Publication text
(PDF):
Read
Download
В XXI в. мир столкнулся с таким явлением, как всеобщая пандемия COVID-19. Уже подзабыты такие страшные заболевания, как чума, черная оспа, сибирская язва и холера. На смену пришли ВИЧ-инфекция и пандемия коронавируса. Стало очевидным, что предупреждение распространения опасных инфекционных заболеваний требует жестких государственно-правовых мер, среди которых особое значение имеют уголовно-правовые средства противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний. Предваряя современный этап борьбы с инфекционными заболеваниями, их массовым распространением, следует отметить, что противоэпидемические и карантинные меропри- ятия проводились в России издревле. Например, грамота «О встрече и принятии отпущен- ного из Москвы в Курск, по причине происшедших там болезней, животворящего креста господня с мощами» (20 февраля 1649 г.) содержала упоминание о случаях заболевания жителей Курска «нападными болезнями». Указы от 30 июля 1656 г., от 15 июля 1657 г., от 5 августа 1656 г. определяли основы организации карантина и предотвращения распро- странения инфекции в государстве. Среди перечисленных актов следует отметить Указ от 30 июля 1656 г. «О предосторожности в Москве от Морового поветрия», которым пред- писывалось строительство застав, «чтоб никакие люди к Москве не проезжали и пешие не проходили». За размещение и предоставление возможности передвижения по Москве лицам, приехавшим из очагов инфекции, полагалась смертная казнь. Государственные противоэпидемические мероприятия содержатся в указах периода царствования Иоанна и Петра Алексеевича «О неторговании рыбою и мясом в шалашах и на скамьях и о сломке оных» (Указ от 11 августа 1683 г.). Именные указы Петра I от 3 октября 1688 г. «О свозе не- чистоты с улиц и переулков в Москве» и от 22 февраля 1709 г. «О наблюдении Московским обывателям чистоты на дворах и на улицах, о свозе всякаго помету на Земляной город и содержании мостовой в исправности», кроме санитарных требований, содержали санкции за несоблюдение чистоты. В случае нарушения данных правил виновные должны были очищать город от мусора и нечистот, а за уклонение подвергались денежному штрафу либо битью батогами или кнутом. Осуществлялась борьба и со слухами о заболеваниях и эпидемии. В августе 1830 г. был опубликован манифест «О смятении, бывшем в некоторых Губерниях и Санкт-Петербурге, по случаю разнесшихся нелепых слухов о мнимых причинах смертности при появлении эпидемической болезни холеры». В сентябре 1830 г. во время эпидемии холеры Николай I обратился с личным письмом к министру внутренних дел графу А. А. Закревскому «О при- нятии решительных мер к прекращению эпидемической болезни холеры». В 1841 г. Александр I утвердил Устав о карантинах. Под карантином в России понималось учреждение для содержания лиц, приехавших из мест, где есть чума или иная заразная болезнь, а также места для дезинфекции товаров. Целью карантинных учреждений была охрана государства от чумы и других болезней. Устав предусматривал государственные меры, направленные на борьбу с эпидемиями. Иностранное судно принималось в россий- ском порту только при наличии специального свидетельства - карантинного вида, заверен- ного медицинским чиновником и удостоверявшего в безопасности находящихся на судне людей, товара и иного груза. Если в стране, из которой направлялись суда в Россию, отсут- ствовали карантинные заведения, им разрешалось прибытие только в строго отведенные российские порты, где были организованы специальные карантины и таможни. Обращает на себя внимание тот факт, что «карантин» как правовой термин и юриди- ческая категория исторически имел и продолжает иметь широкое значение. Карантин (от фр. quarantaine, итал. quarantena - сорок дней) - комплекс ограничительных и режимных противоэпидемических мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию). В свою очередь, изоляция (от фр. isolation - разобщать) представляет собой обособление кого-либо или чего-либо, лишение связи с окружающей средой. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) установило уголовную ответственность за нарушение карантинных мер («О нарушении уставов карантинных»); за нарушение эпидемиологических правил («О нарушении постановлений против распро- странения повальных или прилипчивых болезней»; «О нарушении правил для погребе- ния мертвых»; «О нарушении уставов врачебных»). Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (в ред. 1885 г.) содержало нормы, предусматривающие смертную казнь за нарушение карантинных уставов (ст. 831, 832). Смертной казнью карались подделка до- кумента, использование поддельного или чужого документа с целью избежать карантин; сокрытие на корабле и транспорте товаров, находившихся в зараженной зоне (ст. 834, 852 Уложения). Устанавливалась ответственность за приобретение и владение вещами, приве- зенными или доставленными из зараженных мест (ст. 836), за общение между собой лиц, состоящих под карантинным надзором (ст. 837), за торговлю в карантинной черте (ст. 838, 839). Тюремным заключением каралось недонесение органам власти об обнаружении за- раженных людей, о собственном заражении, о фактах пользования зараженными вещами и т. д. (ст. 844 Уложения). Уголовное уложение 1903 г. устанавливало ответственность за нарушение правил по охране здоровья населения и за деяния, касающиеся инфекционных болезней, и нарушение похоронных правил. Система уголовно-правовых норм в советском уголовном праве (УК РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г.) была направлена, главным образом, на борьбу с заражением других лиц венерическими заболеваниями и с нарушением санитарно-эпидемиологических правил. Обозначенные направления уголовно-правового противодействия, ввиду их безусловной значимости, сохранены и в современном уголовном законодательстве. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) устанавливает уголов- ную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий (ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологиче- ских правил») и за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологически- ми либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (ст. 248 УК РФ «Нарушение правил безопасности при обращении с микробио- логическими либо другими биологическими агентами или токсинами»). Указанные нормы направлены на охрану человека от опасных заболеваний и содержат конструктивные признаки: «массовое заболевание людей» и «распространение эпидемий». При этом следует понимать, что нарушение санитарно-эпидемиологических правил влечет за собой массовое заболевание, отравление, смерть человека, а эпидемия является ре- зультатом нарушения правил в области обращения с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Мировая проблема распространения вируса COVID-19 привела к необходимости приня- тия решительных мер как на международном, так и на национальном уровне. В наш лексикон вошли такие термины, как: «эпидемия», «пандемия», «карантин», «санитарно-эпидемиологи- ческое благополучие», что требует их дополнительного уточнения. Изучим филологическое толкование терминов «эпидемия» и «пандемия». Эпидемия (от гр. epi - среди и demos - на- род) - повальная, заразительная болезнь среди населения. Пандемия (от гр. pandemos - весь народ) - необычайно сильная эпидемия, распространившаяся на территории стран и континентов. Таким образом, оба термина предполагают, что заболевание (инфекция) охватит большое количество населения с той лишь разницей, что при эпидемии болезнь (инфекция) будет распространяться среди населения, а охват при пандемии будет более обширным и затронет страны и континенты. Именно последнее и имело место в результате распространения в мире вируса COVID-19. Российская Федерация предприняла комплекс мер медико-правового характера для пресечения распространения вируса COVID-19, в том числе были внесены существенные изменения в УК РФ, так как наличие только ст. 236 и 248 УК РФ недостаточны для уголовно- правового противодействия с новыми проявлениями, несущими в себе особую обществен- ную опасность в период распространения пандемии. Одним из таких проявлений стало мас- совое распространение в обществе фейковой информации как о самом вирусе COVID-19, так и о создаваемых вакцинах. В широком смысле fake-news - это любая недостоверная, заведомо ложная информация. Чаще всего это сплетни, слухи, вымыслы и пропаганда. Цель такой информации - максимально распространить ложь, ввести аудиторию в заблу- ждение. Понятие «фейк», по утверждению В. В. Дорофеевой, «включает в себя ряд самых разнообразных явлений медиасреды: от поддельных текстов, а также фото-, видео- или аудиозаписей до искусственно созданного по заданию заказчика... проекта...» [1, с. 777]. Про- изводители ложной информации руководствуются тем, чтобы привлечь и максимально удер- жать общественный интерес. Фейковые новости манипулируют общественным сознанием. Обилие фальшивых сообщений, маскирующихся под новости о распространении коро- навирусной инфекции и о вакцинации, в последнее время достигло критической отметки, что предопределило необходимость противодействия им уголовно-правовыми средствами. В результате принятия Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ УК