Publication text
(PDF):
Read
Download
Действие норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)предполагает единообразие применения средств исправления осужденных на всей территории страны. Системное применение в отношении различных категорий осужденных идентичных средств исправления, предусмотренных российским уголовно-исполнительным законодательством, будет способствовать максимальному эффекту от процесса исполнения уголовного наказания - исправлению осужденных. Законодательное установление единой системы правового регулирования средств исправления в зависимости от вида уголовного наказания позволит слаженно и качественно осуществлять учреждениями и органами УИС России исправительное воздействие и реализовывать уголовно-исполнительную политику на высоком уровне. Вместе с тем изучение нормативно-правового содержания положений отдельных статей УИК РФ, регламентирующих такое средство исправления осужденных, как воспитательная работа, показывает наличие пробелов в правовом регулировании и отсутствие его единства и дифференциации. Самостоятельно нормативное определение воспитательной работы с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует. В связи с этим обратимся к нормативной и научной дефиниции терминов «воспитание» и «воспитательная работа». В п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 7 мая 2013 г. № 99-ФЗ, от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ) содержится следующее понятие воспитания: «Воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Согласно Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (утверждена Минюстом России 20 апреля 2000 г.) воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, направленных на преодоление личностных деформаций осужденных, способствующих их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, законопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. А. Н. Сиряков рассматривает воспитательную работу в широком смысле - это комплекс социально-экономических, организационно-правовых, производственно-хозяйственных, бытовых и идеологических мер, направленных на обеспечение цели исправления и предупреждения совершения осужденными новых преступлений, и в узком - комплекс индивидуальных, групповых и массовых мер по распространению и утверждению общечеловеческих и общественно значимых ценностей, признаваемых и защищаемых государством и обществом, направленных на выработку у осужденных убеждения в добросовестном отношении ко всем средствам исправления; формирование их гражданской позиции, готовности строго следовать предписаниям закона и нормам человеческого общежития [2, с. 8-9]. По мнению И. Б. Ускачевой, воспитательная работа - это система педагогически обоснованных мер по нравственному, правовому, физическому и иному воспитанию осужденных, обеспечивающих их исправление и способствующих законопослушному поведению, успешной социальной адаптации после отбывания наказания [3, с. 22]. Как видим, отсутствие нормативного определения воспитательной работы влечет за собой неоднообразное восприятие, оценку и интерпретацию этого направления деятельности со стороны научного сообщества и практических сотрудников. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является определение средств исправления осужденных. Согласно ч. 1 ст. 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеческому труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Положения ст. 9 УИК РФ не предусматривают никаких общих особенностей законодательного регулирования средств исправления осужденных. Следует отметить, что при назначении и исполнении уголовных наказаний учитывается дифференциация и индивидуализация уголовных наказаний. При этом дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний является одним из принципов уголовно-исполнительного законодательства, характеризуется справедливым исполнением уголовного наказания с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (ч. 3 ст. 9 УИК РФ). Данный принцип содержит в себе изначально элементы воспитательного воздействия на осужденного и предполагает их использование при индивидуализации исполнения наказаний в сочетании с принципами рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ). В гл. 4 «Исполнение наказания в виде обязательных работ» УИК РФ отсутствует норма, закрепляющая положение об организации воспитательной работы с осужденными при данном виде уголовного наказания. В обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, не входит обязанность по осуществлению воспитательной работы с осужденными. Администрация наделяется контрольной и учетной функцией (ст. 28 УИК РФ). Некоторые элементы воспитательной работы с этой категорией осужденных все же прослеживаются в отдельных нормах гл. 4 УИК РФ. В частности, в ч. 3 ст. 25 «Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ» УИК РФ указывается, что уголовноисполнительные инспекции разъясняют порядок и условия отбывания наказания осужденным; в ч. 1 ст. 29 «Ответственность осужденных к обязательным работам» - что за нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положения гл. 5 «Исполнение наказания в виде штрафа» УИК РФ ввиду особенностей реализации данного вида наказания не предусматривают какие-либо специально установленные