AN EMPIRICAL STUDY OF ANTICIPATION ABILITIES AMONG JUVENILES CONVICTED WITHOUT DEPRIVATION OF LIBERTY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the results of studying the anticipation abilities of juveniles convicted without deprivation of liberty. A number of methods were used to conduct a comprehensive survey of a representative sample of juveniles convicted without deprivation of liberty and to identify individual psychological characteristics of the individual that are leading and cause the formation of anticipation abilities among juveniles convicted without deprivation of liberty. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that respondents with formed anticipation consistency, all three of its components (personal-situational, spatial and temporal) are better developed than those of juveniles convicted without deprivation of liberty with unformed anticipation consistency, two of which (personal - situational and temporal) - at a high level of statistical significance and one (spatial) - at the level of tendency. In addition, respondents with developed anticipation competence are more future-oriented and goal-setting than those with less developed prognostic abilities, as evidenced by the revealed differences at a high level of statistical significance.

Keywords:
anticipacionnye sposobnosti, anticipacionnaya sostoyatel'nost', prognozirovanie, nesovershennoletnie osuzhdennye
Text
Publication text (PDF): Read Download

Эмпирическое исследование проводилось на базе УИИ УФСИН России по Белго- родской, Вологодской, Курской, Липецкой, Московской, Пермской, Рязанской, Тверской и Тульской областям. В обследовании приняли участие 500 респондентов в возрасте от 14 до 17 лет, со- стоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Для нашего психологического тестирования несовершеннолетних осужденных без лишения свободы применены следующие психодиагностические методики. Для определения степени сформированности антиципационной состоятельности: тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности), раз- работанный В. Д. Менделевичем, представляющий собой опросник, состоящий из 81 утверждения [1]; опросник оценки способности к прогнозированию Л. А. Регуш, состоящий из 20 пар противоположных высказываний [2]. Для определения степени сформированности ценностно-смысловых аспектов был применен тест «Смысложизненные ориентации» («СЖО») Д. А. Леонтьева, по- зволяющий оценить источник смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест «СЖО» содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни лич- ности [3]. Личностные особенности респондентов исследовались с применением методики многофакторного исследования личности (16-PF), разработанной Р. Кеттеллом. Нами была использована форма С, созданная в 1956-1957 гг. Она включает в себя 105 во- просов [4]. Статистический и математический ана лиз полу ченных данных проводил- ся при помощи компьютерных программ Microsoft Office Excel и SPSS 20.0 for Windows - Statistical Package for the Social Science (статистический пакет для социальных наук). Для проверки нормальности распределения данных был применен одновыборочный статистический критерий нормальности распределения данных Колмогорова - Смирнова; для выявления статистически значимых связей между ценностно-смысловыми компо- нентами и личностными особенностями респондентов с различной степенью сформи- рованности антиципационной компетентности использовался коэффициент корреля- ции К. Пирсона. Первый этап анализа полученных данных заключался в проверке нормально- сти распределения выборки при помощи одновыборочного критерия Колмогорова - Смирнова [5]. Результаты проведенного статистического анализа приведены в таблице 1, из ко- торой следует, что распределение выборки значительно отличается от нормального. Об этом свидетельствует тот факт, что величина вероятности принадлежности вы- борки к генеральной совокупности с нормальным распределением ничтожно мала (по 13 шкалам p ≤ 0,05). Таким образом, можно сделать вывод о том, что для сравнения средних показателей адекватным будет применение непараметрических критериев U-Манна-Уитни и