Publication text
(PDF):
Read
Download
Деятельность персонала уголовно-исполнительной системы (УИС) направлена на реализацию условий отбывания наказания лиц, совершивших уголовные преступления. Особенностью такой деятельности является взаимодействие с многочисленной группой криминально ориентированных лиц, содержащихся в условиях изоляции от общества. В этой среде возможность совершения умышленных преступлений, в том числе насиль- ственной направленности, является очевидной, что создает опасность для здоровья, а иногда и для жизни сотрудников. За последние несколько лет на объектах УИС чрезвычайные обстоятельства (ЧО) возникали неоднократно, при этом значительную их часть продолжают составлять групповые (массовые) противоправные действия осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу этого формирование у сотрудников готовности к действиям в условиях возникновения ЧО является одной из важных задач пенитенциарных органов и учреж- дений современной России. Существуют различные подходы к содержанию понятия готовности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: например, Б. Г. Ананьев определяет понятие готовно- сти к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни как «проявление способностей», В. А. Крутецкий под готовностью к деятельности понимает весь «ансамбль», синтез свойств личности как значительно более широкое понятие, чем способности, а Н. Д. Левитов предлагает различать длительную готовность и готовность, обозначенную им как «предстартовое состояние», в которое ненадолго может перейти человек перед каким-либо действием или под воздействием какого-либо фактора. Он же различает обычную, повышенную и пониженную готовность. П. А. Рудик, изучая понятие «готовность», обращает внимание на важность личностного подхода к изучению состояния готовности, считая его сложным психологическим образовани- ем психических процессов, эмоциональных компонентов, а также мотивов поведения. По мнению М. А. Котика, готовность к риску, которую предполагает деятельность в УИС, включает в себя наряду с индивидуальными качествами различные ситуативные фак- торы, вытекающие из реальных условий деятельности. На наш взгляд, под готовностью к действиям при ЧО применительно к персоналу УИС следует понимать состояние, сформировавшееся на основе специальных знаний, навыков, умений, обеспечивающее эффективное выполнение служебных обязанностей при осложнении оперативной обстановки в органах и учреждениях. Следует отметить, что важную роль в этом состоянии играют и психологические компоненты, к которым необходимо отнести, например, мотивы, установки, уровни волевого и эмоционально- го самоконтроля. Основываясь на подходе Д. В. Егоренкова к структуре готовности для преодоления экстремальных ситуаций [1, с. 40], в качестве основных компонентов готовности сотруд- ников к действию при возникновении чрезвычайных обстоятельств мы определили: мотивационно-волевой компонент - как первоначальный аспект любой деятель- ности включает в себя систему побудительных мотивов, способности к саморегуляции и управлению своими психическими состояниями, определяет характер последующей деятельности человека при реализации им профессиональных задач; когнитивный компонент - складывается из системы знаний алгоритмов действий при возникновении ЧО, субъективных представлений и отношения к выполнению про- фессиональных задач в ситуациях экстремального характера; деятельностный компонент - проявляется в умениях и навыках практической ре- ализации служебных задач в условиях сложной оперативной обстановки, в том числе при принятии решений, организации как индивидуальных, так и совместных действий в составе подразделения (функциональных групп). С целью определения содержания перечисленных компонентов готовности сотруд- ников УИС к деятельности при возникновении ЧО и эффективных способов их развития нами был проведено экспериментальное исследование. Методологическую и теорети- ческую основу исследования составили деятельностный (Е. В. Бондаревская, И. Б. Во- рожцова, В. В. Серикова), полисубъектный (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Г. С. Трофимова), антропологический (К. Д. Ушинский, Б. М. Бим-Бад) и компетентностный (О. Е. Лебедев, Г. Н. Сериков, А. С. Хуторской) подходы. В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, опрос, ме- тод экспертной