Publication text
(PDF):
Read
Download
Интеграция мирового сообщества, коренные экономические, политические преобразования, иные факторы изменили жизненные интересы людей в разных странах. Именно поэтому определенная часть населения вынуждена была мигрировать за рубеж. Этот процесс характеризовался тем, что число иностранных мигрантов увеличивалось быстрее, чем население Земли в целом. В социологии и правовой литературе миграция населения вполне справедливо рассматривается как социально-экономический и демографический процесс, представляющий собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, регионами, поселениями [1, с. 159; 2, с. 820]. В рамках подхода «нормативно-преемственного программирования людей» эту терминологию можно считать полезной. Отметим, что понятие «беженцы» содержится в нормах международного права, а термин «вынужденные переселенцы» известен российскому законодательству. Данные дефиниции применяются в практике общественных отношений, возникающих между гражданами и государством. В литературе по юриспруденции вынужденная миграция определяется как совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по не зависящим от них причинам в основном вопреки желанию (стихийные бедствия, эпидемия, экономические катастрофы, военные действия, нарушения основных прав и свобод граждан) [3, с. 527; 4, с. 426]. Это понятие, на наш взгляд, имеет важное значение при комплексном изучении системы воздействия на преступность мигрантов. Согласно данным статистики и оценкам экспертов, население России составляет 146 млн чел., а число мигрантов - 12 млн чел., или 8 % населения страны. При этом наибольший приток указанной категории лиц произошел в 2009 г.; он достиг 2,5 млн приезжих. Среди мигрантов преобладают уроженцы Азербайджана, Казахстана, Китая, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Раньше миграция воспринималась как позитивное явление, способствующее более полному использованию трудового и социального потенциала населения, рост эффективности общественно полезной деятельности, и государство решало многие вопросы, связанные с трудоустройством мигрантов, их бытом, обучением, сохранностью культуры и национального самосознания. Однако в конце ХХ - начале ХХI в. интенсивность и размеры миграции возросли, что привело к негативным последствиям. Со временем состав иностранных мигрантов стал качественно другим. Прежде всего это лица, временно приезжающие в Россию с целью заработка. По данным нашего исследования (конкретно-социологическое исследование проведено в 2006-2019 гг. в десяти регионах пяти федеральных округов), 65 % из них живут нелегально, не платят налоги. Значительная часть мигрантов (свыше 25 %) занимаются противоправной деятельностью. Глобализация мировой экономики, совместная борьба с преступностью требуют решения проблем гармонизации отечественного и зарубежного законодательства. Однако в последнее время просматривается тенденция отторжения политических и правовых систем, отражающих интеграционные процессы в экономике и некоторых отраслях права. В связи с притоком внешней миграции сложные общественные отношения складываются в большинстве развитых стран Европы. Так, граждане Великобритании обеспокоены значительным увеличением числа мигрантов, количество которых приблизилось к 1 млн чел. Кроме того, англичане возмущены высокими размерами пособий, установленных для приезжих. Среди них имеется существенное количество нелегальных мигрантов. Для получения вида на жительство более 15 тыс. мигрантов оформили лжебраки. В силу этого в конце 2013 г. в этой стране стали принимать меры по совершенствованию долгосрочной миграционной политики и стабилизации обстановки. Тем не менее в Лондоне, других городах Англии и Уэльса мигранты причиняли жителям страны и туристам тяжкие телесные повреждения, совершали убийства, нападали на полицейских. Аналогичное отношение к мигрантам прослеживается и у значительной части населения Германии. Необоснованно высокие пособия для приезжих, особое внимание к их религии вызвали недоумение и раздражение многих граждан этой страны. Не случайно в 2015-2016 гг. в Германии проходили митинги, демонстрации, другие акции, призывающие власти к более объективной оценке поведения мигрантов и условий их проживания. Подчеркнем, что в августе-сентябре 2015 г. кризис нелегальной миграции в Европе обострился до предела. Так, по оценкам Международной организации миграции, число переселенцев составило около 50 млн чел. В страны - партнеры по Евросоюзу хлынул поток беженцев из Афганистана, Гвинеи, Ирака, Пакистана, Сирии. Фактически 100 % мигрантов стремились получить бесплатное жилье, образование, медицинскую помощь, единовременное, иные пособия, а также работу. Их, как