DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION: ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF PROJECT IMPLEMENTATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The study included consideration of approaches by domestic and foreign cars, including international organizations, to assessing the level of e-government development in countries. The authors developed an approach to diagnostics of implementation of regional projects within the framework of the National Program «Digital Economy of the Russian Federation». The relevance of the study is due to the high significance of the processes of digital transformation of an overwhelming number of spheres of society, priority direction in modern strategies of state administration and high level of application of digital technologies in systems of interaction of business entities. The aim of the study is to develop a methodology for assessing the effectiveness of the implementation of regional projects in the Krasnoyarsk Krai. The authors set the following tasks: generalization of experience in the field of e-government development assessment; study of trends, problems and prospects of e-government in Russia; development of methods for evaluating the effectiveness of regional projects of the Krasnoyarsk Krai, implemented in the field of ensuring the development of information infrastructure, information security, digital government, the formation of personnel for the digital economy and digital technologies. The practical significance of the study results lies in the development of an approach to the formation of a monitoring system aimed at improving the efficiency of the public service delivery process in order to improve the quality of life of the population. The results of the assessment allowed the authors to draw the conclusion that in the Krasnoyarsk Krai some successes have been achieved in the field of digitalization of public administration. The results of the calculations show the effectiveness of the implementation of regional projects of the Krasnoyarsk Krai in the field of digital economy.

Keywords:
digitalization, digital economy, e-government, digital technologies, public administration efficiency, regional project
Text

Введение

Экономическое развитие страны напрямую зависит от качества государственного управления. Государственные услуги, а именно их качество и доступность для граждан, характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Одной из самых актуальных проблем в плоскости государственного управления является построение эффективной системы взаимодействия государства в лице государственных служащих с членами общества, гражданами, а также субъектами бизнеса и общественных процессов. Осуществление публичной власти через механизмы «цифрового государства» подразумевает использование цифровых платформ и информационных технологий, направленное на оптимизацию процессов управления и предоставления государственных услуг.

Цифровые платформы, информационно-коммуникационные технологии и процессы электронного взаимодействия  являются обязательным элементом практики оказания государственных, муниципальных услуг и всей системы государственной и муниципальной службы. Цифровая трансформация социальной сферы, системы органов власти и управления, совокупности важнейших отраслей экономики является инструментом повышения эффективности процессов, протекающих внутри указанных систем и в комплексе отношений с внешними субъектами. Ориентация на оптимизацию и ускорение процессов, сокращение издержек обращения и повышение уровня открытости субъектов социально-экономических отношений – целевые ориентиры процесса цифровизации.

Совершенствование и проникновение цифровых технологий во все аспекты социально-экономического пространства, цифровая трансформация ключевых сфер, включая государственное управление, – необратимый процесс современности. Изменения, которые претерпевают в этом процессе объекты и субъекты отношений, носят устойчивый характер и глубоко проявляют свое действие. 

Электронное правительство – это механизм взаимодействия государства и общества, основанный на применении цифровых платформ и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющий повысить качество и оперативность процесса и максимально ориентированный на предоставление государственных услуг гражданам и организациям  посредством сети Интернет.

Исследование международного опыта свидетельствует об устойчивом росте внимания органов власти и представителей бизнеса к преимуществам использования информационных и телекоммуникационных технологий, цифровых сервисов и платформ. Рекомендации, разработанные правительствами стран «Большой двадцатки» в 2018 г., делают акцент на цифровизации государственного управления, социальной и экономической сфер государства. Использование потенциала цифровой трансформации имеет решающее значение для прогресса экономики и социальной сферы государств. Приоритетным направлением при этом считается внедрение новых технологий в развитие пользовательских сервисов. При росте численности населения, использующего ежедневно подключение к глобальным информационным сетям, за 25 лет более, чем в 10 раз, остается нерешенной проблема недостаточных навыков работы с ИКТ для эффективного использования этих инструментов. Цифровизация стимулирует структурные изменения всех уровней социально-экономических систем, приводя к упадку одних секторов экономики и созданию других – новых секторов, к появлению новых источников роста для традиционных отраслей [1–3].

