ABOUT FORMATION OF PERSONNEL’ READINESS FOR ACTIONS IN EMERGENCY CIRCUMSTANCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of readiness of the personnel, working in the Penal system, for actions in emergency circumstances. There are different approaches to the content of the concept of readiness for actions in emergency situations. For example, B. G. Anan’ev defines the concept of readiness for highly productive activities in a certain area of work and social life as a manifestation of abilities. We believe that readiness for actions in emergency situations for the staff of the Penal system should be understood as a state formed on the basis of special knowledge, skills, and abilities that ensure effective performance of official duties, when the operational situation in agencies and institutions becomes more complicated. At the same time, psychological components, which must include motives, attitudes, levels of volitional and emotional self-control, play an important role in this state. Based on the results of the study, we have identified opportunities for the following components’ development: 1) motivational volitional component, as the initial aspect of any activity, which includes a system of incentive motives, the ability to self-regulate mental states, determining the nature of human activity in the implementation of professional tasks; 2) cognitive component that consists of a system of algorithms knowledge for actions in case of emergency circumstances, subjective perceptions and attitudes to the performance of professional tasks in extreme situations; 3) activity component, manifested in the skills and abilities of practical implementation of service tasks in a complex operational environment, including decision-making, organization of individual and joint actions as part of units (functional groups). During the main stage of the research (forming experiment), such forms of training organization as tactical drill, staff training, command and staff exercises, tactical and special exercises, instructional and instructional-methodical classes were used. In the institutions of experimental group, instead of the usual tactical and drill classes, special tactical classes were held with the involvement of the heads of classes and their assistants from among the employees who had undergone professional development in educational organizations subordinated to the Federal penitentiary service. In the course of training, heads of divisions were trained, skills of tactical actions of employees as part of functional groups were formed in response to emergency situations, skills of tactical coordination of forces and means of the Federal penitentiary service of Russia were trained, and modeling of various types of emergency situations was used. In general, the results of the formative experiment can be evaluated positively and the fact of achieving the set research objectives can be noted.

Keywords:
the Penal system, personnel, emergencies, professional readiness, pedagogical experiment
Text
Publication text (PDF): Read Download

Деятельность персонала уголовно-исполнительной системы (УИС) направлена на реализацию условий отбывания наказания лиц, совершивших уголовные преступления. Особенностью такой деятельности является взаимодействие с многочисленной группой криминально ориентированных лиц, содержащихся в условиях изоляции от общества. В этой среде возможность совершения умышленных преступлений, в том числе насиль- ственной направленности, является очевидной, что создает опасность для здоровья, а иногда и для жизни сотрудников. За последние несколько лет на объектах УИС чрезвычайные обстоятельства (ЧО) возникали неоднократно, при этом значительную их часть продолжают составлять групповые (массовые) противоправные действия осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу этого формирование у сотрудников готовности к действиям в условиях возникновения ЧО является одной из важных задач пенитенциарных органов и учреж- дений современной России. Существуют различные подходы к содержанию понятия готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: например, Б. Г. Ананьев определяет понятие готовно- сти к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни как «проявление способностей», В. А. Крутецкий под готовностью к деятельности понимает весь «ансамбль», синтез свойств личности как значительно более широкое понятие, чем способности, а Н. Д. Левитов предлагает различать длительную готовность и готовность, обозначенную им как «предстартовое состояние», в которое ненадолго может перейти человек перед каким-либо действием или под воздействием какого-либо фактора. Он же различает обычную, повышенную и пониженную готовность. П. А. Рудик, изучая понятие «готовность», обращает внимание на важность личностного подхода к изучению состояния готовности, считая его сложным психологическим образовани- ем психических процессов, эмоциональных компонентов, а также мотивов поведения. По мнению М. А. Котика, готовность к риску, которую предполагает деятельность в УИС, включает в себя наряду с индивидуальными качествами различные ситуативные фак- торы, вытекающие из реальных условий деятельности. На