РФ был до- полнен двумя новыми составами - ст. 207.1 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» и ст. 207.2 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия», устанавливающими уголовную ответственность за распространение заведомо ложной информации. Верховный Суд РФ разъяснил, что под заведомо ложной информацией, в том числе об обстоятельствах распространения на территории Российской Федерации новой коронави- русной инфекции (COVID-19) и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоя- тельств, следует понимать такую информацию (сведения, сообщения, данные и т. п.), кото- рая изначально не соответствует действительности, о чем достоверно было известно лицу, ее распространявшему (вопрос № 12 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020 г.). В 2020 г. в результате принятия Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ претерпела изменения и ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологиче- ских правил». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и иных нормативно- правовых актов Российской Федерации. Под санитарно-эпидемиологическим благопо- лучием населения понимается такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, которое характеризуется двумя основными показателями: отсутствием вред- ного воздействия факторов среды обитания на человека и обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека. Если до внесения соответствующих изменений в ст. 236 УК РФ привлечение к уголовной ответственности по данной норме предполагалось по результатам наступивших последствий (массового заболевания или отравления людей), то в настоящее время достаточно создания угрозы наступления таких последствий. По справедливому мнению, высказанному в публикации, подготовленной Филиалом пар- тнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер ЛЛП в г. Москве, «под понятие «создание угрозы» может подпадать деяние в виде контактов инфицирован- ного человека с неопределенным кругом лиц» [2]. Пандемия коронавирусной инфекции сопровождается разноплановыми действиями, представляющими общественную опасность для общества и государства. Из изложенного следует, что часть таких действий посягает на здоровье населения и связана с нарушени- ями санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), а часть - с распространением фейковой информации (ст. 207.1, 207.2 УК РФ). Однако данным перечнем не ограничива- ется криминальная составляющая такой глобальной проблемы современности, как пан- демия коронавирусной инфекции, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2. Определенная часть населения относится к коронавирусной инфекции пренебрежительно, а некоторые граждане, получив положительный тест на наличие инфекции, не соблюдают требования действующих правил о самоизоляции и карантине, проявляют безответственное поведе- ние, умышленно стремясь заразить других людей. Такие случаи фиксируются не только в России, но и в других странах мира. Как передавало информационное агентство «РИА Но- вости», еще в начале 2020 г. власти китайской провинции Хубэй опубликовали уведомле- ние, согласно которому «носители нового коронавируса, которые плюются в общественных местах и намеренно распространяют вирус, ставя под угрозу безопасность других, могут быть привлечены к уголовной ответственности» [3]. Умышленное заражение коронавирусной инфекцией других лиц, как представляется, выходит за рамки ст. 236 УК РФ и требует отдельной квалификации, аналогичной той, кото- рая предусмотрена для лиц, умышленно заражающих других лиц венерической болезнью (ст. 121 УК РФ) либо ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ). Такое утверждение, в частности, осно- вано на различиях в объективных признаках посягательства: если нарушение санитарно- эпидемиологических правил является посягательством на здоровье населения в целом, то при умышленном заражении других лиц COVID-19 имеет место посягательство на здо- ровье конкретного человека. По мнению С. В. Расторопова, «непосредственным объектом заражения венерической болезнью выступают общественные отношения, обеспечивающие здоровье другого чело- века от действительного заражения венерической болезнью» [4, с. 254]. В свою очередь, непосредственным объектом состава преступления, предусмотренно- го ч. 1 ст. 122 УК РФ, является здоровье другого лица. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 121 УК РФ, может быть выражена лишь в заражении другого лица венерической болезнью. В то время как объективная сторона преступления, регламенти- рованного ст. 122 УК РФ, характеризуется тремя альтернативными формами проявления: заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122); заражение другого лица ВИЧ-инфекцией (ч. 2 ст. 122); заражение другого лица ВИЧ-инфек- цией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанно- стей (ч. 4 ст. 122). Филологическое толкование термина «заражение» показывает, что под ним подразумева- ется передача заразы кому-нибудь. В свою очередь, слово «зараза» означает «болезнетвор- ное начало, распространяемое микробами». Согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова термин «заражать» объясняется как «поражать, убивать, разить на смерть... сообщать что- либо вредное, губительное, особо наносную болезнь», а «зараза» - как «заразительный яд» [5, с. 153]. Умышленное заражение другого лица COVID-19, на наш взгляд, должно быть кримина- лизировано аналогично тому, как это сделано в отношении заражения венерической болез- нью и ВИЧ-инфекцией. Такое утверждение основано на пандемическом характере распро- странения COVID-19 (распространение инфекции по всему миру), серьезных осложнениях для здоровья человека, перенесшего данную инфекцию, на достаточно высоком уровне смертности. По официальным данным Коммуникационного центра Правительства РФ, совокупное число заболевших в мире на 14 июня 2021 г. составляет более 176,7 млн, а умерших - более 3,8 млн [6]. Масштабность и опасность COVID-19 для здоровья граждан предопределило решение Правительства РФ об отнесении коронавирусной инфекции (2019-nCoV) к числу заболева- ний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66). Обращает на себя внимание тот факт, что в Перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденных постановлением Правитель- ства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715, в числе опасных заболеваний обозначена болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), а также инфекции, передающиеся преимущественно половым путем. Опасность COVID-19 для окружающих, таким образом, приравнена к опасности венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции, что служит дополни- тельным подтверждением обоснованности предложения о необходимости криминализации умышленного заражения коронавирусной инфекцией. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, фейковая информация, умышлен- ное заражение других лиц инфекцией - это только часть общественно опасных проявлений, сопровождающих пандемию коронавируса. Правовая проблематика в рассматриваемой области обозначенными аспектами не ограничивается. Г. С. Шкабин справедливо поднима- ет проблему «коллизии жизней» и призывает научное сообщество обратить внимание на необходимость ее разрешения в правовом пространстве. Автор констатирует, что «интен- сивность распространения заболевания и ограниченность медицинских ресурсов создают ситуации, в которых врачам приходится делать выбор между жизнью одного пациента и смертью другого» [7, с. 40]. Такой выбор достаточно труден с нравственной точки зрения. Медицинская этика призывает оказывать помощь каждому пациенту, однако как поступить врачу, если одновременно в больницу поступает множество тяжелобольных COVID-19, а аппаратов искусственной вентиляции легких на всех не хватает? В пользу какого пациента следует делать выбор? Кому в первую очередь предоставить аппарат ИВЛ? «Законодатель, не дающий прямой регламентации таких случаев, отдает их на «откуп» правоприменителям, оставляя лиц, действующих в интересах общества и государства, наедине с опасностью и под угрозой уголовной ответственности» [7, с. 48]. Решение обозначенной проблемы видит- ся в реформировании института крайней необходимости, на чем и акцентирует внимание Г. С. Шкабин в своей научной публикации. Обобщая изложенное, выделим следующие направления уголовно-правовой борьбы с распространением пандемии коронавирусной инфекции: регламентация ответственности за заведомо ложную информацию о пандемии и вак- цинации (ст. 207.1, 207.2 УК РФ); регламентация ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в условиях пандемии (ст. 236 УК РФ); криминализация умышленного заражения коронавирусной инфекцией; регламентация деятельности медицинского персонала при наличии проблемы коллизии жизней, совершенствование института обстоятельств, исключающих преступность деяния, и признание коронавирусной инфекции источником опасности при крайней необходимости. Дальнейшая научная дискуссия и последующее совершенствование уголовного зако- нодательства по обозначенным направлениям позволят, на наш взгляд, системно и кон- структивно подойти к решению уголовно-правовых проблем, возникающих в связи с рас- пространением пандемии коронавирусного заболевания COVID-19.