Электронное правительство в плоскости своей реализации имеет несколько аспектов, в том числе социальные, технические, экономические, политические и государственно-административные и др. Они определяют электронное правительство как систему, использующую информационно-коммуникационные технологии для предоставления гражданам качественных государственных услуг.

Оценка развития электронного правительства производится авторами в лице отдельных исследователей или целых организаций на основании ряда статистических и экспертных индикаторов, сводимых в интегральные показатели, и построения рейтингов стран (или регионов), которые позволяют получить представление об эффективности процесса цифровой трансформации государственного управления. Результаты такого ранжирования территорий ориентированы на обобщение и использование положительного опыта стран в данной области, на стимулирование дальнейшего развития цифровых технологий в практике государственного управления [4, 5].

Наиболее известным рейтингом в мировой практике является Индекс развития электронного правительства, разработанный Организацией Объединенных Наций (E-Government Development Index, EGDI). Индекс оценивает степень готовности органов государственной власти оказывать электронные услуги своим гражданам и  уровень возможностей это делать с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рейтинг стран по индексу EGDI оценивает успешность государств в процессе внедрения электронного правительства [6].

Статистика службы Евростат в области информационного общества при проведении обширного эмпирического исследования в европейских странах (опросы CSIS – Community Statistics on information Society) содержит два индекса, оценивающих достижения и успехи в области цифровизации государственного управления. Индекс использования электронного правительства EGUI, который рассчитывается на основе показателей, полученных из опросов об использовании электронного правительства, и индекс EGUI+ – экстремальная версия предыдущего индекса, позволяющая учесть противоположные уровни использования электронного правительства (полный и нулевой). EGUI  и EGUI+ содержат четыре уровня использования электронного правительства (очень высокий, высокий, низкий и очень низкий) и экстремальные уровни использования электронного правительства (нулевой и полный). Всего разработчиком было построено восемь наборов данных, содержащих 14 независимых переменных, отобранных из опросов Eurostat CSIS. Построение классификаторов факторов, связанных  с практическим использованием электронного правительства в каждой из исследуемых стран, позволило выявить, что главными причинами применения электронных сервисов и платформ являются покупки товаров через Интернет и образовательные цели. Точность таких оценок, как утверждают авторы, составила 73 % [7].

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного мониторинга как инструмента системного наблюдения за происходящими процессами позволяет проводить своевременную диагностику текущего состояния и положения дел в стране, достигнутых результатов (успехов и проблем реализации целей), угроз, рисков и вызовов, вероятных перспектив развития. Оценка эффективности реализации стратегических направлений государственной политики, реализуемых с использованием цифровых технологий, является важнейшим условием адекватных управленческих мероприятий в области корректировки задач, показателей и инструментов. Результаты такой оценки обладают возможностями сигнализировать о необходимом вмешательстве в управляемый процесс, повышают качество принимаемых решений и уровень взаимодействия сторон, дают базу для отслеживания влияния внешних и внутренних факторов на динамику социально-экономического развития государства. 

Большинство стран приняло стратегии цифровизации общества, активно внедряют их и реализуют с использованием новых технологий, возможностей искусственного интеллекта [8]. При этом не останавливается работа по выявлению ограничений и проблем, препятствующих успешному и глубокому проникновению цифровых сервисов и платформ в  системы государственного управления, сферы бизнеса и социальные подсистемы.

В своей работе О.М. Макушова выделяют следующие проблемы развития электронного правительства:

  • слабая система информационной безопасности, приводящая к утечкам конфиденциальных данных;
  • цифровое неравенство, которое выражается в неравных возможностях обеспечения доступа к электронным источникам информации (доступ к сети Интернет);
  • низкая компьютерная грамотность, что приводит к невозможности воспользоваться услугами электронного правительства [9].