правило, размещали в лагерях и городках беженцев, иногда - в отелях. Однако некоторые уроженцы Ближнего Востока и Южной Африки были недовольны условиями размещения в странах Скандинавии, отсутствием для них баров и престижных гостиниц, поэтому определенная часть мигрантов вернулась обратно в Центральную Европу. По данным Организации Объединенных Наций, в 2016 г. в европейские страны мигрировали 850 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Концентрация нелегальных мигрантов характеризуется отрицательными явлениями. Например, переселенцы брали штурмом железнодорожные поезда в Австрии и железнодорожный вокзал в Венгрии. Ожесточенное сопротивление полицейским с применением камней и металлических прутьев оказывали беженцы в Италии, Великобритании, Румынии. В отдельных странах правоохранительные органы вынуждены были применять водометы и слезоточивый газ. В Болгарии, Греции, Сербии усилены пограничные и контрольно-пропускные пункты. В Германии, Словакии, Чехии введен паспортный контроль за беженцами на границе с рядом государств, входящих в состав Евросоюза. В Венгрии объявлена частичная мобилизация населения. Совместно с полицией резервисты привлекаются к поддержанию правопорядка среди указанной категории граждан. На территории Германии, Греции и Франции проходили митинги, демонстрации, где местные жители протестовали против пребывания новых мигрантов, лишающих их работы. В январе 2016 г. Швеция отказалась от политики «открытых дверей» на границе с Данией. В связи с этим в стране был введен жесткий паспортный контроль за приезжими с целью оттока мигрантов, общее число которых составило 160 000 человек. Для этого Дания восстановила паспортный контроль на границе с Германией. Такие меры вызывали повышенный стресс у многих жителей этой части Европы и Скандинавии. Кроме того, деятельность государственной власти не принесла ожидаемых результатов. Например, в ночь с 31 декабря 2015 г. на 1 января 2016 г. на площади около железнодорожного вокзала г. Кельна примерно 160 мигрантов стреляли в воздух и в отдыхающих немцев. Затем они группами от 8 до 10 человек окружали женщин, грабили их, совершали сексуальные домогательства и изнасилования. По данным немецкой полиции, в правоохранительные органы обратились с заявлениями свыше 600 потерпевших женщин. Подобные преступные деяния были позже совершены в г. Гамбурге (ФРГ), Финляндии, а два убийства - мигрантами в Швеции. Нападения мужчин африканской и арабской внешности свидетельствуют о новом виде организованной преступности. В зарубежной криминологии всегда считали «установленным и статистически подтвержденным фактом» [5, с. 179] то, что иностранные граждане и лица без гражданства совершают больше преступлений, чем коренное население. Названное обстоятельство, как правило, объяснимо сложными экономическими условиями, недостаточным образованием и низкой правовой культурой. В большинстве стран Европы (Германия, Дания, Франция) и Азии (Китай, Япония) уровень зарегистрированных преступлений, совершенных мигрантами, остается высоким. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что мигранты чаще всего совершают кражи (16,3 %), грабежи (6,9 %), разбойные нападения (5,1 %), активно участвуют в незаконном обороте наркотических средств и их аналогов (18,2 %), массовых беспорядках (7,8 %) и других противоправных посягательствах. Отметим, что немецкий институт М. Бланка предпринимал попытку оценить уровень латентной преступности мигрантов. Используемые при этом критерии оценок показали, что латентность преступлений со стороны мигрантов превышала 90 % [6, с. 36]. Таким образом, внешняя и внутренняя миграция существенно влияет на возникновение, изменение, прекращение правоотношений, а также на состояние преступности в разных странах. Анализ выборочного исследования, проведенного авторами настоящей работы, позволяет уточнить социально-правовой и психологический портрет нелегальных мигрантов в Европе. Абсолютное большинство приезжих (свыше 90 %) составляют мужчины, около 8 % - женщины, более 2 % - дети. 70 % мужчин входят в возрастную группу до 30 лет, почти 30 % имеют возраст до 40 лет. У многих нелегальных мигрантов нет специального среднего образования, хотя незначительная их часть окончила высшее учебное заведение. 