SOME ISSUES OF COUNTERING IDEOLOGY SPREAD OF RELIGIOUS EXTREMISM AND TERRORIST THREAT IN MODERN CONDITIONS: EXPERIENCE AND PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the problems of countering the illegal activities of religious extremist and terrorist organizations by law enforcement agencies, both within a single state and at the international level. The threat of extremist and terrorist activities makes it necessary to strengthen the interaction of law enforcement agencies with executive authorities and public organizations in carrying out preventive work, as well as search for forms and methods of this counteraction.

Keywords:
extremism, terrorism, prevention, counteraction, law enforcement agencies, internal Affairs agencies, the Penal system, places of detention
Text
Publication text (PDF): Read Download

Впоследниегодынеуклонновозрастающеевлияниерелигиинасоциально-политические процессы в большинстве регионов мира все больше сталкивается с вызовами религиозного экстремизма и террористической угрозы, казавшимися несколько десятилетий назад неприемлемыми. Процессы всемирной, политической и религиозной интеграции усиливают взаимо- связи и взаимозависимость различных обществ и государств во всех без исключения сферах жизни, а также опасность глобальных вызовов, включая угрозы международ- ного терроризма [1, с. 7]. Организуемая деятельность по борьбе с деструктивными проявлениями в совре- менных условиях не смогла в полном объеме нейтрализовать проявления экстремист- ской направленности и террористического характера, которые создали серьезные на- циональные проблемы не только в России, но и в других странах. Как отмечает один из известных политологов Ф. Фукуяма, «базовый конфликт, перед которым мы стоим, гораздо шире и затрагивает не только небольшие группы террористов, но и всю общ- ность радикальных исламистов и мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие политические ценности» [2, с. 14]. Обладая организованными влиятельными структурами и обширными финансово- экономическими возможностями националистические объединения экстремистской направленности нередко внедряют деструктивные проявления в различные страны. При этом степень опасности их распространения значительно повышается в условиях возрастающей миграции, совершенствования информационных и коммуникационных технологий и, что очень важно, усиления социальной напряженности. Особое беспокойство вызывает и растущая профессиональная квалификация тер- рористов и экстремистов, их высокий уровень конспиративности и организованности, укрепление межрегиональных связей, ориентация на причинение максимального ущер- ба, расширение арсенала технических средств, используемых для совершения терро- ристических актов, их финансовое обеспечение и ряд других факторов, подтвержда- ющих вывод об усиливающейся опасности современного экстремизма и терроризма и превращении их в стратегическую угрозу глобального масштаба. В утвержденной в ноябре 2014 г. Президентом Российской Федерации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации отмечалось, что экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопас- ности всего мирового сообщества. Анализ имеющейся информации свидетельствует о том, что экстремистские и терро- ристические проявления несут в себе серьезную опасность национальной безопасно- сти Российской Федерации и существенно влияют на криминальную и криминогенную обстановку в стране, разрушают устоявшиеся правила и нормы поведения. Это под- тверждается совершением крупных террористических актов на территории нашего госу- дарства с большим количеством жертв и пострадавших: Москва, аэропорт Домодедово (2011 г. - 37 погибших); Махачкала (2012 - 13); Волгоград - двойной теракт (2013 - 16); Санкт-Петербург, метро «Сенная площадь» (2017 г. - 15 погибших) и рядом вооруженных столкновений с экстремистами радикального толка на Северном Кавказе. Данные правоохранительных органов Российской Федерации свидетельствуют о не- прекращающемся стремлении деструктивных сил к новым проявлениям террористиче- ского характера. По сведениям руководства ФСБ России, только в 2019 г. ликвидировано 49 террористических ячеек и предотвращено 39 попыток совершения террористических актов на территории страны [3, с. 16]. Если учитывать, что в период 2016-2018 гг. количество осужденных за экстремизм и терроризм увеличилось почти на 700 чел. и составило 2752 чел., то можно представить, что ожидает нас в будущем. Это свидетельствует о серьезности создавшейся обстанов- ки и необходимости принятия решительных шагов для урегулировании этой проблемы [4, с. 4]. В декабре 2018 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин в очередной раз отметил, что преступления экстремистской направленности в различных формах фиксируются практически в каждом регионе России. За прошедшие годы (2013-2018) в Российской Федерации деятельность по про- тиводействию идеологии терроризма позволила сформировать законодательные и организационные механизмы, а также организовать кадровое, методическое и науч- ное обеспечение данной деятельности, повысить действенность информационно- пропагандистских материалов антитеррористической направленности. Вместе с тем анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма показал наличие неиспользованных резер- вов в организации работы по противодействию экстремистской деятельности. Обозначенные главой государства задачи по данному направлению утверждены в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма на 2019-2023 гг. (от 28 де- кабря 2018 г. № Пр-2665). Среди основных направлений по реализации данного плана: осуществление мер по формированию у населения Российской Федерации анти- террористического сознания; совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защи- ты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма; развитие организационных и иных мер по повышению результативности деятель- ности субъектов против терроризма. В указанном плане среди государственных и исполнительных органов и обществен- ных организаций, перед которыми поставлены задачи о повышении эффективности деятельности по предупреждениию вовлечения граждан в террористическую дея- тельность, одними из первых указаны Федеральная служба исполнения наказаний и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Для каждого из этих ведомств определены следующие задачи: повышение эффективности профилактической ра- боты с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма; проведение с лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению преступной сущности и общественной опасности терроризма, с привлечением религиозных и общественных организаций, психологов; осуществление с лицами, отбывающими наказания, в том числе за преступления террористического характера, не связанные с лишением сво- боды, профилактических мер в форме индивидуальных бесед; проведение с членами семей лиц, причастных к террористической деятельности, бесед по разъяснению норм законодательства Российской Федерации за участие и содействие террористической и экстремистской деятельности; проведение разъяснительной работы с лицами, состоя- щими