Ruza, Moscow, Russian Federation
UDK 159.9 Психология
The article presents the results of studying the public opinion of young people about the image of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation, which is an important component in the work to correct the prevailing negative stereotypes and form a positive image of the Russian police. Since the opinion of representatives of such an important part of Russian society as youth should be studied and taken into account to determine the directions of this work, during the study, using the method of non-standardized survey, an analysis of young people's ideas about the image of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation was carried out, 52 cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and 52 students of higher educational institutions of the Russian Federation were interviewed to solve this problem. Moscow. The results of the study indicate that the cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and university students have a significantly different attitude towards the police, if most of the cadets noted a positive attitude, then the students showed a negative or neutral attitude towards the internal affairs bodies of the Russian Federation. Therefore, the task of increasing the authority of the police and trust in it among young people is paramount.
internal affairs bodies of the Russian Federation, image, police, youth, public opinion
Актуальность
Для описания имиджа сотрудника полиции используются результаты изучения общественного мнения. Согласно исследованиям, проведенным В.И. Майоровым, О.Н. Дунаевым «около половины (45 %) граждан обозначили важность исследования имиджа сотрудника органов внутренних дел, требующих первоочередного решения» [4].
Из многочисленных современных исследований следует, что типичный образ сотрудника полиции, сложившийся у населения, противоречив, его можно разделить на две диаметрально противоположные составляющие. Крайние позиции в оценках – это, с одной стороны, «образованный, ответственный, интеллигентный, вежливый, внимательный труженик», тогда как, с другой стороны, образ-антипод описывается в терминах «самодовольный, наглый, считающий себя всемогущим, безответственный лодырь»[5].
Исправление сложившихся негативных стереотипов и формирование положительного имиджа сотрудников правопорядка являются одним из приоритетных направлений работы всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. Мнение представителей такой важной части российского общества как молодежь следует изучать и учитывать для определения направлений данной работы.
Методика исследования
Для решения данной задачи использован метод нестандартизированного опроса, представляющий собой вербально-коммуникативный способ получения информации, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами посредством получения ответов на заранее сформированные вопросы. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизованными, в них отсутствуют жесткие рамки, что позволило варьировать исследование в зависимости о реакции респондентов на вопросы.
В ходе проведенного исследования опрошены 52 курсанта образовательной организации МВД России и 52 студента высших учебных заведений г. Москвы в возрасте от 18 до 19 лет, обучающиеся на 2 курсе ( в группе курсантов участниками опроса стали 8 человек (15,4 %) в возрасте 18 лет и 44 (84,6 %) – 19 лет; среди студентов 18-летние составили 10 человек (19,2 %) и 42 человека (80,8 %) 19-летние). Таким образом, обе группы опрошенных имели практически одинаковый возрастной состав (табл.1).
Таблица 1
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Укажите ваш возраст (количество полных лет) |
18 лет |
8 |
15,4 |
10 |
19,2 |
19 лет |
44 |
84,6 |
42 |
80,8 |
На завершающем этапе исследования проведена интерпретация полученных данных, соответствующих целям и задачам исследовательской работы, а также оценка исследуемых категорий.
