ASSESSMENT OF PERSONAL QUALITIES FORMATION FROM THE POSITION OF FUNCTIONAL-ROLE FRAMEWORK IN THE INTERESTS OF PSYCHOLOGIEN HEALTH OF THE STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Research purpose was to develop a framework for the systematic assessment of the personal qualities formation in graduates of educational institutions in regard of preventing behavioral deviations and risks reduction of personal student’s development vector changing. An indicator of the effectiveness of this activity is the normative students’ behavior, based on the value system enshrined in the Federal State Educational Standard (FSES) in the form of a personal "portrait of a graduate of the school”. However, the evaluation criteria and the methodology for identifying these qualities are not presented in the Federal Educational Standard. Methods and techniques. The methodological basis of the study is a functional-role approach. During the empirical study, the method of expert assessments and the method "Repertory Lattices" by J. Kelly were used. Results and scientific novelty. To achieve the goal of the study, we have proposed a methodology for identifying and evaluating the formation of a educational institution graduate’s personal qualities. The methodological basis of the study is a functional-role approach that allows systematisation of personal qualities in accordance with FSES. An important feature of the approach implemented is the ability to assess personal characteristics that form the inner picture of the world and the subjective values system of the student, which ensures compliance with the requirements of the FSES general education to diversify the psychological and pedagogical support of the educational process, socialization and education of students. Practical significance. The implemented of the framework as a diagnostic tool would facilitate to interface and simultaneously solve two diagnostic problems. The use of "Repertory grids" allows us to overcome the distortion of the results of the study in the interests of achieving social approval and reconstruct the values system and meanings of the subject. The use of psychosemantics methods in combination with a functional-role approach provides the ability to score subjective-personal characteristics that form the inner picture of the world and the subjective system of values of students.