на профилактическом учете и находящимися под административным надзором в ОВД в связи с причастностью к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности; обеспечение повышения квалификации сотрудников, участвующих в ре- ализации мероприятий по противодействию терроризма, и др. Основные задачи по борьбе с экстремистской и террористической деятельностью на территории Российской Федерации и укреплению международного сотрудничества в противодействии им были детально рассмотрены и обсуждены на научно-практической конференции в марте 2019 г. в Московском университете МВД России имени В. Я. Ки- котя, организованной совместно МВД России и МИД России. На проведенном в мае 2019 г. в Новороссийске совещании с руководителями цен- тров противодействия экстремизму и терроризму территориальных подразделений органов внутренних дел подробно обсуждены актуальные проблемы противодействия экстремистской деятельности и терроризму, взаимодействия с правоохранительными органами и задачи по их реализации. Вопрос о взаимодействии служб и подразделений ФСИН России в обеспечении противодействия религиозному экстремизму и деструктивному поведению в местах лишения свободы детально обсужден в ноябре 2019 г. на форуме руководителей и лич- ного состава структурных подразделений и образовательных организаций в Академии ФСИН России. В контексте противодействия дестабилизации национальной безопасности особую тревогу вызывают проблемы проникновения в учреждения уголовно-исполнительной системы и распространения в них идеологии экстремизма и терроризма, поскольку по- дозреваемые, обвиняемые и осужденные за эти виды деструктивной деятельности в местах лишения свободы, как показывает практика, продолжают свою противоправную деятельность, втягивая в свои ряды все новых адептов. Находясь в местах лишения свободы, испытывая серьезный психологический стресс, вызванный самим фактом осуждения, отбывающие наказание лица часто становятся «благодатным субстратом для адептов религиозного экстремизма», объектом для вос- приятия новых идей и ценностей, чем успешно пользуются идеологи экстремистских взглядов в своих целях. Среди осужденных немало тех, кто имеет низкий уровень материального достатка, что нередко способствует попаданию их в материальную зависимость, и они пополняют «питательную среду» экстремистских идеологов. Однако есть многочисленные приме- ры вербовки адептов и за пределами учреждений УИС. Анализ работы территориальных органов МВД России, ФСИН России по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых членами деструктивных религи- озных организаций, показал, что преступная деятельность находит свое отражение в том числе и в учреждениях УИС. Данные факты имели место на территории ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Татарстан и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Белгородской области, где преступная деятельность осужденных по созданию международного религиозного объединения и призывам к экстремистской деятельности в ходе проведения оперативных мероприятий была задокументирована и стала основанием привлечения их к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ. Проводимые мероприятия позволили собрать достаточные данные на осужденного Р., изобличающие его в преступной деятельности, связанной с распространением ра- дикальной идеологии среди спецконтингента, и привлечь его к уголовной ответствен- ности по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ сроком на 14 лет, а окончательный срок с присоединением неотбытой части составил 14 лет 6 месяцев. Вышеизложенные примеры свидетельствуют о необходимости использования край- ней меры профилактики - привлечения к уголовной ответственности осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направлен- ности. В связи с декриминилизацией законодательства стала активно использоваться адми- нистративная форма ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций), по ст. 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских материалов). Радикализация населения (осужденных) нередко происходит как по информационным источникам (сеть Интернет), так и через печатную продукцию экстремистского направ- ления, отражающую экономическую стабильность экстремистских и террористических организаций. В целях предотвращения и пресечения распространения религиозной ли- тературы органами внутренних дел и УИС проводится работа по ее проверке, органи- зованы ревизии библиотечных фондов, а в местах лишения свободы - личной литера- туры осужденных. Однако многочисленные факты изъятия экстремистской литературы у лиц, отбывающих наказание в учреждениях УИС и за их пределами, свидетельствуют о присутствии постоянного стремления радикальных идеологов к ее доставке на тер- риторию учреждений УИС и распространению за ее пределами. Предупреждению и пресечению противоправной деятельности экстремистского и террористического направления и своевременному документированию ее препят- ствует ряд обстоятельств: высокая латентность противоправной деятельности лиц, являющихся носителями религиозной экстремистской идеологии; попытки давления на администрацию учреждений УИС со стороны экстремистски настроенных религи- озных организаций. В связи с этим следует подчеркнуть важность взаимодействия сотрудников оперативных аппаратов учреждений УИС и психологических, режимных и воспитательных подразделений [5, с. 62]. Безусловно, необходимо и взаимодействие правоохранительных органов с сотрудниками различных государственных и обще- ственных ведомств, ответственных за работу в этом направлении. В целях реализации комплексного плана противодействия экстремистской идеоло- гии в Национальном антитеррористическом комитете создана межведомственная ра- бочая группа из сотрудников правоохранительных и силовых структур с привлечением ведущих ученых для организации и проведения профилактической работы по пресече- нию распространения противоправной деятельности экстремистской направленности и террористического характера. Говоря о положительном опыте эффективного решения задач по профилактике и проти- водействию религиозному экстремизму и терроризму, необходимо отметить деятельность священнослужителей, способных повлиять на исправление осужденных. Об этом свиде- тельствуют и встречи с руководителями учреждений УИС и религиозных организаций. В настоящее время в МВД России, ФСИН России и других правоохранительных органах реализуются мероприятия, направленные на выполнение задач по противо- действию религиозному экстремизму и террористической угрозе. Учеными Научно- исследовательского института ФСИН России совместно с управлением кадров ФСИН России подготовлены методические рекомендации по основам подготовки кадров вос- питательных, психологических и социальных и других служб УИС к работе по профи- лактике и противодействию религиозному экстремизму, запланированы и реализуют- ся совместно со структурными подразделениями и образовательными организациями ФСИН России научно-исследовательские разработки, которые несомненно будут спо- собствовать усилению профилактической работы по противодействию экстремистской и террористической деятельности.
References

