Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the regulatory requirements for fire safety of administrative buildings and their typical violations

Keywords:
fire safety, administrative buildings, fire safety requirements, violations of fire safety requirements
Text
Publication text (PDF): Read Download

К административным зданиям относят здания и сооружения, которые объединены между собой общей архитектурной конструкцией и задачами, для создания рабочей среды. В основном административные здания составляют офисы, как государственных, так и негосударственных объектов хозяйственной деятельности, а также других организаций и учреждений. Помещения в таких зданиях составляют следующие основные функциональные группы: а) кабинеты руководства; б) рабочие помещения структурных подразделений учреждений и организаций; в) помещения для совещаний и (или) конференц-залы; г) помещения информационно-технического назначения, в том числе: технические библиотеки, проектные кабинеты, архивы, помещения информационно-вычислительной техники и др. в зависимости от задания на проектирование; д) входная группа помещений, в том числе: вестибюль, аванвестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны; е) помещения социально-бытового обслуживания, в том числе: помещения предприятий общественного питания, медицинского обслуживания, санитарные узлы, бытовые помещения для обслуживающего и эксплуатационного персонала, спортивно-оздоровительные помещения и др.; ж) помещения технического обслуживания здания, в том числе: ремонтные мастерские, кладовые различного назначения и т.п.; з) помещения для инженерного оборудования, в том числе: венткамеры, электрощитовые и т.п. [1].

При строительстве административных зданий, уже изначально планировка помещений составляется таким образом, что в здании могут располагаться множество различных отделений, не взаимосвязанных друг с другом, т.е. возможно ячеистое расположение офисов и других помещений для работы по одной, или по обеим сторонам помещения в административном здании.

В последнее время участились случаи пожаров в административных зданиях, не связанных с производством и технологией: в ночных клубах, торговых центрах, зданиях культуры и офисных зданиях. Изучив причины этих пожаров, можно сделать вывод о том, что пожарная безопасность (ПБ) в общественных местах такого назначения до сих пор не обеспечена в соответствии с утверждёнными противопожарными нормами. А ведь последствия таких пожаров могут быть катастрофичными: от экономического ущерба до большого количества человеческих жертв.

Ещё на стадии проектирования, согласования документации и получения разрешения на строительство, а также при непосредственном строительстве, обеспечение пожарной безопасности объектов административного назначения невозможно без строгого соблюдения противопожарных требований официальных нормативных документов. К основным нормативным документам, регламентирующим требования пожарной безопасности, в том числе и к административным зданиям относят:

  1. СНиП 31-05-2003 (СП 117.13330.2011) – об общественных зданиях административного назначения;
  2. СП 118.13330.2012* – об общественных зданиях и сооружениях, являющийся актуализированной редакцией СНиП 31-06-2009;
  3. СП 12.13130.2009, в котором даны методы определения категории по взрывопожарной и пожарной опасности зданий, сооружений, строений, в том числе в административных зданиях;
  4. СП 31.13330.2012, являющийся актуальной версией СНиП 2.04.02-84, в части обеспечения наружного противопожарного водоснабжения административных зданий;
  5. СП 10.13130.2020 – о внутреннем противопожарном водопроводе зданий, являющимся одним из основных элементов внутреннего противопожарного водоснабжения объектов административного назначения;
  6. СП 1.13130.2020 – об эвакуационных путях, выходах;
  7. ГОСТ Р 51844-2009 – о требованиях к пожарным шкафам, в которых в административных зданиях размещают не только комплекты пожарных рукавов, стволов с соединительными головками; но и водные, воздушно-пенные, порошковые огнетушители;
  8. ГОСТ 12.4.026-2015, устанавливающий требования к сигнальной расцветке, форме, размерам знаков ПБ, необходимых к размещению в административных зданиях.

Эти нормативные документы устанавливают ряд обязательных требований ПБ, которые должны быть обеспечены в любом административном здании, несмотря на его назначение и способы эксплуатации, а именно:

  • противопожарными перегородками, стенами с установленными в их проемах противопожарными дверьми, шторами, окнами, люками;
  • установками сигнализации, преимущественно с использованием датчиков дыма, эффективно обнаруживающих очаги возгорания всех видов пожарной нагрузки (для отдельных помещений также допустимо использовать тепловые пожарные извещатели максимального или максимально-дифференциального типа);
  • стационарными системами пожаротушения [2].

Есть административные здания, в которых установлены водяные системы пожаротушения со спринклерными, реже дренчерными оросителями на разводящих трубопроводах.

Если в административных зданиях располагаются серверные, архивы с особо важной документацией и носителями информации, то используют газовые или порошковые системы пожаротушения. Эти системы в случае срабатывания и тушения пожара наносят минимальный ущерб материальным ценностям.

