Publication text
(PDF):
Read
Download
Впоследниегодынеуклонновозрастающеевлияниерелигиинасоциально-политические процессы в большинстве регионов мира все больше сталкивается с вызовами религиозного экстремизма и террористической угрозы, казавшимися несколько десятилетий назад неприемлемыми. Процессы всемирной, политической и религиозной интеграции усиливают взаимо- связи и взаимозависимость различных обществ и государств во всех без исключения сферах жизни, а также опасность глобальных вызовов, включая угрозы международ- ного терроризма [1, с. 7]. Организуемая деятельность по борьбе с деструктивными проявлениями в совре- менных условиях не смогла в полном объеме нейтрализовать проявления экстремист- ской направленности и террористического характера, которые создали серьезные на- циональные проблемы не только в России, но и в других странах. Как отмечает один из известных политологов Ф. Фукуяма, «базовый конфликт, перед которым мы стоим, гораздо шире и затрагивает не только небольшие группы террористов, но и всю общ- ность радикальных исламистов и мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие политические ценности» [2, с. 14]. Обладая организованными влиятельными структурами и обширными финансово- экономическими возможностями националистические объединения экстремистской направленности нередко внедряют деструктивные проявления в различные страны. При этом степень опасности их распространения значительно повышается в условиях возрастающей миграции, совершенствования информационных и коммуникационных технологий и, что очень важно, усиления социальной напряженности. Особое беспокойство вызывает и растущая профессиональная квалификация тер- рористов и экстремистов, их высокий уровень конспиративности и организованности, укрепление межрегиональных связей, ориентация на причинение максимального ущер- ба, расширение арсенала технических средств, используемых для совершения терро- ристических актов, их финансовое обеспечение и ряд других факторов, подтвержда- ющих вывод об усиливающейся опасности современного экстремизма и терроризма и превращении их в стратегическую угрозу глобального масштаба. В утвержденной в ноябре 2014 г. Президентом Российской Федерации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации отмечалось, что экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопас- ности всего мирового сообщества. Анализ имеющейся информации свидетельствует о том, что экстремистские и терро- ристические проявления несут в себе серьезную опасность национальной безопасно- сти Российской Федерации и существенно влияют на криминальную и криминогенную обстановку в стране, разрушают устоявшиеся правила и нормы поведения. Это под- тверждается совершением крупных террористических актов на территории нашего госу- дарства с большим количеством жертв и пострадавших: Москва, аэропорт Домодедово (2011 г. - 37 погибших); Махачкала (2012 - 13); Волгоград - двойной теракт (2013 - 16); Санкт-Петербург, метро «Сенная площадь» (2017 г. - 15 погибших) и рядом вооруженных столкновений с экстремистами радикального толка на Северном Кавказе. Данные правоохранительных органов Российской Федерации свидетельствуют о не- прекращающемся стремлении деструктивных сил к новым проявлениям террористиче- ского характера. По сведениям руководства ФСБ России, только в 2019 г. ликвидировано 49 террористических ячеек и предотвращено 39 попыток совершения террористических актов на территории страны [3, с. 16]. Если учитывать, что в период 2016-2018 гг. количество осужденных за экстремизм и терроризм увеличилось почти на 700 чел. и составило 2752 чел., то можно представить, что ожидает нас в будущем. Это свидетельствует о серьезности создавшейся обстанов- ки и необходимости принятия решительных шагов для урегулировании этой проблемы [4, с. 4]. В декабре 2018 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин в очередной раз отметил, что преступления экстремистской направленности в различных формах фиксируются практически в каждом регионе России. За прошедшие годы (2013-2018) в Российской Федерации деятельность по про- тиводействию идеологии терроризма позволила сформировать законодательные и организационные механизмы, а также организовать кадровое, методическое и науч- ное обеспечение данной деятельности, повысить действенность информационно- пропагандистских материалов антитеррористической направленности. Вместе с тем анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма показал наличие неиспользованных резер- вов в организации работы по противодействию экстремистской деятельности. Обозначенные главой государства задачи по данному направлению утверждены в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма на 2019-2023 гг. (от 28 де- кабря 2018 г. № Пр-2665). Среди основных направлений по реализации данного плана: осуществление мер по формированию у населения Российской Федерации анти- террористического сознания; совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защи- ты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма; развитие организационных и иных мер по повышению результативности деятель- ности субъектов против терроризма. В указанном плане среди государственных и исполнительных органов и обществен- ных организаций, перед которыми поставлены задачи о повышении эффективности деятельности по предупреждениию вовлечения граждан в террористическую дея- тельность, одними из первых указаны Федеральная служба исполнения наказаний и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Для каждого из этих ведомств определены следующие задачи: повышение эффективности профилактической ра- боты с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма; проведение с лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма, с привлечением религиозных и общественных организаций, психологов; осуществление с лицами, отбывающими наказания, в том числе за преступления террористического характера, не связанные с лишением сво- боды, профилактических мер в форме индивидуальных бесед; проведение с членами семей лиц, причастных к террористической деятельности, бесед по разъяснению норм законодательства Российской Федерации за участие и содействие террористической и экстремистской деятельности; проведение разъяснительной работы с лицами, состоя- щими на профилактическом учете и находящимися под административным надзором в ОВД в связи с причастностью к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности; обеспечение повышения квалификации сотрудников, участвующих в ре- ализации мероприятий по противодействию терроризма, и др. Основные задачи по борьбе с экстремистской и террористической деятельностью на территории Российской Федерации и укреплению международного