50 % беженцев присущи высокомерие, неуважение к окружающим, эгоизм, корысть и агрессивность [7, с. 6-7; 8, с. 9; 9, с. 12-13]. Некоторые мигранты ранее участвовали в боевых действиях, привлекались к уголовной ответственности и осуждались к наказанию. Изложенное предполагает наличие социально отрицательных свойств и прежде всего криминальной мотивации поведения личности. Для рассматриваемой категории граждан характерны искажения ценностных ориентаций, преобладание отношений конфронтации и конкуренции. Это обусловливает рост таких негативных социальных явлений, как алкоголизм, наркомания и преступность. Все это позволяет высказать рекомендации сотрудникам миграционной службы, полиции, органов, исполняющих наказания, изучать личностные особенности мигрантов, учитывать их качества и свойства в борьбе с преступностью. Отчетливо видно, что в этих европейских странах правовые отношения носят сложный, нередко криминальный и драматический характер. Именно поэтому полиции, военнослужащим приходится осуществлять свою деятельность по охране общественного порядка в особых условиях, не предусматривающих достаточного времени для отдыха и полного восстановления организма. Как и прежде, прослеживается модель негативного поведения лиц, мигрирующих в другие государства. В 2016 г. мигранты из числа исламских террористов совершили массовые автонаезды на людей в г. Ницце и г. Берлине. Пострадало большое число граждан Франции и Германии, многие погибли. Преступные действия мигрантов продолжаются и в иных европейских странах. Например, в феврале 2017 г. мигранты спровоцировали массовые беспорядки в Стокгольме с поджогом автомобилей и грабежами магазинов, а также нападением на стражей правопорядка. Полицейские были вынуждены открыть предупредительный огонь [10, с. 5]. После этого потребовалось время для восстановления нормальной ситуации и безопасности граждан. Затем последовали трагические события в столицах Великобритании, Франции, Швеции. В этих странах иностранные граждане, входящие в сообщество исламистов, совершили террористические акты, повлекшие за собой значительное число жертв, что нашло свое отражение в периодической печати [11, с. 4-5; 12, с. 18; 13, с. 6] и иных средствах массовой информации. Таким образом, преступность мигрантов приобретает транснациональный характер и поэтому требует совместных действий и координации усилий со стороны правоохранительных органов различных государств. В зарубежных государствах действует система превентивных мер обеспечения безопасности. Так, в большинстве стран Западной Европы (Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Италия) реализуются программы по экономическому, организационному, правовому контролю в рамках общеевропейских стандартов, осуществляется политика ужесточения миграционных законов, совершенствования контроля за нелегальными мигрантами. Важное значение имеет общее и специальное удержание мигрантов и других лиц, склонных к совершению правонарушений. В этих целях используются предписания уголовного, процессуального законодательства, а также профилактика преступлений. Изучая эту проблему, А. И. Гуров пишет, что интенсивная миграция в Россию иностранцев приводит не только к изменению этнического состава населения, но и к активному формированию национальных диаспор. А последние, в свою очередь, составляют устойчивый резерв пополнения криминальных группировок [14, с. 358]. Следует согласиться с данным обобщением, поскольку оно помогает полиции раскрывать преступления и более эффективно осуществлять их профилактику. Практика ряда зарубежных стран показывает, что профилактика преступлений обходится значительно дешевле, чем их расследование. Например, полиция графства Йоркшир в Соединенном Королевстве условно делит его территорию на четыре сектора: A, B, C, D. Анализ криминогенной обстановки, проводимый дважды в день, помогает полиции более эффективно реагировать на возможные преступные посягательства. Установлено, что наличие высотных зданий тоже положительно сказывается на снижении преступности. Умело организованная профилактика только в одном графстве снижает число противоправных действий на 15 % [15]. Следовательно, групповая и индивидуальная профилактика преступности со стороны сотрудников органов МВД России нуждается в дальнейшем совершенствовании. Решение этой важной задачи необходимо сочетать с социально-экономическими, управленческими, правовыми, психолого-педагогическими мерами. Такой подход, на наш взгляд, может повысить качество и эффективность борьбы с разными видами преступности. Последние события в мире демонстрируют стремление Евросоюза выйти из сложившегося экономического, политического и правового тупика. Действовать в этом направлении европейские государства стали после встречи с множеством таких вызовов, как нелегальная миграция, международный терроризм, кризис единой валюты и брексит.