Voronezh, Voronezh, Russian Federation
, Russian Federation
Voronezh, Russian Federation
Russian Federation
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The article deals with the competitiveness of business in the field of travel and tourism in the countries of the Asia-Pacific region. The factors constraining the development of the tourism industry are considered and a comparative assessment of the level of competitiveness of activities in the tourism sector of subregional systems is made. To determine the dynamics of competitiveness, data on the competitiveness of countries belonging to the Greater Mekong Subregion by 14 parameters and a rating scale were used. In terms of the T&T Competitiveness Index of 4.8 points, China is in the lead. Thailand and Vietnam have had a high level of competitiveness of the tourism industry in recent years. Tourism development in the Asia-Pacific region is hampered by a number of political, natural and criminal factors. It is scientifically proven that the competitiveness of T&T is increasing, especially in Asia-Pacific countries such as China, Thailand and Vietnam. The development of the tourism industry is an important motivator for the economic growth of territories and countries, and has a positive effect on attracting investment.
competitiveness of sub-regional systems, analysis, competitiveness management
Введение
Индустрия путешествий и туризма (T&T) играет жизненно важную роль в мировой экономике и обществе. В 2018 году отрасль обеспечила 10,4% мирового ВВП и аналогичную долю занятости, а за последнее десятилетие продемонстрировала огромную устойчивость. Этому расширению и относительной устойчивости способствует продолжающийся рост среднего класса в Азии и других частях мира. Ожидается, что в ближайшее десятилетие вклад отрасли в ВВП вырастет почти на 50% .
В свете этого расширения директивным органам, лидерам отрасли и другим заинтересованным сторонам придется уделять больше внимания конкурентоспособности отрасли T&T, чтобы захватить этот растущий рынок. В то время как правительству и субъектам бизнеса в равной степени необходимо будет рассмотреть, какие рычаги конкурентоспособности они могут задействовать для сохранения или увеличения доли рынка, особое внимание следует уделить поддержанию инфраструктуры, услуг и активов туризма.
По мере увеличения числа деловых людей и туристов во всем мире необходимо будет повысить конкурентоспособность наряду с тщательным планированием управления туризмом и пропускной способностью региональных систем [1].
Начиная с 60-70-х годов прошлого века в связи с увеличением количества людей, относящих себя к среднему классу и расширению возможностей пассажирской инфраструктуры, туристические услуги, которые раньше были ориентированы в основном на класс богатых, приобретают все большую популярность у широких масс населения и для некоторых стран начинают постепенно превращаться в главную статью экспорта услуг, а иногда и в основной драйвер экономики.
Исследователи данной проблематики подчеркивают важность роли Азиатско-Тихоокеанского региона в развитии мирового туризма, отмечая, что именно эта группа стран показывает невероятный прирост среди других направлений в течение последней четверти века [2].
Анализируя привлекательность стран АСЕАН, Бахрамова М. и др. выделяют следующую особенность развития туризма в странах АСЕАН - наличие региональной экономической интеграции, которая способствует положительному росту количества туристов [3].
Субрегион Большого Меконга – это вся территория бассейна реки Меконг. В состав данного региона входят Камбоджа, провинции Юньнань и Гуанси Китайской Народной Республики, Лаосская Народно-Демократическая Республика (Лаос), Мьянма, Таиланд и Вьетнам. Общая численность населения этого региона составляет около 260 миллионов человек, а суммарная площадь территории равняется 2,3 миллионам квадратных километров. Субрегион получил свое название в связи с объединяющей его территории важной водной артерией – рекой Меконг. Начиная с 1992 г., когда была создана «комиссия по реке Меконг» в составе Вьетнама Лаоса, Камбоджи, Мьянмы и Тайланда - странами, которыми было подписано Соглашение о сотрудничестве с целью устойчивого развития в бассейне реки Меконг. Тем самым было положено начало новой региональной политико-экономической структуре. В ХХ веке, пройдя цепочку болезненных социально-политических трансформаций государства субрегиона Большого Меконга начали все активнее включаться в развитие туризма, прежде всего международного. Это обеспечило создание множества рабочих мест, развитие связанных предприятий и приток валюты.