формы и методы осуществления воспитательной работы с осужденными к этому виду уголовного наказания. Отдельный воспитательный элемент содержится в ст. 32 «Злостное уклонение от уплаты штрафа» УИК РФ, предусматривающей меры воздействия на осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа. Глава 6 «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» УИК РФ не предусматривает самостоятельной нормы, посвященной организационным вопросам регулирования воспитательной работы с осужденными этой категории. В положениях ч. 3 ст. 33 «Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» УИК РФ устанавливается обязанность уголовно-исполнительных инспекциий по организации проведения с осужденными воспитательной работы. В то же время в статье уточняется вид, форма, порядок, периодичность и способы осуществления данного вида деятельности уголовно-исполнительными инспекциями. Нормативно не установлено, какое именно должностное лицо из числа сотрудников уголовно-исполнительной инспекции будет осуществлять воспитательную работу с осужденными, либо этот вид деятельности касается всех сотрудников уголовноисполнительной инспекции без исключения. Глава 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» УИК РФ содержит ст. 39 «порядок исполнения наказания в виде исправительных работ», предусматривающую схожую по своему предназначению обязанность уголовно-исполнительных инспекций в сфере осуществления воспитательной работы с осужденными к исправительным работам. При этом законодатель акцентирует внимание на непосредственном проведении воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных инспекций, в то же время корреспондирует обязанности по оказанию содействия уголовно-исполнительным инспекциям в проведении воспитательной работы организациям, в которых работают осужденные к исправительным работам (ч. 1 ст. 43 «Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам» УИК РФ). Положения ч. 1 ст. 43 УИК РФ не конкретизируют формы и способы осуществления содействия администрацией организаций уголовно-исполнительной инспекции в части проведения воспитательной работы с осужденными. Содержание ч. 6 ст. 47.1 «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы» УИК РФ предусматривает положение, согласно которому уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности. Возможность использования их помощи уголовно-исполнительными инспекциями в проведении воспитательной работы при исполнении иных видов наказаний не закреплена в тексте закона. Некоторые элементы, связанные с осуществлением воспитательной работы в деятельности уголовно-исполнительной инспекции, предусмотрены ст. 54 «Обязанности уголовно-исполнительной инспекции», ст. 57 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы», ст. 58 «Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания», ст. 59 «Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы» УИК РФ. В частности, содержание обозначенных нами статей предполагает законодательный порядок применения мер поощрения и взыскания в отношении осужденных. Отдельно обратим внимание на то обстоятельство, что законодатель впервые в тексте закона при нормативном регулировании воспитательной работы использует формулировку - уголовно-исполнительная инспекция проводит с осужденными воспитательную работу в срезе прямых обязанностей уголовно-исполнительной инспекции (ч. 1 ст. 54 «Обязанности уголовно-исполнительной инспекции» УИК РФ). В ранее рассмотренных нами главах уголовно-исполнительного законодательства законодатель не оговаривает включение прямой обязанности - проведение воспитательной работы с осужденными. В формулировках названий статей УИК РФ не предусматривается установление непосредственных обязанностей управомоченного органа по исполнению соответствующего наказания, например ч. 3 ст. 25 «Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ», ч. 3 ст. 33 «Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», ч. 3 ст. 39 «Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ». Используя грамматическое толкование содержания обозначенных нами норм, мы можем предположить, что их смысловая нагрузка предполагает установление прямой обязанности уголовно-исполнительной инспекции по осуществлению воспитательной работы с осужденными. Глава 8.1 «Исполнение наказания в виде принудительных работ» УИК РФ содержит систему взаимосвязанных норм, посвященных нормативному регулированию воспитательной работы при исполнении наказания в виде принудительных работ. В ч. 1 ст. 60.11 «Обязанности администрации исправительного центра» УИК РФ предусматривается обязанность исправительного центра по проведению с осужденными воспитательной работы. При этом законодатель конкретизирует данную обязанность посредством нормативного установления отдельных императивно-отсылочных норм в положении ст. 60.12 «Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам» УИК РФ. В ч. 1 ст. 60.12 УИК РФ содержится уточняющее положение, согласно которому администрации исправительного центра устанавливается непосредственная прямая обязанность по проведению воспитательной работы с осужденными. В положениях ч. 2 ст. 60.12 УИК РФ законодатель акцентирует внимание на активном непосредственном участии осужденных к принудительным работам