Publication text
(PDF):
Read
Download
В течение последних нескольких лет в правоприменительной практике Республики Казахстан произошли кардинальные изменения, в том числе в системе коррекционно- го воздействия на лиц, совершивших уголовные правонарушения. Пробация, как до- казавшая свою эффективность коррекционная практика развитых государств, стала своего рода социальной франшизой, на основе которой планируется добиться стойких положительных результатов в улучшении криминальной ситуации в обществе, снижении количества общественно опасных посягательств, социальной адаптации и реабилита- ции лиц, их совершающих. Действующая изначально исключительно в рамках института условного осуждения пробация постепенно перешла и в сферу уголовно-исполнитель- ного воздействия и имеет тенденцию дальнейшего расщирения. В настоящее время общепризнано, что не столько репрессивный потенциал того или иного вида уголовного наказания, сколько недостатки деятельности государственных и иных органов по реабилитации, ресоциализации, социальной адаптации лиц, осво- божденных из мест лишения свободы, отсутствие системной профилактической работы с ними нередко приводят к негативным последствиям в обществе, в частности, к со- циально-психологической деградации личности и росту рецидивной (повторной) пре- ступности. Как бы ни менялись вектор уголовно-исполнительного воздействия и спектр оказываемых услуг по социально-правовому сопровождению осужденных лиц, один показатель остается неизменно значимым и индикативным - количество совершаемых повторных правонарушений подучетных лиц. Статистические данные по количеству по- вторных правонарушений лицами, состоящими на учете службы пробации, за период с 2012 по 2017 год свидетельствуют о сохраняющихся негативных тенденциях (табл.). Таблица Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Возбуждено уголовное дело за повторноепреступление 456 744 671 455 406 1141 Освобождены от уголовной ответственности 119 205 205 103 83 445 Осуждено 136 266 243 156 165 255 За период 2012-2017 гг. было возбуждено 3873 уголовных дела в отношении лиц, находящихся под пробационным воздействием. Безусловно, динамика не может быть оценена в абсолютном значении, поскольку реализация института пробации в «полном» формате фактически началась только с 2017 г. Однако именно в 2017 г. произошел стре- мительный рост количества повторных уголовных правонарушений. Соответственно дальнейшая динамика может представить значимую информацию в рамках получения (неполучения) более или менее стойких результатов по данному важному индикатору. Сама уголовно-исполнительная практика и действующее законодательство о про- бации определяют ключевую роль службы пробации в реализации соответствующего направления воздействия на лиц, совершивших уголовные правонарушения. Сохранив- шаяся функция контроля за исполнением ряда уголовных наказаний и иных мер уго- ловно-правового воздействия дополнена широким спектром своего рода социальных услуг, реализация которых должна привести к изменению мотивационной траектории лиц, склонных к совершению уголовных правонарушений. Улучшение жизненной си- туации лица не может быть расценено в качестве абсолютного фактора, снижающего криминальную активность, тем не менее его значительное влияние на механизм инди- видуального преступного поведения уже давно не вызывает сомнения. В целях развития института пробации и соответственно определения функционала службы пробации ОВД в Казахстане принят Закон от 30 декабря 2016 г. № 38-VI «О про- бации». Целый ряд документов, преимущественно связанных с регламентацией именно организационных основ деятельности службы пробации и ее взаимодействия с другими субъектами, были приняты еще до указанного специального Закона и функционируют до настоящего времени: 15 августа 2014 г. был издан приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан № 511 «Об утверждении Правил организации деятельности службы пробации»; 23 октября 2014 г. - постановление Правительства Республики Ка- захстан № 1131 «Правила оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 53 учете службы пробации» и др. Фактически законодательство, которое можно условно назвать пробационным, представлено большим массивом нормативных правовых актов. Это было неизбежно, поскольку пробация существенно расширила границы тех обще- ственных отношений, которые традиционно функционировали в контексте исполнения уголовных наказаний. Вместе с тем в настоящее время не столько правовое обеспече- ние пробационного воздействия (хотя и правовая