Voronezh, Voronezh, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
In a modern market economy, close attention is paid to the development of an organization's development strategy, since strategy is the most important tool for enterprise management. To implement effective management, strategy development must be approached especially carefully. In the face of intense competition, constantly changing external economic conditions, increasing consumer demands, a significant reduction in the life cycle of products (including furniture) and the current unfavorable geopolitical situation, organizations must develop a strategy that would be able to help the company keep up with the changes, taking place in the external environment. The main goal of the organization's development strategy is to acquire long-term competitive advantages that will help the organization gain a foothold in the market, overcome economic difficulties and ensure further development. Various factors influence the formation of an organization's development strategy. For each industry, the interaction of such factors is specific. As a result of the study of factors influencing the process of developing a development strategy and the organization as a whole, internal and external factors were identified, having studied which it can be concluded that the development strategy being developed will bring results only when it is based on an extensive study and analysis of all types of factors.
Development strategy, external factors, internal factors, microenvironment, microenvironment, furniture industry
Введение
В современной рыночной экономике пристальное внимание уделяется разработке стратегии развития организации, так как стратегия является важнейшим инструментом управления предприятием. Для осуществления эффективного управления, к разработке стратегии нужно подходить особенно тщательно. В условиях острой конкурентной борьбы и сложившейся неблагоприятной геополитической ситуации, организации должны вырабатывать современную стратегию, оптимизированную в соответствии с изменениями внешней среды.
Главная цель стратегии развития организации – приобретение долгосрочных преимуществ перед конкурентами, которые помогут организации закрепиться на рынке, преодолеть экономические трудности и обеспечить дальнейшее развитие [1].
Стратегическое управление – достаточно новое явление для России. Особенностью большинства отечественных предприятий является неимение возможности формирования стратегии, ввиду отсутствия методологии разработки инструментов стратегического менеджмента. Традиционные методы стратегического анализа, как правило, базируются на зарубежных исследованиях, которые в свою очередь плохо адаптированы для реалий российской экономики. Стратегическое управление – достаточно новое явление для России. На данный момент, оптимальной системы анализа не существует, поэтому важнейшей задачей отечественной экономической науки является разработка рекомендаций по доработке имеющихся методов стратегического анализа. Решить эту проблему можно лишь на основе системного анализа данного процесса.
Проблемы стратегического планирования занимают важнейшее место в исследованиях зарубежных и отечественных авторов.
В основе данной работы находятся труды зарубежных ученых: И. Ансоффа, И. Бовера., Кристензен С., Мэйсон Э, Томпсон А., Эдревна К., Нортона Д, Квина Д., Котлера Ф., Прахалада К., Хамела Г., Уотермана Р., Вира С., Друкера П., Дойля П., Линдрена М., Хасси Д., Куинна Дж., Минцберга Г.
Стратегическое управление как школа, стало развиваться в период расцвета школы планирования и проектирования. К основным трудам школы стратегического планирования можно отнести работу И. Ансоффа, которая была использована как учебник в различных бизнес-школах по всему миру.
Исследователем была разработана детальная модель, в основе которой лежало мнение, что принцип планирования утратил свою актуальность и его дальнейшее использование бесперспективно. И. Ансоффом была предложена концепция, в основе которой стоят три группы управленческих решений [2]: 1. Стратегическая – рынки, на которых предприятие функционирует; 2. Административная – структура организации; 3. Оперативная – контроль и бюджетирование.
Г. Минцберг признает влияние стратегии на деятельность организации и проводит параллель между утвердившейся стратегией и стратегиями, которые вероятно возникнут в процессе реализации ранее утвержденного плана действий. Минцберг отрицает возможность реализации стратегии путем использования аналитического подхода, выражающегося в выполнении определенной последовательности действий. Он считает стратегию творческой деятельностью, которая требует импровизации и изобретательности.
Г. Минцберг определяет стратегию, как комбинацию пяти «П» [3]:
1. Bezrukova T.L., Tyurin O.S. Metodicheskiy podhod k sozdaniyu mul'tiplikativnoy modeli strategicheskogo razvitiya kompanii [Tekst] / T.L. Bezrukova, O.S. Tyurin // Nauchno-prakticheskiy i metodicheskiy zhurnal Finansy, Ekonomika, Strategiya. № 8. S. – 12. 201, 2020. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=35331960 (data obrascheniya 21.05.2022)
2. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie / I. Ansoff. — M.: Ekonomika, 1989. —519 s. Rezhim dostupa: https://gtmarket.ru/library/basis/4155 (data obrascheniya 21.05.2022)
3. Mincberg G. Strategicheskoe safari: ekskursiya po debryam strategiy menedzhmenta: per. s angl. / G. Mincberg, B. Al'strend, D. Lempel. - Moskva: Al'pina Pablisher, 2013. – 118 s. Rezhim dostupa: https://znanium.com/catalog/document?id=385879 (data obrascheniya 21.05.2022).