наш взгляд, под готовностью к действиям при ЧО применительно к персоналу УИС следует понимать состояние, сформировавшееся на основе специальных знаний, навыков, умений, обеспечивающее эффективное выполнение служебных обязанностей при осложнении оперативной обстановки в органах и учреждениях. Следует отметить, что важную роль в этом состоянии играют и психологические компоненты, к которым необходимо отнести, например, мотивы, установки, уровни волевого и эмоционально- го самоконтроля. Основываясь на подходе Д. В. Егоренкова к структуре готовности для преодоления экстремальных ситуаций [1, с. 40], в качестве основных компонентов готовности сотруд- ников к действию при возникновении чрезвычайных обстоятельств мы определили: мотивационно-волевой компонент - как первоначальный аспект любой деятель- ности включает в себя систему побудительных мотивов, способности к саморегуляции и управлению своими психическими состояниями, определяет характер последующей деятельности человека при реализации им профессиональных задач; когнитивный компонент - складывается из системы знаний алгоритмов действий при возникновении ЧО, субъективных представлений и отношения к выполнению про- фессиональных задач в ситуациях экстремального характера; деятельностный компонент - проявляется в умениях и навыках практической ре- ализации служебных задач в условиях сложной оперативной обстановки, в том числе при принятии решений, организации как индивидуальных, так и совместных действий в составе подразделения (функциональных групп). С целью определения содержания перечисленных компонентов готовности сотруд- ников УИС к деятельности при возникновении ЧО и эффективных способов их развития нами был проведено экспериментальное исследование. Методологическую и теорети- ческую основу исследования составили деятельностный (Е. В. Бондаревская, И. Б. Во- рожцова, В. В. Серикова), полисубъектный (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Г. С. Трофимова), антропологический (К. Д. Ушинский, Б. М. Бим-Бад) и компетентностный (О. Е. Лебедев, Г. Н. Сериков, А. С. Хуторской) подходы. В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, опрос, ме- тод экспертной оценки, тестирование, эксперимент. Для реализации исследовательских задач применялись: методика Х. Хекхаузена [2, с. 171], шкала оптимизма и активности И. С. Шулера и А. Л. Комуниани [3, с. 291], методика волевого самоконтроля, авторские анкеты, а также тесты достижений и действий, позволяющие оценить уровень знаний и умений в рамках реализации профессиональных задач в условиях ЧО. В рамках основного этапа исследования (формирующего эксперимента) применялись такие формы организации обучения, как тактико-строевые занятия, штабные тренировки, командно-штабные учения, тактико-специальные учения, инструктивные и инструкторско- методические занятия. В учреждениях экспериментальной группы вместо обычных тактико-строевых занятий проводились тактико-специальные занятия с привлечением руководителей занятий и их помощников из числа сотрудников, прошедших повышение профессионального мастерства в образовательных организациях, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России). В процессе подготовки осуществлялось обучение руководителей подразделений, формирование умений так- тических действий сотрудников в составе функциональных групп при пресечении ЧО, тренировка навыков тактического слаживания сил и средств учреждений ФСИН Рос- сии, использовалось моделирование различных видов чрезвычайных обстоятельств. Для формирования готовности персонала к действиям при ЧО при реализации фор- мирующего эксперимента дополнительно внимание уделялось решению следующих организационно-педагогических задач: создание условий для осознания личным составом требований нормативных ак- тов, понимания целей коллективной и персональной деятельности, уяснения задачи; тренировка умений анализировать ситуацию и определять последовательность действий, необходимых для выполнения служебных задач; актуализация знаний, связанных с решением задач подобного рода; формирование умений оценивать оперативную обстановку, в которой будут про- текать предстоящие действия; обучение навыкам прогноза своих эмоциональных, интеллектуальных, мотива- ционных и волевых процессов, оценки и соотношения собственных умений с уровнем сложности выполняемой задачи; демонстрация и тренировка приемов мобилизации сил в соответствии с условиями и задачами, необходимыми для достижения цели при выполнении самостоятельных и совместных действий в условиях ЧО. Аспекты мотивационно-волевого компонента готовности к действиям при возникно- вении чрезвычайных обстоятельств диагностировались при помощи психодиагности- ческих методик и наблюдения, когнитивный компонент определялся посредством ав- торских анкет и учебного тестирования, поведенческий - с помощью экспертной оценки деятельности сотрудников при решении профессиональных задач в ситуациях, имити- рующих чрезвычайные обстоятельства в исправительных учреждениях. Результаты наблюдения за проявлением аспектов мотивационно-волевого и дея- тельностного компонентов у экспериментальной группы, занимающейся по специальной методике, показали, что наиболее напряженными были первые тактико-специальные