Для оценки уровня развития туризма страны является аналитики используют Глобальный индекс путешествий и туризма (Travel & Tourism Competitiveness Index), предложенный Всемирным экономическим форумом. Лидерами по уровню развития туризма являются страны с уровнем индекса от 4,94 до 5,43, такие как Испания, Франция, Германия, Япония, Великобритания, США, Австралия, Италия, Канада, Швейцария [4].
Цель исследования
Целью исследования стала оценка существующей конкурентоспособности стран субрегина Большого Меконга и механизмов развития индустрии туризма региональных систем.
1. Bezrukova T.L. Upravlenie konkurentosposobnost'yu predprinimatel'skoy struktury/ Bezrukova T.L., Morkovina S.S., Sapronov E.I.// Moskva, 2008.184 s.
2. Safina S. S., Amosova G. M. Analiz turistskoy konkurentosposobnosti stran Aziatsko-Tihookeanskogo regiona // Izvestiya SPbGEU. 2017. №2 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-turistskoy-konkurentosposobnosti-stran-aziatsko-tihookeanskogo-regiona (data obrascheniya: 25.07.2021).
3. Bahramova M. Turizm kak faktor regional'nogo ekonomicheskogo razvitiya na primere stran ASEAN // M.Bahramova, M.Eshonkulov / Review of law sciences. 2018. №2. (data obrascheniya: 25.07.2021).
4. Bondarenko I.S., Kuz'menko S.S. Komparativnyy analiz metodik i rezul'tatov ocenki industrii puteshestviy i turizma mezhdunarodnymi instituciyami // Vestnik Instituta ekonomicheskih issledovaniy. 2018. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnyy-analiz-metodik-i-rezultatov-otsenki-industrii-puteshestviy-i-turizma-mezhdunarodnymi-institutsiyami (data obrascheniya: 25.07.2021).
5. Doklad Vsemirnogo ekonomicheskogo foruma «The Travel & Tourism C.ompetitiveness Report» [Elektronnyy resurs] - URL: http://www3.wefo-rum. rg/docs/WEF_TTCR_2019_web_040 1.pdf
6. About Mekong tourism [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.mekongtourism.org/about/ (data obrascheniya 24.11.2021).
7. Uchastie V'etnama v turizme v subregione Bol'shogo Mekonga v tekuschem kontekste [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://daotao-vhttdl.vn/articledetail.aspx?sitepageid=627&articleid=613 (data obrascheniya 24.11.2021) (Yazyk originala V'etnamskiy).
8. J. Felipe, N. Foster – McGregor The Greater Mekong subregion 2030 and beyond integration, upgrading, cities, and connectivity//Asian Development Bank, March 2021 2019 S. 158-167.
9. Cambodia – Dark Tourism [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.dark-tourism.com/index.php/cambodia (data obrascheniya 24.11.2021).
10. Bezrukova T.L. Methodological approach to the identification of predictive models of socio-economic processes for investment and innovative development of enterprises/Bezrukova T.L., Morkovina S.S., Bezrukov B.A., Popkova E.G.//World Applied Sciences Journal. 2013. T. 26. № 1. S. 20-27.
11. Uragan "Nargiz" v M'yanme unes zhizni pochti 32 tysyach chelovek [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://ria.ru/20080512/107182128.html (data obrascheniya 24.11.2021).
12. Confirmed unprovoked shark attacks [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.floridamuseum.ufl.edu/shark-attacks/maps/world/ (data obrascheniya 24.11.2021).
13. Doklad Vsemirnogo ekonomicheskogo foruma «The Travel & Tourism C.ompetitiveness Report» [Elektronnyy resurs] - URL: http://www3.wefo-rum. rg/docs/WEF_TTCR_2017_web_040 1.pdf
14. L. U. Calderwood, M. Soshkin The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019 // World Economic Report, 4 September 2019 S. 26-33.