регламентация вопроса постоянно подвергается дополнениям и изменениям), сколько вопросы организационно-правового обеспечения, формирования кадрового корпуса сотрудников службы пробации относятся к первоочередным задачам уголовно-исполнительной системы ОВД МВД Республики Казахстан. Следует учитывать, что служба пробации была сформирована на базе уго- ловно-исполнительных инспекций, что неизбежно приводит к своеобразной трансляции сложившихся практик работы с правонарушителем. Изменение концепции, содержа- тельной составляющей деятельности неминуемо вызывает нежелательные процессы «торможения», использования шаблонов, формальной реализации тех или иных форм взаимодействия с другими субъектами пробационного воздействия и др. В этом случае требуется правильная оценка повседневной деятельности сотрудников службы проба- ции: это факторы, сопутствующие любому процессу преобразования. Соответственно оценка в формате кратких временных может оказаться методологически неверной. Изучение опыта зарубежных стран, где служба пробации имеет многолетнюю исто- рию, показывает довольно большое разнообразие в организационном построении дан- ной службы. Например, в Великобритании служба пробации находится в ведении Ми- нистерства внутренних дел, в США - судебной системы, в Нидерландах - прокуратуры, в Польше и Швеции - Министерства юстиции [1]. Серьезная дифференциация имеет место и в плане адресатов коррекционного воздействия. Это условно осужденные, осужденные с отсрочкой исполнения приговора, условно освобожденные, в том числе и с интенсивным контролем (электронный мониторинг), и др. В большинстве стран де- ятельность службы пробации связана и с непосредственным исполнением отдельных видов наказаний (например, общественных работ), но уже на протяжении достаточно длительного времени процесс исполнения наказания неразрывно включает в себя мероприятия по коррекционному воздействию. Для Казахстана это пока только фор- мирующаяся практика. Имеются ли основания утверждать, что в Казахстане создана собственная, нацио- нальная модель института пробации и деятельности службы пробации? С одной сторо- ны, имеет место практически полная имплементация тех или иных форм пробационного воздействия, доказавших свою эффективность в зарубежных странах. С другой стороны, отличительные особенности системы уголовно-исполнительного воздействия, в рамках которых создана служба пробации, неизбежно приведет к определенной специфике данной деятельности. В частности, ведомственная принадлежность службы пробации системе МВД Республики Казахстан является достаточно специфическим фактором, имеющим мало аналогов в мировой практике (например, в Канаде). Кроме того, зако- нодательством Республики Казахстан вся уголовно-исполнительная сфера отнесена к формам правоохранительной деятельности, что также должно наложить отпечаток на функционирование службы и института в целом. Безусловно, и целый ряд других фак- торов будет влиять на реализацию института пробации и формирование собственной модели, включая специфику политических, социально-экономических, нравственно- культурных процессов в казахстанском обществе, степень активности гражданского общества (в особенности неправительственного сектора) и др. Одним из наиболее значимых аспектов является механизм взаимодействия службы пробации с другими субъектами. Предшествующий формат работы с правонарушите- лями, в сравнении с формирующейся моделью, можно условно назвать автономным. Служба пробации слабо зависела от деятельности других государственных органов (разве что от содействия полиции). В настоящее время институт пробации фундамен- тально основан именно на системе взаимодействия, объединении ресурсов различных субъектов. Таким образом, вопросы организации эффективной системы службы проба- ции, деятельности уполномоченного государственного органа и его взаимодействия с другими органами имеют особую актуальность [2]. В данном аспекте есть вполне опре- деленные риски. Так, следует признать, что любая система взаимодействия (в данном случае мы не абстрагируемся исключительно от взаимодействия в рамках пробации), сложившаяся со знаком «минус» (формальный подход, «отписки», взаимные уступки, договоренности и прочие способы имитации продуктивной деятельности), как правило, начинает приобретать достаточно устойчивые формы. К сожалению, нередко самим субъектам взаимодействия бывают выгодны подобные формы контактирования. Одна- ко в данном случае целесообразнее действовать по принципу «лучше меньше да луч- ше», чем стремиться ко все большему