Publication text
(PDF):
Read
Download
Персонал уголовно-исполнительной системы (УИС) должен обладать определенными знаниями и умениями, позволяющими ему быть готовым к профессиональной деятельности в различных условиях оперативной обстановки, в том числе и при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера (ЧС). Добиться личному составу высокой степени подготовленности к действиям при ЧС должен помочь процесс профессионального обучения, направленный на формирование у сотрудников специальных практических навыков и теоретических установок, обеспечивающих возможность эффективного выполнения профессиональных задач в сложных условиях. Немаловажным фактором для достижения состояния готовности является соответствие субъективных свойств и в первую очередь склонностей и способностей личности характеру профессии [1, с. 14]. Формирование подобных склонностей у сотрудников УИС России способствует достижению успешности профессиональной деятельности и в условиях возникновения ЧС. Для того чтобы подготовить персонал УИС к деятельности в условиях ЧС природного характера, необходимо предоставить ему возможность в овладении специальными знаниями и приемами (методами), способствующими раскрытию потенциала как отдельного сотрудника, так и служебного коллектива в целом. Кроме того, не стоит забывать о необходимости систематического совершенствования профессионального мастерства персонала, что целесообразно принимать во внимание в ходе организации обучения курсантов в образовательных организациях, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России). Тем не менее, на наш взгляд, необходимо учитывать и то множество специфических условий, которые возникают при организации образовательного процесса в ведомственном вузе, например, выполнение служебных задач (несение службы в нарядах) одновременно с обучением, занятия в различных кружках (секциях), осуществление научно-исследовательской деятельности и т. д. Важно не забывать и о специфике воспитательной работы в вузе ФСИН России, являющейся важнейшей составляющей в процессе формирования у обучаемых психологической готовности к выполнению сложных профессиональных задач, в том числе и при возникновении ЧС. Одной из основных проблем, связанных с состоянием готовности курсантов вузов ФСИН России к эффективному выполнению служебных обязанностей при ЧС, формируемым у обучаемых в ходе образовательного процесса, является, по нашему мнению, проблема управления профессиональным поведением. Часто при постановке вопроса об управлении сотрудником УИС своим профессиональным поведением в первую очередь обращают внимание на умение преодолевать им состояние стресса. Бесспорно, это весьма важная составляющая проблемы управления профессиональным поведением, затрагивающая индивидуальные психофизиологические характеристики каждого курсанта. Различные особенности профессиональной деятельности при ЧС природного характера, будь то острый дефицит времени, повышенная ответственность или возросшая экстремальность, по-разному действуют на сотрудников: одного подавляют, у другого вызывают повышенное возбуждение, у третьего - дискомфорт, мешающий быстрой адаптации к условиям ЧС, и т. п. Изучением проблемы стрессовых состояний, возникающих у сотрудников правоохранительных органов в ходе профессиональной деятельности, занимались такие ученые, как М. А. Котик, Л. В. Лионов, В. Л. Марищук, Е. А. Милерян, Н. И. Наенко. Анализ их научных трудов убедительно доказывает, что наиболее действенными формами предупреждения стресса и преодоления его последствий являются: - осуществление профессионального отбора, учитывающего индивидуальные психофизиологические свойства и эмоционально-волевую устойчивость личности [2, с. 134]; - организация образовательного процесса, способствующего достижению высокого уровня профессиональной компетентности [3, с. 27]; - освоение специальных знаний и умений, обеспечивающих достижение поставленной цели путем творческого подхода к решению служебных (профессиональных) задач; - закрепление алгоритма навыков действий, необходимых для профессиональной деятельности в экстремальных условиях [4, с. 98-99]; - непрерывное совершенствование организации профессиональной (служебной) подготовки персонала [5, с. 128]. Что касается подготовки курсантов вузов ФСИН России к действиям при ЧС, то к перечисленным выше мероприятиям более чем целесообразно присовокупить регулярное использование психологических методов и физических упражнений, обеспечивающих существенное снижение уровня эмоциональной напряженности организма обучаемого, тем более что образовательный процесс позволяет осуществить эти дополнения без лишних затрат учебного времени. Педагогический эксперимент, проведенный в ходе исследования роли образовательного процесса в формировании у курсантов вуза ФСИН России состояния готовности к действиям при возникновении ЧС природного характера, позволил нам обосновать ряд условий, способствующих сформированности достаточного уровня подготовленности для профессиональной деятельности в подобных обстоятельствах. 1. Выделяемый из общей профессиональной подготовки курсантов вуза ФСИН России учебный блок, включающий в себя действия при ЧС, должен состоять из набора таких приемов и способов, которые по своему алгоритму являлись бы однотипными с действиями, совершаемыми в реальной служебной деятельности персонала УИС. При организации и проведении специальных учебных занятий целесообразно использовать систему знаний и умений, обеспечивающую эффективное выполнение профессиональных обязанностей в условиях ЧС природного характера. 