ANALYSIS OF THE STATE AND PROSPECTS OF THE LABOR MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION. TRAINING OF STAFF FOR THE NEW ECONOMIC REALITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Russia's economy has experienced several major crises over the past few decades. However, the unique response of the Russian labor market to economic shocks was not an increase in unemployment, but primarily changes in wages, which offset the negative macroeconomic effects. In the current situation, with the ongoing Ukrainian crisis, as well as under the influence of anti-Russian sanctions of Western countries, the Russian labor market is inevitably preparing to undergo significant changes. In addition, the labor market in Russia today is significantly influenced by the global digital transition, which causes an urgent need for the transformation of training models for workers. Thus, this article offers a broad overview of the nature and peculiarities of the Russian labor market through its history, and identifies areas for its change and adaptation to the current external challenges.

Keywords:
labor market, unemployment, employment, digital transformation, sanctions, retraining
Text

Введение

Российская Федерация является одной из самых многочисленных стран в Евразии и самой крупной по площади страной в мире. Согласно данным Всемирного Банка, по состоянию на 2020 год Россия занимала 11 место в мире по уровню ВВП. Крупный рынок труда России оказывает значительное влияние на другие страны Евразийского региона, и в том числе поэтому представляет собой значительный интерес для изучения. Экономика России за последние несколько десятилетий пережила несколько крупных кризисов. Однако уникальной реакцией со стороны российского рынка труда на экономические шоки было не увеличение безработицы, а в первую очередь изменения в уровне заработной платы, которые нивелировали негативные макроэкономические эффекты.

В современной ситуации в условиях продолжающегося украинского кризиса, а также под влиянием санкций Западных стран, российский рынок труда неизбежно готовится пережить значительные изменения. Кроме этого на современном этапе технологического развития, страны, осуществляющие цифровой переход в экономике, попадают в так называемые «ловушки» развития, когда внедрение новых технологий и автоматизация производства приводит не только к экономическому росту, но и к сокращению рабочих мест, острой необходимости в трансформации моделей подготовки кадров.

В ходе исследования было выявлено, что Российской Федерации необходимо повышать качество образовательной инфраструктуры по программам подготовки кадров для цифровой экономики, а также способствовать диверсификации институциональной базы, путём активного взаимодействия с институтами гражданского общества, а также с новыми относительно обособленными акторами и площадками. Работа в этих направлениях позволит не только обеспечить российский рынок труда высокопрофессиональными кадрами, но и будет способствовать успешному преодолению российской экономикой внешних вызовов.

 

Методология исследования

В данной статье используются метод системно-структурного анализа, формально-логический метод, статистический метод, компаративный метод. Предлагается широкий взгляд на эволюцию рынка труда в России за последние 20 лет, а также на современное его состояние. Рассматриваются ключевые факторы, определившие особенности рынка труда в России, оцениваются его успехи и сильные стороны, а также выявляются ключевые актуальные риски для развития и перспективы укрепления. Особое внимание в статье уделяется способности российского рынка труда адаптироваться в условиях глобальной цифровой трансформации, а также вопросам переподготовки кадров в условиях новой внешнеэкономической реальности.

 

Результаты исследования

Ключевые факторы, определяющие состояние рынка труда в России

Современный рынок труда в России был во многом сформирован под воздействием экономических шоков, происходивших после распада Советского Союза в 1991 году. Без рассмотрения в общих чертах влияния этих кризисов на рынок труда невозможно говорить о современном состоянии занятости и безработицы в России.

Рисунок 1, например, демонстрирует, что крупнейшая рецессия постсоветского периода, произошедшая в 1998 году, привела к значительному повышению общего уровня безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы), который возрос в 1998-1999 годах до 13%. Рисунок 2, в свою очередь, свидетельствует о том, что наименьший уровень занятости (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) также наблюдался в России именно в 1998-1999 годах.

Рисунок 1 Уровни общей и регистрируемой безработицы (%) в 1992–2015 гг.

Источник: Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад ЦеТИ и ЛИРТ НИУ ВШЭ для ЦСР. – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 14 с.