Почти 20 % преступлений во всех европейских странах совершили мигранты. Их уголовно наказуемые деяния, как правило, связаны с большой общественной опасностью и негативными последствиями. Состояние преступности в США увязывается прежде всего с наличием мигрантов. По данным американских средств массовой информации, наиболее жестокие и дерзкие преступления в этой стране совершают приезжие, особенно из Латинской Америки. Согласно статистике, только 1,5 % граждан США заявили о том, что стали жертвой нападения или противоправных действий в течение последних 12 месяцев. Это третий показатель в мире после Японии и Канады [16]. Такое развитое государство, как США, считается страной с традиционно высоким уровнем насильственной преступности. Определенное время в США существует проблема массовых убийств. Например, в г. Орландо штата Флорида в ночь на 12 июня 2016 г. совершено массовое убийство 50 человек. 53 пострадавших госпитализированы с ранениями различной степени тяжести. Потерпевшие были посетителями ночного гей-бара. По данным полиции, преступник имел при себе боевую винтовку, пистолет и, по-видимому, какое-то взрывчатое устройство. Вначале он открыл стрельбу в клубе, затем на улице вступил в перестрелку со срочно вызванным нарядом из 9 полицейских. После этого преступник вновь проник в клуб и захватил около 30 заложников. Позднее они были освобождены, а нападавший убит. Рано утром во время штурма здания клуба применялся бронетранспортер. В преступлении подозревался Омар Седик Матин. Ему было 29 лет. Известно, что он провозглашал свою преданность так называемому Исламскому государству. Федеральное бюро расследований не считает названное преступление террористическим актом. Предполагается, что это особо тяжкое преступление совершено на основе национальных взглядов и убеждений, характерных для микросреды мигрантов. Кроме того, в странах Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Словения) применяется общее и специальное предупреждение преступности мигрантов. Развитие социальных процессов является составной частью деятельности этих государств. К специальному предупреждению правонарушений со стороны мигрантов относится ряд факторов, направленных на установление условий, способствующих совершению преступлений. Здесь необходим комплекс мероприятий по охране собственности, обучению несовершеннолетних, оказанию помощи детям из неблагополучных семей и т. п. Несмотря на достаточно либеральное законодательство, в США продолжается укрепление границы с Мексикой. На этом участке установлены современные технические средства охраны и наблюдения, увеличена численность сотрудников, патрулирующих границу, принимаются меры по совершенствованию указанной службы. В США, как и во многих странах Европы, действуют следующие меры противодействия миграции: усиление пограничного контроля, реализация правовых норм, регулирующих рынок труда, изменение условий для въезда в страну и др. Приведенные выше примеры наглядно показывают следующее. Сложные, нередко трагичные ситуации, которые возникают под воздействием незаконной миграции в зарубежных странах, резко меняют содержание правоотношений между их участниками и отрицательно сказываются на состоянии преступности. Во время проведения следственно-судебных действий в России мигранты содержатся, как правило, в следственных изоляторах в качестве подозреваемых, обвиняемых, подсудимых ввиду отсутствия у них постоянной российской регистрации по месту жительства, поскольку их исчезновение из поля зрения правоохранительных органов может затруднить расследование уголовного дела, а розыск затянуться надолго. Их содержание в этом виде пенитенциарных учреждений регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также нормативными правовыми актами Минюста России и ФСИН России. После назначения уголовного наказания и вступления приговора в законную силу указанная категория осужденных направляется в исправительное учреждение. Согласно ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) к таковым относятся воспитательные, исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения. Однако в силу определенных обстоятельств (возраст, характер, степень общественной опасности совершенного преступления и др.) мигранты не отбывают наказание в воспитательных колониях, тюрьмах и следственных изоляторах в качестве хозобслуги (ст. 77 УИК РФ). Так, в 2019 г. в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывали наказание 25,7 тыс. иностранных граждан, это 5,6 % от общего количества осужденных, большую их часть составляют граждане ближнего зарубежья. Из 350 отбывающих наказание иностранцев из дальнего зарубежья 184 чел. - граждане стран Юго-Восточной Азии, 48 - Африки, 45 - Ближнего Востока, 31 - Латинской Америки, 8 - США и 39 - 11 европейских государств. Всего в российских колониях отбывают наказание граждане более 60 государств. Кроме того, еще 7 тыс. иностранцев содержатся под стражей, 6,9 тыс. из них являются гражданами стран, ранее входивших в СССР. Чаще всего указанные нарушители отбывают наказание