занятия и штабные тренировки. К третьему, четвертому занятиям после осмысления обу- чаемыми порядка их проведения и понимания принципов действий подчиненных сил и средств напряженность спадает, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Итогом формирующего эксперимента стали, в частности, заметные положительные изменения в компонентах готовности персонала к действиям при ЧО. Так, показатели шкалы активности-оптимизма позволили нам определить, что по сте- пени выраженности оптимизма-пессимизма и активности-пассивности сотрудники экс- периментальной и контрольной групп стали различаться. В экспериментальной группе рост числа реалистов и активных оптимистов произошел за счет пассивных пессимистов и пассивных оптимистов, что свидетельствует об увеличении количества сотрудников, уверенных в своих силах и в положительном исходе своей активности. В то же время количество активных пессимистов, сотрудников, которые против всего нового, в обеих группах осталось на прежнем уровне. Данный факт актуализирует воспитательную ра- боту с обучаемыми по коррекции их убеждений. При оценке выраженности у сотрудников мотивации избегания неудач в контрольной группе выявлен рост числа респондентов с подобным мотивом. Это, по нашему мне- нию, позволяет констатировать несовершенство дисциплинарной практики в органах и учреждениях, когда за каждую ошибку, допущенную при выполнении служебных за- дач, неотвратимо следует наказание, вызванное авторитарностью, отсутствием анали- за ситуации, диалога и индивидуального подхода. Такое положение дел способствует формированию и устойчивому проявлению мотивации избегания неудач, развитию у сотрудников таких свойств, как скованность, замкнутость, недовольство собой и дру- гими. Этот момент можно считать наиболее отрицательным в существующей системе профессионального обучения персонала УИС. В нашем исследовании мотив достижения напрямую связан с актуальным состоянием позитивных ожиданий в отношении своей деятельности. В экспериментальной группе количество сотрудников, которые считают реальной для себя возможность достижения поставленной цели, видят у себя необходимые способности, знания, умения, силу воли, трудоспособность, увеличилось на 15 %. В контрольной же группе данные изменения носят незначительный характер и находятся в пределах 5 %. Далее исследовался баланс использования сотрудниками трех копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание проблемы. Адаптив- ными копингами при решении задач служебной деятельности сотрудников в первую очередь можно считать стратегию разрешения проблемы. При этом может быть це- лесообразна и стратегия поиска социальной поддержки, когда необходимо получить поддержку коллег, попросить о помощи. Однако она условно относится к пограничному уровню. Дезадаптивным копингом является бегство от проблемы, поскольку это может привести к опасным последствиям в экстремальной ситуации. По итогам эксперимента выявлено, что количество сотрудников с адаптивным копингом увеличилось в экспери- ментальной группе с 15 до 27 %, с дезадаптативным копингом - уменьшилось на 7 %. Доминирующим остался пограничный копинг. В контрольной группе значительных из- менений не выявлено. Незначительные, с точки зрения статистики, изменения стратегий совладающего поведения можно объяснить тем, что данные свойства требуют длительного времени и сознательной тренировки. К тому же используемая психодиагностическая методика замеряет копинги в различных сферах жизни человека как общую стратегию поведе- ния в стрессовых ситуациях, где не выделяется профессиональная деятельность со- трудника УИС. Тем не менее результаты исследования свидетельствуют о том, что при попадании в экстремальную ситуацию или при проведении специальной операции по ликвидации ЧО около 1/3 сотрудников из экспериментальной группы имеют адаптивные механизмы выхода из сложной ситуации, прикладывая активные действия в направле- нии решения возникшей задачи. Несмотря на необходимость выполнять распоряжения, действовать по заданным алгоритмам, при решении служебных задач важна и самостоятельность, которая зна- чима для начала реализации известных необходимых действий, принятия решения в конкретных обстоятельствах [4, с. 56]. В нашем исследовании были определены пять уровней самостоятельности, начиная с минимального, когда сотрудник полагается на других (первая группа), и заканчивая неконтролируемым самоуправством (превышени- ем должностных полномочий и т. п.) (пятая группа). При проведении эксперимента работа с персоналом была организована дифферен- цированно. Так, в первой группе сотрудников тренировали начинать необходимые дей- ствия, регулировать свое состояние и целенаправленно продолжать деятельность; во второй - давались нужные разъяснения, стимулировалось развитие самостоятельности сотрудников; в третьей - обсуждались предлагаемые решения участников; в четвертой - устанавливался круг полномочий в соответствии с квалификацией и опытом сотруд- ников, проводился совместный с сотрудником анализ его решений на предмет опти- мальности; в пятой - определялся круг полномочий в соответствии с квалификацией и опытом сотрудника, однако при этом следили, чтобы его самостоятельность не пере- ходила в