IMPROVEMENT OF THE CONCEPTUAL AND CATEGORICAL APPARATUS OF THE ECONOMY OF THE SERVICE SECTOR BASED ON THE ANALYSIS OF INTERPRETATIONS OF THE CONCEPT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the analysis of the interpretations of the essence and main characteristics of social entrepreneurship in the domestic and foreign scientific economic literature. The information base for the research is the domestic periodical specialized literature, as well as foreign scientific sources of open access. The selection of foreign literature was carried out using the Scopus, Web of Science, Researchgate and Science direct search engines. The dominant views of the representatives of the scientific community on the essence and main characteristics of social entrepreneurship are revealed, which made it possible to improve the conceptual and categorical apparatus of the service sector economy.

Keywords:
social entrepreneurship, small and medium-sized businesses, development, business
Text

Современный этап мирового социально-экономического развития характеризуется существенным уровнем дифференциации доходов и уровня жизни населения, а также уровнем доступа к основным социальным и инфраструктурным услугам. Данная асимметрия проявляется как на уровне мировых макрорегионов, так и на уровне национальных экономик, а также на уровне отдельных территорий различных государств. Одним из наиболее перспективных направлений решения данной проблемы является концепция социального предпринимательства, которая предполагает развитие третьего сектора национальной экономики, представленного негосударственными и некоммерческими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере услуг.

Формирование и развитие данной концепции в значительной мере определяется наличием ряда существенных противоречий в экономическом развитии большинства стран мира. В частности, речь идет о противоречиях между: углублением социальной дифференциации в рамках либеральной модели экономического развития и невозможностью государств расширять охват населения социальными программами, гарантиями и услугами; неспособностью рыночных механизмов осуществлять рост перераспределения ресурсов на социальные цели и процессами коммерциализацией основных сфер социального обслуживания (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.); кризисом развития моделей корпоративной социальной ответственности и увеличением потребностей индивидов самостоятельно принимать участие в решении общественно-значимых социальных проблем; отсутствием экономически эффективных современных форм социально ориентированной самоорганизации и объединения граждан в рамках либеральной рыночной экономики и потребностью создания стабильных, эффективных, способных к развитию субъектов хозяйствования, действующих в социально ориентированных видах деятельности на некоммерческой основе.

Деятельность агентов третьего сектора национальной экономики предполагает заполнение пробелов государственной социальной и экономической политики, а также работу в тех сферах, которые не являются объектом внимания со стороны традиционного бизнеса, ориентированного на получение исключительно экономического эффекта. Социальное предпринимательство в значительной мере направлено на социальное обслуживание населения.

В различных мировых макрорегионах и отдельных странах концепция социального предпринимательства уже получила определенное развитие. Однако, в каждой из стран государственная политика стимулирования развития третьего сектора экономики, а также модели социально ориентированного бизнеса в сфере услуг существенно отличаются. Данные отличия проявляются в использовании различных: организационно-правовых форм социального предпринимательства; мерах его государственного регулирования и поддержки, бизнес-моделей реализации предпринимательской функции и социально ориентированных видов экономической деятельности.

Развитие концепции социального предпринимательства и третьего сектора экономики в Российской Федерации находится на начальном этапе. В 2019 г. были приняты первые законодательные новации, которые нормативно определили сущность социальных предприятий и критерии получения данного статуса субъектами малого и среднего бизнеса. В тоже время текущее состояние третьего сектора российской экономики, а также темпы развития отдельных социальных предпринимательских структур следует определить, как существенно отстающие от мировых и не отвечающие интересам российского государства и общества.

В этих условиях становится актуальной научная проблема развития социального предпринимательства, как принципиально нового сектора российской экономики, способного на основе собственных и общественных ресурсов, а также государственных гарантий и поддержки, осуществлять решение ряда масштабных социальных задач путем оказания услуг для широких слоев населения.

Социальное предпринимательство, как объект экономических исследований получило первоначальное развитие в работах иностранных авторов. В зарубежной научной литературе указывается на наличие объективных обстоятельств, определяющих существенное отличие взглядов различных исследователей на экономическую сущность исследуемого явления. Эти обстоятельства объясняются прежде всего существенными отличиями социально-экономических предпосылок социализации предпринимательской деятельности в США, европейских странах и странах Юго-Восточной Азии. Следует также учитывать существенные отличия в моделях, формах организации и ведения традиционных видов предпринимательской деятельности в различных странах.

Обзор зарубежной научной литературы открытого доступа, который был проведен нами при помощи поисковых систем Scopus, Web of Science, Researchgate и Science direct позволил выявить ряд трактовок, позволяющих идентифицировать основные подходы к определению экономической сущности социального предпринимательства.

