Publication text
(PDF):
Read
Download
В настоящее время вопросам совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной деятельности, в частности их профессиональной компетентности и профессиональной культуры, уделяется большое внимание. Подготовленность сотрудника правоохранительных органов, которая формируется в процессе обучения в учебных заведениях, в ходе служебной подготовки, переподго- товки, повышения квалификации и самообразования, влияет на становление специа- листа, способн ого эффективно решать профессиональные задачи в сложной опера- тивной обстановке. В профессиональной деятельности сотрудника важнейшее место занимает про- фессиональная компетентность, то есть степень сформированности системы знаний, умений, способностей, инициативы личности, необходимых для эффективного выпол- нения конкретной деятельности. Быть компетентным - значит быть уверенным в себе, в своих силах, уметь самостоятельно обучаться. Необходимы регулярный самоконтроль и самостоятельность в мышлении, оригинальность мышления, настойчивость, умение принимать нестандартные решения, понимание профессиональной ответственности. Можно выделить следующие виды профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов: специальная - владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, совершенствование своего дальнейшего профессионального развития. Сформиро- ванность профессиональной деятельности сотрудника определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, которыми он должен владеть; социальная - владение совместной профессиональной деятельностью и приемами профессионального обучения, принятыми в данной профессии. Социальная компетент- ность сотрудника предполагает принятие им социальной ответственности за результаты своего профессионального труда; личностная - владение приемами личностного самовыражения, саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности; индивидуальная - владение приемами развития индивидуальности в рамках про- фессии, готовность к профессиональному росту. Индивидуальная компетентность со- трудника предполагает индивидуальное самосохранение, умение организовать свой труд рационально, без перегрузок времени и сил и без лишней утомляемости. В процессе формирования и совершенствования профессиональной компетентно- сти сотрудников правоохранительных органов необходимо стремиться к овладению системой коммуникативных умений и навыков. На уровне умений - наблюдать и оце- нивать собеседника и ориентироваться в ситуации общения. В процессе ведения диа- лога - дискуссировать, оказывать убеждающее воздействие, устанавливать психоло- гический контакт с различными категориями собеседников, создавать неформальную или деловую обстановку в процессе общения. Важно уметь в общении устанавливать и поддерживать доверительные отношения, управлять инициативой и дистанцией, знать, как урегулировать психологические состояния собеседников, контролировать эмоции партнеров по общению и, самое важное, управлять собственным состоянием. Эмоционально-волевая устойчивость сотрудника представляет собой способность сохранять в сложных условиях профессиональной деятельности оптимальное психи- ческое состояние, которое проявляется: в отсутствии у сотрудника, находящегося в экстремальных условиях, психических реакций, снижающих эффективность профессиональных действий, таких как ошибки, неточности, промахи и т. д.; готовности безукоризненно действовать в психологически сложных условиях; умении сохранять профессиональную бдительность, настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям; умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных и провоциру- ющих ситуациях и др. Высокой степенью совершенства, достигнутой сотрудниками в их профессиональной деятельности на основе глубокого знания и точного исполнения закона и норм нрав- ственности, является правовая культура, которая выполняет ряд взаимосвязанных функ- ций. Одна из них - познавательно-преобразовательная, которая связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, че- ловеческое достоинство и свобода выбора. Вот почему весьма популярно мнение о не- разрывности права и морали, требований нравственности и правовой культуры в целом. Итогом успешного взаимодействия указанных факторов является формирование профессионально подготовленного сотрудника правоохранительных органов. Неотъемлемым элементом профессионализма сотрудников выступает профессионально- этическая состоятельность как результат гармоничного сочетания высокоразвитого мыш- ления, знаний, чувств, творческой деятельности, поведенческой и духовно-нравственной культуры. Такие качества, как бескорыстность, честность, порядочность, дисциплиниро- ванность, ответственность, выдержанность, определяют высокий морально-этический уровень сотрудника, а смелость, решительность, работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели, физическая выносливость и способность к самокон- тролю присущи сотрудникам, обладающим нервно-психологической выносливостью. Сфера деятельности сотрудников правоохранительных органов практически пол- ностью исключает использование готовых алгоритмов для решения круга профессио- нальных компетенций, развития творческого потенциала, созидательных способностей и иных компонентов. Одним из важнейших критериев профессионализма сотрудника вы- ступает его способность и готовность к решению сложных проблем в условиях постоян- ной неопределенности, трансформации общественной жизни и технологической среды. Происходящие в обществе изменения требуют адекватных мер по оптимизации про- фессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, качественного усовершенствования процесса их профессионального обучения и воспитания, что сви- детельствует о необходимости теоретического анализа, обобщения научных подходов к проблеме формирования профессионализма сотрудников правоохранительных органов. В современных условиях оценка эффективности деятельности сотрудников уч- реждений и органов уголовно-исполнительной системы приобретает первостепенное значение. Она необходима для принятия объективных