The paper presents an analysis of dictionary articles of the Desktop Encyclopedic Dictionary – a popular reference publication in pre-revolutionary Russia, revealing the definitions of such terms as “tuberculosis,” “phthisis” and “tubercle,” which to certain extent reflect the public awareness of tuberculosis in Russia at the turn of the XIX - XX centuries and the attitude of the society to the disease.
tuberculosis; tubercle; phthisis; Russia; XIX century; disease; Koch; pearl disease; miliary tubercle; clotted mass; cavitary (disease); heredity
В дореволюционной России Настольный энциклопедический словарь, более известный под названием «Энциклопедический словарь Гранат», был крупнейшим справочным изданием. Обширный фактографический материал и содержательные словарные статьи позволяют и сегодня обращаться к этому словарю как к ценному информационному источнику, отражающему идеи и представления, распространенные на рубеже XIX – XX столетий в России в передовых кругах отечественной интеллигенции [5]. Стоит отметить, что редакторы Словаря расширили границы справочного издания, превратив его в целую образовательную книгу, содержащую точные, соответствующие современности и максимально полные сведения по всем отраслям знания, включая медицину [4]. Проблема туберкулеза остается актуальной и острой и в XXI в. Мы проанализировали толкование лексем, относящихся к туберкулезу в Энциклопедическом словаре Гранат с целью составить представление об этом заболевании в XIX в. в России.
Слово «туберкулез», содержащееся в восьмом томе словаря, делает отсылку читателя к лексемам «бугорчатка» и «легочная чахотка» [1, с. 4819].
Так, легочная чахотка (Phthisispulmonum), согласно словарю, представляет собой болезнь, приводящую к постепенному разрушению легочной ткани, протекающую, как правило, медленно и без особенной лихорадки [2, с. 2656]. В легкие с воздухом проникает пыль, вызывающая в них воспалительные процессы и разрушение. Под влиянием легочной чахотки работа легких нарушается и в результате значительно снижается приток необходимого для всех тканей кислорода, что приводит к постепенному истощению, угасанию всего организма, организм «чахнет», а болезнь заканчивается смертью [2, с. 2657]. Далее в словарной статье довольно содержательно раскрывается значение легочной лихорадки с описанием источников заражения этой болезнью, ее патогенеза, этапов протекания, видов, провоцирующих факторов и лечебно-профилактических мероприятий.
Так, источником заражения выступают, чаще всего, низшие растительные организмы – бугорковые бациллы, которые попадают в легкие с воздухом или в желудок с пищей, как правило, с мясом или молоком бугорчатых животных, страдающих чахоткой, называемой у них жемчужной болезнью, поскольку бугорковые узлы у них напоминают жемчуг. Иногда болезнь может быть вызвана вдыханием «вредной» пыли, особенно металлической и минеральной. В группу риска входят каменщики, пильщики, рабочие, шлифующие железо и сталь, рабочие, очищающие шерсть и животный волос. Кроме того, наибольшая концентрация бацилл сосредоточена в мокроте чахоточных, присутствующих в ней не только в виде палочек, но и спор, очень стойкой и заразительной формы. В словаре особенно подчеркивается, что людей, страдающих чахоткой, сотни тысяч, все они распространяют мокроту огромными массами и насыщают воздух населенных мест миллионами заразительных организмов. В этой связи очень важно, чтобы больные принимали всевозможные меры к обезвреживанию мокроты.
Патогенез легочной чахотки начинается с проникновения в легочную ткань бацилл, которые ее раздражают и вызывают образование в ней маленьких шаровидных уплотнений, величиною с просяное зерно, –просовидных бугорков. Иногда за довольно короткое время (3 – 4 недели) ткань легких пронизывается миллионами таких бугорков, которые распространяются также на мозг, печень и другие органы. У больного появляется высокая температура, отмечается подавленность сознания. Организм начинает постепенно разрушаться, и прежде чем успеет разрушиться малейшая частица легких, организм гибнет, отравленный продуктами жизнедеятельности бацилл.
Кроме того, в патогенезе легочной лихорадки можно выделить несколько этапов, составляющих чахоточный процесс: просовидный бугорок, творожистое распадение и каверна. На первом этапе просовидные бугорки сливаются между собою, образуя узлы большей или меньшей величины, которые занимают место бывшей легочной ткани. Далее узлы подвергаются некробиозу, высыхая и превращаясь в мертвую, желтовато-белую, крошковатую массу, напоминающую творог. На втором этапе творожистые массы, смешиваясь со слизью, отхаркиваются через бронхи в виде мокроты и, вместо них, остаются пустоты – каверны. На третьем этапе при тяжелом течении чахотки легкие настолько усеяны кавернами, достигающими в некоторых случаях величины яблока и более, что напоминают решето.
