PROBLEMS OF PROBATION CONTROL USING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to problematic issues of probation control in the Republic of Kazakhstan. In particular, the practice of applying probation control based on the analysis of statistical data of the Committee on legal statistics and special accounts of the Republic of Kazakhstan is discussed. Problematic aspects in the implementation of this control are identified. Foreign experience of probation implementation is considered. The ways to improve this Institute are proposed.

Keywords:
probation control, probation service, restriction of liberty, community service, probation, postponement of serving a sentence, parole
Text
Publication text (PDF): Read Download

Институт пробации в Республике Казахстан (РК) представляет собой систему видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, в целях предупреждения совершения ими уголовных правонарушений. Пробация стала новой формой реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного права для нашей правовой системы. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О пробации» институт пробации рассматривается как: вид уголовного наказания (ст. 44 УК РК «Ограничение свободы»); система исполнения наказания (наказания, не связанные с лишением свободы); форма социально-правового контроля; процесс исправления осужденного; мера предупреждения преступности и средство ресоциализации осужденных. Интерес к службе пробации (далее - служба) обусловлен в первую очередь выполнением функции, не связанной с изоляцией от общества, а также оказанием помощи в ресоциализации и адаптации лиц, совершивших правонарушение. Вследствие принятых государством мер в сфере реформирования и гуманизации уголовной политики происходит снижение тюремного населения. Так, на сегодняшний день численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной систе- мы, составила 29 913 (в 2018 г. - 35 000, в 2017 г. - 36 343 лица). Тенденция снижения тюремного населения вызвала увеличение численности осужденных, прошедших по учетам служб пробации, количество которых в 2017 г. составило более 50 тыс., в 2018 - более 53 тыс., на сентябрь 2019 г. - более 55 тыс. (рис. 1) (URL : https://www.zakon. kz/4902362-kazahstan-po-prezhnemu-nahoditsya-sredi.html). 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0 2017 г. 2018 г. 2019 г. Тюремное население Количество лиц, прошедших по учетам пробации Рис. 1 Анализ данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам Республи- ки Казахстан при Генеральной прокуратуре (КПСиСУ) по направлениям деятельности служб пробации показал следующее. Ограничение свободы. В период с 2017 г. по настоящее время ограничение сво- боды назначалось в 840 случаях: в 2017 г. - 139, в 2018 - 167, на сентябрь 2019 г. - в 673 случаях. Привлечение к общественным работам. В 2017 г. привлечены к общественным работам и находились под пробационным контролем 37 чел., в 2018 - 75, на сентябрь 2019 г. - 151 чел. Условно осужденные лица, которым предоставлена отсрочка отбывания нака- зания либо к которым применено условно-досрочное освобождение. Под пробацион- ным контролем в 2017 г. находилось 176 человек, в 2018 - 241, на сентябрь 2019 г. - 686 чел. (рис. 2) (URL : https://qamqor.gov.kz/portal/ page/portal/POPageGroup/Services/ Pravstat). 34 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 800 700 600 500 400 300 200 100 0 2017 г. 2018 г. на сентябрь 2019 г. Ограничение свободы Привлечение к общественным работам Условно осужденные лица, которым предоставлена отсрочка и т. д., находящиеся под пробацией Рис. 2 Общая картина применения пробации на сентябрь 2019 г. представлена на рисунке 3 (URL : https://qamqor.gov.kz/portal/ page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat). Привлеченные к общественным работам, 1 % Иные лица, находящиеся под пробацией, Условно - Ограничение свободы, 2 % 95 % осужденные, предоставлена отсрочка, условно-досрочно освобожденные, 2 % Рис. 3 На рисунке 3 видно, что основную долю лиц, находящихся под пробационным кон- тролем, составляют тюремное население и освободившиеся из мест лишения свободы. В отношении таких лиц пробация осуществляется как мера ресоциализации, социаль- ной адаптации и коррекция их поведения с целью предупреждения новых преступлений. Представленные данные получены с разрезов отдельных граф форм судебной отчет- ности КПСиСУ, что само по себе усложняет сбор и анализ информации по деятельно- сти служб пробации. Более развернутый анализ дать не представляется возможным в силу отсутствия данных по лицам, отбывающим наказание и освободившимся из мест лишения свободы, находящимся под пробацией, которые в отчетных данных КПСиСУ не значатся. Изложенное