Кроме всего вышеперечисленного, могут использоваться огнезадерживающие клапаны, противопожарные вентиляционные решетки, устанавливаемые на коробах вентиляционных систем здания. Также встречаются зенитные фонари дымоудаления, противопожарные фрамуги, позволяющие за короткое время удалить из помещений огромное количество летучих токсичных продуктов горения органических материалов отделки, обстановки, имущества.

При этом, немаловажным способом противопожарной защиты является система оповещения работников и посетителей административных зданий о пожаре, а также управление эвакуационными потоками людей. Для этого в зданиях должны быть световые табло, указатели, направляющие потоки людей к эвакуационным выходам, речевые, звуковые пожарные извещатели, микрофонная консоль, средства записи, воспроизведения тревожных сообщений. Такие средства устанавливаются в помещении пожарного поста, охраны или диспетчерской.

Все компоненты противопожарных систем, установок административного здания должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, необходимо своевременно проводить их техническое обслуживание и в случае выхода из строя – выполнять ремонт. Для этого необходимо заключение договоров со специализированными предприятиями, оказывающими услуги по техническому сервису на основании лицензий, выданных МЧС России.

Несмотря на жесткие требования нормативных документов, введенную ответственность за выявленные нарушения при проверках представителями Государственного пожарного надзора в административных зданиях постоянно выявляются однотипные нарушения требований пожарной безопасности. А именно:

  • курение вне отведенных мест, не обеспеченных первичными средствами пожаротушения;
  • оставление включенным в сеть после окончания работы различного электрического оборудования – от компьютерной оргтехники до нагревательных приборов;
  • пользование поврежденными розетками и кабелями, самодельными нагревательными приборами, светильниками без защитных колпаков (рассеивателей), абажурами и пр.;
  • самостоятельная перепланировка помещений, затрудняющая эвакуацию, сужающая нормативную ширину проходов; или полностью отсекающая возможность воспользоваться двумя выходами;
  • загромождение, захламление проходов, лестничных клеток запасных эвакуационных выходов из здания, отслужившей свой срок мебелью, оргтехникой; штабелями документации, которой не нашлось места в архиве;
  • закрытые двери выходов, без оборудования их противопожарной фурнитурой, в том числе противопожарными дверными ручками, позволяющими без наличия ключей открывать их изнутри, что называется, одним движением;
  • отсутствие автоматических установок пожаротушения и автоматических установок пожарной сигнализации, либо они не соответствуют требованиям;
  • непрохождение руководителем обучения и допуск лиц к работе на объекте без обучения мерам пожарной безопасности (без прохождения пожарно-технического минимума, проведения противопожарного инструктажа);
  • отсутствие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны у средств связи;
  • отсутствие первичных средств пожаротушения или не соответствие установленным требованиям;
  • отсутствие распорядительных документов о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность;
  • отсутствие утвержденных руководителем организации (владельцем здания) инструкции о мерах пожарной безопасности;
  • отсутствие плана эвакуации людей при пожаре;
  • отделка путей эвакуации материалами более высокой пожарной опасности, чем предписано [3].

Любое из вышеперечисленных нарушений пожарной безопасности влечет применение мер ответственности. Установлены следующие меры ответственности:

  • дисциплинарная – выговор, предупреждение и даже увольнение;
  • административная – могут привлекаться сотрудники (физические лица) и организации в целом (юридические лица), в зависимости от типа отступления от нормы [4];
  • уголовная – если нарушения привели к большому экономическому ущербу, нанесению вреда здоровью либо гибели людей, привлекаются к ответственности только сотрудники.

В заключении необходимо отметить, что при эксплуатации любого административного зданиях всегда важно помнить о том, что все попытки сэкономить на обеспечении пожарной безопасности обязательно негативно отразятся на безопасности и жизни сотрудников этого здания, а также на посетителях в случае возникновения пожара. Кроме этого, ни одному работодателю экономически не выгодно являться нарушителем и привлекаться к той или иной ответственности. Затраты на обеспечение пожарной безопасности всегда окупаются отсутствием штрафов, отсутствием экономического ущерба и отсутствием человеческих жертв.

References

1. SP 44.13330.2011 Administrativnye i bytovye zdaniya – Tekst: elek-tronnyy // Elektronnyy fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200084087 (data obrascheniya: 04.02.2021).

2. Pravila protivopozharnogo rezhima v Rossiyskoy Federacii ot 16.09.2020 goda № 1479 (s izmeneniyami na 21 maya 2021 goda). Tekst: neposred-stvennyy.

3. Pozharnaya bezopasnost' v administrativnyh zdaniyah – Tekst: elek-tronnyy // PozhSistemStroy. URL: https://pozhsystems.ru/pozharnaja-bezopasnost-v-administrativnyh-zdanijah/ (data obrascheniya: 08.01.2021).

4. Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 30.12.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022). Tekst: neposredstvennyy.

Login or Create
* Forgot password?