4. Lapin A. N. Strategicheskoe upravlenie sovremennoy organizaciey / A. N. Lapin // Upravlenie personalom. - 2004. - N 14. - S. 39-46. ISBN 5-95630-020-5 (data obrascheniya 22.05.2022).
5. Turusin Yu.D. Strategicheskiy menedzhment. Vyp. 1. GAU. [Tekst] / Yu.D. Turusin , A.A. Novoselov, E.A. Zvyaginceva. – M.,1995. ISBN 5-16-001671-6 (data obrascheniya 22.05.2022).
6. Antipatrov Yu. A. Aktual'nost' razrabotki strategii razvitiya dlya predpriyatiy malogo biznesa / Yu.A. /Antipatrov // Voprosy nauki i obrazovaniya, № 19 (31), pp. 29-30, 2018. S. 21-36. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-razrabotki-strategii-razvitiya-dlya-predpriyatiy-malogo-biznesa (data obrascheniya 22.05.2022).
7. Eremeeva A.V. Planirovanie proektov malyh predpriyatiy v mebel'noy promyshlennosti / A.V. Eremeeva, A.Yu. Malyashova // v sbornike: Aktual'nye problemy nauki o polimerah-2018. Sbornik trudov Vserossiyskoy nauchnoy konferencii, posvyaschennoy 60-letnemu yubileyu kafedry Tehnologii plasticheskih mass. 2018. S 179. Rezhim dostupa: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=142828&razdel=255 (data obrascheniya 23.05.2022)
8. Medvedev P.V. Racional'noe potreblenie kak novyy trend potrebitel'skogo povedeniya v Rossii i mire / P.V. Medvedev, V.A. Fedotov, A.V. Kuz'micheva // Aktual'nye problemy ekonomicheskoy deyatel'nosti i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah: sb. XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Volgograd: Sfera, 2020. – S.184-192. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=35334600 (data obrascheniya 23.05.2022)
9. Pereplanirovka i novye inter'ery: posle pandemii tret' rossiyan sobirayutsya uluchshat' zhilischnye usloviya»: Issledovanie analiticheskogo centra «NAFI» [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://nafi.ru/analytics/pereplanirovka-i-novye-interery-posle-pandemii-tret-rossiyan-sobirayutsya-uluchshat-zhilishchnye-usl/ (data obrascheniya: 23.05.2022)
10. Zhigarev V.A. Sovremennye tendencii na rynke mebeli v Rossii i vozmozhnye strategii konkurentoustoychivosti mebel'nyh predpriyatiy / V.A. Zhigarev // Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imena Plehanova. 2019; (3): 129-139. Rezhim dostupa: https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-3-129-139 (data obrascheniya).
11. Medvedeva O.V. Osobennosti formirovaniya strategii sub'ektami malogo biznesa / O.V. Medvedeva // Ekonomika i biznes: problemy i perspektivy glazami buduschih menedzherov: materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Krasnodar: Kubanskiy institut mezhdunarodnogo predprinimatel'stva i menedzhmenta. – 2013. – 92-97. Rezhim dostupa: https://readera.org/14338756 (data obrascheniya 27.05.2022).
12. Volkoganova O.D. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik / O. Volkoganova, A. Zub. – M.: ID «Forum»: INFRA-M. 2007. - 256s. ISBN: 978-5-8199-0068-0.
13. Bezrukova T.L. Mehanizm metodicheskogo obespecheniya konkurentosposobnosti predprinimatel'skih struktur [Tekst]: monografiya / T.L. Bezrukova, K.N. Celyh. – M.: OOO «KnoRus», 2013. – 129 s. Rezhim dostupa: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7905 (data obrascheniya 25.05.2022).
14. Savickaya G.V. Osnovy upravlencheskoy ekonomiki predpriyatiya (firmy) / Asadullin R.G., 2-e izd., stereotipnoe – M.: NIC INFRA-M, 2016. Rezhim dostupa: http://znanium.com/bookread.php?book=373936 (data obrascheniya 25.05.2022)
15. Balashova E.S. Analiz mebel'noy promyshlennosti i faktory, vliyayuschie na razvitie promyshlennosti / E.S. Balashova, T.P. Harchenko // v sbornike: Permskiy kray: novye vyzovy, novoe vremya. Materialy IV Permskogo ekonomicheskogo kongressa. 2018. S. 307-311. Rezhim dostupa: https://science.volgatech.net/upload/documents/science (data obrascheniya 25.05.2022)