Анализа трактовок (Таблица 1) позволил выделить наиболее существенные характеристики, используемые иностранными авторами для определения экономической сущности социального предпринимательства. Наиболее часто цитируемой характеристикой является инновационный характер бизнес-модели. Предполагается, что социальное предпринимательство – всегда нетривиальный и оригинальный подход к организации хозяйственной деятельности, который ранее не использовался ни в практике государственного сектора экономики ни в коммерческой сфере.

 

Таблица 1. – Анализ трактовок социального предпринимательства в зарубежной научной литературе

 

Инновационный характер проявляется как в самом продукте предпринимательской деятельности (принципиально новое социальное благо), так и в походах, применяемых в рамках выбранной модели ведения бизнеса. Более трети проанализированных трактовок определяли социальное предпринимательство как процесс создания уникальной для государственного сектора экономики и/или частного бизнеса потребительской ценности (экономического блага). Другими словами, социальное предпринимательство было определено как третий сектор экономики, который ориентирован на выполнение задач, которые по ряду причин не могут решаться государством или частным бизнесом. Это объясняется низкой рентабельностью данного вида хозяйственной деятельности, отсутствием развитого рынка определенных социальных товаров и услуг, отсутствием возможностей организации хозяйственной деятельности государственными структурами по причине нормативно-правовых ограничений, низкая финансовая эффективность конкретных бизнес-процессов и т.д.

Четверть трактовок социального предпринимательства определяли приоритет хозяйственной деятельности в виде конкретного социального эффекта и/или достижения определенных социальных целей.

В зарубежной литературе также часто указывается на то, что экономическая эффективность не является приоритетом хозяйственной деятельности социальных предпринимательских структур, но является условием их функционирования и развития. Отдельного внимания заслуживает то, что в 18,8% проанализированных трактовок указывается на специфические характеристики задействованного человеческого капитала и личностные качества социальных предпринимателей. В данном случае имеется в виду предпринимательская инициатива социальной направленности, которая выступает основным фактором создания и дальнейшего развития предприятий.

Иностранные авторы также указывают на особый характер источников ресурсов для развития социального предпринимательства. Это прежде всего волонтерство, краудфандинг, безвозмездная передача активов. Также следует учитывать и то, что коммерческие структуры могут реализовывать проекты социальной направленности с целью повышения своей конкурентоспособности (повышение лояльности клиентов, реклама, расширение доли рынка). Аналогично государственные структуры реализуют социальные хозяйственные проекты имиджевого характера. Отметим, что речь в данном случае не идет о корпоративной социальной ответственности в любой из ее форм.

Заслуживает внимание также и точка зрения в соответствии с которой социальное предпринимательство является ответом на соответствующий запрос со стороны общества. Таким образом, при наличии возможностей и ресурсов у общества в конкретный момент времени и на конкретной территории социальное предпринимательство становится реакцией (предложением) на возникший потребительский спрос. В отдельных работах также указывалось на приоритетность повышения общественного благосостояния как результат деятельности социальных предприятий, а также обосновывалась распределительная функция социального предпринимательства. Отметим также подход к трактовке социального предпринимательства через его противопоставление традиционному бизнесу, ориентированному на коммерческий финансовый эффект.

Следует также учитывать точку зрения в соответствии с которой социальное предпринимательство является адаптированной для решения социальных задач успешной коммерческой бизнес-моделью. На наш взгляд, данная точка зрения в значительной мере определяется практическим опытом, на который опирались при написании своей работы исследователи.

Обзор российской научной литературы позволяет сделать вывод о том, что исследуемое явление также находится в фокусе внимания экономических исследований. Несмотря на значительную численность работ, посвященных исследуемой тематике, авторские трактовки понятия социального предпринимательства представлены в меньшей части опубликованных работ. Результаты анализа данных трактовок свидетельствуют о том, что в отличии от зарубежного научного сообщества, российские исследователи являются более единодушными во взглядах на экономическую сущность социального предпринимательства (Таблица 2).

Такие характеристики как инновационный характер бизнес-модели, а также приоритет хозяйственной деятельности в виде конкретного социального эффекта и/или достижения – в той или иной форме упоминаются в 78% проанализированных работ российских авторов. Эти характеристики также являются основными в зарубежной литературе, однако, такого единства во взглядах иностранных ученых не прослеживается.

Отличительной чертой российского подхода к трактовке социального предпринимательства является также и наличие таких характеристик, которые не упоминаются в зарубежной литературе. Прежде всего речь идет о тиражируемости, масштабируемости и возможности интеграции положительного опыта социальных предпринимательских инициатив (43% проанализированных работ), а также об экономической устойчивости, финансовой независимости от доноров, спонсоров и волонтёров (50% проанализированных работ).