в проводимых исправительным центром воспитательных мероприятиях. Личное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера, их индивидуальное осознание исправительного процесса учитывается при применении мер дисциплинарного характера и мер поощрения со стороны исправительного центра, предусмотренных положениями ст. 60.13 и 60.14 УИК РФ. В ч. 3 ст. 60.12 УИК РФ законодатель обращает особое внимание правоприменителя на необходимость проведения воспитательной работы с осужденными к принудительным работам с учетом индивидуальных особенностей личности и обстоятельств совершенного ими преступления. Данное положение имеет предопределяющее значение для правоприменительной практики, поскольку законодательно отражает в себе прерогативу использования индивидуального подхода в дисциплинарной практике осужденных с учетом различных характеристик личности осужденного. При этом законодатель рассматривает каждого осужденного в качестве сформировавшейся личности, способной самостоятельно осознавать свое поведение. Каждый осужденный как личность имеет качественные индивидуальные характеристики, отражающие уровень воспитания, интеллект, характер, отношение к близким родственникам, нравственным ценностям и морали и др. Комплексное действие обозначенных нами личностных характеристик непосредственно влияет на процесс перевоспитания и исправления осужденных. Кроме этого, должностные лица обязаны принимать во внимание обстоятельства преступления, совершенного осужденным на свободе, для определения его отношения к потерпевшему, причин и условий, способствовавших совершению преступления. Статья 60.16 «Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к принудительным работам» предусматривает алгоритм действий должностных лиц по применению воспитательных мер к осужденным с учетом положений ст. 60.13 и 60.14 УИК РФ. Следует отметить, что должностные лица при применении мер взыскания к осужденным обязаны учитывать частично дублирующие положения ч. 3 ст. 60.12 УИК РФ, в частности, совершенное преступление, личность осужденного и его поведение до осуждения. Тем самым законодатель обращает внимание правоприменителя на неукоснительное соблюдение принципа гуманизма (ст. 8 УИК РФ) в процессе применения мер взыскания к осужденным к принудительным работам. Глава 10 «Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста» УИК РФ содержит ст. 71 «Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к аресту», в рамках которой предусмотрены условия применения должностными лицами мер воспитательного характера (ч. 1, 2). Положение ч. 3 ст. 71 УИК РФ содержит указание на порядок применения мер поощрения и взыскания по аналогии со ст. 114 и 117 УИК РФ, регулирующими порядок применения мер воспитательного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы. Наказание в виде лишения свободы является наиболее действенным среди всей системы уголовных наказаний в отношении осужденных. В связи с этим законодатель нормативно закрепил более подробную систему правовых норм, направленную на регулирование вопросов осуществления воспитательной работы, и объединил их в самостоятельную гл. 15 «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» УИК РФ. По нашему мнению, воспитательное воздействие на осужденных юридически представляет собой систему норм, устанавливающих правовой механизм реализации воспитательного воздействия на осужденных в процессе осуществления воспитательной работы в местах лишения свободы. В отличие от других видов уголовных наказаний законодатель в ч. 1 ст. 109 «Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы» УИК РФ закрепляет понятийную характеристику воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, которая направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. В ч. 1 ст. 110 «Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы» УИК РФ законодательно обозначены различные виды воспитательной работы, которые могут проводиться с осужденными к лишению свободы - нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее их исправлению. Неслучайно законодатель оставил перечень видов воспитательной работы открытым, для того чтобы субъекты уголовно-исполнительных правоотношений при взаимодействии с институтами гражданского общества могли совместными усилиями вырабатывать новые формы и методы воспитательного воздействия для достижения наиболее эффективного результата от процесса наказания - исправления осужденных. Содержание гл. 15 «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» УИК РФ включает в себя нормы, регламентирующие перечень мер поощрений и взысканий, порядок их применения, перечень должностных лиц, обладающих правом их применения (ст. 113-115, 117, 119 УИК РФ). Положения ст. 116 «Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы» предусматривают перечень нарушений порядка отбывания наказания, меры взыскания, применяемые к данной категории осужденных с учетом положений пп. «в», «г», «д», «е» ч. 1 ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ, и юридическое основание вынесения решения начальником исправительного учреждения. Элементы воспитательного воздействия содержатся в гл. 16 «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов» УИК РФ. Так, ч. 1 ст. 120 «Исправительные