ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Currently, the main problem in assessing the work of law enforcement agencies is the professional competence and reliability of employees. One of the main tasks is the professional selection, training, education and training of high-level professionals who are able to solve the entire range of problems faced by employees of the Penal system. Psychological preparedness of law enforcement officers is also important; it significantly increases the professional skills of the employee. The content of psychological training should be characterized by a clearly defined professional orientation, which will contribute to the growth of professional and psychological potential of a law enforcement officer. The features of professional development of law enforcement officers, their professional competence and legal culture, emotional and volitional stability, as well as some aspects of professional and psychological selection of candidates for service in institutions of the Penal system are discussed in the article. The importance of step-by-step formation of the main professional competencies that form the basis of readiness to perform tasks in law enforcement activity is emphasized

Keywords:
employee qualification, professional competence, legal culture, emotional and volitional stability, probation of the candidate for service
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время вопросам совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной деятельности, в частности их профессиональной компетентности и профессиональной культуры, уделяется большое внимание. Подготовленность сотрудника правоохранительных органов, которая формируется в процессе обучения в учебных заведениях, в ходе служебной подготовки, переподго- товки, повышения квалификации и самообразования, влияет на становление специа- листа, способн ого эффективно решать профессиональные задачи в сложной опера- тивной обстановке. В профессиональной деятельности сотрудника важнейшее место занимает про- фессиональная компетентность, то есть степень сформированности системы знаний, умений, способностей, инициативы личности, необходимых для эффективного выпол- нения конкретной деятельности. Быть компетентным - значит быть уверенным в себе, в своих силах, уметь самостоятельно обучаться. Необходимы регулярный самоконтроль и самостоятельность в мышлении, оригинальность мышления, настойчивость, умение принимать нестандартные решения, понимание профессиональной ответственности. Можно выделить следующие виды профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов: специальная - владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, совершенствование своего дальнейшего профессионального развития. Сформиро- ванность профессиональной деятельности сотрудника определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, которыми он должен владеть; социальная - владение совместной профессиональной деятельностью и приемами профессионального обучения, принятыми в данной профессии. Социальная компетент- ность сотрудника предполагает принятие им социальной ответственности за результаты своего профессионального труда; личностная - владение приемами личностного самовыражения, саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности; индивидуальная - владение приемами развития индивидуальности в рамках про- фессии, готовность к профессиональному росту. Индивидуальная компетентность со- трудника предполагает индивидуальное самосохранение, умение организовать свой труд рационально, без перегрузок времени и сил и без лишней утомляемости. В процессе формирования и совершенствования профессиональной компетентно- сти сотрудников правоохранительных органов необходимо стремиться к овладению системой коммуникативных умений и навыков. На уровне умений - наблюдать и оце- нивать собеседника и ориентироваться в ситуации общения. В процессе ведения диа- лога - дискуссировать, оказывать убеждающее воздействие, устанавливать психоло- гический контакт с различными категориями собеседников, создавать неформальную или деловую обстановку в процессе общения. Важно уметь в общении устанавливать и поддерживать доверительные отношения, управлять инициативой и дистанцией, знать, как урегулировать психологические состояния собеседников, контролировать эмоции партнеров по общению и, самое важное, управлять собственным состоянием. Эмоционально-волевая устойчивость сотрудника представляет собой способность сохранять в сложных условиях профессиональной деятельности оптимальное психи- ческое состояние, которое проявляется: в отсутствии у сотрудника, находящегося в экстремальных условиях, психических реакций, снижающих эффективность профессиональных действий, таких как ошибки, неточности, промахи и т. д.; готовности безукоризненно действовать в психологически сложных условиях; умении сохранять профессиональную бдительность, настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям; умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных и провоциру- ющих ситуациях и др. Высокой степенью совершенства, достигнутой сотрудниками в их профессиональной деятельности на основе глубокого знания и точного исполнения закона и норм нрав- ственности, является правовая культура, которая выполняет ряд взаимосвязанных функ- ций. Одна из них - познавательно-преобразовательная, которая связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, че- ловеческое достоинство и свобода выбора. Вот почему весьма популярно мнение о не- разрывности права и морали, требований нравственности и правовой культуры в целом. Итогом успешного взаимодействия указанных факторов является формирование профессионально подготовленного сотрудника правоохранительных органов. Неотъемлемым элементом профессионализма сотрудников выступает профессионально- этическая состоятельность как результат гармоничного сочетания высокоразвитого мыш- ления, знаний, чувств, творческой деятельности, поведенческой и духовно-нравственной культуры. Такие качества, как бескорыстность, честность, порядочность, дисциплиниро- ванность, ответственность, выдержанность, определяют высокий морально-этический уровень сотрудника, а смелость, решительность, работоспособность, энергичность, настойчивость в достижении цели, физическая выносливость и способность к самокон- тролю присущи сотрудникам, обладающим нервно-психологической выносливостью. Сфера деятельности сотрудников правоохранительных органов практически пол- ностью исключает использование готовых алгоритмов для решения круга профессио- нальных компетенций, развития творческого потенциала, созидательных способностей и иных компонентов. Одним из важнейших критериев профессионализма сотрудника вы- ступает его способность и готовность к решению сложных проблем в