Publication text
(PDF):
Read
Download
Профилактика и коррекция девиантного поведения являются одними из приоритетных направлений деятельности психологов, социологов, педагогов и работников правоохранительных органов. Развитие гуманистических тенденций в законодательных документах государственной политики в сфере образования предъявляет требования к организации профилактики и коррекции противоправного поведения подростков через разработку адаптационных мероприятий и привлечение к их реализации учреждений, в том числе и во внешкольной деятельности. Девиантное поведение - это устойчивое отклоняющееся поведение личности от наиболее важных социальных и нравственных норм и причиняющее реальный ущерб обществу и/или самой личности и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Это ошибочный шаблон решения конфликтов, направленный против общества [1]. Таким образом, девиант - это человек, демонстрирующий черты отклоняющегося, недопустимого поведения и нуждающийся в помощи специалистов: психологов, учителей, социальных работников, а часто правоохранительных органов. Девиантное поведение начинает проявляться в детском и подростковом возрасте под влиянием самых разнообразных взаимодействующих обстоятельств, в которых чаще всего выделяют индивидуальные особенности подростка и условия окружающей среды [2-5]. К индивидуальным особенностям подростка, способствующим появлению девиантности, относятся: - физические и физиологические (соматическое здоровье). По мнению А. Е. Личко, В. П. Кащенко, И. А. Фурманова, это прежде всего нервно-психические патологии, органические поражения головного мозга, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, физические и психические недостатки разной этиологии, извращенные психобиологические потребности, генетические факторы, явления акселерации и инфантилизма, нарушения в различных сферах регуляции [2, 5, 6]; - возрастные психологические: низкая самооценка, обедненность и неустойчивость духовных потребностей, мизантропия, протест против требований взрослых; небогатый жизненный опыт, низкий уровень самоуважения, слаборазвитая когнитивная сфера: отставание в интеллектуальном развитии, недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность, аффективная заряженность, импульсивный характер реагирования, низкий уровень волевого самоконтроля [7-9]. Однако подростки с девиантным поведением нередко демонстрируют показатели интеллекта, лишь незначительно отличающиеся от нижней границы возрастной нормы, а их плохую обучаемость, низкую работоспособность можно объяснить несформированностью учебной мотивации, снижением познавательной и интеллектуальной активности. К неблагоприятным условиям среды, формирующим девиантное поведение, относятся: - макросоциальные факторы: биполярное отношение к подросткам, принятое в обществе, с одной стороны, как к детям, с другой - как к взрослым, в котором подростки теряют ориентацию [7], влияние уличной субкультуры, социальное неравенство родителей и соответственно их детей и др.: - микроокружение: социально неблагополучная семья, низкий уровень материального обеспечения, травматические жизненные события; социально-материально благополучная среда, в которой сформирована психология вещизма, бездуховности; - педагогические факторы: неадекватные воспитательные воздействия (ошибки педагогов), трудности в учебной деятельности, положение отвергнутого в коллективе класса [4, 6]. В результате неблагоприятной социальной ситуации подросток часто оказывается в одиночестве: и вне семьи, и вне коллектива класса. Отверженность в собственной семье, неприятие одноклассниками, постоянные критика и замечания со стороны преподавателей школы приводят к тому, что подростки ищут и находят поддержку со стороны таких же социально отверженных детей и объединяются с ними в асоциальные подростковые группы, в которых приветствуется нежелание учиться, грубость, агрессивное поведение, промискуитет, отнимание денег у малышей, мелкое воровство и другие проявления девиантности [6-8]. Психологическая особенность подросткового возраста заключается в дисгармоничности всех сфер его личности, но у подростков с девиантным поведением эта дисгармоничность усиливается тем, что ряд внутренних (слабое здоровье, различные повреждения во время родов, неустойчивая психика, отрицательные привычки и др.) и внешних (неблагоприятная обстановка воспитания, плохие взаимоотношения родителей, алкоголизм родителей, неполная семья и др.) факторов отрицательно влияют на его развитие, и он транслирует различные отклоняющиеся формы поведения - от нарушения правил в школе до совершения преступления. В работах В. И. Моросановой, Т. Г. Горячевой, Е. О. Седовой отмечается, что на особенности поведения девиантных подростков существенное влияние оказывает несформированная или искаженная система саморегуляции. Недостаточное развитие саморегуляции мешает ребенку с сохранным интеллектом овладевать учебным материалом и может привести к повышению тревожности, страхам, агрессии, аддиктивному поведению и пр. [10, 11]. В большинстве психолого-педагогических исследований, посвященных девиантным подросткам и коррекции их поведения, основное внимание уделяется работе в