оценки, тестирование, эксперимент. Для реализации исследовательских задач применялись: методика Х. Хекхаузена [2, с. 171], шкала оптимизма и активности И. С. Шулера и А. Л. Комуниани [3, с. 291], методика волевого самоконтроля, авторские анкеты, а также тесты достижений и действий, позволяющие оценить уровень знаний и умений в рамках реализации профессиональных задач в условиях ЧО. В рамках основного этапа исследования (формирующего эксперимента) применялись такие формы организации обучения, как тактико-строевые занятия, штабные тренировки, командно-штабные учения, тактико-специальные учения, инструктивные и инструкторско- методические занятия. В учреждениях экспериментальной группы вместо обычных тактико-строевых занятий проводились тактико-специальные занятия с привлечением руководителей занятий и их помощников из числа сотрудников, прошедших повышение профессионального мастерства в образовательных организациях, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России). В процессе подготовки осуществлялось обучение руководителей подразделений, формирование умений так- тических действий сотрудников в составе функциональных групп при пресечении ЧО, тренировка навыков тактического слаживания сил и средств учреждений ФСИН Рос- сии, использовалось моделирование различных видов чрезвычайных обстоятельств. Для формирования готовности персонала к действиям при ЧО при реализации фор- мирующего эксперимента дополнительно внимание уделялось решению следующих организационно-педагогических задач: создание условий для осознания личным составом требований нормативных ак- тов, понимания целей коллективной и персональной деятельности, уяснения задачи; тренировка умений анализировать ситуацию и определять последовательность действий, необходимых для выполнения служебных задач; актуализация знаний, связанных с решением задач подобного рода; формирование умений оценивать оперативную обстановку, в которой будут про- текать предстоящие действия; обучение навыкам прогноза своих эмоциональных, интеллектуальных, мотива- ционных и волевых процессов, оценки и соотношения собственных умений с уровнем сложности выполняемой задачи; демонстрация и тренировка приемов мобилизации сил в соответствии с условиями и задачами, необходимыми для достижения цели при выполнении самостоятельных и совместных действий в условиях ЧО. Аспекты мотивационно-волевого компонента готовности к действиям при возникно- вении чрезвычайных обстоятельств диагностировались при помощи психодиагности- ческих методик и наблюдения, когнитивный компонент определялся посредством ав- торских анкет и учебного тестирования, поведенческий - с помощью экспертной оценки деятельности сотрудников при решении профессиональных задач в ситуациях, имити- рующих чрезвычайные обстоятельства в исправительных учреждениях. Результаты наблюдения за проявлением аспектов мотивационно-волевого и дея- тельностного компонентов у экспериментальной группы, занимающейся по специальной методике, показали, что наиболее напряженными были первые тактико-специальные занятия и штабные тренировки. К третьему, четвертому занятиям после осмысления обу- чаемыми порядка их проведения и понимания принципов действий подчиненных сил и средств напряженность спадает, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Итогом формирующего эксперимента стали, в частности, заметные положительные изменения в компонентах готовности персонала к действиям при ЧО. Так, показатели шкалы активности-оптимизма позволили нам определить, что по сте- пени выраженности оптимизма-пессимизма и активности-пассивности сотрудники экс- периментальной и контрольной групп стали различаться. В экспериментальной группе рост числа реалистов и активных оптимистов произошел за счет пассивных пессимистов и пассивных оптимистов, что свидетельствует об увеличении количества сотрудников, уверенных в своих силах и в положительном исходе своей активности. В то же время количество активных пессимистов, сотрудников, которые против всего нового, в обеих группах осталось на прежнем уровне. Данный факт актуализирует воспитательную ра- боту с обучаемыми по коррекции их убеждений. При оценке выраженности у сотрудников мотивации избегания неудач в контрольной группе выявлен рост числа респондентов с подобным мотивом. Это, по нашему мне- нию, позволяет констатировать