 

Рисунок 2 Уровни занятости (%), мужчины и женщины, в 1992–2015 гг.

Источник: Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад ЦеТИ и ЛИРТ НИУ ВШЭ для ЦСР. – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 15 с.

 

Вслед за экономическими потрясениями 1990 х годов российские власти предприняли ряд шагов, целю которых стало создание такой системы рынка труда, при которой гарантируется высокая занятость и низкая безработица, несмотря на экономические потрясения.

Такая система оказалась возможной в условиях существования низкого уровня минимальной оплаты труда. Исследование рынка труда России с 2000 по 2017 года, проведённое Директором Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, профессором В.Гимпельсоном, показало, что «Основные потрясения были поглощены в основном за счет корректировки заработной платы, а совокупная занятость и безработица продемонстрировали незначительную чувствительность к изменениям. Работники заплатили цену за стабильность рабочих мест в виде нестабильной заработной платы и высокого риска низкой оплаты труда.» [Gimpelson, V., 2019].

Подтверждение данной теории мы можем наблюдать на Рисунке 3, отражающем ситуацию за 2000-2017 годы. Данный рисунок показывает изменения в уровне заработных плат, ВВП и занятости по отношению к 2000 году, который принят за точку отсчёта. Мы можем отметить как минимум два значительных экономических кризиса в России, которые сильно отразились на ВВП и на уровне заработных плат. Эти кризисы произошли в 2008 году и в 2015. Однако очевидно, что ни в первом, ни во втором случае они не имели почти никакого воздействия на уровень занятости населения в России. Стоит отметить, что кризис 2008 года всё-таки оказал некоторое влияние на безработицу в России, которая увеличилась до 8%, но затем довольно быстро спала до прежних 5.8% уже в 2012 году. С другой стороны, в среднем по странам ОЭСР безработица в 8% наблюдалась вплоть до 2013 года. [OECD Labour Force Statistics, 2021] В 2014-2016 годах после присоединения Крыма и очередных Западных санкций безработица в России также была на 1-1,5% ниже, чем в среднем по странам ОЭСР.

 

Рисунок 3 Соотношение стабильности занятости и сильно изменяющейся заработной платы (Процентное соотношение — 2000 п.п. = 100%)

Источник: Gimpelson, Vladimir. The labor market in Russia, 2000–2017. IZA World of Labor 2019: 466 doi: 10.15185/izawol.466

 

Современное состояние и успехи рынка труда в Российской Федерации

Наиболее актуальные данные Росстата за 2021 год свидетельствуют о том, что рынок труда в России по-прежнему сохраняет свои достаточно стабильные позиции. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в январе 2021 г. в России составила 75,0 млн человек , из них 70,7 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,3 млн человек – как безработные (то есть они не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень занятости в январе 2021 г. составлял 58,5%. При этом уровень безработицы сокращался до 4,6% в 2019 году, а затем вырос до 5,8% в 2020 году в связи с эпидемией Ковида. [Мариничев Н.А., 2020].

Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в январе 2021 г. составила 49,9%, городских жителей – 67,4%, молодежи от 15 до 25 лет – 18,9%. Статистические данные показывают, что уровень безработицы среди сельских жителей в России (8,2%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (5,0%). Уровень безработицы женщин (5,9%) превышает уровень безработицы мужчин (5,6%).

Одновременно с этим исторически рынок труда России демонстрирует значительные успехи в достижении равенства между работающими мужчинами и женщинами. Уровень занятости женщин в России стабильно выше, чем, например, в среднем в Европейском Союзе на 2-4%. Например, в 2011 году занятость женщин в России составляла 49,1%, в то время как в ЕС — 45,4%. В 2020 году занятость женщин в России составила 48,7%, тогда как в среднем, например, по странам ОЭСР она находилась на уровне 44,5%. [OECD Labour Force Statistics, 2021]

