student
Russian Federation
The article examines the socio-psychological adaptation of first-year students. The author also distinguishes the main forms of adaptation
socio-psychological adaptation, freshman, educational process
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями, в основном, потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
Студент первого курса не только знакомится со своей новой группой, но и с преподавателями. У студентов первого курса отсутствуют навыки самостоятельной работы. Они испытываю определенные трудности в обучении, так как студенты не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Использование информационно-компьютерных технологий обучения является наиболее эффективным решением проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе. Работая с электронными ресурсами, студент первого курса учиться отбирать и структурировать необходимый материал, логично излагать и аргументировать различные современные теоретические подходы к изучаемым вопросам. Применение новых информационных технологий не только помогает студенту стать субъектом учебной деятельности, но и повышает его академическую активность.
На начальном периоде вузовской адаптации в связи с освоением студентами новой информации (об условиях среды, деятельности) претерпевают изменения их представления о предстоящей деятельности и об особенностях новой социальной среды. Затем изменяется самооценка и уровень притязаний личности. Далее на основе новых представлений о деятельности и среде перестраивается или подстраивается структура опыта. Корригируется направленность личности на себя, на свою деятельность и свое социальное окружение [2].
Успешность адаптационного процесса является решением задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников. Особая значимость учебного процесса состоит и в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов-первокурсников к самой учебно-познавательной деятельности.
Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы.
Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде служит:
- Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
- Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
- Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
- Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.
Преподаватели и студенческий профком помогают первокурсникам адаптироваться к условиям вуза. Первого сентября проводится торжественный ритуал празднования «Дня знаний», который включает в себя:
- собрание первокурсников, выступление ректора, деканов, заведующих кафедрами,
- торжественное вручение студенческих билетов и зачетных книжек.
Деканы и кураторы знакомят студентов-первокурсников с Уставом вуза, информируют студентов об основных направлениях научных исследований кафедр, формируют у студентов понимания общественной значимости выбранной профессии, этики ученого-исследователя, знакомят студентов с основами научной организации учебного процесса, культуры интеллектуального труда, проводятся занятия по организации самостоятельной работы студентов. В начале учебного года проводится такое мероприятие как «Посвящение в студенты». А также читается курс «Введение в специальность». В рамках этого курса уделяется внимание не только будущей профессии и ее возможностям, но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда. Для контроля самостоятельной работы студентов, ежемесячно выставляется аттестация.
Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. С первых дней обучения в вузе именно куратор организует специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Помимо этого, кураторы групп проводят знакомство с историей вуза.
Социально-психологическая адаптация отражает перестройку мышления, речи, внимания, памяти, восприятия, воли и способностей. Психологический аспект адаптации – это способность человека существовать в обществе согласно требованиям этого общества Социальная адаптация – способность человека приспосабливаться к социальной среде [1].
По мнению И.В. Коровиной, в социально-психологической адаптации студентов в вузе принято различать:
– деятельностную адаптацию, то есть адаптация к условиям учебной деятельности. Студент должен приспособиться к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и тому подобному;
– социально-психологическую адаптацию, то есть адаптация к группе, включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций. Учебный коллектив имеет двойную структуру. С одной стороны учебную группу можно рассматривать как объект и результат сознательных и целенаправленных воздействий педагогов и кураторов, которые определяют многие особенности студенческого коллектива. С другой стороны – это достаточно самостоятельно развивающееся явление, подчиняющееся особым социально-психологическим закономерностям. Отличительной особенностью студенческой группы первого курса является то, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем нет общепринятых и закрепившихся правил и норм поведения [5].
– профессиональную адаптацию – приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Студент должен усвоить профессиональные знания, умения и навыки, качества.
Заметим, что деление адаптации на структурные компоненты является достаточно условным. «Человек адаптируется как целостная структура, как организм (физиологическая адаптация); как индивид (психологическая адаптация); как личность (социальная адаптация); как субъект труда (профессиональная адаптация); как субъект учебной деятельности (учебная адаптация)» [5].
Различают три формы адаптации первокурсников к условиям вуза:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Классическим разделением этапов адаптации является рассмотрение первичной и вторичной адаптации. Первичная адаптация – период первоначального включения студента в учебный процесс, в среду университета и в коллектив. Вторичная адаптация включает последующий период профессионального становления [2, 3]. Ю.К. Бабанский охарактеризовал адаптацию студентов как последовательное прохождение трех этапов: определяющего, когда происходит ломка школьных стереотипов и формирование нового (1-3 семестры); накопительного (4-6 семестры) и завершающего (7-10 семестры) [6].
Выделяя этапы вузовской адаптации необходимо учитывать, что и сама вузовская адаптация рассматривается как этап производственной адаптации (как преадаптация к профессиональной деятельности). Это касается, прежде всего, профессионального компонента вузовской адаптации. При этом данный этап производственной адаптации (первый) характеризуется как вхождение в роль профессионала, ознакомление с традициями профессии.
1. Andreeva, D. A. O ponyatii adaptaciya // Chelovek i obschestvo: LGU, 1973.
2. Abul'hanova-Slavskaya, K. A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti [Tekst] / K. A. Abul'hanova-Slavskaya. – M.: Nauka, 1980. – 334 s.
3. Dmitrieva, M. A. Psihologicheskoe obespechenie professional'noy deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Tekst] / S. A. Borovikova, T. P. Vodolazskaya, M. A. Dmitrieva, L. N. Korneeva; red. G. S. Nikiforov; – SPb: Izd-vo SPbGU, 1991. – 152 s.
4. Karpov, A. V. Psihologiya professional'noy adaptacii: monografiya [Tekst] / A. V. Karpov, V. E. Orel, V. Ya. Ternopol. – Yaroslavl': Institut «Otkrytoe obschestvo», RPO, 2003. – 161 s.
5. Korovina, I. V. Nauchnoe obosnovanie organizacionnogo obespeche-niya profilaktiki zabolevaniya u studentov na urovne municipal'noy polikliniki. // Avtoref. dis. kand. med. nauk. M., 2005.
6. Pedagogika vysshey shkoly [Tekst] / pod red. Yu. K. Babanskogo. – M.: Prosveschenie, 1988. – 480 s.