расширению аспектов и форм взаимодействия. Следует учитывать, что преодолевать организационные деформации весьма сложно. В целом организационные аспекты деятельности службы пробации имеют свое- образные макро- и микроуровни. Так, ранее упомянутый принцип взаимодействия пре- имущественно касается макроуровня. Однако в повседневной деятельности сотрудник службы пробации пребывает на микроуровне и соответственно наиболее остро ощу- щает его дефекты. Анализ специальной литературы, изучение эмпирического материала позволяет сделать вывод о важности решения следующих проблем, связанных с реализацией возложенных на службу пробации ОВД задач: отсутствие детализированных карт му- ниципальных образований районов, а также недостаточное количество технических средств (например, электронных браслетов); сложности, связанные с контролем уго- ловно-исполнительной системы исполнения осужденными запретов на передвижение в местах постоянного проживания (пребывания) в ночное время и др. Кроме того, не устранены неясности в вопросах осуществления контроля за осужденными, объявлен- ными в розыск, если до их обнаружения истекает срок ограничения свободы; остро стоит проблема нахождения обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, вне места исполнения меры пресечения, при осуществлении доставки указанных лиц за пределы территории муниципального образования и не- возможности осуществления доставки обвиняемых обратно к месту исполнения меры пресечения за один рабочий день; не установлена ответственность при отказе этой категории подучетных лиц от использования в отношении их аудиовизуальных, элек- тронных и иных технических средств контроля, умышленном повреждении, уничтожении либо совершении ими иных действий, направленных на нарушение функционирования таких средств контроля. Проблематично также осуществление контроля со стороны уголовно-исполнительной системы в случае установления подучетному лицу запрета на отправку и получение почтово-телеграфных отправлений, использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети Интернет [3]. Таким образом, следует признать значимость как постоянного мониторинга деятель- ности службы пробации на предмет выявления системных и частных организационно- правовых проблем и дефектов, так и принятия конкретных решений, связанных с их устранением. В частности, к настоящему времени можно констатировать значимость следующих направлений, требующих оптимизации и развития: реализация комплекса мер организационного характера, направленных на все- сторонний анализ причин и условий, способствующих повторным правонарушениям осужденных (учитывая неблагоприятную динамику), с последующим их устранением; повышение ответственности каждого руководителя и сотрудника подразделения за ненадлежащее исполнение своих обязанностей; активизация взаимодействия службы пробации ОВД с органами прокуратуры; повышение результативности ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы; предметное рассмотре- ние на координационных совещаниях правоохранительных органов вопросов совмест- ной работы уголовно-исполнительный системы с территориальными органами полиции в сфере контроля за поведением осужденных; исключение формального подхода к профилактической работе с осужденными, вы- явление основных причин совершения уголовных правонарушений подучетными лицами, учет повторных правонарушений, анализ их причин и иных сопутствующих факторов; акцентирование внимания на совершенствовании информационно-аналитического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, повышение эффектив- ности деятельности канцелярии (это связано с тем, что на практике немало сложностей возникает именно в связи с пробелами в регистрации документов); повышение качества взаимодействия службы пробации ОВД с местными полицей- скими формированиями (участковым), в частности, продолжение и совершенствование практики проведения совместных рейдов с целью проверки осужденных по месту жи- тельства, а также обеспечение своевременного направления ОВД обзорных справок на подучетных лиц; усиление социальной направленности деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе за счет адресной помощи лицам, состоящим на их учете, особое внимание при этом уделяя несовершеннолетним осужденным. Таким образом, при реализации института пробации и оценке деятельности «цен- трального» субъекта его реализации - службы пробации следует избегать недооценки организационных аспектов, от реализации которых в целом и будет зависеть успешность формирования национальной модели пробации.