Безусловным преимуществом российского рынка труда является также качество человеческого капитала, вовлечённого в трудовую деятельность, и адаптивность рынка труда в России к перспективам цифровой трансформации в мире. Для анализа влияния цифровизации на общество и рынок труда проведём оценку происходящих изменений в России и во Франции в соответствии с соответствующими критериями, предложенными в докладе ОЭСР «Состояние цифровой экономики, 2020 год» — Влияние ИКТ на общество и рынок труда (показатели: a. доля новых выпускников высших учебных заведений в области науки, техники, инженерии и математики, в процентах от всех выпускников; b. эволюция рабочих мест под влиянием процессов цифровизации). [OECD Digital Economy Outlook]

Рассматривая долю новых выпускников высших учебных заведений в области науки, техники, инженерии и математики, можно констатировать, что в подготовке бакалавров в этих областях Россия (210 тыс. выпускников) опережает Германию (150 тыс. выпускников), Великобританию (130 тыс. выпускников) или Францию (против в 55 тыс. чел.). Более того, около 30% всех выпускников высших учебных заведений России получают образование в области технических наук, инженерии и математики, что значительно превосходит средние по странам ОЭСР значения.

Непосредственно по вопросу эволюции рабочих мест под влиянием процессов цифровизации важно обратить внимание на долю занятых в секторах с высоким использованием ИКТ от общего уровня занятости в стране. Важно отметить, что показатель, в соответствии с методологией ОЭСР, позволяет оценить не только работников непосредственно сферы ИКТ, но долю рабочей силы, занятой в секторах, характеризующихся высокой и средней интенсивностью  внедрения цифровых технологий (например, транспортное оборудование, услуги ИКТ, финансы и страхование, юриспруденция и бухгалтерский учет, НИОКР, реклама и маркетинг и др.). По данному критерию в абсолютных цифрах Россия сильно опережает, например, Францию (31 млн рабочих мест против 14 млн в соответствующих отраслях). В то время как в относительных значениях Россия занимает стабильное положение по отношению к средним значениям по странам ОЭСР (49% общего уровня занятости в странах ОЭСР против 43% у России), что открывает перспективы для дальнейшего развития в данном направлении.

 

Актуальные риски для рынка труда в России и перспективы его развития

К сожалению, общие статистические данные о занятости и безработице не могут отразить материальное состояние рабочих в России, ни сложности, с которыми они сталкиваются.

Жёсткая законодательная система, которая регулирует рынок труда в России, в первую очередь Трудовой кодекс России, закрепляют условия, благодаря которым работника достаточно сложно уволить. При этом минимальный уровень оплаты труда установлен достаточно низко, что позволяет избежать резкого сокращения спроса на труд со стороны нанимателей. Так, например, за последние 20 лет минимальный размер оплаты труда увеличился почти в 6,5 раз. В 2022 году он составляет 15 279 рублей. Однако эта цифра представляет собой всего лишь около 25% от средней заработной платы по стране. В зависимости от российских регионов ситуация может также варьироваться. Работники в Москве или в нефтедобывающих регионах получают более высокую зарплату, чем в среднем в кавказских республиках.

Оценивая данную ситуацию В. Гимпельсон утверждает: «Вместо более развитой системы пособий от безработицы российский рынок труда полагается на удержание работников на низкооплачиваемых должностях, и таким образом низкая оплата труда заменяет открытую безработицу». [Gimpelson, V, 2019]

Одновременно с этим в последние годы наблюдался позитивный тренд в сокращении низко-оплачиваемых рабочих мест от общего уровня занятости. Если в 2000 году эта группа составляла 30%, то к 2016 году это число сократилось до 24% от общего уровня занятости. [Kapeliushnikov, R., 2018] Однако этот показатель на сегодняшний день по-прежнему значительно превышает аналогичные значения в странах Западной Европы.

Ещё одной проблемой, безусловно, является и уровень неравенства в России. Согласно данным Росстата значения коэффициента Джини (где показатель ближе к 1 обозначают неравенство, а ближе к 0 - полное равенство) являются достаточно высокими. Хотя и можно наблюдать определённое снижение: в 2007 году индекс Джини был равен 0,422, а в 2020 - 0,4.