1. Vyzovy religioznogo ekstremizma v globaliziruyuschemsya mire : monografiya / nauch. red. R. F. Pateev, V. T. Sakaev. Kazan' : Foliant, 2017. 232 s. @@ Pateev, R. F. & Sakaev, V. T. 2017, Challenges of religious extremism in a globalizing world, Foliant, Kazan.

2. Fukuyama F. Nachalas' li istoriya opyat'? // Gumanitarnyy portal. URL : https:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/222 (data obrascheniya: 24.12.2019)@@ Fukuyama, F. 2006, ‘Has the hisstory started again?’, Humanitarian portal, viewed 24 December 2019, https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/222.

3. Vystuplenie Ministra inostrannyh del Rossiyskoy Federacii S. V. Lavrova // Vestnik Nacional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2017. № 2(17). S. 14-17. @@ ‘Speech of the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S. V. Lavrov’ 2017, Bulletin of the National Anti-Terrorist Committee, iss. 2(17), pp. 14-17.

4. Oganesyan S. S. Anatomiya smerti // Moskovskiy komsomolec. 2019. № 238. @@ Oganesyan, S. S. 2019, ‘The anatomy of death’, Moskovskiy komsomolets, iss. 238, p. 4.

5. Usmanov I. M., Zinnurov F. K. «Zelenaya» zona: real'nost' ili provokaciya (praktika protivodeystviya radikalizacii osuzhdennyh v mestah lisheniya svobody v Respublike Tatarstan) // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 1(35). S. 62-69.

Login or Create
* Forgot password?