Такой вид легочной чахотки принято называть острой просовидной бугорчаткой или скоротечной (галопирующей) чахоткой. Однако, в большинстве случаев болезнь протекает не столь быстро и вместо скоротечной чахотки наблюдается медленное угасание организма, называемое хронической чахоткой. Если же бациллы в легких передаются с семенем отца, то такая чахотка именуется наследственной.
Факторы, провоцирующие развитие легочной чахотки:
- слабо развитая грудь, поскольку поверхностное дыхание способствует укоренению попавших в легкие извне бацилл и, тем самым, создавая благоприятную среду для развития чахотки;
- усиленный труд в недостаточно обновляемой атмосфере представляет собой едва ли не главнейший фактор;
- золотуха настолько располагает к чахотке, что считается почти предвестником последней;
- главный контингент чахоточных составляют представители молодого поколения.
Стоит отметить, что, согласно словарю, для того, чтобы развилась чахотка, недостаточно перечисленных выше условий и факторов.
Относительно способов лечения и профилактики легочной чахотки в словаре утверждается, что средств против чахотки нет. Людям же из группы риска рекомендуется развивать и укреплять грудь гимнастикой, вести активный и подвижный образ жизни, избегать занятий, сопряженных с постоянным вдыханием вредной пыли и особенно тесных контактов с чахоточными. Среди мер профилактики рекомендуется также тщательный осмотр мяса и употребление молока в кипяченом виде,постоянная и интенсивная вентиляция комнат, жизнь в чистом деревенском или горном воздухе, усиленное питание. В статье, кроме того, высказано предположение, что из лекарственных средств на чахоточный процесс оказывают благоприятное влияние рыбий жир и креозот. Относительно же коховского «туберкулина» наука не пришла еще ни к какому окончательному выводу [2, с. 2657].
Также в словарной статье акцентируется внимание на огромном значении и важности изучения легочной чахотки для человечества по той причине, что «на ее долю приходится седьмая часть всех смертных случаев на земном шаре, что она составляет, кроме того, бич домашних животных, особенно рогатого скота (см. бугорчатка)» [2, с. 2656]. В толковании бугорчатки также особо подчеркивается, что это заболевание относится «к числу самых гибельных болезней человеческого рода, так как она одна уносит гораздо более человеческих жизней, чем все страшные бичи человечества в виде холеры, чумы, оспы и проч., вместе взятые» [3, с. 733а].
Согласно Словарю, бугорчатка, туберкулез (tuberculosis) относится к инфекционным заболеваниям с локализацией в различных органах и тканях, которое способно на длительное время оставаться местным процессом, а при благоприятных обстоятельствах привести и к общему заражению всего организма, иногда на начальных этапах сразу развивающееся в острое инфекционное заболевание.
Специфика бугорчатки обусловлена ее анатомической основой в виде так называемого бугорка. Развивается болезнь вследствие проникновения в тело специфической инфекции, носителем которой является бугорчатая палочка. Бугорок представляет собой новообразование, величиною не более просяного зерна, лишенного сосудов и, соответственно, питания, а потому чрезвычайно склонное к разрушению; состоит из скопления маленьких круглых клеток. В центре бугорка заложены многоядерные, так называемые гигантские клетки. По причине отсутствия питания бугорок быстро распадается, подвергаясь жировому, зернистому и другого рода перерождению, но одновременно с гибелью уже существующих в этом месте происходит процесс появления массы новых бугорков. Таким образом, наблюдается своего рода некробиотический процесс разрушения огромных участков той ткани, того органа, где локализована инфекция. С потоком крови продукты распада с большим количеством бактерий (бугорковых и других) и ядовитыми продуктами их жизнедеятельности (токсинами) разносятся из очага поражения по всему организму и, обнаружив в том или ином органе или ткани благоприятные условия для своего развития, закрепляются и начинают свое разрушительное действие. Так, возникает общее заражение всего организма (общая просовидная бугорчатка), если у ослабленного наследственными или повседневными условиями человека имеется где-либо бугорковоперерожденная железа, бугорковый процесс в костях, коже и пр. [3, с. 733а].