несовершенство дисциплинарной практики в органах и учреждениях, когда за каждую ошибку, допущенную при выполнении служебных за- дач, неотвратимо следует наказание, вызванное авторитарностью, отсутствием анали- за ситуации, диалога и индивидуального подхода. Такое положение дел способствует формированию и устойчивому проявлению мотивации избегания неудач, развитию у сотрудников таких свойств, как скованность, замкнутость, недовольство собой и дру- гими. Этот момент можно считать наиболее отрицательным в существующей системе профессионального обучения персонала УИС. В нашем исследовании мотив достижения напрямую связан с актуальным состоянием позитивных ожиданий в отношении своей деятельности. В экспериментальной группе количество сотрудников, которые считают реальной для себя возможность достижения поставленной цели, видят у себя необходимые способности, знания, умения, силу воли, трудоспособность, увеличилось на 15 %. В контрольной же группе данные изменения носят незначительный характер и находятся в пределах 5 %. Далее исследовался баланс использования сотрудниками трех копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание проблемы. Адаптив- ными копингами при решении задач служебной деятельности сотрудников в первую очередь можно считать стратегию разрешения проблемы. При этом может быть це- лесообразна и стратегия поиска социальной поддержки, когда необходимо получить поддержку коллег, попросить о помощи. Однако она условно относится к пограничному уровню. Дезадаптивным копингом является бегство от проблемы, поскольку это может привести к опасным последствиям в экстремальной ситуации. По итогам эксперимента выявлено, что количество сотрудников с адаптивным копингом увеличилось в экспери- ментальной группе с 15 до 27 %, с дезадаптативным копингом - уменьшилось на 7 %. Доминирующим остался пограничный копинг. В контрольной группе значительных из- менений не выявлено. Незначительные, с точки зрения статистики, изменения стратегий совладающего поведения можно объяснить тем, что данные свойства требуют длительного времени и сознательной тренировки. К тому же используемая психодиагностическая методика замеряет копинги в различных сферах жизни человека как общую стратегию поведе- ния в стрессовых ситуациях, где не выделяется профессиональная деятельность со- трудника УИС. Тем не менее результаты исследования свидетельствуют о том, что при попадании в экстремальную ситуацию или при проведении специальной операции по ликвидации ЧО около 1/3 сотрудников из экспериментальной группы имеют адаптивные механизмы выхода из сложной ситуации, прикладывая активные действия в направле- нии решения возникшей задачи. Несмотря на необходимость выполнять распоряжения, действовать по заданным алгоритмам, при решении служебных задач важна и самостоятельность, которая зна- чима для начала реализации известных необходимых действий, принятия решения в конкретных обстоятельствах [4, с. 56]. В нашем исследовании были определены пять уровней самостоятельности, начиная с минимального, когда сотрудник полагается на других (первая группа), и заканчивая неконтролируемым самоуправством (превышени- ем должностных полномочий и т. п.) (пятая группа). При проведении эксперимента работа с персоналом была организована дифферен- цированно. Так, в первой группе сотрудников тренировали начинать необходимые дей- ствия, регулировать свое состояние и целенаправленно продолжать деятельность; во второй - давались нужные разъяснения, стимулировалось развитие самостоятельности сотрудников; в третьей - обсуждались предлагаемые решения участников; в четвертой - устанавливался круг полномочий в соответствии с квалификацией и опытом сотруд- ников, проводился совместный с сотрудником анализ его решений на предмет опти- мальности; в пятой - определялся круг полномочий в соответствии с квалификацией и опытом сотрудника, однако при этом следили, чтобы его самостоятельность не пере- ходила в самоуправство, когда решения принимаются за пределами полномочий или о решениях не докладывается старшему начальнику. Итоги исследования показали, что в экспериментальной группе самостоятельность оптимальной середины проявляется чаще пограничных значений первой и пятой групп. Вовлеченность сотрудников экспериментальной группы в решение задач при ликви- дации ЧО в ходе эксперимента также претерпела