 

Таблица 2 – Анализ трактовок социального предпринимательства в российской научной литературе

 

Российское научное сообщество исходит из того, что одним из условий функционирования социального предприятия является его финансово-экономическая стабильность, автономия и независимость от грантовой и донорской помощи. Волонтерство и краудфандинг также не рассматривается как надежный источник мобилизации ресурсов для предпринимательства (цитируется в 7% проанализированных работ). Тиражируемость, масштабируемость и возможность интеграции положительного опыта социальных предпринимательских инициатив играет значительную роль в современных российских условиях по причине типичности многих социальных проблем в большинстве регионов.

При этом, важно, чтобы бизнес модель могла учитывать значительные экономические, природно-климатические, пространственные, национально-культурные и другие отличия различных регионов и отдельных территорий. Опыт социальных предпринимательских инициатив г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, центральных городов Федеральных округов и т.д. часто не имеет потенциала к адаптации для его эффективного использования в сельской местности, отдаленных населенных пунктах Сибири, Дальнего Востока, др. территориях и наоборот. Как и иностранные коллеги, российские исследователи (43% проанализированных работ) рассматривают социальное предпринимательство как создание уникальной для государственного сектора экономики и/или частного бизнеса потребительской ценности (экономического блага), а также указывают на особые характеристики задействованного человеческого капитала и личностных качеств социальных предпринимателей. На наш взгляд, особого внимания заслуживает трактовка сущности социального предприятия, предложенная в работе В.В. Жоховой [28], где указывается на особый характер имущественных отношений и управления в такого рода структурах. В частности: полное реинвестирование всей чистой прибыли в хозяйственную деятельность предприятия, демократическая система управления с элементами общественного контроля, а также приоритет производственной деятельности (источника социального эффекта) над целями получения прибыли (экономическим эффектом). Данные характеристики являются существенными и требуют учета.

С точки зрения совершенствования понятийно-категориального аппарата экономики сферы услуг на наш взгляд целесообразно выделить следующие сущностные характеристики социального предпринимательства: ориентация на создание уникальной (не стандартизированной) социальной ценности; специфические характеристики задействованного человеческого потенциала и предпринимательских способностей; экономическая эффективность; коллективный характер предпринимательской деятельности; инновационность; социальная эффективность.

References

1. Adomaviciute, E. The Profile of Social Entrepreneurs Working for Non-Governmental Organizations / E. Adomaviciute, B. Janiunaite, E. Stuopyte // Social Sciences. – 2012. – №. 77. – P. 17-29.

2. Austin, J. Social and commercial entrepreneurship: same, different, or both? / J. Austin, H. Stevenson, Wei-Skillern J. // Revista de AdministraçãoJuly. – 2012. – Vol. 47. – № 3. – P. 370-384.

3. Burt, R.S. Structural Holes: The Social Structure of Competition / R.S. Burt. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992. – 324 p.

4. Certo, S. Social Entrepreneurship: Key Issues and Concept / S. Certo, T. Miller// Business Horizons. – 2008. – Vol. 51. – P. 267-271.

5. Crofts P., Gray M. 2001, Social Entrepreneurship: Is It the Business of Social Work? Proceedings of the 16th Asia and Pacific Social Work Conference «Millennium Challenges and Action for Social Work Education and Practice» (31 July-3 August, Singapore 2001). P. 148-156

6. Datta, P.B. Exploring the evolution of a social innovation: A case study from India/ R.V. Datta // International Journal Of Technology Management & Sustainable Development. – 2011. – Vol. 10. – P. 55-75.

7. Dees, J.G., Economy P. Strategic Tools for Social Entrepreneurs: Enhancing the Performance of Your Enterprising Nonprofityu [Electronic resource] / J.G. Dees, J. Emerson// New York: John Wiley & Sons, Inc. – 2002. – 360 r. Access mode: http://www.wiley.com (Access date: 23.11.2020).

8. Dees, J.G. The Meaning of «Social Entrepreneurship» [Electronic resource] / Dees J.G.// Kauffman Center for Entrepreneurial Leadership and Graduate School of Business. Stanford University. - 1998. - №10. - R. 1-6. Access mode: https://centers.fuqua.duke.edu/ (Access date: 23.11.2020).

9. Estrin, S. Human capital in social and commercial entrepreneurship / S. Estrin, T. Mickiewicz, U. Stephan// Journal of Business Venturing. – 2016. - № 31. –R. 449–467.

10. Lauzikas, M. The model of Social innovations in the Emerging market of Lithuania/M. Lauzikas, M. Cernikovaite // Intelektine eckonomika. –2011. – Vol. 5. – № 3. – P. 36-44.

