Publication text
(PDF):
Read
Download
Основные проблемы повышения квалификации были озвучены в рамках круглого стола на занятии со слушателями курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций уголовно-исполнительной системы (УИС). Одной из наиболее важных была обозначена проблема необходимости за короткий срок (1 месяц) осуществить повышение компетентности слушателя в рамках программы курсов. Было отмечено, что сотрудники прибывают с разным уровнем образования, личного и профессионального опыта, профессиональных знаний, способности к самостоятельной работе, мотивации самосовершенствования. Что можно сделать за один месяц обучения? Как активизировать процессы самосовершенствования? Как повысить эффективность организации самостоятельной работы обучающихся? Какие формы организации и контроля лучше использовать в образовательном процессе? Как повысить эффективность усвоения терминологии? Ответы на эти вопросы представим на основе анализа диссертационных исследований последних десятилетий в рамках этой статьи. Решение проблемы эффективности функционирования исправительных учреждений Е. В. Измайлова видит в повышении профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Она подчеркивает особенности деятельности сотрудников УИС, которая отличается неравномерностью рабочей нагрузки, высокой степенью риска, психоэмоциональной напряженностью [6]. В связи с этим Е. В. Измайлова особо обращает внимание на учет индивидуальных особенностей слушателей в образовательном процессе курсов повышения квалификации. Она считает, что в процессе обучения необходимо уделять больше внимания развитию важных профессиональных качеств специалистов - слушателей курсов. Это требует, подчеркивает Е. В. Измайлова, личностно-ориентированного подхода к разработке образовательных программ и внедрения новых, разнообразных форм занятий. Предпочтение должно отдаваться формам и методам обучения, способствующим активизации слушателей на занятиях и развитию у них профессионально важных качеств [6]. Личностно-ориентированный подход в качестве акмеологического условия организации курсов повышения квалификации определяет Л. В. Маркелова [10]. По ее мнению, такой подход способствует актуализации потребности слушателей в личностнопрофессиональном совершенствовании. В исследовании Л. В. Маркеловой предложена теоретическая модель личностно-профессионального самосовершенствования государственных служащих в совокупности компонентов: когнитивного (знание о себе и необходимых изменениях своей личности); эмоционального (эмоциональный анализ своего ценностного мира и т. п.); мотивационно-целевого (побуждения и условия детерминации и регулирования процесса личностно-профессионального самосовершенствования); операционального (освоение системы психотехнологий самосовершенствования). Кроме того, в работе выявлены и описаны критерии, показатели и уровни личностно-профессионального самосовершенствования государственных слушателей [10]. Важность организации личностно-ориентированного профессионального образования отмечает Т. И. Закирова в контексте решения проблемы профилактики и коррекции профессиональной деформации личности в образовательном процессе курсов повышения квалификации сотрудников УИС [5]. В своем исследовании Т. И. Закирова отмечает, что в рамках курсов повышения квалификации необходимо проводить работу, способствующую развитию морально-психологических, коммуникативных, эмоционально-волевых и познавательно-интеллектуальных качеств личности слушателя [5]. В представленной модели профилактики личностной деформации сотрудника УИС Т. И. Закирова обозначила психолого-педагогические условия эффективности этой работы: учет субъективного опыта сотрудника и его индивидуальных особенностей; условия формирования осознания собственной роли сотрудника и индивидуального стиля поведения в рамках профессиональной деятельности; организация мониторинга профессиональной деформации личности и мероприятия по коррекции проявлений личностной деформации и др. Важным психолого-педагогическим условием явилась разработка и реализация Т. И. Закировой спецкурса «Профилактика профессиональной деформации личности сотрудников УИС» с использованием традиционных и инновационных образовательных технологий: бинарных и проблемных лекций, семинаровдискуссий, тренингов для развития профессионально важных качеств сотрудника УИС, разнообразных игровых технологий [5]. На основании проведенного исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности Т. В. Манянина предложила программу повышения квалификации для преподавателей муниципальных общеобразовательных учреждений «Эмоционально-коммуникативная компетентность личности» [9]. Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволило Т. В. Маняниной сделать вывод о важности развития эмоционального интеллекта преподавателей в рамках курсов повышения квалификации для снижения уровня эмоционального выгорания личности в стрессогенных условиях профессиональной деятельности. Эти выводы представляют особый интерес в контексте проблемы данной статьи, поскольку деятельность сотрудника УИС отличается повышенной стрессогенностью, напряженностью и конфликтогенностью. Анализ результатов эмпирического исследования позволил Т. В. Маняниной утверждать, что слушатели, имеющие показатели высокого эмоционального интеллекта (сочетание высокого и среднего эмоционального интеллекта), имеют низкий уровень эмоционального выгорания, более высокий уровень самоуважения, способность к распознаванию вербальной экспрессии, выраженную мотивационную тенденцию на достижение успеха в профессиональной деятельности, сбалансированную систему ценностей [9]. Н. М. Клецкина в своем исследовании обращает внимание на педагогические условия формирования потребительской культуры слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации [7]. Она предлагает ввести в программу курсов повышения квалификации учебную дисциплину «Потребительская культура человека», основную задачу изучения которой автор видит в активизации самостоятельной деятельности слушателей, направленной на проектирование своей модели потребительского поведения. В работе Н. М. Клецкиной уточнено понятие «потребительская культура личности», разработана структура потребительской культуры личности в совокупности компонентов: личностные ценности, потребности, самооценка личности, нормы потребительского поведения. Несомненным достоинством ее исследования является направленность образовательной деятельности не только на развитие когнитивной сферы личности слушателя, но и воздействие на развитие, обогащение ценностно-смысловой сферы [7]. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил Н. М. Клецкиной сделать выводы о том, что слушатели в основном нацелены на удовлетворение материальных потребностей, обеспечивающих повышение качества жизни. Сфера духовного потребления в ответах слушателей была представлена в меньшей степени. В связи с этим Н. М. Клецкина подчеркивает важность развития способности слушателей оценить смысловую, этическую сторону потребительского выбора. Для эффективной работы со слушателями в этом направлении предлагается шире использовать методы активного обучения: лекцию для двоих, лекцию с запланированными ошибками, драматическую игру. Исследователь считает, что развитию активности, инициативности в образовательном процессе, потребности в самосовершенствовании у слушателей способствует работа, направленная на повышение уровня их потребительской культуры. Основным критерием сформированности потребительской культуры личности Н. М. Клецкина считает ориентацию слушателей не столько на овладение конкретными знаниями, сколько на обретение смысла образовательной деятельности в целом [7]. Идея доминирования личностного и профессионального развития обучающегося (слушателя курсов повышения квалификации в том числе) над процессом формирования знаний, умений, навыков в контексте проблемы активизации обучающихся в образовательном процессе отражена в исследовании В. М. Аганисьяна [1]. Следствием такой организации образовательного процесса, отмечает ученый, явилось не только стремление получить правильный результат решения нестереотипной задачи, но и увлечение обучающимися самим процессом эвристического поиска. Для этого преподавателю необходимо построить образовательный процесс на занятии в форме творческого диалога. По мнению автора, посредством учебного диалога можно развивать внутреннюю мотивацию обучения взрослого обучающегося, активизировать его личностный, профессиональный, творческий потенциал. В. М. Аганисьян выявил уровни психолого-педагогического сотворчества преподавателя и обучающихся. На первом уровне преподаватель использует форму собеседования, на котором задает проблемные вопросы (вопрос-ответ); на втором - проводится эвристическая беседа, в процессе которой коллективно ищут ответ на проблемный вопрос; на третьем - обучающиеся участвуют в дискуссии (внешний диалог) по спорному вопросу; на четвертом - осуществляется внутренний (творческий) диалог обучающегося с автором первоисточника или с самим собой [1]. Придавая большое значение учебному диалогу для активизации личностного потенциала слушателя в образовательном процессе В. М. Аганисьян подчеркивает, что диалогическое обучение необходимо сочетать с другими традиционными и инновационными формами и методами обучения [1]. В качестве эффективного средства развития самообразовательной деятельности педагога - слушателя курсов повышения квалификации исследователи видят модульное обучение [8, 12]. В. Л. Малашенкова, рассматривая препятствия для успешного развития самообразовательной деятельности слушателей в период курсов, основным из них считает недостатки педагогической технологии организации учебного процесса, в частности предпочтение фронтальной формы обучения, слабую систему обратной связи или полное ее отсутствие [8]. Повышению активности слушателей в образовательной деятельности, стимулированию их самообразовательной деятельности, по мнению В. Л. Малашенковой, будет способствовать увеличение доли индивидуальной работы преподавателей курсов со слушателями, возможность самим слушателям выстраивать траекторию своего обучения: выбирать содержание, формы, методы обучения в процессе курсов и межкурсовой период в соответствии со своими потребностями, компетенцией, психическими и личностными особенностями, особенностями профессиональной деятельности. Кроме того, она отмечает важность самодиагностики слушателя для оценки актуального уровня своего личностного и профессионального развития