2. Практические учебные занятия в основе своей должны обеспечить освоение модели, отражающей реалии той или иной ЧС природного характера. При этом создаваемая учебная модель ЧС должна быть способна в полной мере обеспечить экстремальность различных эпизодов, характерных для реальной профессиональной деятельности сотрудников в подобных условиях. 3. Основной целью профессиональной подготовки курсантов к деятельности при ЧС является не столько их «натаскивание» по определенному алгоритму действий, сколько формирование у них специфичных служебных навыков, способствующих эффективному исполнению будущих должностных обязанностей в органах и учреждениях УИС России. 4. Учебные задачи, выполняемые курсантами в ходе практических и теоретических занятий, должны развивать у обучаемых познавательную, регулятивную и коммуникативную функции, что, в свою очередь, обеспечит сформированность внимания, памяти и мышления, способствующих принятию целесообразных решений по ликвидации последствий ЧС природного характера. Особо следует, по нашему мнению, выделить роль второго условия в формировании у курсантов готовности к деятельности в условиях ЧС, так как конструирование учебных моделей обеспечивает участие обучаемых в ситуациях, потенциально возможных в учреждениях (органах) УИС при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации природного характера. Уникальность выдвинутых нами организационно-педагогических условий заключается в формировании у курсантов вуза ФСИН России отработанного до автоматизма алгоритма действий при ЧС, а также психологической готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Кроме того, названные условия предполагают, в частности, что курсанты в процессе обучения действиям при ЧС не только будут получать теоретические знания и практические навыки, но и формировать определенные реакции организма, обеспечивающие эффективность деятельности в экстремальных эпизодах, характерных для тех или иных чрезвычайных ситуаций природного характера. Например, моделирование потенциально возможной чрезвычайной ситуации природного характера является, во-первых, стимулом для формирования защитных и охранительных функций организма обучаемого, а во-вторых, фактором для развития творческого начала в процессе принятия курсантом управленческого решения по смоделированному эпизоду ЧС. Более пристального внимания, на наш взгляд, заслуживает специфика проведения тех учебных занятий, которые предлагаются с целью достижения курсантами вуза ФСИН России состояния готовности к деятельности в условиях ЧС, и к таковым, прежде всего, относятся практические занятия по тактико-специальной подготовке и психологическая подготовка. Для достижения необходимого уровня готовности к действиям при ЧС, кроме обычных теоретических занятий и выполнения практических заданий, применяются многофункциональные современные информационно-технические средства обучения, а перед важнейшими темами могут проводиться показные и инструкторско-методические занятия. Педагогический опыт говорит о том, что для скорейшего и эффективного достижения необходимой степени готовности к выполнению профессиональных задач в условиях ЧС природного характера, помимо учебных занятий, целесообразно проводить с личным составом диспуты (собеседования) по тематике, раскрывающей виды чрезвычайных ситуаций природного характера, характерных для местности, в которой расположены территориальный орган, учреждения УИС, образовательная организация, подведомственная ФСИН России, а также порядок действий личного состава при ликвидации ЧС. Подобные мероприятия положительно влияют на формирование у обучаемых состояния готовности к службе в различных условиях ЧС, в том числе при природных пожарах, сезонных половодьях, наводнениях, сходе селей, лавин и других стихиях. В ходе проведенной в вузе опытно-экспериментальной работы (ОЭР), главной целью которой являлось определение организационно-педагогических условий и практических рекомендаций по оптимизации процесса профессиональной подготовки курсантов к действиям при ЧС природного характера, исследовались и иные факторы, влияющие на подготовленность личного состава. Например, в одном из экспериментов уточнялось минимально достаточное количество тренажей для устранения неисправностей противопожарного оборудования в ограниченный промежуток времени. Не секрет, что в ходе таких занятий выясняется, во-первых, то, в какой степени у обучаемых сформированы аналитические способности и усвоены технические знания, во-вторых, их эмоциональноволевая устойчивость и способность выдерживать психологическую нагрузку различного уровня. В целях более точного определения оптимального количества тренировок для обучаемых осуществлялось от пяти до пятнадцати подходов к выполнению одного и того же упражнения по выявлению неисправностей с последующим измерением данных и сравнением в изменении психофизиологических функций организма испытуемых. Прежде чем приступить к выполнению контрольного упражнения, с курсантами проводился соответствующий инструктаж о мерах безопасности, уточнялись временные показатели для выполнения норматива, обращалось внимание на характерные ошибки, допускаемые в процессе отработки норматива. Проведенный впоследствии анализ отчетов преподавателей, привлекавшихся к проведению занятий, показал, что на готовность курсантов к отысканию неисправностей противопожарного оборудования в рамках нормативного времени влияет не только знание обучаемыми устройств определенных механизмов и принципиальных алгоритмов действий по устранению неполадок, но и хладнокровие и эмоциональная устойчивость к стрессовой ситуации. Кроме того, контроль над обучаемыми в ходе отработки нормативного задания