11. Oana, G. Does civil society create social entrepreneurs? / G.Oana, N. Shahrazad// Annals Of The University Of Oradea: Economic Science Series. – 2013. – Vol. 22. – P. 650-657.

12. Seelos C., Mair J. Social Entrepreneurship: Creating New Business Model to Serve The Poor // Business Horizons. – 2005. – Vol. 48. – P. 241-246

13. Thompson J. The world of the social entrepreneur // International Journal of Public Sector Management. – 2002. – Vol. 15. – Iss. 5. – P. 412-431

14. Zadek, S. Send in the social entrepreneurs / S. Zadek, S. Thake // New Statesman. – 1997. – Vol. 26. – P. 31-44.

15. Chell E., Nicolopoulou K., Karatas-Ozkan M. Social entrepreneurship and enterprise: international and innovation perspectives // Entrepreneurship & regional development. – 2010. – Vol. – 22. P. 485-493

16. Moskovskaya A.A. Social'noe predprinimatel'stvo v sisteme social'noy politiki: mirovoy opyt i perspektivy Rossii [Tekst] / A.A. Moskovskaya, I.V. Soboleva // Problemy prognozirovaniya. – 2016. – № 6 (159). – S. 103-111

17. Klyuev A.V. Social'noe predprinimatel'stvo v sisteme social'noy zaschity naseleniya [Tekst] / A.V. Klyuev // Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya. – 2016. – T. 11. – № 2. – S. 921-923

18. Negrul' S.V. Problema konstruirovaniya social'nogo predprinimatel'stva kak performativnogo fenomena: konkurenciya smyslov i cennostey v diskurse klyuchevyh steykholderov [Tekst] / S.V. Negrul', V.V. Kashpur, A.A. Baryshev // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2018. – № 429. – C. 5-13. – DOI: 10.17223/15617793/429/11

19. Makarevich A.N. Suschnost' i specifika social'nogo predprinimatel'stva v Rossii [Tekst] / A.N. Makarevich, T.Yu. Sazonova // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. – 2012. – № 24. – S. 52–56

20. Shimanovskaya Ya.V. Social'noe predprinimatel'stvo v sfere okazaniya social'nyh uslug [Tekst] / Ya.V. Shimanovskaya // Otechestvennyy zhurnal social'noy raboty. – 2018. – № 4 (75). – S. 35-45

21. Rozhkova E.V. Uslugi social'noy sfery kak ob'ekt social'nogo predprinimatel'stva [Tekst] / E.V. Rozhkova, L.R. Mingacheva // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. – 2019. – № 1 (37). – S. 217-220

22. Surova N.Yu. Proektirovanie upravleniya integracionnymi processami v obrazovanii dlya sozdaniya klassa social'nyh predprinimateley kak strategicheskie orientiry razvitiya ekonomiki Rossii [Tekst] / N.Yu. Surova // Vestnik Akademii. – 2017. – № 2 (52). – S. 29-35

23. Degtyareva S.V. Social'noe predprinimatel'stvo kak istochnik social'nyh izmeneniy v sovremennoy ekonomike: sistemnyy podhod [Tekst] / S. V. Degtyareva, T. O. Degtyareva // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. – 2019. – T. 17. – № 2. – S. 99-111

24. Makarchenko M.A. Ponyatie social'nogo predprinimatel'stva i otlichitel'nye osobennosti social'nyh predprinimateley [Tekst] / M.A. Makarchenko, A.A. Antonov // Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. – 2015. – № 2. – S. 35-42

25. Blinova M.G. Rol' social'nogo predprinimatel'stva v povyshenii kachestva zhizni grazhdan i reshenii ih social'nyh problem [Tekst] / M.G. Blinova // Apriori. Ceriya: Gumanitarnye nauki. – 2016. – № 4. – S. 16

26. Muhin A.V. Evolyuciya ponyatiya social'nogo predprinimatel'stva. Osnovnye funkcii social'nogo predprinimatel'stva [Tekst] / A.V. Muhin // Novye tehnologii. – 2011. – № 2. – S. 103-106

27. Grigor'ev Yu.A. Malye formy social'nogo predprinimatel'stva i ih rol' v social'no-ekonomicheskom razvitii municipal'nyh obrazovaniy [Tekst] / Yu.A. Grigor'ev // Vestnik Komi respublikanskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby i upravleniya. Teoriya i praktika upravleniya. – 2017. – № 18 (23). – S. 126-130

28. Zhohova V.V. Social'noe predprinimatel'stvo: koncepciya, suschnost' i znachenie [Tekst] / V.V. Zhohova // Sovremennaya konkurenciya. –2015. – T.9. – №4(52). – S. 77 – 99

29. Fond regional'nyh social'nyh programm «Nashe Buduschee» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.nb-fund.ru/


Login or Create
* Forgot password?