Результаты исследования
- Анализ полученных результатов свидетельствует о преобладании мнения о том, что имидж каждого сотрудника полиции распространяется на организацию в целом и у курсантов образовательной организации МВД России, и у студентов вузов. Так считают 44 (84,6 %) курсанта и немногим меньшее количество студентов – 40 (76,9 %). Часть студентов (7,7 %) считает, что в основном негативная информация в большей степени влияет на создание негативного образа полиции, чем положительная – на формирование позитивного имиджа. (табл.2)
Таблица 2
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Согласны ли Вы с утверждением, что имидж каждого сотрудника полиции распространяется на организацию в целом |
Да |
44
|
84,6 |
40
|
76,9 |
Нет |
8
|
15,4 |
8
|
15,4 |
||
Иное |
- |
- |
4 |
7,7 |
- По вопросу о ведущей роли в формировании имиджа полиции мнения граждан, 46 (88,5 %) курсантов высказали уверенность в ведущей роли мнения граждан России в создании образа полицейского, 48 (92,3 %) студентов согласны с этим утверждением. (табл.3)
Таблица 3
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Верно ли утверждение, что ведущую роль в формировании имиджа полиции играет мнение граждан об образе полицейского |
Да |
46 |
88,5 |
48 |
92,3 |
Нет |
6 |
11,5 |
4 |
7,7 |
||
Иное |
- |
- |
- |
- |
- Большая часть курсантов – 42 (80, 8 %) считает, что имидж является основой формирования профессиональных качеств сотрудника полиции. Аналогичные данные получены и при опросе студентов, такое же мнение высказали 44 студента, что составило 84,6 % от общего числа опрошенных (таб. 4).
Таблица 4
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Согласны ли Вы с утверждением, что имидж полицейского является одной из составляющих профессионализма сотрудника |
Да |
42 |
80,8 |
44 |
84,6 |
Нет |
10 |
19,2 |
8 |
15,4 |
- Большая часть студентов, 44 (84,6 %) из 52 опрошенных, считают, что приоритет в формировании позитивного образа полицейского принадлежит профессиональным качествам личности. Мнение будущих сотрудников полиции разделилось –половина из них 26 человек (50 %) считают, что главными в структуре имиджа полицейского являются профессиональные качества сотрудника, а морально-нравственные качества второстепенны, вторая половина придерживается противоположного мнения. (табл.5)
Таблица 5
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Верно ли утверждение, что главными в структуре имиджа полицейского являются профессиональные качества сотрудника, а морально-нравственные качества второстепенны |
Да |
26 |
50 |
44 |
84,6 |
Нет |
26 |
50 |
8 |
15,4 |
||
Иное |
- |
- |
- |
- |
Полученные результаты исследования согласуются с данными о том, что современный имидж сотрудника полиции в первую очередь определяется профессиональными качествами, управленческой подготовкой, определенным уровнем культуры, интеллигентности.[6]
- Рассматривая отношение к полиции участников исследования, следует отметить, что положительное отношение отметили 46 курсантов (88,5 %) и лишь 8 студентов (15,4 %), отрицательно относятся к сотрудникам 2 курсанта (3,8 %) и 24 студента (46,2 %), а нейтрально 4 курсанта (7,7 %) и 20 студентов (38,5 %).(табл.6)
Таблица 6
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Ваше отношение к полиции в целом |
Положительное |
46 |
88,5 |
8 |
15,3 |
Отрицательное |
2 |
3,8 |
24 |
46,2 |
||
Нейтральное |
4 |
7,7 |
20 |
38,5 |
Следует отметить, что отрицательное отношение граждан к полиции было выявлено и в других исследованиях: на это указали 67 % респондентов, которые отрицательно относятся к изменениям, происходящим в полиции (60 % опрошенных).[1]
- На формирование отрицательного отношения к полиции у будущих сотрудников в большей степени повлиял собственный опыт общения с полицейскими (у 43 курсантов – 82,7 %). Напротив, только 36 (69,2 %) студентов указали влияние общения с полицейскими на их позитивное отношение к ним. Среди студентов выявлено больше респондентов – 16 (30,8 %) против 9 (17,3 %) курсантов, для которых средства массовой информации, фильмы, литературные произведения в большей степени повлияли на создание привлекательного образа полицейского (таблица 7).
Таблица 7
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
В формировании вашего отношения к сотрудникам полиции в большей степени играет роль: |
Ваш собственный опыт общения с сотрудниками полиции |
43 |
82,7 |
36
|
69,2 |
СМИ, Интернет, фильмы, литературные произведения |
9
|
17,3 |
16
|
30,8 |
По мнению опрошенных, на формирование образа в большей степени оказывает влияние непосредственное общение с полицейскими. Полученные результаты можно объяснить тем, что курсанты чаще взаимодействуют с представителями полиции в процессе обучения, некоторые имеют родителей, родственников из числа сотрудников органов внутренних дел.