изменения в положительную сторону. Так, количество сотрудников с уровнем вовлеченности в решение задач службы при ЧО ниже среднего уменьшилось в экспериментальной группе, при этом в контрольной группе значительных изменений не обнаружено. В экспериментальной группе количе- ство участников, которые демонстрируют средний уровень вовлеченности и правильно понимают поставленные задачи, составило 80 %. Сотрудников, которые демонстриру- ют более высокий уровень вовлеченности, рекомендуется рассматривать в качестве кадрового резерва учреждений. Показатель дисциплинированности в рамках исследования оценивался по следую- щим критериям: исполнительность, умение выполнять полученные приказы быстро и беспрекословно. В принятом нами контексте мы больше склоняемся к оценке самодис- циплины сотрудника, заключающейся в самоорганизации, самоконтроле и способно- сти выстраивать собственную деятельность в соответствии с принятым планом, а не с эмоциональным состоянием, которое преобладает у субъекта в (перед) той или иной экстремальной ситуации (ей). Так, к завершению эксперимента внешние и внутренние проявления дисциплинированности четко прослеживались в экспериментальной груп- пе, где и результаты тестирования показали рост числа сотрудников с высоким уровнем дисциплинированности, и практические действия подтвердили, что во всех функцио- нальных группах приказы и команды выполнялись четко и в срок, время на выполнение указаний не затягивалось. Вышеперечисленные результаты свидетельствуют о значительном повышении уров- ня сформированности мотивационно-волевого компонента готовности к действиям при возникновении ЧО. Одним из аспектов когнитивного компонента выступало качество знаний сотрудников по темам тактико-специальной подготовки, которые измерялись с помощью учебных тестов. Качество знаний было условно разделено на три уровня: оптимальный, допусти- мый и недопустимый. Увеличение доли сотрудников, демонстрирующих оптимальный уровень знаний о действиях при возникновении ЧО, произошло в экспериментальной группе на 30 %, в контрольной - на 3 %. Недопустимый уровень знаний сократился в обе- их группах: минус 16 и 3 % в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Качество выполнения практических действий также претерпело значительные из- менения в положительную сторону в экспериментальной группе и незначительные - в контрольной группе. Увеличение оптимального уровня практических навыков произо- шло в учреждениях экспериментальной группы на 25-35 %. Эксперты отметили высо- кую слаженность сотрудников при выполнении ими совместных действий и отличное качество исполнения индивидуальных тактических приемов. Отмечены в лучшую сторону действия дежурных смен и караулов учреждений экспе- риментальной группы в сравнении с контрольной группой, где тактико-строевые занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 111 проводились без отработки действий сотрудников указанных должностей. Группы пре- следования показали высокие результаты при отработке навыков в ситуации имитации побега из учреждения. Дежурные отрабатывали алгоритм действий в ситуациях захвата заложников или возникновении групповых неповиновений и также продемонстрирова- ли высокий уровень сформированности необходимых навыков в ситуации экспертной оценки. Некоторые вовлеченные в мероприятия сотрудники предлагали целесообраз- ные рекомендации по изменению алгоритмов действий дежурных смен, которые могут быть внедрены в повседневную служебную деятельность учреждений. На внезапных проверках готовности к действиям при возникновении ЧО количество личного состава, имеющего уровень готовности к действиям при ЧО на оптимальном уровне, в контрольной группе не изменилось; в экспериментальной же группе при ито- говом срезе оно увеличилось на 11 %. Этот факт демонстрирует целесообразность от- работки приобретенных навыков в условиях неожидаемого контроля, что еще в боль- шей степени будет способствовать повышению уровня готовности персонала УИС к действиям при ЧО. Представления о ЧО, оценка возможного исхода развития ситуации, прогнозы по ре- шению подобных ситуаций также являются аспектами когнитивного компонента готов- ности к действиям в указанных обстоятельствах. Для изучения этих аспектов применя- лось анкетирование, результаты которого показали, что повышение осведомленности и совершенствование