закрытых учебно-воспитательных учреждениях [12, 13]. В то же время многие из таких детей учатся в обычных школах, и значительную часть нарушений поведения они совершают во внеучебное, свободное время. В этих условиях основными «поддерживающими системами» могут стать социальные учреждения, ориентированные на организацию внешкольной деятельности девиантных подростков. Внешкольная деятельность характеризуется нестандартизированностью, открытостью, вариативностью, поэтому она позволяет развивать подростка с девиантным поведением через его потенциальные возможности и способности, не задействованные в учебе. В ней ребенок может произвольно, целенаправленно проявлять свою активность, эффективность которой зависит от мотивов, интересов, смыслов, возможностей саморегуляции. Основными приоритетами направленной внешкольной деятельности являются ориентированность на ребенка в соответствии с природой его психофизиологического и социального становления, воздействие на личностное, психофизиологическое духовное развитие девиантного подростка через общественно полезную, культурную, досуговую, развивающую деятельность. Раскрывается такая система знаний, норм, ценностей, взаимоотношений, общения, которая позволяет подростку с девиантным поведением функционировать как полноправному гражданину [14]. Внешкольная деятельность характеризуется «многоразовостью», и подросток может проходить испытания или участвовать в мероприятиях в новых и напряжённых для него условиях несколько раз, проявлять и реализовывать свою компетентность. Таким образом, содержание внешкольной деятельности наполняется исходя из психологической позиции о том, что должно быть установлено равновесие психики и поведения человека, а также интегрирование его поведения в соответствии с нормами общественной жизни. Целью настоящей работы явилось показать возможности и достоинства внешкольной деятельности для коррекции девиантного поведения подростков. Перед нами стояли задачи разработать модель и программу организации коррекционной воспитательной работы с девиантными подростками и экспериментальным путем оценить их эффективность. Методы исследования Исследовательская работа проводилась на базе муниципального бюджетного учреждения «Городской центр профилактики ,,Подросток’’» г. Ижевска Удмуртской Республики. В работе приняли участие 140 подростков в возрасте 13-15 лет, состоящих под патронатным контролем. В отличие от экспериментальных исследований коррекции девиантного поведения подростков, которые проводились в закрытых или специальных заведениях, наша работа осуществлялась в естественных условиях жизнедеятельности подростка, под которыми понимается свободное, открытое пространство, где ребенок ходит в школу, живет в семье, посещает различные мероприятия, добровольно участвует в проектах, развивающих занятиях и его деятельность сопровождается специалистом социального учреждения. Такие условия позволяют полученную систему знаний, умений и навыков апробировать в жизни. В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики: 1. Метод обобщения экспертных оценок и изучение личных дел подростков. Цель: оценить социальную ситуацию развития трудного подростка и выявить ее особенности. 2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросанова (ССПМ). Цель: изучить степень развития осознанной саморегуляции у подростков с девиантным поведением [15]. 3. Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Цель: выявление уровня собственно смысложизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением [16]. 4. Опросник по изучению ценностей личности Ш. Шварц. Цель: исследование у девиантных подростков нормативных идеалов, ценностей на уровне убеждений и ценностей на уровне поведения [17]. Математическая обработка данных эмпирического исследования проводилась с помощью непараметрических методов [18, 19]: критерия Манна - Уитни (U), критерия однородности (χ²) и критерия знаков (G). Результаты исследования и их обсуждение Для выявления основных причин, обусловливающих и усугубляющих отставание девиантных подростков в социально-личностном развитии от своих сверстников с нормативным поведением, нами были изучены индивидуальные истории их развития, особенности здоровья, их отношение к школе, учебе, интересы, потребности, предпочитаемые виды активности и т. д. С целью получения более полной информации нами проводились беседы с экспертами, в качестве которых были приглашены социальные педагоги и психологи образовательных организаций, которые хорошо знали подростков-участников эксперимента, в течение нескольких лет наблюдали их в различных жизненных ситуациях и могли оценить их отношения с окружающими. В результате таких бесед были получены сведения о том, что эти подростки в младшем школьном возрасте испытывали определенные трудности в освоении учебного материала, но явных отклонений в интеллектуальном развитии у них не наблюдалось. К основным причинам трудностей они относили недостаточное развитие когнитивных процессов, быструю утомляемость, особенности характера. Подростки, участники эксперимента, имели ослабленное здоровье, связанное с плохим уходом и присмотром за ребенком либо с отягощающими наследственными заболеваниями