колонии общего режима» УИК РФ содержит основание, учитывающее положительное поведение осужденного (отсутствие взыскания в виде водворения в карцер) при зачете времени нахождения в следственном изоляторе для перемещения его в обычные условия исправительной колонии общего режима. Аналогичные основания воспитательного характера предусматриваются положениями ч. 1 ст. 122 «Исправительные колонии строгого режима» и ч. 1 ст. 124 «Исправительные колонии особого режима» УИК РФ при нахождении осужденных в обычных условиях. Кроме того, воспитательные элементы предусматриваются ч. 5 ст. 127 УИК РФ при изменении условий отбывания наказаний злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и п. «г» ч. 1 ст. 128 УИК РФ при направлении осужденных из колоний общего и строгого режимов для дальнейшего отбывания наказания в колонии-поселения. Смешение элементов воспитательного воздействия без выделения самостоятельного направления по организации воспитательной работы предусмотрено положениями гл. 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях» УИК РФ. Так, мера дополнительного воспитательного стимулирования, связанная с зачетом времени пребывания в следственном изоляторе, засчитывается в срок нахождения осужденного в обычных условиях в воспитательной колонии при условии отсутствия у него нарушений установленного порядка содержания (ч. 2 ст. 132 «Воспитательные колонии» УИК РФ). Элементы воспитательного воздействия устанавливаются законодателем в качестве обязательного требования при изменении осужденными условий отбывания наказаний: - лица, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе переводятся в обычные условия отбывания наказания (ч. 3 ст. 132 УИК РФ); - при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные (ч. 4 ст. 132 УИК РФ). Возраст несовершеннолетних осужденных, особенности психолого-педагогического воздействия учитываются законодателем при применении к ним мер поощрения с учетом хорошего поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, активного участия в воспитательных мероприятиях (ст. 134 «Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях», ст. 135 «Особенности применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях» УИК РФ). Законодатель дифференцированно установил круг должностных лиц, имеющих право применять меры поощрения и взыскания к осужденным (ст. 138 «Должностные лица воспитательной колонии, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным» УИК РФ), а также определил порядок организации учебно-воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными (ст. 141 «Организация учебно-воспитательного процесса» УИК РФ). Особенностью мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних осужденных является законодательное закрепление возможности участия общественных объединений в работе воспитательных колоний (ст. 142 «Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний» УИК РФ). Содержание гл. 20 «Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части» УИК РФ предусматривает комплекс мер, направленных на реализацию воспитательного воздействия осужденных военнослужащих. В ст. 165 «Воспитательная работа с осужденными военнослужащими» УИК РФ законодатель определил особенности организации воспитательной работы с данной категорией осужденных и предоставил право участвовать в воспитательной работе органов местного самоуправления и общественных объединений. Безусловно, заслуга действующего УИК РФ состоит в подробной регламентации воспитательного воздействия при исполнении наказания в виде лишения свободы. Возможно, законодатель специально в этом установил своеобразный ориентир в практике регулирования воспитательной работы при исполнении иных видов уголовных наказаний. Этот вопрос еще остается до конца не решенным, но положительные шаги уже предпринимаются. Так, коллектив авторов проекта нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в ч. 2 ст. 24 «Воспитательная работа с осужденными» предлагает нормативно закрепить единую понятийную характеристику института воспитательной работы с более расширенным установлением основных направлений воспитательной работы с осужденными - нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание [1, с. 98]. Вместе с тем анализ норм права, регулирующих воспитательную работу с осужденными при исполнении различных видов уголовных наказаний, показал, что в действующем УИК РФ нарушен системный подход к установлению единообразного механизма воспитательного воздействия на осужденных. Законодатель не определил единые принципы, формы, методы воспитательной работы, не конкретизировал субъектов воспитательного воздействия для всех видов уголовных наказаний, то есть в уголовно-исполнительном законодательстве не выстроена полностью единообразная (унификационная) модель организации воспитательной работы с осужденными. Наличие системных противоречий в нормативном регулировании воспитательной работы с осужденными делает нормы уголовно-исполнительного законодательства менее эффективными. Нарушение нормативного системообразования в регулировании института воспитательной работы с осужденными способствует возникновению негативных правовых рисков в деятельности должностных лиц при применении мер воспитательного воздействия.