выявил у курсантов определенные сложности, что и было подтверждено как результатами выполнения норматива, так и измерениями психофизиологических функций тестируемых. Выяснилось также, что в зависимости от степени развитости интеллектуальных способностей одним курсантам для формирования состояния подготовленности к устранению поломок на определенном устройстве (механизме) достаточно пяти - семи тренировок, некоторым же для выполнения точно такого же задания необходимо делать не менее десяти - двенадцати попыток. Интерес представляют и результаты следующего эксперимента: были исследованы скорость и качество выполнения группового задания по тушению условного лесного пожара на ограниченной территории. Целью эксперимента являлось определение необходимого временного норматива в зависимости от количества привлекаемого личного состава и задействованных средств тушения открытого огня. Всего проводилось до пяти подходов для каждой из трех экспериментальных групп. Измерения изменений психофизиологических функций осуществлялись в конце 2-й и 5-й тренировок. На основании полученных результатов можно констатировать, что, во-первых, чем большее количество тренировок производится, тем ниже у обучаемых показатель психической напряженности, во-вторых, к 5-й тренировке курсанты полностью укладывались в запланированное время, практически не допуская при этом значимых оплошностей, в-третьих, анализ самоотчета тестируемых показал, что в ходе двух первых тренажей курсанты не осознают, что допускают серьезные ошибки либо механические неточности, в-четвертых, с нарастанием количества тренировок (как правило, после 4-й и 5-й) к курсантам приходило чувство полной осознанности своих действий, и абсолютное большинство обучаемых переставало совершать какие-либо неточности и ошибки. В итоге запланированной и проведенной ОЭР на основании результатов экспериментов напрашивался однозначный вывод: с целью получения стабильно положительных результатов в вопросах формирования состояния готовности курсантов вуза ФСИН России к профессиональной деятельности при ЧС природного характера логично использовать предложенные ниже способы оптимизации практических занятий: 1) сочетание повышения темпа отработки выполняемого упражнения с последовательным его усложнением; 2) отработка нормативов в условиях, граничащих со стрессовой ситуацией, но не представляющих опасности для жизни и здоровья обучаемых; 3) введение внезапных препятствий и искусственных раздражителей (яркий свет, громкая музыка, помехи в радиосвязи и т. п.); 4) выполнение поставленной учебной задачи, требующей от курсанта, руководителя игрового коллектива, выбора единственного целесообразного управленческого решения; 5) последовательное моделирование эпизодов одной или нескольких ЧС, подразумевающих «лавинное» нарастание технических сложностей и психологического дискомфорта; 6) использование моделей чрезвычайных ситуаций природного характера, потенциально возможных в месте дислокации образовательной организации ФСИН России. Анализ профессиональной подготовки курсантов вузов ФСИН России к действиям в условиях ЧС природного характера подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что на эффективность процесса формирования у них готовности к подобной деятельности положительное влияние оказывает рациональное сочетание разнообразия выполняемых заданий с их высокой, но достижимой сложностью исполнения. Оптимальное сочетание разнообразия и сложности учебных упражнений (нормативов) не только формирует у курсантов высокий уровень готовности к действиям при ЧС, но и вырабатывает необходимые профессионально значимые для сотрудника УИС качества - решительность, стойкость, способность к самопожертвованию, коллективизм и взаимовыручку. Проведенное исследование проблемы подготовки курсантов ведомственного вуза к действиям в условиях ЧС природного характера показало, что формированием профессионально значимых качеств как важнейшего из элементов состояния готовности обучаемых необходимо заниматься непрерывно и последовательно. При этом обязательно надо принимать в расчет личностные характеристики курсанта и особенности его эмоционально-психологического восприятия стрессовых ситуаций. Когда индивидууму присуща эмоционально-волевая устойчивость, он значительно успешнее справляется с постстрессовым синдромом и скорейшим образом адаптируется к новым, более сложным условиям ЧС. Если же курсант излишне эмоционален, недостаточно волевой, впечатлителен и психологически неустойчив, то такого целесообразно подводить к более высокой степени готовности, предлагая ему выполнение служебных (учебных) заданий по принципу «от простого к сложному», с последовательным наращиванием трудностей. Организация и проведение профессиональной подготовки курсантов вузов ФСИН России к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера должны быть согласованы с применяемыми в образовательной организации приемами самоконтроля и методами воспитательной работы. Формирование готовности курсантов вуза ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях, в том числе в условиях ЧС, и ее дальнейшее совершенствование целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с общими целями образовательного процесса, учитывая при этом характер и содержание имеющихся служебных задач. В заключение отметим, что при определении профпригодности выпускника вуза ФСИН России к будущей служебной деятельности в учреждениях (органах) УИС целесообразно учитывать, помимо психологических особенностей и личностных качеств, его способность к сохранению высокого уровня готовности к действиям в экстремальных условиях [6, с. 174].