условиях постоян- ной неопределенности, трансформации общественной жизни и технологической среды. Происходящие в обществе изменения требуют адекватных мер по оптимизации про- фессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, качественного усовершенствования процесса их профессионального обучения и воспитания, что сви- детельствует о необходимости теоретического анализа, обобщения научных подходов к проблеме формирования профессионализма сотрудников правоохранительных органов. В современных условиях оценка эффективности деятельности сотрудников уч- реждений и органов уголовно-исполнительной системы приобретает первостепенное значение. Она необходима для принятия объективных кадровых и управленческих ре- шений, понимания перспектив развития персонала УИС, формирования кадрового ре- зерва, осуществления ротации кадров при приеме на службу, проведении аттестации, при направлении сотрудников на обучение и повышение квалификации, назначении на должность и др. В теории и практике управления персоналом сложилось устоявшееся определение понятия деловой оценки персонала, под которой понимают кадровую процедуру, про- водимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количе- ственных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям. Работа в учреждениях УИС требует уникальной комбинации личных качеств и профес- сионального мастерства сотрудников. Изучение кандидата для поступления на службу в УИС осуществляется на следу- ющих этапах: предварительное изучение профессиональной и психологической пригодности; медицинское и психофизическое обследование; проверка физической подготовленности кандидата и его социально-правовое изу- чение по оперативным учетам; прохождение испытательного срока в качестве стажера по предлагаемой должности. На сегодняшний день в учреждениях УИС сложилась целостная система профес- сионально-психологического отбора кандидатов на службу, в процессе которой опре- деляется пригодность человека к службе в УИС. В данном случае решаются две основные задачи: определение требований, предъявляемых к человеку той или иной профессией; оценка наличия у конкретного человека индивидуально-психологических качеств, позволяющих ему успешно осваивать и осуществлять данную деятельность. Как инструмент профессионального отбора и профессиональной адаптации широко применяется испытательный срок, который является наиболее важной формой оценки кандидата на службу в УИС, причем очень эффективной, так как сотрудник проявляет себя в реальной практической деятельности и в реальном коллективе, показывая свои личностные и деловые качества для службы в УИС. При изучении профессиональной компетенции молодого сотрудника речь идет не только о конкретных знаниях, умениях и навыках, полученных при обучении в учебном заведении или при работе в других организациях, но и о способности применять их на службе в УИС. Изучение деловых качеств молодого сотрудника является условием реализации профессиональных знаний, умений и навыков. Испытательный срок предоставляет воз- можность для выявления наличия у молодого сотрудника качеств, которые позволяют ему обращаться гуманно, справедливо и беспристрастно с лицами, содержащимися в учреждениях УИС, вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить при- мером для осужденных и завоевывать их уважение. Таким образом, испытательный срок - важный источник информации о кандидатах для службы в учреждениях (органах) уголовно-исполнительной системы. Наряду с изучением лица, назначаемого на должность, его непосредственный на- чальник совместно с закрепленным наставником, психологом и сотрудниками кадрового аппарата учреждения УИС обеспечивают прохождение молодым сотрудником специаль- ного первоначального обучения, оказывают ему помощь в приобретении знаний и уме- ний, необходимых для качественного исполнения должностных обязанностей, создают благоприятные условия для адаптации к новой должности, к специфическим условиям правоохранительной службы в учреждениях УИС, к новому социальному окружению. В настоящее время необходимо говорить не только о требованиях профессии к че- ловеку, но и о требованиях человека к профессиональной деятельности. Служба должна: способствовать развитию личности, стимулируя скрытые возмож- ности и расширяя компетенцию, поскольку личность сотрудника правоохранительных органов в значительной степени развивается в контексте его профессиональной дея- тельности; должна соответствовать потребностям и квалификации сотрудника; допу- скать индивидуальное или коллективное влияние на условия труда и профессиональ- ные системы. Служба не должна наносить ущерба социальному статусу сотрудника; быть разрушительной для психического и физического здоровья сотрудника правоох- ранительных органов. Существует положительная связь между сложностью профессиональных задач, широ- той спектра действий в служебной ситуации, с одной стороны, и психическим здоровьем, уверенностью в себе, моральным сознанием, гибкостью интеллекта, социальной компетент- ностью, внутренним контролем и творческим подходом к делу, с другой стороны. Профессиональную компетентность сотрудников правоохранительных органов необ- ходимо определить как развивающийся потенциал высокообразованного специалиста, включающий в себя мотивацию развития профессионализма деятельности, а именно совершенствование профессиональных навыков и умений; освоение новых способов принятия эффективных решений. Процесс формирования профессионализма сотрудников правоохранительных ор- ганов следует рассматривать сквозь призму неразрывного образования, что открыва- ет неограниченные возможности для приобретения новых знаний, умений, навыков и компетенций, самообразования и саморазвития. Сущность и традиции развития профессионализма в деятельности сотрудников право- охранительных органов определяются множеством факторов юридического, экономическо- го, психологического, педагогического, этического и иного характера. Однако становление профессионала невозможно без соответствующих способностей, желания и характера, готовности к постоянному учению и стремления к совершенствованию своего мастерства. Итак, анализ профессиональной компетентности позволяет выделить в ней нрав- ственную основу поведения сотрудника правоохранительных органов. Большое значение имеет личностный потенциал сотрудника в морально-психологическом аспекте, в част- ности, такие качества, как дисциплинированность, моральная устойчивость, чувство дол- га, мужество, ответственность, принципиальность, справедливость, тактичность, чест- ность, порядочность, трудолюбие, сочувствие, самообладание, доброжелательность. Как правило, профессиональная компетентность сотрудников правоохранительных органов рассматривается как комплекс личностных свойств и профессиональных ка- честв.
References