родственников или присутствовали обе причины, поэтому пропуски уроков у них были в основном по болезни. Эксперты выделяли у подростков следующие отрицательные личностные черты: повышенную эмоциональную возбудимость, демонстративность, агрессивность, высокую конфликтность, неуверенность в себе, лень, отчужденность, высокую тревожность, обидчивость, навязчивость, неукротимую болтливость, безответственность, спонтанность, действия по настроению, жестокость, притворство, услужливость, ябедничество, инфантилизм. Среди положительных черт экспертами были отмечены самостоятельность, разговорчивость, внутреннее желание быть хорошими, активность. Экспертная оценка и анализ личных дел девиантных подростков экспериментальной группы позволили нам определить формы их отклоняющегося поведения, при этом следует учесть, что у большинства подростков имеется сочетание нескольких форм. Особенности учебной деятельности подростков таковы: на домашнем обучении находятся 10 % (14 подростков); не посещают школу - 8,6 % (12 подростков); учатся неудовлетворительно - 32,1 % (45 подростков), учатся удовлетворительно - 35 % (49 подростков), учатся на оценку «хорошо» - 14,3 % (20 подростков). Из этих ребят на второй год обучения оставались 12 % (17 подростков-второгодников). Экспертные оценки показывают, что нарушают дисциплину 37,9 % (53 подростка), на учете в органах внутренних дел состоят 18,6 % (26 подростков). Были выявлены следующие формы отклоняющегося поведения: у 17 % (38 подростков) - курение; у 43 % (61 подросток) - нежелание учиться; у 5 % (7 подростков) - компьютерная зависимость; у 12 % (17 подростков) - систематическое употребление спиртных напитков; у 16 % (23 подростка) - бродяжничество; у 13,6 % (19 подростков) - повышенная агрессивность, жестокость; у 18,6 % (26 подростков) - приводы в полицию; у 9,3 % (13 подростков) - хулиганство; у 8,6 % (12 подростков) - тунеядство; у 9,3 % (13 подростков) - раннее начало половой жизни; 2,9 % (4 подростка) замечены в воровстве; 2,9 % (4 подростка) являются участниками криминальных групп и объединений экстремистской направленности; у 5 % (7 подростков) имеется судимость. В употреблении наркотиков (курительные смеси) замечен 1 подросток, токсикоманов - 2, суицидальное поведение выявлено у 1 подростка, 1 подросток попрошайничает. Результаты наблюдения и опроса экспертов показывают, что большинство девиантных подростков могут неделями пропускать занятия в школе. В основном они ходят в нее «потусить» с друзьями, «побесить охранников». В своих школьных неудачах подростки обвиняют учителей. В разговорах о школе, об учебных успехах, оценках с их стороны сразу проявляется агрессивность или они отстраняются от ответов, говоря «не знаю», «ничего не понимаю», «бесит меня уже эта школа», «поскорей бы уже работать». Любимым предметом они называют физкультуру. Большинство этих подростков не понимают, зачем им нужно учиться. На прямой вопрос они дают ответы: «просто так хожу в школу», «не знаю», «предки заставляют», «я не хожу в школу, что там делать», «училок нравится бесить», «какой смысл ходить в школу, все равно ничего не знаю, опять поставят два». В то же время у таких ребят обнаруживаются большие планы на будущее: они хотят много зарабатывать, иметь большую и счастливую семью. В профессиональном плане видят себя юристами, программистами, офисными работниками, некоторые просто хотят где-нибудь работать. Для проведения коррекционной работы с девиантными подростками нами была разработана Модель организации коррекционной воспитательной работы во внешкольной деятельности (далее - модель). В модели реализуются следующие этапы работы с девиантными подростками: формирующий; мотивационно-стимулирующий; рефлексивно-оценочный. На формирующем этапе осуществляется непосредственное участие подростков в различных мероприятиях с последующим анализом выполняемой деятельности: обсуждение значения и смысла занятий, оценка своих действий (поведения) и оценка поведения других участников. Этот этап представлен тремя направлениями: личностноразвивающим, информационно-познавательным и социально-деятельностным и предполагает реализацию мероприятий, предусмотренных экспериментальной программой. Личностно-развивающее направление ориентировано на самопознание девиантных подростков, выявление своих сильных и слабых сторон, обучение способности к саморегуляции и рефлексии. Информационно-познавательное направление отвечает за развитие у девиантных подростков познавательных потребностей, расширение кругозора, пропаганду альтернативных привычным - культурным формам досуга, в том числе обучение навыкам, необходимым в туристических походах, ориентирование в досуговой сфере города Ижевска. Оно включает в себя также знакомство с богатыми историческими событиями, происходившими на территории Удмуртской Республики, и празднование знаменательных дат в жизни города. Социально-деятельностное направление ориентировано на включение подростка в позитивную социально значимую деятельность, обучение новым навыкам, развитие саморегуляции. Данное направление предполагает расширение социальной среды взаимодействия подростков и их активное знакомство с разными людьми. Деятельностный