Keywords:
ocenka sformirovannosti lichnostnyh kachestv, profilaktika, gruppy riska, funkcional'no-rolevoy podhod, lichnostnyy «portret vypusknika», cennosti grazhdanskogo obschestva, navyki normativnyh form povedeniya
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современных условиях в качестве важнейшего предназначения системы образования Российской Федерации следует рассматривать формирование личности, обладающей характеристиками, адекватно отражающими социальные запросы общества в противоречивых условиях, продиктованных цивилизационными и геополитическими вызовами. Формирование личности является сложным многогранным процессом, имеющим свои особенности в различные периоды возрастного развития. Особое место в формировании личности занимает подростковый период и период ранней юности, на которые приходится время обучения в образовательной организации. В силу внутренних и внешних условий развития учащихся, могут возникать ситуации, которые изменяют вектор личностного развития, что в свою очередь, создают предпосылки для возникновения девиантных форм поведения, которые в настоящее время все чаще приобретают социально-опасный характер. Постановка проблемы и обзор литературы Теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что проблема девиантного поведения нашла свое отражение, как в отечественной, так и зарубежной литературе. В зарубежной психологии отклоняющиеся формы поведения рассматривались в рамках различных психологических школ [1-5], что предполагало использование форм и методов профилактической работы в достаточно широком диапазоне. В отечественной науке изучение девиантного поведения детей и подростков было обусловлено значимостью борьбы с беспризорностью и молодежной преступностью в 20-30 годы XX-го столетия. Дальнейшая разработка проблемы поведенческих девиаций осуществлялась с позиций междисциплинарных подходов и была связана с исследованием индивидуальных и групповых социально-психологических характеристик подростков с девиантной ориентацией [6 - 18]. В рамках нашего исследования значительный интерес представляют работы Е.Н. Приступа, в которых предпринимается попытка разработать критерии и показатели нормы и отклонений социального здоровья учащихся, которое рассматривается в контексте профилактики поведенческих девиаций. Кроме того, Е.Н. Приступа предлагает различать уровни социального здоровья учащихся на основе выделения социально-приемлемого, социально-нейтрального, социально-неприемлемого поведения [15]. В качестве средства итоговой оценки реализации ФГОС, предполагающей наличие у учащихся определенных знаний, умений и навыков, выступает ЕГЭ (ГИА). По аналогии с ЕГЭ, диагностическим инструментом для оценки степени сформированности личностных характеристик, совокупность которых определяет ФГОС, как правило, применяется «батарея» психодиагностических методик. Однако, решение данной психодиагностической задачи сопряжено с избыточно большим числом методик, рутинностью и громоздкостью процедуры сопоставления результатов в динамике. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, но не содержит, как уже отмечалось, методику выявления и оценки этих качеств. Таким образом, в настоящее время критерии выявления и оценки личностных характеристик, составляющих психологический портрет выпускника, а также приемлемый диагностический инструментарий, позволяющий оценивать динамику формирования личностного портрета учащегося, по-прежнему являются актуальной научной задачей. Некоторые методические подходы к выявлению и оценке личности учащегося, формированию групп риска в контексте психогигиены социального здоровья, профилактики поведенческих девиаций и снижения рисков изменения вектора личностного развития обучающихся, рассматривались нами ранее [19, 20]. Материалы и методы Исследование проводилось в два этапа: 2015 и 2018 годах. Методологической основой исследования является функционально-ролевой подход. Вследствие того, что качества и характеристики, формирующие «портрет выпускника» многочисленны и многоплановы, создаются трудности диагностики степени их сформированности. С этой целью нами предпринята попытка их систематизации. Личностные характеристики (качества) выпускника сгруппированы по четырем ролевым блокам (ролевым позициям): труженик, семьянин, гражданин, патриот. 1-ый блок: профессионально важные качества, обеспечивающие функционал ролевой позиции «Труженик» - мотивированный на творчество и инновационную деятельность, подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. 2-ой блок: ролевая позиция «Семьянин» - осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий ответственность перед семьей. 3-ий блок: ролевая позиция «Гражданин» - уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознающий ответственность перед обществом, государством, человечеством, социально активный, уважающий закон и правопорядок. 4-ый блок: ролевая позиция «Патриот» - любящий свой край и свою Родину осознающий свою сопричастность судьбе Отечества. На этой основе представляется возможным минимизировать количество диагностических средств, что обеспечивает сравнимость результатов и их объективизацию, социальные роли и функции рассматриваются как точка бифуркации, в которой индивидуальное поведение обретает социальный характер, а индивидуально-психологические качества личности соотносятся с нормативными образцами поведения, принятыми в обществе. Выбор метода исследования основан на диагностических возможностях «Репертуарных решеток» Дж. Келли, обеспечивающих скрытость (латентность) целей исследования от испытуемого и, одновременно, создание условий, при которых практически исключается искажение результатов в интересах достижения социального одобрения [19]. Метод позволяет реконструировать личностные ценности и смыслы обучающихся. Использование методов психосемантики в сочетании с реализуемым функционально-ролевым подходом позволяет осуществлять шкалирование субъективно-личностных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей обучающихся. Учащиеся, у которых система ценностей еще не сформирована и/или отмечаются отклонения вектора нормативного развития, по результатам психодиагностики могут быть отнесены к группе риска. Результаты исследования и их анализ В целях выявления уровня сформированности вышеперечисленных ролевых позиций у студентов первого курса нами проведено эмпирическое исследование (n=105) с применением методики «Репертуарные решетки» Дж. Келли (рис. 1). Для выявления возможного изменения структуры и соотнесенности показателей по выделенным блокам личностных характеристик полученные результаты сопоставлены с эмпирическими данными 2015 года [20]. Рис. 1. Уровень сформированности личностных качеств с позиций функционально-ролевого подхода Fig. 1. The level of formation of personal qualities from the position of functional-role approach Анализ представленной гистограммы (рис. 2) позволяет сделать вывод о том, что существенных изменений в представленности личностных характеристик по ролевым позициям не выявлено, вместе с тем, отмечается снижение показателей, характеризующих ролевую позицию «Труженик» и рост ролевых позиций «Семьянин» и «Патриот». Обращает на себя внимание тот факт, что ролевая позиция «Гражданин» в обеих выборках по сравнению с другими ролевыми позициями представлена в наименьшей степени. На основе данных эмпирического исследования можно сделать вывод о первоочередной необходимости совершенствования работы по формированию гражданских качеств выпускника. Рис. 2. Сравнительный анализ представленности личностных качеств по ролевым блокам в 2015 и 2018 годах. Fig. 2. Comparative analysis of the representation of personal qualities by role blocks in 2015 and 2018 Реализуемый методический подход позволил, по меньшей мере, сопрягать и параллельно решать две диагностических задачи: благодаря применению «Репертуарных решеток» представляется возможным преодолеть искажение результатов исследования в интересах достижения социального одобрения и реконструировать систему ценностей и смыслов испытуемого. Одновременно, на основе анализа корреляционных и факторных связей конструктов конкретного учащегося, шкалирования персонифицированных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей учащегося, установить степень соответствия личностных качеств выпускника содержанию «Личностного портрета» выпускника, представленного во ФГОС. Это позволяет реконструировать систему отношений личности и дать оценки вероятных жизненных ситуаций, лежащих в основе принимаемых решений и прогнозируемых поступков, что имеет решающее значение при организации профилактической работы, так как позволяет реализовать дифференцированный подход, формировать группы риска и наполнять различным содержанием профилактическую работу в зависимости от результатов психодиагностики. Заключение Таким образом, ФГОС предусматривает формирование определенной совокупности личностных характеристик, обозначаемых термином «портрет выпускника», однако на сегодняшний день не разработана методика и критерии оценки содержания данного портрета. В структуру «портрета выпускника школы» включены качества, неоднородные с точки зрения механизмов их развития, возможности диагностики и степени их сформированности. Одни из них формируются, непосредственно на уроках, в процессе изучения учебных дисциплин, другие, преимущественно в проектной и внеучебной деятельности, что затрудняет как диагностику уровня развития этих качеств, так и прогнозирование рисков отклонения вектора развития и девиантных форм поведения. В интересах психогигиены здоровья обучающихся в образовательной среде необходимо сконцентрировать внимание на разработке маркеров («психосоциомаркеров») девиантных форм поведения обучающихся и методик раннего выявления, оценки и прогнозирования рисков изменения вектора их личностного развития. Целесообразно использовать метод репертуарных решеток в интересах оценки сформированности личностных качеств обучающихся, который позволяет оптимизировать психодигностическую процедуру и выступает в качестве надежного инструмента диагностики личностных качеств, составляющих содержание личностного портрета.
References