свидетельствует о том, что действующее состояние осуществления пробационного контроля недостаточно анализируется в Республике Казахстан в рамках статистического и иного исследования. Инструкция по обеспечению правовой стати- стической информацией, утвержденная приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 15 апреля 2019 г. № 25, не имеет отдельной формы отчетности по вопро- сам деятельности служб пробации. Осуществление пробационного контроля в стране регламентируется Уголовным ко- дексом Республики Казахстан от 2014 г., Законом Республики Казахстан «О пробации» от 2016 г., Правилами организации деятельности службы пробации, утвержденными приказом министра внутренних дел Республики Казахстан, от 2014 г. (далее - Правила). Сущность данного контроля заключается в том, что службы должны систематически осуществлять наблюдение за подучетными лицами. Однако имеют место нарушения действующих положений и норм, регулирующих деятельность служб. На основании изу- чения материалов дел лиц, находящихся на учете службы пробации (изучено 64 дела), выявлены следующие нарушения. Более 15 фактов несвоевременной постановки осужденных на учет. Например, в июле 2018 г. гр. Р. был осужден, приговор по нему направлен в Департамент уголовно- исполнительной системы лишь в сентябре 2018 г., последние данные Р. направлены в службу спустя еще один месяц, то есть Р. на протяжении более 2 месяцев находился без контроля и надзора. Ненадлежащий контроль за подучетными, нарушение порядка нахождения под пробационным контролем. Например, осужденные уклоняются от исполнения наказа- ния либо нарушают требования условного осуждения, условно-досрочного отбытия наказания, при этом надлежащий контроль за ними не осуществляется. Нарушение объявления розыска скрывшихся лиц. Розыск подучетных инициируется поздно или совсем не осуществляется, несвоевременно отправляется представление в суд (имеются факты, когда подучетные лица не являются для отметки в службы более 6 месяцев, при этом никаких первоначальных розыскных мероприятий не проводилось). Несвоевременное направление службами осужденных для выполнения работ (18 случаев). Отсутствие учета фактов совершения повторных уголовных правонарушений по причине слабого контроля и ненадлежащего исполнения своих обязанностей, несвое- временное проведение необходимых профилактических мероприятий. Отсутствие индивидуальных программ оказания социально-правовой помощи вы- шеуказанным лицам по снижению рисков рецидива и ресоциализации. Ненадлежащее исполнение местными исполнительными органами требований норм ст. 62 УИК РК, что дает основание считать неэффективной проводимую работу по ресоциализации, адаптации этих лиц и предупреждению рецидивной преступности (основания - отсутствуют документы о проделанной работе подучетных, программы по социальной адаптации таких лиц). Затрудняет осуществление должного контроля слабое материально-техническое обеспечение служб пробации, отсутствие специализированных курсов повышения квалификации для сотрудников пробации, которые были бы направлены на улучшение социальных навыков в этой области. Эффективность применения данного института невозможно оценить без изучения зарубежного опыта. В связи с этим нами проанали- зированы наиболее прогрессивные системы пробации зарубежных стран. Швеция. Особенностью шведского варианта пробации как самостоятельной меры является то, что она может сочетаться с целым рядом уголовно-правовых мер: выпла- та штрафа, выполнение бесплатных общественно полезных работ и т. д. В системе УИС Швеции работает 8 тыс. человек, из них примерно тысяча - в службах пробации. Количество осужденных к лишению свободы составляет 45 000 чел., из них примерно 12 тыс. чел. состоит на учете в службе пробации. На одного инспектора приходится 30-40 человек (в Казахстане 100-120 чел.). Уголовное законодательство Швеции преду- сматривает денежный штраф и лишение свободы, но, как правило, лишение свободы не назначается. По отбытии 2/3 срока осужденные независимо от их поведения в период отбывания наказания и других обстоятельств представляются к условно-досрочному освобождению. С этого момента за ними устанавливается административный надзор, в период которого осуществляют свою деятельность инспектора службы пробации. Англия. Существует Национальная служба по работе с правонарушителями при Ми- нистерстве юстиции. По закону об уголовной юстиции 1991 г. суд, рассматривающий дело о преступлении, наказание за которое точно не определено в законе, может издать приказ о пробации. Издание приказа возможно лишь в том случае, когда суд придет к выводу о том, что надзор за преступником со стороны чиновника желателен. Служба- ми пробации также составляется досудебный доклад