характер формирующего этапа предполагает: - вовлечение девиантных подростков непосредственно в условия, в которых они на практике смогут применить полученные знания, умения и навыки в других видах деятельности, научатся ставить перед собой цели и принимать решения, основываясь на выборе между асоциальными и социально ориентированными ценностями и потребностями; - компенсацию слабых сторон своего характера сильными, формирование умения осмыслить и понять «Ради чего я это делаю?». Мотивационно-стимулирующий этап направлен на актуализацию у девиантных подростков потребности к участию в разнообразной деятельности, рефлексивно-оценочный - на развитие навыков рефлексии при оценивании действий, поступков и своего участия в ходе проведения того или иного мероприятия; умения анализировать успешность/неуспешность своей деятельности и поведения и их причин, своего вклада в ту или иную деятельность, результаты своего труда. Аналитический блок. Изучение вопроса позволило сделать вывод о том, что для формирования нормативного поведения у девиантных подростков требуется создание определенных психолого-педагогических условий, к которым мы отнесли следующие: 1. Включение в специально организованную деятельность, направленную на развитие активности, умений и навыков саморегуляции у девиантных подростков. Эта деятельность характеризуется многообразием видов, форм, условий и содержаний; разным составом субъектов взаимодействия (разновозрастный детский коллектив, коллектив учителей, другие взрослые и дети, входящие в окружение подростка); расширенным пространством взаимодействия со средой. В таких условиях подростки вступают в активное и целенаправленное взаимодействие, позволяющее им учиться создавать, налаживать и поддерживать адекватные отношения с окружающими, понимать и усваивать нормы и правила этих отношений, их значимость. Такая деятельность способствует развитию индивидуальных особенностей саморегуляции, что, в свою очередь, стимулирует овладение новыми способами действий и общения, а также более эффективному взаимодействию с другими людьми и выработке оптимальных способов достижения успешности. 2. Воспитание у девиантных подростков ценностного отношения к своей жизни и к жизни окружающих путем включения в воспитательный процесс культурно-познавательного направления. Данное условие способствует формированию у подростка адекватного отношения к другим людям и к самому себе. Эта адекватность проявляется: в способности к самоактуализации, самосовершенствованию, соблюдению общественных норм; выстраиванию правильных и устойчивых отношений с окружающими, в основе которых лежат такие понятия, как вежливость, честность, гуманизм; в принятии жизни во всех ее проявлениях и в способности и желании сознательно выстраивать собственную жизнь. 3. Включение девиантных подростков в активную социально актуальную деятельность, направленную на формирование отношений с окружающими и самим собой. Это условие способствует воспитанию чувства ответственности за произведенный выбор. Наиболее эффективными способами включения могут быть организация профильных лагерей, обучение престижным видам деятельности (например, работа на компьютере), трудоустройство, соревнования, дискуссионные клубы. Такие формы работы с подростками стимулируют расширение социального кругозора, рефлексию, формируют социально одобряемые жизненные ценности и такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность, товарищество, требовательность к себе и другим и пр. 4. Усвоение материала в активной и интересной для подростка деятельности происходит как на осознаваемом, так и на бессознательном уровне. Организация активной деятельности позволяет на бессознательном уровне развивать положительные формы поведения, что способствует одновременному развитию рефлексии подростка и его осознанного поведения. Данный психологический механизм позволяет формировать осознанные компетенции у подростков с девиантным поведением. 5. Учет особенностей дизонтогенеза (индивидуального результата развития) девиантного подростка позволяет проектировать содержание деятельности таким образом, чтобы компенсировать отставание в личностном развитии на том этапе, на котором он «застрял», и в то же время учитывать задачи развития, соответствующие подростковому возрасту. Названные условия стали основой для формулирования основных принципов работы с девиантными подростками. 1. Принцип систематичности. Заключается в реализации регулярности и последовательности организации психолого-педагогической внешкольной деятельности. Самым трудным здесь является замотивировать девиантного подростка на постоянную личностную работу с собой и над собой, поскольку он ранее не обращал особого внимания на свой внутренний мир, не пытался проанализировать свои мысли, чувства, переживания. Следует чередовать мероприятия, организуемые в так называемом открытом социальном пространстве (беседы, занятия, консультации у психолога, экскурсии и т. д.), в результате которых происходит знакомство с разнообразной окружающей действительностью и с самим собой, с мероприятиями в пространстве стационарных загородных лагерей. В лагере подросток полностью погружается в общую деятельность и может моделировать и организовывать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами, которые необходимо соблюдать. Отработанные и закрепленные в закрытом пространстве лагеря модели поведения подросток затем может пробовать в открытом пространстве жизнедеятельности в школе, дома и т. д., открывая для себя неисчерпаемый потенциал. 