самоуправство, когда решения принимаются за пределами полномочий или о решениях не докладывается старшему начальнику. Итоги исследования показали, что в экспериментальной группе самостоятельность оптимальной середины проявляется чаще пограничных значений первой и пятой групп. Вовлеченность сотрудников экспериментальной группы в решение задач при ликви- дации ЧО в ходе эксперимента также претерпела изменения в положительную сторону. Так, количество сотрудников с уровнем вовлеченности в решение задач службы при ЧО ниже среднего уменьшилось в экспериментальной группе, при этом в контрольной группе значительных изменений не обнаружено. В экспериментальной группе количе- ство участников, которые демонстрируют средний уровень вовлеченности и правильно понимают поставленные задачи, составило 80 %. Сотрудников, которые демонстриру- ют более высокий уровень вовлеченности, рекомендуется рассматривать в качестве кадрового резерва учреждений. Показатель дисциплинированности в рамках исследования оценивался по следую- щим критериям: исполнительность, умение выполнять полученные приказы быстро и беспрекословно. В принятом нами контексте мы больше склоняемся к оценке самодис- циплины сотрудника, заключающейся в самоорганизации, самоконтроле и способно- сти выстраивать собственную деятельность в соответствии с принятым планом, а не с эмоциональным состоянием, которое преобладает у субъекта в (перед) той или иной экстремальной ситуации (ей). Так, к завершению эксперимента внешние и внутренние проявления дисциплинированности четко прослеживались в экспериментальной груп- пе, где и результаты тестирования показали рост числа сотрудников с высоким уровнем дисциплинированности, и практические действия подтвердили, что во всех функцио- нальных группах приказы и команды выполнялись четко и в срок, время на выполнение указаний не затягивалось. Вышеперечисленные результаты свидетельствуют о значительном повышении уров- ня сформированности мотивационно-волевого компонента готовности к действиям при возникновении ЧО. Одним из аспектов когнитивного компонента выступало качество знаний сотрудников по темам тактико-специальной подготовки, которые измерялись с помощью учебных тестов. Качество знаний было условно разделено на три уровня: оптимальный, допусти- мый и недопустимый. Увеличение доли сотрудников, демонстрирующих оптимальный уровень знаний о действиях при возникновении ЧО, произошло в экспериментальной группе на 30 %, в контрольной - на 3 %. Недопустимый уровень знаний сократился в обе- их группах: минус 16 и 3 % в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Качество выполнения практических действий также претерпело значительные из- менения в положительную сторону в экспериментальной группе и незначительные - в контрольной группе. Увеличение оптимального уровня практических навыков произо- шло в учреждениях экспериментальной группы на 25-35 %. Эксперты отметили высо- кую слаженность сотрудников при выполнении ими совместных действий и отличное качество исполнения индивидуальных тактических приемов. Отмечены в лучшую сторону действия дежурных смен и караулов учреждений экспе- риментальной группы в сравнении с контрольной группой, где тактико-строевые занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 111 проводились без отработки действий сотрудников указанных должностей. Группы пре- следования показали высокие результаты при отработке навыков в ситуации имитации побега из учреждения. Дежурные отрабатывали алгоритм действий в ситуациях захвата заложников или возникновении групповых неповиновений и также продемонстрирова- ли высокий уровень сформированности необходимых навыков в ситуации экспертной оценки. Некоторые вовлеченные в мероприятия сотрудники предлагали целесообраз- ные рекомендации по изменению алгоритмов действий дежурных смен, которые могут быть внедрены в повседневную служебную деятельность учреждений. На внезапных проверках готовности к действиям при возникновении ЧО количество личного состава, имеющего уровень готовности к действиям при ЧО на оптимальном уровне, в контрольной группе не изменилось; в экспериментальной же группе при ито- говом срезе оно увеличилось на 11 %. Этот факт демонстрирует целесообразность от- работки приобретенных навыков в условиях неожидаемого контроля, что еще в боль- шей степени будет способствовать повышению уровня готовности персонала УИС к действиям при ЧО. Представления о ЧО, оценка возможного исхода развития ситуации, прогнозы по ре- шению подобных ситуаций также являются аспектами когнитивного компонента готов- ности к действиям в указанных обстоятельствах. Для изучения этих аспектов применя- лось анкетирование, результаты которого показали, что повышение осведомленности и совершенствование практических навыков при совместном развитии мотивационно- волевого компонента способствуют более частому проявлению у респондентов позитив- ной оценки имеющихся человеческих ресурсов, необходимых для эффективного реше- ния ситуаций возникновения ЧО в условиях конкретного пенитенциарного учреждения. Одной из специфических функциональных групп, выполняющих профессиональные обязанности, как правило, только при ЧО, является группа ведения переговоров, к ком- петенции которой предъявляются