практических навыков при совместном развитии мотивационно- волевого компонента способствуют более частому проявлению у респондентов позитив- ной оценки имеющихся человеческих ресурсов, необходимых для эффективного реше- ния ситуаций возникновения ЧО в условиях конкретного пенитенциарного учреждения. Одной из специфических функциональных групп, выполняющих профессиональные обязанности, как правило, только при ЧО, является группа ведения переговоров, к ком- петенции которой предъявляются особые требования. В рамках формирующего экспери- мента проводилось обучение сотрудников, входящих в состав групп ведения перегово- ров пенитенциарных учреждений, посредством реализации дополнительной професси- ональной программы повышения квалификации сотрудников УИС. Программа включала в себя обучение умениям саморегуляции неблагоприятных эмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях, навыкам взаимодействия в группе при решении профессиональных задач, сбора и анализа информации, применения коммуникативных приемов, необходимых для проведения переговоров в ситуации групповых неповинове- ний, массовых беспорядков и захвата заложников в исправительном учреждении. Результаты обучения функциональной группы ведения переговоров показали, что примененная учебная программа [5, с. 1-38] способствует развитию перечисленных компонентов исследуемой готовности. Возможность детального анализа аспектов ве- дения переговоров в экстремальных ситуациях, тренировка необходимых коммуника- тивных навыков, аналитических и прогностических умений, приемов сбора, анализа информации, планирования тактики переговорного процесса позволяют развить дея- тельностный и когнитивный компоненты. Применение таких педагогических приемов, как разрешение на допущение ошибок во время тренировки, последующее осознание их причин, поиск оптимального варианта действий в процессе группового обсуждения, использование рекомендаций эксперта, способствуют успешному решению предлага- емых учебных задач, формированию мотивов достижения успеха, снижению напряжен- ности, ориентации на сотрудничество и ответственное отношение к реализации задач профессиональной подготовки. Как и в других сферах профессионального обучения к деятельности при ЧО, резуль- тативность в подготовке персонала функциональной группы ведения переговоров во многом определялась как общими способностями, степенью активности и интереса, так и уровнем индивидуального развития сотрудников. В связи с этим степень позитивных изменений изучаемых компетенций сотрудников имела индивидуальный характер. Пе- речисленные формы работы одновременно помогли дифференцировать потенциаль- ные возможности сотрудников с целью их дальнейшего эффективного распределения по ролям участников группы ведения переговоров. В целом результаты формирующего эксперимента можно оценить положительно и констатировать факт достижения поставленных исследовательских целей. Выводы Оперативная обстановка в учреждениях УИС характеризуется повышенной сте- пенью вероятности возникновения ЧО и требует поиска оптимальных методов и форм подготовки сотрудников к эффективным действиям. Готовность персонала к действиям при возникновении ЧО становится все более значимым показателем результативности их общей профессиональной подготовленности. Оценка результата формирования готовности сотрудников к действиям при ЧО проводилась на основании совокупности мотивационно-волевого, когнитивного, дея- тельностного компонентов, что позволило объективно и всесторонне оценить степень ее сформированности. Результаты эксперимента позволили констатировать позитивные изменения ког- нитивного и деятельностного компонентов изучаемой готовности, которые проявились в углублении знаний и приобретении навыков реализации алгоритмов действий, эффек- тивности принимаемых решений, согласованности действий сотрудников при выполне- нии задач, направленных на ликвидацию ЧО. Повышение компетентности сотрудников стало причиной проявления мотивации достижения успеха, снижения напряженности и роста уверенности при выполнении ими задач в условиях ЧО. Таким образом, результаты проведенной экспериментальной работы подтвердили состоятельность апробированных педагогических путей, обеспечивающих повышение уровня готовности персонала уголовно-исполнительной системы к деятельности в чрез- вычайных обстоятельствах.