2. Принцип вариативности заключается в том, что чем разнообразнее деятельность, с помощью которой формируются различные способы действий и поведения, тем успешнее будет человек в традиционных видах деятельности и тем легче сможет осваивать новые виды действий и модели поведения. 3. Принцип нормативности заключается в необходимости учета возрастных особенностей развития подростка. Психолого-педагогическую работу необходимо осуществлять опираясь на основные новообразования этого возраста. 4. Принцип добровольности. Включая подростков в специально организованную психолого-педагогическую деятельность, необходимо учитывать их желание заниматься этой деятельностью. Подростку должно предоставляться право выбора и самостоятельного принятия решения о том, будет ли (или не будет) он участвовать в этом виде деятельности. Содержание экспериментальной программы, основанной на приведенной модели, и диагностика динамики исследуемых показателей у подростков до и после ее проведения подробно описаны в наших предыдущих работах [20]. Приведем только итоговые результаты для оценки эффективности предлагаемых нами модели и программы. На рисунке 1 представлены изменения уровней показателей саморегуляции до (а) и после (б) экспериментальной работы. По уровню нормативных идеалов (рис. 3, а) позитивные сдвиги у подростков произошли по всем типам личностных ценностей, кроме типа «традиции», понимаемого автором методики Ш. Шварцем как уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в данной культуре, и следование им [17]. Статистически достоверные сдвиги произошли по уровню значимости таких идеалов, как конформность (р ≤ 0,05) - следование принятым в обществе нормам и правилам, послушание, самодисциплина, вежливость и уважение в отношении родителей и старших, умение сдерживаться в ситуациях, которые могут привести к негативным социальным последствиям; доброта (р ≤ 0,05) - направленность на обеспечение благополучия близких людей, полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь; универсализм (р ≤ 0,05) - понимание, терпимость, защита благополучия других людей и природы; достижения (р ≤ 0,05) - личный успех, проявление компетентности в деятельности и поведении в соответствии с социальными стандартами [17]. По уровню индивидуальных приоритетов (рис. 3, б) положительная динамика отмечается по 7 из 10 показателей, статистически значимые сдвиги выявлены по показателям «доброта» (р ≤ 0,05) и «стимуляция» (р ≤ 0,01), трактуемая автором как потребность в разнообразных и глубоких переживаниях, необходимых для поддержания оптимального уровня активности [17]. По показателям «самостоятельность», «гедонизм» и «власть» изменения не обнаружены. Обработка полученных результатов по G-критерию знаков показывает общую статистически значимую позитивную динамику ценностей (р ≤ 0,01) по методике «Опросник Ш. Шварца». Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что эффективность предлагаемых нами модели и программы внешкольной работы с девиантными подростками статистически значимо доказана. На поведенческом уровне после работы по экспериментальной программе подростки стали проявлять вновь приобретенные знания, умения и навыки в практической и повседневной деятельности, в частности умение использовать адекватные способы взаимодействия с другими детьми и взрослыми, способность к совместной деятельности, умение выполнять обязанности, принятые в коллективе класса, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения, стали активнее участвовать во внешкольных мероприятиях. Таким образом, полученные в исследовании результаты показывают, что содержание внешкольной деятельности, направленное на интеграцию двух взаимообусловливающих процессов: изменение отношений окружающего мира к подростку с девиантным поведением и изменение самого подростка и его отношения к окружающему миру, дает возможность создавать продуктивную среду для личностного роста подростка, расширяет круг его собственной деятельности и взаимодействия с окружающими, актуализирует его лучшие качества и позволяет достичь необходимого и достаточного уровня развития его личностной сферы. Анализируя итоги реализации Модели организации коррекционной воспитательной работы во внешкольной деятельности путем сравнения данных до и после экспериментальной работы, можно сделать вывод о высокой эффективности модели и основанной на ней программы для подростков с девиантным поведением. Предлагаемая Модель организации коррекционной воспитательной работы во внешкольной деятельности представляет интерес для психологов, социальных работников, педагогов, в том числе пенитенциарных психологов и педагогов, и может быть использована для внедрения в практику учреждений социального обслуживания, реабилитационных центров, органов по делам молодежи и других учреждений, работающих с группами социального риска.