Уилкоксона. Проверка нормальности распределения выборки (одновыборочный критерий Колмогорова - Смирнова) Таблица 1 Шкалы тестов Уровень значимости Шкалы тестов Уровень значимости Временная АС (т. Менделевича)* 0,024 Шкала N (т. Кеттелла)** 0,001 Результат (т. СЖО)* 0,043 Шкала Q1 (т. Кеттелла)* 0,019 Шкала B (т. Кеттелла)* 0,016 Способностьть к прогнозиро-ванию (т. Регуш)** 0,009 Шкала С (т. Кеттелла)* 0,013 Риск (т. Регуш)** 0,000 Шкала E (т. Кеттелла)** 0,006 Шкала I (т. Кеттелла)* 0,037 Шкала М (т. Кеттелла)* 0,015 * - вероятность принадлежности к генеральной выборке значима на уровне 0,05; ** - вероятность принадлежности к генеральной выборке значима на уровне 0,01. Следующий этап обработки и интерпретации полученных данных заключался в описа- нии усредненных прогностических способностей, личностных и мотивационно-смысловых особенностей респондентов (288 чел.), у которых, согласно результатам теста антиципа- ционной состоятельности В. Д. Менделевича, сформированы прогностические способ- ности, о чем свидетельствует тот факт, что показатель по шкале «Общая антиципаци- онная состоятельность» превышает границу нормы (241 балл) и составляет 255,4 балла (63 %). При этом, согласно результатам теста «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, у этой группы респондентов усредненный показатель по шкале «Способность к прогнозированию» находится несколько ниже границы средней нормы и составляет 7,07 балла (43,75 %), а склонность к риску - 3,87 балла (50 %) (рис. 1). 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 62,55% 65,70% 63,33% 63,00% 43,75% 50,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00% Л-С АС ПАС ВАС ОАС СкП Риск Рис. 1. Прогностические способности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тесты В. Д. Менделевича и Л. А. Регуш) На рисунке 1 видно, что у респондентов, отнесенных к данной части выборки, наи- более выражены способности к предвосхищению движения предметов в пространстве, координация собственных движений и моторная ловкость [пространственная составля- ющая антиципационной состоятельности - 46,27 балла - (62,55 %)], на втором месте - хроноритмологические особенности, отражающие способности к прогнозированию течения и точному распределению времени [временная составляющая антиципаци- онной состоятельности - 37,6 балла (63,33 %)], на третьем - способность к прогно- зированию жизненных событий и ситуаций, коммуникативные способности [личност- но-ситуативная составляющая антиципационной состоятельности - 171,53 балла (62,55 %)]. При этом границу нормы (166 баллов) превышает только показатель по шкале личностно-ситуативной прогностической компетентности, показатели же по шкалам пространственной и временной прогностической компетентности оказались ниже границ нормы - 52 и 42 балла соответственно. Таким образом, сформирован- ность антиципационной состоятельности достигается в этой группе за счет ее лич- ностно-ситуативной составляющей. Согласно результатам 16-факторного теста Р. Кеттелла «PF-16» (форма C), пред- ставленным на рисунке 2, в усредненном личностном профиле, полученном при тести- ровании несовершеннолетних осужденных без лишения свободы, у которых выявлена сформированность антиципационной состоятельности, все факторы в основном на- ходятся в рамках средней нормы. Однако выделяются три пиковые шкалы, отражаю- щие результаты, полученные по факторам H (робость - смелость), Q2 (конформизм - нонконформизм) и Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль), и две шкалы с низкими показателями: по фактору I (жестокость - чувствительность) и по фактору Q1 (консерватизм - радикализм). 8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00 6,20 4,13 6,00 6,27 6,40 6,13 7,47 4,53 6,13 6,20 5,73 5,73 4,93 6,67 6,93 5,53 6,53 A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 MD Рис. 2. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тест Р. Кеттелла) Таким образом, мы можем констатировать у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью наличие таких личностных тенденций, как социальная смелость, спонтанность, способность к самостоятельному принятию решений, предприимчивость, контролируемость, соци- альная точность, высокая интегрированность Я-образа, сила, независимость, привыч- ка полагаться на себя, реалистичность, нетерпимость к бессмысленности, консерва- тивность, уважение традиций и принципов, готовность ради их соблюдения терпеть трудности. Результаты, полученные при количественной обработке теста «СЖО», представ- ленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что общая осмысленность жизни, как и все составляющие этого интегрального показателя, превышают 50 % от максимально возможных значений шкал. В среднем у данной группы респондентов отмечается преоб- ладание позитивного отношения к своему прошлому, положительная оценка уже прой- 124 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 68,00% 66,00% 64,00% 64,45% 63,80% 66,10% 63,57% 63,38% 62,00% 60,00% 59,52% 58,00% 56,00% Ц Пр Р ЛК-Я ЛК-Ж Общ Рис. 3. Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева) денного отрезка жизни, о чем свидетельствует пиковый показатель графика по шкале «Результативность жизни» (66,10 % - 23,13 балла из 35 возможных). При этом показатель по шкале «Локус контроля - Жизнь» расположен на графике ниже остальных, несмотря на то что его значение также оценивается как «выше среднего» (59,52 % - 25 баллов из 42 возможных). Такие результаты могут быть свидетельством недостаточной уверен- ности респондентов, составивших эту часть выборки, в том, что человеку дано самому контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Учитывая описанные выше показатели по тесту «СЖО», мы можем говорить о том, что для группы респондентов со сформированной антиципационной состоятельно- стью характерны позитивное отношение к своему прошлому и положительная оценка результативности прожитой части своей жизни при недостаточной уверенности в кон- тролируемости собственной жизни, а также в возможности принятия и реализации са- мостоятельных решений. Был выявлен ряд статистически достоверных взаимосвязей между прогностически- ми способностями, диагностируемыми при помощи двух методик: В. Д. Менделевича и Л. А. Регуш, и психологическими особенностями несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной компетентностью, а именно - их личностными особенностями, выявляемыми при помощи теста Р. Кеттелла, и ценностно-смысловыми аспектами, диагностируемыми при помощи методики «СЖО» Д. А. Леонтьева. Были проанализированы также выявленные статистически достовер- ные связи между личностными особенностями респондентов и аспектами их ценностно- смысловой сферы. Результаты корреляционного анализа с применением коэффициен- та корреляции r-Пирсона представлены в таблице 2. Таблица 2 Результаты корреляционного анализа данных респондентов со сформированной антиципационной компетентностью Показатели Коэф.корре- ляции Уровень знач. 1 2 3 Связи прогностических способностей с личностными особенностями Пространственная АС (т. Менделевича) и фактор L (т. Кеттелла) -0,561* 0,030 Временная АС (т. Менделевича) и фактор Q (т. Кеттелла)4 0,542* 0,037 Окончание таблицы 2 1 2 3 Личностно-ситуативная АС (т. Менделевича) и фактор F (т. Кеттелла) 0,563* 0,029 Связи ценностно-смысловых аспектов с личностными особенностями Процесс (т. «СЖО») и фактор B (т. Кеттелла) 0,533* 0,041 Процесс (т. «СЖО») и фактор C (т. Кеттелла) 0,693** 0,004 Процесс (т. «СЖО») и фактор L (т. Кеттелла) -0,589* 0,021 Локус контроля-Жизнь (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,608* 0,016 Локус контроля - Жизнь (т. «СЖО») и фактор Q (т. Кеттелла)1 0,594* 0,020 Локус контроля - Жизнь (т. «СЖО») и фактор Q (т. Кеттелла)2 -0,523* 0,046 Локус контроля - Я (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,548* 0,034 Локус контроля - Я (т. «СЖО») и фактор I (т. Кеттелла) 0,533* 0,041 Осмысленность жизни (т. «СЖО») и фактор С (т. Кеттелла) 0,559* 0,030 Осмысленность жизни (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,568* 0,027 Цель (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,572 0,026 - корреляционная связь значима на уровне 0,05; ** - корреляционная связь значима на уровне 0,01. Выявлены статистически достоверные прямые корреляционные связи между вре- менной составляющей антиципационной состоятельности (тест Менделевича) и факто- ром Q4 «расслабленность - напряженность» (тест Кеттелла), а также между личностно- ситуативной составляющей антиципационной состоятельности (тест Менделевича) и фактором F «сдержанность - экспрессивность» (тест Кеттелла) и обратная корреляци- онная связь между пространственной составляющей антиципационной компетентно- сти и фактором L «доверчивость - подозрительность» (тест Кеттелла). Следовательно, чем точнее эти респонденты способны планировать свое время и прогнозировать воз- никновение различных (в том числе стрессовых) ситуаций, тем они более напряжены; чем лучше у них сформирована способность к предвидению конфликтных ситуаций в отношениях и способов реагирования окружающих на их поведение, тем они более экспрессивны в своих эмоциональных проявлениях; чем более точно они способны координировать и планировать свои движения, чем лучше развита у них двигательная ловкость, тем более они открыты и доверчивы. Выявленные статистически достоверные взаимосвязи между ценностно-смысло- выми аспектами и личностными особенностями респондентов позволяют сделать сле- дующие выводы. Чем более развиты у респондентов абстрактное мышление, оперативность, со- образительность, чем более они обучаемы, эмоционально устойчивы и устойчивы в интересах, чем более они работоспособны и ориентированы на реальность, чем бо- лее они открыты и уживчивы с окружающими, тем более интересным, эмоциональ- но насыщенным и наполненным смыслом им представляется сам процесс их жизни. Об этом свидетельствует наличие прямых корреляционных связей между показателями по шкале «Процесс жизни» (тест «СЖО») и показателями по факторам В «интеллект» и С «эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность» (тест Кеттелла), а также обратной корреляционной связи значения указанной шкалы теста «СЖО» с по- казателем по фактору L «доверчивость - подозрительность» (тест Кеттелла). Чем более респонденты нормативны в своем поведении, социабельны, добросо- вестны, ответственны, стабильны и аналитичны, тем больше они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Такое заключение можно сделать на основе наличия прямых корреляцион- ных связей между показателями по шкале «Локус контроля - Жизнь» (тест «СЖО») и показателями по факторам G «низкая нормативность поведения - высокая норматив- ность поведения» и Q1 «консерватизм - радикализм» (тест Кеттелла), а также обрат- ной корреляционной связи значения названной шкалы теста «СЖО» с показателем по фактору Q2 «конформизм - нонконформизм» (тест Кеттелла). Чем более социально нормативно поведение этих респондентов, чем более они эмоциональны и эмпатичны, тем отчетливее они чувствуют себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора для того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, о чем свидетельствуют выявленные прямые корреляционные связи между показателем по шкале «Локус контро- ля-Я») (тест СЖО) и показателями по факторам G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» и I «жесткость - чувствительность» (тест Кеттелла). Чем более нормативно поведение этих респондентов и чем более они эмоционально стабильны, тем выше общая осмысленность их жизни, что подтверждается выявлен- ными прямыми корреляционными связями между показателем по интегральной шкале «Осмысленность жизни» (тест СЖО») и показателями по факторам С «эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность» и G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (тест Кеттелла). С нормативностью их поведения напрямую связаны также осмысленность жизни, ее направленность и целеполагание, о чем свидетельствует выявленная прямая корреляционная связь между показателем по шкале «Цели» (тест СЖО») и показателем по фактору G «низкая нормативность по- ведения - высокая нормативность поведения» (тест Кеттелла). На основании изложенного можно сделать вывод о том, что у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы с относительно сформированной антиципационной компетентностью отмечаются такие личностные тенденции, как социальная смелость, спонтанность, способность к самостоятельному принятию решений, предприимчи- вость, контролируемость, социальная