Отдельно стоит отметить бугорчатку крупного рогатого скота, которую также именуют жемчужной болезнью. Это заболевание сначала представляет собой местные патологические процессы в легких или кишках, но распространяясь далее, она поражает лимфатические железы, серозные оболочки, а через кровь и наиболее отдаленные органы. Симптомами бугорчатки выступают усиливающийся со временем сухой кашель и ускорение дыхания, далее по причине ухудшения питания и постоянных поносов коровы стремительно худеют, а надой молока значительно снижается. На плевре и брюшине появляются бугорки в виде напоминающих жемчуг узелков различных размеров, образующих целые скопления. При этом поражение половых органов вызывает потерю репродуктивных способностей или частые выкидыши, поражение мозга – судороги, паралич и пр. Если бугорчатка поражает вымя, то молоко становится весьма заразным. До недавнего времени, указывается в толковании, бугорчатку и жемчужную болезнь разделяли на два самостоятельных заболевания, и позднее удалось установить между ними тождество. Однако, как правило, под бугорчаткой подразумевают поражение самих легких, а под жемчужной болезнью – поражение легочной или реберной плевы. Бугорчатка является самой распространенной болезнью крупного рогатого скота, «особенно среди низменных пород, при стойловом содержании, а также среди городского скота» [3, с. 734а].
В некоторых местностях, например, в Голландии, ею поражено до 20% всего скота, что представляет большую опасность и для населения этих районов. Опыты Банга в 1890 г. показали, что молоко больных бугорчаткой коров может быть обеззаражено лишь нагреванием до 100 градусов. На Брюссельском международном конгрессе ветеринаров (1883) и Парижском (1889) постановили, что мясо и особенно молоко больных бугорчаткой коров не должно появляться в продаже, а весь пораженный болезнью скот должен быть умерщвлен «с вознаграждением владельцев из государственных сумм» [3, с. 734а]. Микроскопический анализ молока и впрыскивания туберкулина, представляющего собой глицериновую вытяжку из чистой культуры бацилл туберкулеза, являются самым достоверным исследованием на предмет выявления заболевания. Если после процедуры последовала реакция в виде высокой температуры и лихорадочного состояния, то животное поражено бугорчаткой. Кроме крупного рогатого скота, бугорчаткой чаще поражаются свиньи, гораздо реже лошади и овцы [3, с. 734а].
Относительно истории изучения бугорчатки в словарной статье отмечается, что одним из первых указал на бугорок в основе этой болезни Bayle в начале XIX в. Его взгляды разделял и «Лэннек, но Вирхову принадлежит заслуга подробного изучения анатомии бугорка и установления отношения бугорка к творожистому перерождению, а заразительность бугорчатки установлена еще опытами Villtmin`a (1865), который кормил животных туберкулезной массой, взятой из человеческих органов, и вызывал у них бугорчатку, но истинный носитель бугорчатой заразы открыт Кохом в 1882 г., в виде бугорчатой палочки (см. бактерии)» [3, с. 733а]. С этого времени к бугорчатке стали относиться многие болезни, считавшиеся самостоятельными. Так, кроме легочной чахотки и бугорчатых воспалений серозных оболочек (плевры, брюшины и мозговых оболочек), к бугорчатке отнесены волчанка, некоторые заболевания кожи, лимфатических желез, костей и суставов, а также определенные формы золотухи, жемчужная болезнь рогатого скота и пр. [3, с. 733а].
Среди распространенных путей заражения в толковании указана поврежденная кожа или слизистая оболочка, через которые палочка проникает в человеческий организм, тогда как через здоровую кожу или слизистую оболочку палочка проникнуть не может. Однако для заражения достаточно небольшого отслаивания эпителия кожи или слизистой оболочки, даже ссадины, что всегда имеет место при самых незначительных ранах на коже или катарах слизистых оболочек [3, с. 733а].
Условия, провоцирующие заражение бугорчаткой, обусловлены вредными факторами, которые ослабляют и подрывают общее состояние организма, а также наследственностью. Учитывая, что пыль вдыхаемого людьми воздуха насыщена бугорчатыми палочками, которые легко проникают в организм, нетрудно понять, насколько велика опасность заражения. Тот факт, что не все поголовно страдают от этой болезни, объясняется спецификой отдельного организма, как и при всякой другой инфекционной болезни. Наследственность же бугорчатки, включая самую опасную легочную форму, известна давно. При этом, под наследственностью понимают не заражение детей, родители которых страдали от чахотки на момент их рождения, а наследственно передаваемое особое биологическое свойство тканей, особая уязвимость некоторых органов, которая сложно определяется, но быстро обнаруживается под воздействием вредных факторов среды [3, с. 733а].