- На формирование положительного имиджа сотрудника полиции также влияет качественное исполнение полицейскими своих служебных обязанностей. Так считает большая часть участников опроса. Данное мнение подтвердили 44 курсанта (84,6 %) и 48 (92,3 %) студентов (таблица 8). Студентов в большей степени волнует роль профессиональных качеств в формировании позитивного имиджа, чем их общая культура. Со стороны граждан всегда предъявляются повышенные требования к деятельности полиции, но и будущие сотрудники также понимают значение высокого уровня выполнения профессиональных обязанностей для создания позитивного образа полицейского.
Таблица 8
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Влияет ли на имидж сотрудника полиции качественное исполнение полицейскими своих служебных обязанностей |
Да |
44 |
84,6 |
48 |
92,3 |
Нет |
8 |
15,4 |
4 |
7,7 |
||
Иное |
- |
- |
- |
- |
- На вопрос какую первоочередную задачу по формированию положительного имиджа сотрудника полиции необходимо решать опрошенные на первое место поставили повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников полиции - 33 курсанта (63,5 %) и 32 (61,5 %) студента. Таким образом, более половины участников опроса отдают предпочтение совершенствованию профессиональных качеств сотрудников, необходимых для создания положительного имиджа полицейского и выделяют взаимосвязь основных характеристик имиджа сотрудника полиции и профессиональных качеств полицейского, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных задач. Результаты опроса согласуются с данными о том, что 88 % участников опроса различных категорий (сотрудников полиции, граждан) в качестве первоочередной задачи формирования положительного имиджа полицейского отметили «повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников полиции».[1] На приоритет развития связей с общественностью указывают 16 (30,8 %) студентов и несколько меньшее количество курсантов – 11 (21,2 %). Развитие коммуникативных навыков сотрудников, умения общаться в качестве первоочередной задачи формирования положительного образа сотрудника полиции отмечают 6 курсантов и 4 студента, что составляет 11,5 % и 7,7 % от числа обследуемых соответственно. Незначительное количество курсантов – 2 (3,8 %) отметили, что для создания позитивного имиджа сотрудника полиции в первую очередь необходимо улучшение взаимодействия со средствами массовой информации. Среди студентов, участвующих в опросе, таких ответов не наблюдалось. (табл.9)
Таблица 9
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Выберите первоочередную задачу по формированию положительного имиджа сотрудника полиции |
Повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников полиции |
33 |
63,5 |
32 |
61,5 |
Развитие связи с общественностью |
11 |
21,2 |
16 |
30,8 |
||
Развитие коммуникативных навыков сотрудников, умения |
6 |
11,5 |
4 |
7,7 |
||
Улучшения взаимодействия с СМИ |
2 |
3,8 |
- |
- |
- Большинство курсантов- 49 (94,2 %) считает, что для формирования положительного имиджа полицейского необходимо больше общаться с гражданами, среди студентов такого мнения придерживаются лишь 36 (69,2 %) (таблица 10).
Будущие сотрудники полиции отметили, что расширение практики общения с гражданами способствует развитию коммуникативной компетентности, а совершенствование навыков эффективного общения позволяет повысить доверие граждан к сотрудникам и обеспечить успешное решение профессиональных задач. (табл.10)
Таблица 10
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
1 |
Считаете ли Вы, что для формирования положительного имиджа полицейского необходимо больше общаться с гражданами |
Да-49(94,2%) |
49 |
94,2 |
36 |
69,2 |
Нет |
3 |
5,8 |
16 |
30,8 |
||
Иное |
- |
- |
- |
- |
- Укреплению доверия общества и граждан к сотрудникам полиции, влияющему на создание позитивного образа полицейского, несомненно, способствует освещение в средствах массовой информации (СМИ) деятельности сотрудников. Это отмечает большинство курсантов – 42 (80,8 %) и половина студентов – 28 (53,8 %). Мнение второй половины студентов вузов разделилось: 12 человек (23,1 %) из них считают, что данное утверждение неверно, а еще 12 человек (23,1 %) отмечают, что доверие зависит от того, какие действия полиции освещаются в СМИ (табл. 11).