Очевидно, что вследствие украинского кризиса и новых антироссийских санкций, российский рынок труда ждут значительные трансформации, связанные в том числе с возможным оттоком специалистов из страны. Вообще утечка мозгов является характерным трендом для российского рынка труда на современном его этапе. По определённым подсчётам с 2000 по 2019 год Россию покинуло от 1,5 до 2 миллионов человек. [Herbst, J., and Erofeev, S., 2019] В первую очередь речь идёт об IT специалистах, журналистах, работниках высокотехнологичных секторов. По оценкам ФСБ, только за первый квартал 2022 года страну покинуло 3,88 млн человек.

Такая тенденция наносит серьёзный ущерб перспективам развития Российской экономики в будущем. Согласно исследованию BCG: «Доля высокотехнологичного производства невелика, не более 17% рабочих мест в стране можно отнести к категории "Знания", также наблюдается дефицит универсальных компетенций». [Сычёва, Е., 2021]

Проблемой рынка труда России в контексте перспектив его адаптивности является низкий уровень институционализации системы по переподготовки кадров для цифровой экономики. Безусловно, существует ряд важных структур и организаций, в том числе занимающихся переподготовкой кадров для «экономики будущего», аккумулирующих инициативы по просветительской деятельности в цифровой сфере. Среди них можно назвать АНО «Цифровая экономика», НТИ, Университет 20.35, Кластер информационных технологий Сколково и некоторые другие.

Однако на сегодняшний день для России характерно отсутствие значительного количества относительно обособленных площадок, которые могли бы способствовать диверсификации институциональной базы для цифровой экономики. В том числе в связи с этим мы можем наблюдать сегодня определённый дисбаланс компетенций: «…рынок труда в России в настоящее время определяется навыками, более согласованными с третьей промышленной революцией, чем с четвертой». [Шумская Е., 2018]

Российские предприятия, подверженные цифровой трансформации или предлагающие собственные решения для цифровой экономики, нуждаются сегодня в новых высококвалифицированных кадрах. По оценкам Фонда развития интернет инициатив, к 2027 году российской экономике будет не хватать до 2 млн IT-специалистов. [Сидорова А.С., 2018]

Таким образом, Российской Федерации необходимо повышать качество образовательной инфраструктуры по программам подготовки кадров для экономики в условиях новой внешнеэкономической реальности, а также способствовать диверсификации институциональной базы для цифровой экономики, путём активного взаимодействия с институтами гражданского общества, а также с новыми относительно обособленными акторами и площадками. [Мариничева А.В., 2020]

Соответствующие программы в сфере цифровых технологий сегодня уже внедряются в России в таких университетах как МГУ, Университет ИТМО, ВШЭ, Университет Иннополис, МГИМО МИД России и других. Увеличение финансового обеспечения этих программ позволило бы значительно улучшить качество образовательной инфраструктуры, развивать на базе представленных учебных заведений аналитические и технологические площадки и лаборатории, способствующие подготовке экспертов-практиков в области цифровых технологий. Однако ключевой задачей, в этой связи, будет развитие программ по удержанию кадров для дальнейшей работы в России. Появление новых организаций, таких как Фонд президентских грантов, занимающихся поддержкой молодых специалистов в области цифровизации, будет способствовать реализации данной задачи.

Кроме этого, повышение общей цифровой грамотности кадров в России, важное как никогда, может быть достигнуто путём оказания информационной, инфраструктурной, технической, финансовой государственной поддержки инициатив по созданию новых информационных площадок, волонтёрских движений, хакатонов, форумов (по линии бизнес-общество-государство), которые будут информировать общество о перспективах развития экономики, вести конструктивную дискуссию, формировать публичный дискурс в этой области. Подобные инициативы будут повышать рост инклюзивности российского общества, а также будут оказывать положительное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса в сфере цифровых технологий.

Работа в этих направлениях позволит не только обеспечить российский рынок труда высокопрофессиональными кадрами, но и будет способствовать успешному преодолению российской экономикой внешних вызовов.