с рекомендациями о применении меры наказания к лицу, совершившему преступление. США. Возможность назначения пробации предусматривается законодательством федерации и всех штатов в качестве альтернативы тюремному заключению. Пробация может быть назначена за любое преступление (за исключением фелонии класса А-1) и даже когда санкция предусматривает лишение свободы на срок 25 лет. При обычной пробации агент работает одновременно со 100-250 подучетными, а при интенсивном надзоре - 20-50. Пробация входит в службу контроля за лицами, переданными на ис- пытательный срок, при Министерстве юстиции. Основная функция пробации в США состоит в контроле за подучетными лицами. Эстония. Служба пробации (уголовного надзора) интегрирована в судебную систему. Чиновники пробации (по уголовному надзору) объединены в отделы уголовного над- зора, которые функционируют в составе практически всех судов 1-й инстанции. Отдел уголовного надзора подчиняется председателю суда, который осуществляет общее ру- ководство и контроль. Отделы, как правило, имеют подразделения, которые призваны гарантировать доступность услуг на местах. Служба пробации Эстонии специально уч- реждена для применения наказаний, альтернативных тюремному заключению. Основная деятельность службы пробации в Эстонии связана с выявлением рисков совершения нового преступления. При этом с подопечными планируются меры по недопущению совершения ими нового преступления. Сингапур. Служба пробации, основные функции которой заключаются в контроле и социальной адаптации осужденных лиц, входит в состав Министерства обществен- ного развития и спорта. Основываясь на исследовании сущности института пробации, зарубежного законодательства, можно выделить ряд основных функций службы про- бации: сбор информации о правонарушителе с целью предоставления помощи суду в определении наиболее эффективного вида наказания; социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных, при отсрочке отбы- вания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также в отношении условно-досрочно освобожденных граждан; исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы; контроль за исполнением наложенных судом допол- нительных обязанностей и ограничений при освобождении от уголовной ответственно- сти; организация процедур примирения и восстановления социальной справедливости. Проанализировав применение института пробации в Республике Казахстан, изучив статистические данные в этой области, материалы дел лиц, находящихся под пробационным контролем, положительный зарубежный опыт деятельности пробационных служб, в том числе и по снижению уровня рецидивной преступности, предлагаем: предусмотреть самостоятельную форму отчета КПСиСУ, в которой будут система- тизированы данные по всем направлениям деятельности службы пробации; усилить контроль уполномоченного органа за деятельностью служб пробации, ко- торый является единственным органом по обеспечению полноценной деятельности в данной сфере; повысить профессиональное и материальное обеспечение деятельности службы пробации; создать самостоятельную службу пробации, наиболее эффективная модель ко- торой будет предполагать тесную взаимосвязь между сотрудниками службы пробации и социально-реабилитационными программами и процессами, включая программы общественных организаций. Такой подход потребует принципиально нового способа кадрового формирования самой службы пробации и внедрения иных способов и мето- дов ее финансирования и будет способствовать не только эффективности превенции рецидивной преступности, но и здоровой конкуренции между органами в вопросах про- филактики преступности. На наш взгляд, создание специального органа позволит отде- лить службу пробации от уголовно-исполнительной системы, которая на сегодняшний день по содержанию своих функций не может оказывать реальную помощь в ресоциа- лизации, социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из учреждений пенитенциарной системы.
References

1. Amurtaeva D. T. Nekotorye voprosy osuschestvleniya probacionnogo kontrolya za licami, otbyvayuschimi nakazaniya v vide obschestvennyh rabot // Vestnik Akademii pravoohranitel'nyh organov. 2019. № 1(11). S. 17-22. @@ Amurtaeva, D. T. 2019, ‘Some issues of probation control over persons serving sentences in the form of public work’, Bulletin of the Academy of law enforcement agencies, iss. 1(11), pp. 17-22.

2. Akkulev A. Sh. Otdel'nye voprosy probacii. URL : https://www.zakon.kz/4598354- otdelnye-voprosy-probacii-akkulev-a.sh.html (data obrascheniya: 20.10.2019) @@ Akkulev, A. Sh. n.d., Separate probation issues, viewed 20 October 2019, https://www.zakon.kz/4598354-otdelnye-voprosy-probacii-akkulev-a.sh.html.

Login or Create
* Forgot password?