кадровых и управленческих ре- шений, понимания перспектив развития персонала УИС, формирования кадрового ре- зерва, осуществления ротации кадров при приеме на службу, проведении аттестации, при направлении сотрудников на обучение и повышение квалификации, назначении на должность и др. В теории и практике управления персоналом сложилось устоявшееся определение понятия деловой оценки персонала, под которой понимают кадровую процедуру, про- водимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количе- ственных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям. Работа в учреждениях УИС требует уникальной комбинации личных качеств и профес- сионального мастерства сотрудников. Изучение кандидата для поступления на службу в УИС осуществляется на следу- ющих этапах: предварительное изучение профессиональной и психологической пригодности; медицинское и психофизическое обследование; проверка физической подготовленности кандидата и его социально-правовое изу- чение по оперативным учетам; прохождение испытательного срока в качестве стажера по предлагаемой должности. На сегодняшний день в учреждениях УИС сложилась целостная система профес- сионально-психологического отбора кандидатов на службу, в процессе которой опре- деляется пригодность человека к службе в УИС. В данном случае решаются две основные задачи: определение требований, предъявляемых к человеку той или иной профессией; оценка наличия у конкретного человека индивидуально-психологических качеств, позволяющих ему успешно осваивать и осуществлять данную деятельность. Как инструмент профессионального отбора и профессиональной адаптации широко применяется испытательный срок, который является наиболее важной формой оценки кандидата на службу в УИС, причем очень эффективной, так как сотрудник проявляет себя в реальной практической деятельности и в реальном коллективе, показывая свои личностные и деловые качества для службы в УИС. При изучении профессиональной компетенции молодого сотрудника речь идет не только о конкретных знаниях, умениях и навыках, полученных при обучении в учебном заведении или при работе в других организациях, но и о способности применять их на службе в УИС. Изучение деловых качеств молодого сотрудника является условием реализации профессиональных знаний, умений и навыков. Испытательный срок предоставляет воз- можность для выявления наличия у молодого сотрудника качеств, которые позволяют ему обращаться гуманно, справедливо и беспристрастно с лицами, содержащимися в учреждениях УИС, вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить при- мером для осужденных и завоевывать их уважение. Таким образом, испытательный срок - важный источник информации о кандидатах для службы в учреждениях (органах) уголовно-исполнительной системы. Наряду с изучением лица, назначаемого на должность, его непосредственный на- чальник совместно с закрепленным наставником, психологом и сотрудниками кадрового аппарата учреждения УИС обеспечивают прохождение молодым сотрудником специаль- ного первоначального обучения, оказывают ему помощь в приобретении знаний и уме- ний, необходимых для качественного исполнения должностных обязанностей, создают благоприятные условия для адаптации к новой должности, к специфическим условиям правоохранительной службы в учреждениях УИС, к новому социальному окружению. В настоящее время необходимо говорить не только о требованиях профессии к че- ловеку, но и о требованиях человека к профессиональной деятельности. Служба должна: способствовать развитию личности, стимулируя скрытые возмож- ности и расширяя компетенцию, поскольку личность сотрудника правоохранительных органов в значительной степени развивается в контексте его профессиональной дея- тельности; должна соответствовать потребностям и квалификации сотрудника; допу- скать индивидуальное или коллективное влияние на условия труда и профессиональ- ные системы. Служба не должна наносить ущерба социальному статусу сотрудника; быть разрушительной для психического и физического здоровья сотрудника правоох- ранительных органов. Существует положительная связь между сложностью профессиональных задач, широ- той спектра действий в служебной ситуации, с одной стороны, и психическим здоровьем, уверенностью в себе, моральным сознанием, гибкостью интеллекта, социальной компетент- ностью, внутренним контролем и творческим подходом к делу, с другой стороны. Профессиональную компетентность сотрудников правоохранительных органов необ- ходимо определить как развивающийся потенциал высокообразованного специалиста, включающий в себя мотивацию развития профессионализма деятельности, а именно совершенствование профессиональных навыков и умений; освоение новых способов принятия эффективных решений. Процесс формирования профессионализма сотрудников правоохранительных ор- ганов следует рассматривать сквозь призму неразрывного образования, что открыва- ет неограниченные возможности для приобретения новых знаний, умений, навыков и компетенций, самообразования и саморазвития. Сущность и традиции развития профессионализма в деятельности сотрудников право- охранительных органов определяются множеством факторов юридического, экономическо- го, психологического, педагогического, этического и иного характера. Однако становление профессионала невозможно без соответствующих способностей, желания и характера, готовности к постоянному учению и стремления к совершенствованию своего мастерства. Итак, анализ профессиональной компетентности позволяет выделить в ней нрав- ственную основу поведения сотрудника правоохранительных органов. Большое значение имеет личностный потенциал сотрудника в морально-психологическом аспекте, в част- ности, такие качества, как дисциплинированность, моральная устойчивость, чувство дол- га, мужество, ответственность, принципиальность, справедливость, тактичность, чест- ность, порядочность, трудолюбие, сочувствие, самообладание, доброжелательность. Как правило, профессиональная компетентность сотрудников правоохранительных органов рассматривается как комплекс личностных свойств и профессиональных ка- честв.