точность и высокая интегрированность Я-образа, сила, независимость, привычка полагаться на себя, реалистичность, нетерпимость к бессмысленности, консервативность, уважение традиций и принципов. У этих респон- дентов отмечаются отсутствие удовлетворенности своей жизнью в настоящем, низкая способность предвидеть и взвешивать последствия своих действий в будущем. Сфор- мированность их антиципационной состоятельности достигается за счет ее личностно- ситуативной составляющей. В структуре личности этих респондентов выявлены следующие статистически до- стоверные взаимозависимости: чем точнее они способны планировать свое время и прогнозировать возникновение различных (в том числе стрессовых) ситуаций, тем более они напряжены; чем лучше у них сформирована способность к предвидению конфликтных ситуа- ций в отношениях и способов реагирования окружающих на их поведение, тем более они экспрессивны в своих эмоциональных проявлениях; чем более точно они способны координировать и планировать свои движения, чем лучше развита у них двигательная ловкость, тем более они открыты и доверчивы; чем более развито у них абстрактное мышление, оперативность, сообразитель- ность, чем более они обучаемы, эмоционально устойчивы и устойчивы в интересах, работоспособны, ориентированы на реальность, открыты и уживчивы с окружающими, тем более интересным, эмоционально насыщенным и наполненным смыслом им пред- ставляется сам процесс их жизни; чем более они нормативны в своем поведении, социабельны, добросовестны, от- ветственны, стабильны и аналитичны, тем больше они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь; чем более нормативно поведение этих респондентов, чем более они эмоциональ- ны и эмпатичны, тем отчетливее они чувствуют наличие у себя достаточной свободы выбора для того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред- ставлениями о смысле; чем более нормативно их поведение и чем более они эмоционально стабильны, тем выше общая осмысленность их жизни, с нормативностью их поведения напрямую связаны также осмысленность жизни, ее направленность, адекватное оценивание вре- менной перспективы и целеполагание. Таким образом, у респондентов со сформированной антиципационной состоятельно- стью все три ее компонента (личностно-ситуативный, пространственный и временной) развиты лучше, чем у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы с не- сформированной антиципационной состоятельностью, два из которых (личностно- ситуативный и временной) - на высоком уровне статистической значимости, один (про- странственный) - на уровне тенденции. Кроме того, респонденты с развитой антиципа- ционной состоятельностью более ориентированы на будущее и способны к целеполага- нию, чем те, у кого прогностические способности развиты хуже, о чем свидетельствуют выявленные различия на высоком уровне статистической значимости.
References

1. Mendelevich V. D. Anticipacionnye mehanizmy nevrozogeneza. M. : Gorodec, 2018. 448 s. @@ Mendelevich, V. D. 2018, Anticipation mechanisms of neurosis, Gorodets, Moscow.

2. Regush L. A. Psihologiya prognozirovaniya: uspehi v poznanii buduschego. SPb. : Rech', 2003. 352 s. @@ Regush, L. A. 2003, Psychology of prediction: progress in the knowledge of the future, Rech, St. Petersburg.

3. Leont'ev D. A., Kalashnikov M. O., Kalashnikova O. E. Faktornaya struktura testa smyslozhiznennyh orientaciy // Psihologicheskiy zhurnal. 1993. T. 14, № 1. S. 150-155. Leont’ev, D. A., Kalashnikov, M. O. & Kalashnikova, O. E. 1993, ‘The factor structure of the test of life-meaningful orientations’, Psychological journal, vol. 14, iss 1, pp. 150-155.

4. Kapustina A. N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R. Kettella. SPb. : Rech', 2001. 112 s. @@ Kapustina, A. N. 2001, R. Kettell’s multifactorial personal methodology, Rech, St. Petersburg.

5. Nasledov A. D. IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: professional'nyy statisticheskiy analiz dannyh. SPb. : Piter, 2013. 416 s. @@ Nasledov, A. D. 2013, IBM SPSS Statistics 20 and AMOS: professional statistical data analysis, Piter, St. Petersburg.

Login or Create
* Forgot password?