Таблица 11
№ п/п |
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Курсанты 2 курса образовательной организации МВД России |
Студенты вузов г. Москвы |
||
количество (чел.) |
(%) |
количество (чел.) |
(%) |
|||
Иное |
- |
- |
- |
- |
||
1 |
Верно ли утверждение, что освещение в СМИ деятельности сотрудников полиции укрепляет доверие граждан к полиции |
Да |
42 |
80,8 |
28 |
53,8 |
Нет |
10 |
19,2 |
12 |
23,1 |
||
Иное |
- |
- |
12 |
23,1 |
Безусловно, укреплению позитивного образа полицейского способствует описание положительного опыта деятельности сотрудников. Средства массовой информации оказывают влияние на имидж сотрудника полиции. С одной стороны оценки авторов различных произведений (документальных, художественных фильмов, сериалов, других произведений) показывают личностные отношения к образу сотрудника полиции, с другой – СМИ подвержены влиянию общих закономерностей взаимодействия государства и общества. Следовательно, для характеристики имиджа представителя любой социальной группы, в том числе сотрудника полиции, необходимо учитывать и роль СМИ в создании его образа.
Выводы
Анализируя данные опроса курсантов образовательной организации МВД России о структуре имиджа полицейских, следует отметить, что, по их мнению, основными качествами, составляющими имидж сотрудника полиции являются: профессиональная компетентность, не только четкое знание процессуальных норм, но и умение применять их, развитые коммуникативные навыки, ответственность, добросовестное и четкое исполнение служебных обязанностей, развитые внимание, память, интеллектуальные способности, физическая подготовка и способность действовать в экстремальных ситуациях, регулировать свое психо-эмоциональное состояние.
Согласимся с М.В. Кутеповой в том, что «полицейские должны обладать и морально-нравственными качествами, характеризующими позитивный имидж сотрудника, такими как: отзывчивость, уважительное, доброжелательное отношение к гражданам, способность к сопереживанию».[3]
К основным нравственным качествам позитивного образа полицейского также отнесем честность, порядочность, справедливость, интеллигентность, коммуникативная компетентность, инициативность, смелость, умение принимать решения, брать на себя ответственность за них.
Участники опроса отметили ряд профессиональных качеств, которыми, по их мнению, должен обладать сотрудник полиции, но смогли перечислить меньшее количество этих качеств: ответственное отношение к исполнению служебных обязанностей, развитые мышление, память, внимание, хорошая физическая форма и способность защитить граждан в экстремальных ситуациях. Студенты вузов также указали, что профессиональные качества сотрудников полиции более важны для исполнения поставленных задач. Из морально-нравственных качеств сотрудники полиции должны уметь сопереживать, быть честными, справедливыми.