1. Dyurgeym E. Samoubiystvo: sociologicheskiy etyud. M. Mysl'. 1994: 399 s.

2. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoy destruktivnosti. M. ACT-Ltd. 1998: 672 s.

3. Bandura A. Podrostkovaya agressiya: izuchenie vliyaniya vospitaniya i semeynyh otnosheniy. M. EKSMO-Press. 2000: 509 s.

4. Berkovic L. Agressiya. Prichiny, posledstviya i kontrol'. SPb. Neva. 2001: 512 s.

5. Harre R. Teoriya pozicionirovaniya. Vestnik Udmurdskogo universiteta Seriya "Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika". 2007; (9): 193-203.

6. Parygin B.D. K voprosu o predmete social'noy psihologii. Voprosy psihologii. 1962; (5): 107-112.

7. Lichko A.E. Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov. Izd. 2-e, dop. i pererab. L. Medicina. 1983: 256 s.

8. Kleyberg Yu.A., Shehzadova N.V. Social'naya rabota i profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov. Tver'. 2000: 375 s.

9. Syazina N.Yu., Safonicheva O.G. Rol' novyh vosstanovitel'nyh tehnologiy v formirovanii individual'nogo stilya deyatel'nosti detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2014; 4(62): 42-46.

10. Velichkovsky B.M., Ushakov V.L. Cognitive science and novel medical technologies. Sovremennye tehnologii v medicine. 2019; 11(1): 8-15. https://doi.org/10.17691/stm2019.11.1.01

11. Osin E.N., Leontiev D.A. Brief Russian-Language Instruments to Measure Subjective WellBeing: Psychometric Properties and Comparative Analysis. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. 2020; (1): 117-142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

12. Leontiev. D.A. Human Being and Lifeworld: From Ontology to Phenomenology. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-historical psychology. 2019; V.15(1): 25-34. https://doi.org/10.17759/chp.2019150103

13. Leontiev D.A. Cultural-Historical Activity Theory in the Framework of the "Functional Paradigm". Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-Historical Psychology. 2020; V.16(2): 19-24. https://doi.org/10.17759/chp.2020160203

14. Miroshnik E.V., Nazarova K.A. Zdorov'e sberegayuschaya tehnologiya po formirovaniyu emocional'nogo intellekta lichnosti podrostka. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2019; (1): 57-61.

15. Pristupa E.N. Social'no-pedagogicheskaya model' formirovaniya zdorovoy lichnosti rebenka. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. Nauchno-metodicheskiy zhurnal. Kostroma. Izdatel'stvo KGU. 2006; T.12(3): 73-77.

16. Odaruschenko O.I. Emocii i psihologicheskoe zdorov'e lichnosti. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. 2011; 6(25): 244-250.

17. Odaruschenko O.I. Osobennosti psihologicheskogo zdorov'ya studentov. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. 2012; 4(29): 266-275.

18. Safonicheva M.A., Nalivayko G.A., Safonicheva O.G., Minenko I.A., Kobzar' Yu.V. Novye diagnosticheskie tehnologii i metody nelekarstvennoy reabilitacii detey s narusheniem intellektual'nogo razvitiya. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2011; (3): 42-46.

19. Syrkin L.D., Bubeev Yu.A., Usov V.M. Vyyavlenie osobennostey semanticheskogo prostranstva lichnosti v polyarnyh gruppah studentov s nizkim i vysokim lichnostnym adaptacionnym potencialom. Teoriya i praktika prikladnyh i ekstremal'nyh vidov sporta. 2012; 2(24): 30-32.

20. Lyapin A.S., Syrkin L.D. Nekotorye metodicheskie podhody k analizu federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov (FGOS) srednego obrazovaniya v kontekste psihogigieny social'nogo zdorov'ya uchaschihsya. Vestnik vosstanovitel'noy mediciny. 2015; 6(70): 69-73.

Login or Create
* Forgot password?