В статье авторов R. Gupta, S.K. Muttoo, S.K. Pal проведено обширное исследование, посвященное характеристике электронного правительства как эффективного инструмента взаимодействия государства и граждан  (на примере Индии) [10]. Предлагаемый авторами индекс фокусируется на оценке и ранжировании различных аспектов развития электронного управления. Важными компонентами, связанными с электронным управлением и его развитием, являются инфраструктура, задействованный человеческий капитал, имеющиеся телекоммуникационные средства, доступность и качество онлайн-услуг, электронное участие граждан и безопасность, связанная с различными услугами. Правительством Индии был опубликован отчет об индексе электронной готовности, в котором оценивалась готовность государства к внедрению услуг электронного правительства, но 10 лет спустя, когда по всей стране было внедрено множество электронных услуг, оказалось, что не существует стандартного механизма внедрения и критерия оценки уровня достижения плана развития электронного правительства. В статье обосновывается использование индекса оценки электронного правительства на региональном уровне, который учитывает факторы, играющие ключевую роль в развитии и успехе инициатив в области услуг электронного управления [10].

Формирование указанного индекса оценки развития электронного правительства на региональном уровне проходит в несколько этапов. Первый этап – это сбор данных из различных первичных и вторичных источников. Первичная информация была собрана разработчиками путем обследования веб-сайтов проектов электронного управления на региональном уровне. Вторичные данные собирались из официальных источников (сайты министерств и государственных порталов). Второй этап – преобразование первичных данных для упрощения вычислений. Для этой цели используются два типа преобразований: логарифмическое преобразование и преобразование на основании численности населения. Таким способом достигается цель измерения показателей по единой шкале и обеспечивается высокая точность оценок. Преобразованные значения показателей используются при стандартизации индикаторов, которая является третьим этапом. Этот шаг включает масштабирование преобразованных показателей эффективности электронного управления для получения среднего значения, равного нулю, и стандартного отклонения, равного единице. Четвертым шагом стало присвоение весовых коэффициентов каждому компоненту электронного правительства и его отдельным параметрам эффективности. Для присвоения весов использовались параметры модели EGDI Организации Объединенных Наций. После взвешивания компонент и показателей была произведена обобщенная оценка индекса. По мнению разработчиков, индекс развития электронного правительства позволяет выявлять общие и специфические для региона проблемы, корректировать их и формировать общий план действий по повышению эффективности процесса цифровизации государства [10].

Аналогичные подходы к оценке уровня цифровизации отдельных сфер и всего государства в целом присутствуют в документах органов власти разных стран, научных статьях зарубежных и отечественных ученых. Методики оценки уровня «цифровой зрелости» отраслей и сфер являются востребованными по причине необходимости проведения диагностики и мониторинга развития информационного общества, интенсивности использования населением, субъектами бизнеса и органами власти цифровых технологий [11].

В статье «Цифровая трансформация и экономический рост» авторы M. Olczyk и M. Kuc-Czarnecka предлагают индекс цифровой экономики и общества (DESI), который позволяет эмпирически проверить возможность сокращения или ликвидации разрыва между богатыми и бедными странами в Европейском союзе за счет быстрой и интенсивной цифровой трансформации государств [12].

В статье авторов A. Ullah, C. Pinglu, S. Ullah, H.S. Mohsin Abbas, S. Khan исследуется роль электронного правительства в борьбе с COVID-19 и в процессе содействия устойчивому развитию стран (сравнительное исследование проведено для Китая и Пакистана). Авторы описывают электронное правительство как инструмент, который сводит к минимуму коррупцию, увеличивает рост валового внутреннего продукта (ВВП), позволяет гражданам напрямую участвовать в жизни своей страны, снижает общие затраты взаимодействия и расширяет сферу влияния правительства. Задача, которую поставили исследователи, заключалась в сравнении политики Китая и Пакистана в области электронного управления и оценке того, какую взаимную пользу могут извлечь страны из успешно налаженной системы электронного правительства. Сравнение индекса развития электронного правительства (EGDI) для Китая и Пакистана позволило авторам заключить, что в Пакистане электронное управление менее развито по сравнению с Китаем. Сформулированы выводы, что Пакистану необходимо внедрить улучшенную модель электронного правительства, которая должна иметь более качественную телекоммуникационную инфраструктуру для повышения эффективности электронного управления [13].