В исследованиях М.В. Султановой выделены основные качества, которые необходимы для создания положительного имиджа полицейского. Автор выделила три группы этих качеств. Первая группа представлена коммуникабельностью (умением сходиться с людьми, рефлексивностью (способностью понять другого человека), эмпатией (способностью к сопереживанию), красноречивостью (владение словом), коммуникабельностью (умением легко находить общий язык с людьми). Данные качества относятся к личностным качествам, развитие которых способствует созданию личного имиджа сотрудника. Вторую группу качеств, по мнению М.В. Султановой, составляют умение обеспечивать общение и морально-нравственные ценности. К третьей группе относятся качества, характеризующие профессиональный и обыденный опыт личности. [6]
Сравнительный анализ мнения будущих сотрудников полиции и представителей студенчества показал, что респонденты обеих групп, участвующие в исследовании, имеют сходные представления об имидже сотрудника полиции, которые не отличаются от общепринятого понимания данного феномена. Имидж определяется ими как важная часть профессионализма сотрудника полиции, как образ, в структуре которого сочетаются и профессиональные, и личностные, морально-нравственные качества специалиста. Имидж сотрудника полиции – субъективная характеристика, но распространяется в целом на организацию, зависит от общественного мнения и отношения со стороны общества.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что у курсантов образовательной организации МВД России и студентов вузов значительно отличается отношение к полиции. Если большая часть курсантов отметили положительное отношение, то студенты показали отрицательное или нейтральное отношение к данной организации. Следовательно, задача повышения авторитета полиции среди граждан, их доверия является актуальной.
По мнению Шамурзаева Ю.М. «для создания нормальных условий жизни для населения необходимо учитывать мнение граждан о деятельности правоохранительных органов. Поэтому деятельность полиции по созданию своего позитивного образа, повышению авторитета, защите репутации является одним из важных направлений».[7]
В связи с чем согласимся с Карнаушенко Л.В. в том, что «работа по формированию положительного имиджа сотрудника полиции должна осуществляться в виде создания доверительных отношений между полицией и обществом, в поиске диалога».[2]
Преодоление страха и недоверия к человеку в полицейской форме возможно, в том числе, путем освещения в медиапространстве деятельности сотрудников полиции, и прежде всего демонстрацией их положительных действий, что является основной задачей подразделений информации общественных связей МВД России, однако медийная составляющая формирования положительного имиджа является темой иного исследования.
1. Brazhenskaya N. E., Chernoborodov E.N. Social'no-psihologicheskie osobennosti imidzha sovremennogo policeyskogo v Rossii // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [ The world of science. Pedagogy and Psychology ], 2020. № 4, https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN420.pdf.(in Russia)
2. Karnaushenko L. V. Aktual'nye problemy pravoprimeneniya v predstavleniyah zhiteley Rossii // Zakon i pravo [ Law and law ]. 2020. № . pp. 15 – 19. (in Russia)
3. Kutepova M. V. Pedagogicheskie vozmozhnosti formirovaniya imidzha sotrudnika organov vnutrennih del. Obraz sovremennogo policeyskogo [Elektronnoe izdanie]: Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (g. Rostov-na-Donu, 23 noyabrya 2020 g.) /otv. red.: V. B. Rozhkovskiy: – Elektronnye dannye (810 Kb). [ Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (Rostov-on-Don, November 23, 2020) /ed.: V. B. Rozhkovsky: - Electronic data (810 Kb)]– Rostov n/D: FGKOU VO RYuI MVD Rossii, 2020. pp. 51 – 56. (in Russia)
4. Mayorov V.I., Dunaeva O.N. Formirovanie strategicheskih prioritetov imidzhevoy politiki rossiyskoy policii v kontekste povysheniya effektivnosti ee raboty., Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo [ Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky ], 2017, № 2 P. 144. (in Russia)
5. Sitkovskiy A.L. Formirovanie «mediynogo obraza» sotrudnika organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii: uchebnoe posobie. Pod red. A. L. Sitkovskogo [ Formation of the "media image" of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation: educational the manual. Edited by A. L. Sitkovsky ]. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2019. – 72 p. (in Russia)
6. Sultanova M. V. Imidzh sotrudnika OVD i puti ego formirovaniya. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [ Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ], 2014. Vypusk 2, pp. 271-274. (in Russia)
7. Shamurzaeva Yu. V. Nekotorye osobennosti formirovaniya i razvitiya kommunikativnoy kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve [ Gaps in Russian legislation ]. 2019. № 2. pp. 236 – 237. (in Russia)