особые требования. В рамках формирующего экспери- мента проводилось обучение сотрудников, входящих в состав групп ведения перегово- ров пенитенциарных учреждений, посредством реализации дополнительной професси- ональной программы повышения квалификации сотрудников УИС. Программа включала в себя обучение умениям саморегуляции неблагоприятных эмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях, навыкам взаимодействия в группе при решении профессиональных задач, сбора и анализа информации, применения коммуникативных приемов, необходимых для проведения переговоров в ситуации групповых неповинове- ний, массовых беспорядков и захвата заложников в исправительном учреждении. Результаты обучения функциональной группы ведения переговоров показали, что примененная учебная программа [5, с. 1-38] способствует развитию перечисленных компонентов исследуемой готовности. Возможность детального анализа аспектов ве- дения переговоров в экстремальных ситуациях, тренировка необходимых коммуника- тивных навыков, аналитических и прогностических умений, приемов сбора, анализа информации, планирования тактики переговорного процесса позволяют развить дея- тельностный и когнитивный компоненты. Применение таких педагогических приемов, как разрешение на допущение ошибок во время тренировки, последующее осознание их причин, поиск оптимального варианта действий в процессе группового обсуждения, использование рекомендаций эксперта, способствуют успешному решению предлага- емых учебных задач, формированию мотивов достижения успеха, снижению напряжен- ности, ориентации на сотрудничество и ответственное отношение к реализации задач профессиональной подготовки. Как и в других сферах профессионального обучения к деятельности при ЧО, резуль- тативность в подготовке персонала функциональной группы ведения переговоров во многом определялась как общими способностями, степенью активности и интереса, так и уровнем индивидуального развития сотрудников. В связи с этим степень позитивных изменений изучаемых компетенций сотрудников имела индивидуальный характер. Пе- речисленные формы работы одновременно помогли дифференцировать потенциаль- ные возможности сотрудников с целью их дальнейшего эффективного распределения по ролям участников группы ведения переговоров. В целом результаты формирующего эксперимента можно оценить положительно и констатировать факт достижения поставленных исследовательских целей. Выводы Оперативная обстановка в учреждениях УИС характеризуется повышенной сте- пенью вероятности возникновения ЧО и требует поиска оптимальных методов и форм подготовки сотрудников к эффективным действиям. Готовность персонала к действиям при возникновении ЧО становится все более значимым показателем результативности их общей профессиональной подготовленности. Оценка результата формирования готовности сотрудников к действиям при ЧО проводилась на основании совокупности мотивационно-волевого, когнитивного, дея- тельностного компонентов, что позволило объективно и всесторонне оценить степень ее сформированности. Результаты эксперимента позволили констатировать позитивные изменения ког- нитивного и деятельностного компонентов изучаемой готовности, которые проявились в углублении знаний и приобретении навыков реализации алгоритмов действий, эффек- тивности принимаемых решений, согласованности действий сотрудников при выполне- нии задач, направленных на ликвидацию ЧО. Повышение компетентности сотрудников стало причиной проявления мотивации достижения успеха, снижения напряженности и роста уверенности при выполнении ими задач в условиях ЧО. Таким образом, результаты проведенной экспериментальной работы подтвердили состоятельность апробированных педагогических путей, обеспечивающих повышение уровня готовности персонала уголовно-исполнительной системы к деятельности в чрез- вычайных обстоятельствах.
References

1. Egorenkov D. V. Formirovanie gotovnosti starsheklassnika k preodoleniyu ekstremal'nyh situaciy : dis. … kand. ped. nauk. Volgograd, 2013. 186 s. @@ Egorenkov, D. V. 2013, Formation of high school students’ readiness to overcome extreme situations: PhD thesis (Pedagogy), Volgograd.

2. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy : ucheb. posobie. Samara, 1998. 672 s. @@ Practical psychodiagnostics. Methods and tests 1998, Publishing house “Bakhrakh”, Samara.

3. Schuller, I. & Comunian, A. 1997, ‘Cross-Cultural Comparison of Arousability and Optimism Scale (AOS)’, in 18th International Conference of Stress and Anxiety Research Sociery, Dusseldorf

4. Kugno E. E. Formirovanie lichnostnoy gotovnosti k deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaciyah : dis. … kand. ped. nauk. Ulan-Ude, 2013. 193 s. @@ Kugno, E. E. 2013, Formation of personal readiness for activities in extreme situations: PhD thesis (Pedagogy), Ulan-ude.

5. Dopolnitel'naya professional'naya programma - programma povysheniya kvalifikacii «Organizaciya i provedenie peregovorov pri oslozhnenii operativnoy obstanovki pri vozniknovenii ChOvuchrezhdeniyah UIS» dlya sotrudnikov uchrezhdeniy i organov UIS. Novosibirsk : Specializirovannyy mezhregional'nyy uchebnyy centr GUFSIN Rossii po Novosibirskoy oblasti, 2018. 38 s.

Login or Create
* Forgot password?