Авторы W. Zhang, S. Zhao, X. Wan, Y. Yao провели исследование влияния цифровой экономики на экономическое развитие Китая. Авторы утверждают, что для развивающихся стран цифровизация считается главной движущей силой роста экономики. Цифровизация повышает производительность капитала и труда, снижает транзакционные издержки и способствует интеграции стран в глобальную рыночную систему [14].

Анализ зарубежного опыта показывает, что цифровые технологии являются основой качественно нового государственного управления и важным атрибутом цифровой инновационной экономики. Технологии и инновации – это основные элементы стимулирования экономического роста и технологического прогресса. Определенные успехи в этой сфере есть и у России.

References

1. Going Digital – Organization for Economic Cooperation and Development. Rezhim dostupa: https: //www.oecd.org/digital/

2. G20.Digital Ministerial – Remarks. Rezhim dostupa: https: //www.oecd.org/g20/g20-digital-ministerial-april-2017-remarks.htm

3. Digital Economy Strategy – 2030. A leading digital economy and society by 2030. Commonwealth of Australia. Department of the Prime Minister and Cabinet. Rezhim dostupa: https://digitaleconomy.pmc.gov.au

4. Razvitie regulirovaniya: novye vyzovy v usloviyah radikal'nyh tehnologicheskih izmeneniy: dokl. k HH Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obschestva, Moskva, 9–12 apr. 2019 g. / M. Ya. Blinkin, A. S. Dupan, A. Yu. Ivanov i dr. – M.: VShE. – 2019. – № 1. – S. 1–88. Rezhim dostupa: https://publications.hse.ru/chapters/318968824

5. Ryabinina N. I., Vinckevich E. V. Mesto i rol' «elektronnogo pravitel'stva» v sisteme gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. 2020. – № 15(2). – S.479–483. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-elektronnogo-pravitelstva-v-sisteme-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya/viewer

6. Elektronnoe pravitel'stvo – 2020. Cifrovoe pravitel'stvo v desyatiletii deystviy po dostizheniyu ustoychivogo razvitiya. OON. N'yu-York, 2020. Rezhim dostupa: https://www.publicadministration.un.org

7. Yera A, Arbelaitz O, Jauregui O, Muguerza J. Characterization of e-Government adoption in Europe. PLoSONE. 2020. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0231585

8. Lopatova N. Mezhdunarodnyy opyt formirovaniya cifrovogo pravitel'stva. Nauka i innovacii. – 2019. – № 5. – S. 24–28. – DOI: https: //doi.org/10.29235/1818-9857-2019-5-24-28

9. Makushova O. M. Polozhitel'nyy opyt i problemy funkcionirovaniya elektronnogo pravitel'stva v Rossii. Voprosy innovacionnoy ekonomiki. – 2020. – № 10(3). – S. 1495–1508. – DOI: https: //doi.org/10.18334/vinec.10.3.110353

10. Gupta R., Muttoo S. K., Pal S. K. Regional E-governance Development Index for Developing Nations. Digital Government: Research and Practice. 2020;1(3)-20:1–26. DOI: https: //doi.org/10.1145/3386163

11. Nikiforova S. A. Elektronnoe pravitel'stvo – novaya koncepciya gosudarstvennogo upravleniya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. – 2020. – № 2(86). –S. 40–47. – DOI: https: //doi.org/10.35750/2071-8284-2020-2-40-47

12. Olczyk M., Kuc-Czarnecka M. Digital transformation and economic growth – DESI improvement and implementation. Technological and Economic Development of Economy. 2022; 28(3):775–803. DOI: https://doi.org/10.3846/tede.2022.16766

13. Ullah A., Pinglu C., Ullah S., Mohsin Abbas H.S., Khan S. The Role of E-Governance in Combating COVID-19 and Promoting Sustainable Development: A Comparative Study of China and Pakistan. Chinese Political Science Review. Springer Link. 2021;6:86–118. DOI: https: //doi.org/10.1007/s41111-020-00167-w

14. Zhang W., Zhao S., Wan X., Yao Y. Study on the effect of digital economy on high-quality economic development in China. PLoS ONE. 2021;16(9):e0257365. DOI: https: //doi.org/10/1371/journal.pone.0257365


Login or Create
* Forgot password?