за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, преступления в сфере экономики и против собственности (кражи, мошенничества, вымогательства, грабежи, разбои), преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности, незаконное пересечение Государственной границы, терроризм, бандитизм, хулиганство. Ряд лиц осуждены за незаконный экспорт из России материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы для производства оружия массового поражения и военной техники [17]. Как известно, в России в п. Леплей для осужденных иностранных граждан функционирует ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Мордовия - одна на всю страну для рассматриваемой категории. Остальные такие преступники, поскольку преимущественно совершают преступления в Москве, Санкт-Петербурге, отбывают лишение свободы в основном в колониях, дислоцирующихся в центральной части страны, вместе с гражданами России. Несмотря на принцип раздельного содержания различных категорий осужденных, мы не считаем это в сложившейся практике противоречием, так как действующее уголовно-исполнительное законодательство не содержит конкретных норм об особенностях отбывания лишения свободы иностранными гражданами (лицами без гражданства). Подчеркнем, что персонал исправительных колоний, где содержатся иностранные граждане, в своей деятельности сталкивается с определенными трудностями в исполнении наказания. Так, ввиду языкового барьера названные преступники не идут на контакт с администрацией учреждения (переводчиков в колониях нет), не выполняют ее законные требования, игнорируют соблюдение правил внутреннего распорядка, сознательно не желают приспосабливаться к новым условиям и изменяться внутренне, замыкаются в себе из-за утраты связи с внешним миром (на положенные свидания родственники к ним не ездят). В связи с этим каждый третий такой осужденный в порядке ст. 116 УИК РФ признается злостным нарушителем отбывания наказания. Чтобы минимизировать подобные случаи, Академией ФСИН России разработаны специальные рекомендации по психологическому сопровождению мигрантов, отбывающих наказание в российских колониях. При непосредственном контакте таких осужденных с психологом, который обязан найти общий язык со всеми нарушителями, исключая случаи нападения, осужденный помещается за решетку в кабинете штатного психолога, где и проводится с ним психологическое тестирование. В связи с тем что иностранные преступники в исправительных учреждениях России распределены неравномерно и их количество может превышать половину российских граждан в одной колонии, настаиваем на недопустимости образования и своевременном разобщении отрицательно настроенных группировок спецконтингента по расовому принципу в целях соблюдения безопасности персонала учреждения и других осужденных. В соответствии с ч. 3 ст. 10 УИК РФ осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) и УИК РФ. Мы считаем эти предписания вполне обоснованными и справедливыми. Такой анализ позволяет оценить социальное назначение и важную роль исправительных учреждений в деятельности государства. Установлено, что дифференциация и индивидуализация применения основных средств исправления осужденных осуществляется с учетом перечисленных в уголовном законе признаков, характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Такой подход обеспечивает совершенствование деятельности администрации исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. Проиллюстрируем изложенное следующим примером. В ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области отбывает наказание гражданин Китая Тун Чжан, осужденный к семи годам лишения свободы за преступления, предусмотренные ст. 126, 163 УК РФ. Он выучил русский язык, будучи студентом вуза г. Санкт-Петербурга, и эти знания значительно облегчили его содержание в местах принудительной изоляции. Тун Чжан работает на швейном производстве, где выполняет сложные операции. С учетом особенности личности к нему применяются основные средства исправления, оказывается психологическая помощь. Таким образом, уголовно-исполнительная система России обеспечивает выполнение целей отечественного тюремного законодательства: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Реализация названных целей повышает эффективность борьбы с преступностью мигрантов. Во многих странах Европы к мигрантам применяется уголовное наказание, предусматривающее лишение свободы, поэтому чаще всего они содержатся в одиночных камерах, где обеспечиваются изоляция и надзор за ними. Тюремная система европейских государств (Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Швеция) имеет свою специфику, которая, по нашему мнению, недостаточно урегулирована национальным законодательством.