и возможности самому оценить динамику, обусловленную обучением на курсах повышения квалификации [8]. Проблеме активизации самообразования педагога в образовательном процессе курсов повышения квалификации посвящено исследование И. Г. Вертилецкой [2]. На основе глубокого анализа научных трудов она уточнила понятия «самообразование учителя», «активизация самообразования учителя» в контексте проблем системы повышения квалификации. Важным достоинством исследования является педагогическая модель активизации самообразования учителя, в которой представлены структурные элементы, критерии и показатели эффективности, основные методы и средства повышения эффективности процесса самообразования учителей. Особый интерес вызывают выводы И. Г. Вертилецкой относительно профессиональных затруднений учителей в процессе самообразования, возникающие на разных этапах профессионального становления (молодой специалист, учитель-практик, учитель-профессионал) и практические организационно-методические рекомендации по совершенствованию самообразования с учетом выявленных затруднений [2]. Основным способом оптимизации образовательного процесса в рамках курсов повышения квалификации Е. В. Мухачева определяет педагогическое моделирование [11]. В теоретической модели она выделяет этап определения границ отдельного комплекса подсистем и связей, этап разработки структуры модели, этап составления совокупности подсистем и связей и, наконец, этап выявления зависимости между параметрами управления и состояния. При разработке инвариантной части учебного курса Е. В. Мухачева предлагает использовать метод групповых экспертных оценок, при создании вариативной части - привлекать к работе обучающихся. Технология моделирования содержания образовательных курсов в системе повышения квалификации педагогов для повышения ее эффективности должна включать в себя поэтапную разработку концептуальной, структурной и рабочей моделей педагогического процесса. В своем исследовании Е. В. Мухачева описывает методы и средства оценки эффективности технологии [11]. Отмечая специфику дополнительного профессионального образования сотрудников УИС, С. Г. Наговицын подчеркивает нормативно-директивный характер содержания образовательных программ [12]. Наиболее перспективным он считает квалиметромодульный подход к разработке структуры курсов повышения квалификации сотрудников УИС. В представленной С. Г. Наговицыным теоретической модели содержатся инвариантный и вариативный компоненты. Таким образом, обеспечивается возможность выбора, активность слушателя в выборе содержания своего образовательного курса. На основе теоретического анализа С. Г. Наговицын описывает модели обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (свободная, личностная, развивающая, активизирующая, формирующая модели). Для использования в образовательных организациях УИС он считает наиболее эффективными личностную и формирующую модели [12]. Важность реализации модульного принципа построения программ курсов повышения квалификации отмечает И. Н. Данилова [3]. Однако она предлагает структурировать программу по функциональным модулям. На основе анализа результатов опроса слушателей курсов о трудностях и проблемах в организации учебного процесса И. Н. Данилова выделяет отдельные модули, направленные: на совершенствование организации и методики учебных программ; повышение уровня психолого-педагогической и методической подготовки преподавателей курсов к более широкому использованию методов активного обучения; обеспечение комплексности использования методов активного обучения для активизации способности слушателей к самообразованию; освоение и включение в образовательный процесс инновационных технологий. В качестве основного пути совершенствования организации учебного процесса на курсах повышения квалификации офицеров И. Н. Данилова предлагает более широкое использование методов активного обучения, игровых форм обучения [3]. О. О. Жебровская в своем исследовании важное значение придает обучающим играм в программе повышения квалификации педагогов, считая, что они повышают эффективность преподавания учебных дисциплин с низким рейтингом у обучающихся, обусловленным сложностью или однообразностью учебного материала [4]. В рамках курсов О. О. Жебровская предлагает слушателям выступить в качестве организаторов, участников и разработчиков обучающих игр. Это способствует активизации познавательной активности, оптимизации мотивационной сферы, творческому развитию и, в свою очередь, повышению эффективности преподавания учебной дисциплины в практической деятельности педагога после завершения программы курсов [4]. Таким образом, анализ диссертационных исследований последних лет по проблеме совершенствования образовательного процесса в системе курсов повышения квалификации показал, что авторы исследований считают ключевым фактором повышения эффективности обучения слушателей ориентацию образовательных программ на развитие личности слушателя, активизацию его личностного, творческого потенциала. Кроме того, важными направлениями работы в рамках образовательного процесса курсов повышения квалификации являются психопрофилактика эмоционального выгорания, развитие эмоционального интеллекта, психологической и потребительской культуры слушателей.