сотрудничества в противодействии им были детально рассмотрены и обсуждены на научно-практической конференции в марте 2019 г. в Московском университете МВД России имени В. Я. Ки- котя, организованной совместно МВД России и МИД России. На проведенном в мае 2019 г. в Новороссийске совещании с руководителями цен- тров противодействия экстремизму и терроризму территориальных подразделений органов внутренних дел подробно обсуждены актуальные проблемы противодействия экстремистской деятельности и терроризму, взаимодействия с правоохранительными органами и задачи по их реализации. Вопрос о взаимодействии служб и подразделений ФСИН России в обеспечении противодействия религиозному экстремизму и деструктивному поведению в местах лишения свободы детально обсужден в ноябре 2019 г. на форуме руководителей и лич- ного состава структурных подразделений и образовательных организаций в Академии ФСИН России. В контексте противодействия дестабилизации национальной безопасности особую тревогу вызывают проблемы проникновения в учреждения уголовно-исполнительной системы и распространения в них идеологии экстремизма и терроризма, поскольку по- дозреваемые, обвиняемые и осужденные за эти виды деструктивной деятельности в местах лишения свободы, как показывает практика, продолжают свою противоправную деятельность, втягивая в свои ряды все новых адептов. Находясь в местах лишения свободы, испытывая серьезный психологический стресс, вызванный самим фактом осуждения, отбывающие наказание лица часто становятся «благодатным субстратом для адептов религиозного экстремизма», объектом для вос- приятия новых идей и ценностей, чем успешно пользуются идеологи экстремистских взглядов в своих целях. Среди осужденных немало тех, кто имеет низкий уровень материального достатка, что нередко способствует попаданию их в материальную зависимость, и они пополняют «питательную среду» экстремистских идеологов. Однако есть многочисленные приме- ры вербовки адептов и за пределами учреждений УИС. Анализ работы территориальных органов МВД России, ФСИН России по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых членами деструктивных религи- озных организаций, показал, что преступная деятельность находит свое отражение в том числе и в учреждениях УИС. Данные факты имели место на территории ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Татарстан и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Белгородской области, где преступная деятельность осужденных по созданию международного религиозного объединения и призывам к экстремистской деятельности в ходе проведения оперативных мероприятий была задокументирована и стала основанием привлечения их к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ. Проводимые мероприятия позволили собрать достаточные данные на осужденного Р., изобличающие его в преступной деятельности, связанной с распространением ра- дикальной идеологии среди спецконтингента, и привлечь его к уголовной ответствен- ности по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ сроком на 14 лет, а окончательный срок с присоединением неотбытой части составил 14 лет 6 месяцев. Вышеизложенные примеры свидетельствуют о необходимости использования край- ней меры профилактики - привлечения к уголовной ответственности осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направлен- ности. В связи с декриминилизацией законодательства стала активно использоваться адми- нистративная форма ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций), по ст. 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских материалов). Радикализация населения (осужденных) нередко происходит как по информационным источникам (сеть Интернет), так и через печатную продукцию экстремистского направ- ления, отражающую экономическую стабильность экстремистских и террористических организаций. В целях предотвращения и пресечения распространения религиозной ли- тературы органами внутренних дел и УИС проводится работа по ее проверке, органи- зованы ревизии библиотечных фондов, а в местах лишения свободы - личной литера- туры осужденных. Однако многочисленные факты изъятия экстремистской литературы у лиц, отбывающих наказание в учреждениях УИС и за их пределами, свидетельствуют о присутствии постоянного стремления радикальных идеологов к ее доставке на тер- риторию учреждений УИС и распространению за ее пределами. Предупреждению и пресечению противоправной деятельности экстремистского и террористического направления и своевременному документированию ее препят- ствует ряд обстоятельств: высокая латентность противоправной деятельности лиц, являющихся носителями религиозной экстремистской идеологии; попытки давления на администрацию учреждений УИС со стороны экстремистски настроенных религи- озных организаций. В связи с этим следует подчеркнуть важность взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов учреждений УИС и психологических, режимных и воспитательных подразделений [5, с. 62]. Безусловно, необходимо и взаимодействие правоохранительных органов с сотрудниками различных государственных и обще- ственных ведомств, ответственных за работу в этом направлении. В целях реализации комплексного плана противодействия экстремистской идеоло- гии в Национальном антитеррористическом комитете создана межведомственная ра- бочая группа из сотрудников правоохранительных и силовых структур с привлечением ведущих ученых для организации и проведения профилактической работы по пресече- нию распространения противоправной деятельности экстремистской направленности и террористического характера. Говоря о положительном опыте эффективного решения задач по профилактике и проти- водействию религиозному экстремизму и терроризму, необходимо отметить деятельность священнослужителей, способных повлиять на исправление осужденных. Об этом свиде- тельствуют и встречи с руководителями учреждений УИС и религиозных организаций. В настоящее время в МВД России, ФСИН России и других правоохранительных органах реализуются мероприятия, направленные на выполнение задач по противо- действию религиозному экстремизму и террористической угрозе. Учеными Научно- исследовательского института ФСИН России совместно с управлением кадров ФСИН России подготовлены методические рекомендации по основам подготовки кадров вос- питательных, психологических и социальных и других служб УИС к работе по профи- лактике и противодействию религиозному экстремизму, запланированы и реализуют- ся совместно со структурными подразделениями и образовательными организациями ФСИН России научно-исследовательские разработки, которые несомненно будут спо- собствовать усилению профилактической работы по противодействию экстремистской и террористической деятельности.