В словарной статье также описываются меры борьбы с бугорчаткой, и подчеркивается, что такие меры являются вопросами особой государственной и общественной важности, поскольку масштабы распространения бугорчатки и ее высокая заразность несут угрозу здоровья и жизни взрослых и подрастающего поколения. Несмотря на то, что «мысль о неизлечимости бугорчатки давным давно оставлена. Не говоря уже о хирургическом лечении бугорчато-перерожденных лимфатических желез, бугорчатых заболеваний кожи, половых органов и суставов, – мысль об излечимости самой распространенной и самой тяжелой формы бугорчатки, легочной бугорчатки, приобретают все большее и большее число приверженцев» [3, с. 733а]. Кроме того, состоявшийся в Париже в июле и августе 1898 г. международный конгресс для изучения бугорчатки, равно как и другие съезды врачей, обсуждавшие вопросы профилактики бугорчатки, единодушны во мнении, что «профилактические меры против бугорчатки должны иметь законодательный характер и должны быть сведены главным образом, с одной стороны, к дезинфекции помещений, где находились бугорчатые больные, и к защите населения от вдыхания пыли, получаемой от высыхания мокроты и отделения гноящихся язв бугорчатых больных, а с другой стороны – к возможному изолированию последних» [3, с. 734а]. В обязанности общественно-санитарной власти должна входить периодическая дезинфекция помещений, особенно таких, где наблюдается скопление людей (казармы, школы, фабрики, мастерские и пр.). В целях лечения и изолирования больных на средства государства, общественных учреждений, общественной и частной благотворительности необходимо создать в соответствующих местах санатории для чахоточных. «Кроме того, огромное значение в борьбе с распространением бугорчатки, как и других инфекционных болезней, должно быть отведено социально-экономическим мероприятиям для поднятия благосостояния народных масс и улучшения их жизненных условий» [3, с. 734а].
Таким образом, Энциклопедический словарь Гранат – это уникальное издание, позволяющее сформировать представление о туберкулезе в дореволюционной России с описанием источников заражения этой болезнью, ее патогенеза, этапов протекания, видов, провоцирующих факторов и лечебно-профилактических мероприятий. Предпринятое исследование целесообразно продолжить в контексте изучения лексических значений слова «туберкулез» в других отечественных словарных и энциклопедических изданиях. Оценить сегодня, насколько проницательными и объективными были представления о туберкулезе в России в XIX в., содержащиеся в толкованиях Настольного энциклопедического словаря, могут только специалисты в области пульмонологии и фтизиатрии. Однако изучение проблемы туберкулеза в ретроспективной призме с учетом не только медицинских, но и социокультурных аспектов, позволяет сформировать в диахронном срезе наиболее полную картину об успехах, неудачах и перспективах борьбы с туберкулезом в области отечественной фтизиатрии.
1. Nastol'nyy enciklopedicheskiy slovar'. Tom VIII Sladkoe derevo – V. – Moskva: tovarischestvo A. Granat i Ko, 1897. – S. 5109 – 5110.[Elektronnyy resurs] // URL:https://runivers.ru/upload/iblock/dcd/granat8.pdf (data obrascheniya: 20.05.2022).
2. Nastol'nyy enciklopedicheskiy slovar'. Tom IV. – 3-e stereotipnoe izd. – M.: tovarischestvo A. Granat i Ko, 1897. [Elektronnyy resurs] // URL: https://runivers.ru/upload/iblock/d1c/granat4.pdf (data obrascheniya: 20.05.2022).
3. Nastol'nyy enciklopedicheskiy slovar'. Tom II Botnicheskiy zaliv – Gracius. / 4-e pererab. izd. tovarischestva A. Granat i K°. – Moskva: tipo-litografiya A.V. Vasil'eva i K°, 1901 [Elektronnyy resurs] // URL: https://runivers.ru/upload/iblock/193/granat2.pdf (data obrascheniya: 20.05.2022).
4. Nastol'nyy enciklopedicheskiy slovar'. V 8 tomah. – Moskva: Izd. tovarischestva «A. Granat i Ko», 1895 – 1901[Elektronnyy resurs] // URL: https://runivers.ru/lib/book6832/(data obrascheniya: 20.05.2022).
5. Enciklopedicheskiy slovar' Granat [Elektronnyy resurs] // URL: http://granates.ru/(data obrascheniya: 20.05.2022).