1. Psihologiya upravleniya : uchebnik / pod red. V. I. Chernenilova. M. : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2011. 350 s. @@ Chernenilov, V. I. (ed.) 2011, Management psychology, Academy of management of the MIA of Russia, Moscow.

2. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya : ucheb. posobie / pod red. A. M. Stolyarenko. M. : YuNITI-DANA, 2001. 639 s. @@ Stolyarenko, A. M. (ed.) 2001, Applied legal psychology, UNITY-DANA, Moscow.

3. Zhuravlev A. L. Aktual'nye problemy social'no orientirovannyh otrasley psihologii. M. : Institut psihologii RAN, 2011. 560 s. @@ Zhuravlev, A. L. 2011, Actual problems of socially oriented branches of psychology, Institute of psychology of RAS, Moscow.

4. Busygina A. L., Sekletov A. V. Professional'naya kompetentnost' sotrudnika pravoohranitel'nyh organov // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2014. T. 16, № 2-1. S. 38-40. @@ Busygina, A. L. & Sekletov, A. V. 2014, ‘Professional competence of a law enforcement officer’, Izvestia of Samara Scientific Center of RAS, vol. 16, iss. 2-1, pp. 38-40.

5. Dolinin A. Yu. Kadrovyy potencial ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: ocenka i razvitie : monografiya. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2017. 161 s. @@ Dolinin, A. Yu. 2017, Staff potential of the Penal system: assessment and development, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

6. Gur'ev M. E. Analiz professional'noy kompetentnosti sotrudnika organov vnutrennih del v yuridicheskoy psihologii // Aktual'nye voprosy psihologii, pedagogiki i obrazovaniya : sb. nauch. tr. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Samara : Innovacionnyy centr razvitiya obrazovaniya i nauki, 2015. S. 203-208

7. Baykov D. M. O nekotoryh aspektah formirovaniya professionalizma sotrudnikov organov vnutrennih del na sovremennom etape razvitiya obschestva // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya. 2016. T. 5, № 4(17). S. 55-58. @@ Baykov, D. M. 2016, ‘About some aspects of professionalism formation among employees of Internal Affairs bodies at the present stage of society development’, Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, vol. 5, iss. 4(17), pp. 55-58.

Login or Create
* Forgot password?