom dlya povysheniya proizvoditel'nosti truda na promyshlennyh predpriyatiyah // Putevoditel' predprinimatelya. – 2019. – № 44. – S. 17–29.

4. Zaharov D.K., Lobacheva A.S. Formirovanie i razvitie hr-ekosistemy v organizacii // Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii. – 2020. – № 1(46). – S. 23–26.

5. Ivanov I.N., Luk'yanova T.V. Razrabotka modeli kompetenciy: podhody i realizaciya // Vestnik universiteta. – 2019. – № 1. – S. 14–21.

6. Ivanov I.N., Orlova L.V., Ivanov S.I. Formirovanie i razvitie proizvodstvennyh klasterov // Stal'. – 2021. – № 1. – S. 73–77.

7. Kovaleva I.A., Kanke A.A., Mozgovoy A.I. Upravlenie chelovecheskimi resursami cherez prizmu global'nyh transformacionnyh izmeneniy // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». – 2021. – № 1. – S. 71–86.

8. Kuzina G.P., Mozgovoy A.I., Krylov A.N. Organizaciya cifrovoy transformacii rossiyskih predpriyatiy // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». – 2020. – № 4. – S. 69–82.

9. Metelkin P.V., Goncharenko S.S. Ekonomicheskaya effektivnost' apparata upravleniya i sposoby ee ocenki // Vestnik transporta. – 2020. – № 4. – S. 31–33.

10. Metelkin P.V., Ovchinnikov P.N. Zakonomernosti klasterizacii mirovoy ekonomiki // Vestnik universiteta. – 2015. – № 7. – S. 103–108.

11. Mozgovoy A.I., Krylov A.N., Lobachev V.V., Kuzina G.P. Vysokotehnologichnaya industriya: problemy razvitiya i puti ih resheniya // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». – 2021. – № 4 (30). – S. 7–19.

Login or Create
* Forgot password?