 

Заключение

Подводя итоги, можно утверждать, что рынок труда России является уникальным примером системы, где ответом на экономические потрясения является не увеличение безработицы и сокращение занятости населения, но, в первую очередь, изменения в уровне заработной платы, которые позволяют нивелировать негативные макроэкономические эффекты. Таким образом, рынок труда в России является достаточно стабильным, а по некоторым показателям (например, равенство между мужчинами и женщинами) демонстрирует лучшие результаты, чем его аналоги в Западных странах. Кроме этого, рынок труда в России демонстрирует крепкую базу и уверенные перспективы для успешной интеграции в новую реальность «цифровой экономики».

Одновременно с этим высокий уровень неравенства в России, низкий уровень заработной платы, вместе с ригидным трудовым законодательством  и низкой институциональной базой по переподготовке кадров представляют собой значительные ограничения, с которыми сталкиваются рабочие в России.

Иной проблемой, не являющейся экономической напрямую, является значительное воздействие политического контекста на рынок труда в России, особенно на работников высокотехнологичных и гуманитарных отраслей. Представляется, что вследствие новых антироссийских санкций Российский рынок труда столкнётся с новыми значительными экономическими потрясениями, а также с оттоком мозгов из страны.

В этой связи представляется уместным привести высказывание Александра Аузана, Декана Экономического факультета МГУ: «Страна, которая отдает свои мозги другим странам, скорее всего, останется без будущего. Наш шанс на экономическое развитие – это найти способы соединения высококачественного человеческого капитала … с российской экономикой». [Сычёва, Е., 2021].

References

1. Marinicheva, A. V. Komparativnyy analiz klyuchevyh sovremennyh tendenciy razvitiya gosudarstvennoy sluzhby Rossii i Francii / A. V. Marinicheva // Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta. – 2020. – № 35(40). – S. 34-38. – EDN UOGCYL.

2. Marinichev, N. A. Coronavirus: changer de modéle économique // , 10 dekabrya 2020 goda, 2020. – P. 121-122. – EDN HDRKDU.

3. Rossiyskiy rynok truda: tendencii, instituty, strukturnye izmeneniya. Doklad CeTI i LIRT NIU VShE dlya CSR. – M.: NIU VShE, 2017. – 148 s.

4. Sidorova A.S. Vliyanie cifrovyh tehnologiy na ekonomiku Rossii / A.S. Sidorova // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2018. № 8. — S. 119–128.

5. Sycheva Ekaterina, i Zhanina Evgeniya. “Rossiya 2025: ot kadrov k talantam.” BCG, mart 16, 2021. https://www.bcg.com/ru-ru/russia-2025-from-staff-to-talent.

6. Trud i zanyatost' v Rossii. 2021: Stat.sb./Rosstat, T78 M., 2021. – 177 c.

7. Shumskaya E.I. Cifrovaya ekonomika: problemy zanyatosti / E.I.Shumskaya // Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii. — 2018 g. — №2 — S. 132-137.

8. Gimpelson, Vladimir. The labor market in Russia, 2000–2017. IZA World of Labor 2019: 466 doi: 10.15185/izawol.466

9. Kapeliushnikov, R., Gimpelson, V., Sharunina, A. "Low paid jobs in the Russian labour market: Does exit exist and where does it lead to? [in Russian]" HSE Economic Journal 22:4 (2018): 489–530.

10. OECD (2022), OECD Labour Force Statistics 2021, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/177e93b9-en.

11. OECD. (2020) OECD Digital Economy Outlook 2020. // OECD Publishing, Paris. — URL: https://doi.org/10.1787/bb167041-en.

12. Herbst, John, and Sergei Erofeev. “The Putin Exodus - Atlantic Council.” Atlantic Council EURASIA CENTER, February 2019., ISBN-13: 978-1-61977-581-7, https://www.atlanticcouncil.org/wp-content/uploads/2019/09/The-Putin-Exodus.pdf.

13. “Jobs and skills for youth: Review of policies for youth employment of the Russian Federation”. ILO, Geneva, 2014. ISBN: 9789221291350 (print); 9789221291367 (web pdf)


Login or Create
* Forgot password?