Publication text
(PDF):
Read
Download
Медицинская реабилитация является одним из ведущих направлений развития медицины ХХI века [1-4]. Наиважнейший европейский концептуальный документ для реабилитологов - «Белая книга» регламентирует подходы к оказанию помощи населению по медицинской реабилитации. В нем значится доступ пациентов к информационным технологиям и грамотность в вопросах здоровья [5-6]. Одной из основных задач реабилитации при патологии органов кровообращения, согласно программе «Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации», является обучение пациента и его родственников, восстановление способности к элементарному бытовому самообслуживанию, формирование приверженности к средствам вторичной профилактики, совершенствование приспособления пациента к среде, организация Школы пациента и его родственников [7-8]. В информировании пациентов большую роль могут играть волонтеры. Волонтерство позволяет, с одной стороны, проводить информационно-обучающую работу с пациентами, имеющими функциональные нарушения, заниматься профилактикой неврологической патологии, а с другой - повышать общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся-волонтеров [9]. Высокие показатели инвалидизации пациентов с инсультом определяют актуальность их адаптации к условиям повседневной жизни, поиска наиболее эффективных способов вторичной профилактики и реабилитации, в том числе, путем совершенствования информационного сопровождения пациентов. Целью данной работы явился анализ информированности пациентов с неврологической патологией о способах социально-бытовой адаптации и повышения качества их повседневной жизни, а также формирования здоровьесберегающих компетенций у обучающихся медицинского вуза. Материал и методы. В клинике Ивановской государственной медицинской академии (ИвГМА) с пациентами круглосуточного стационара проводятся занятия в рамках Школы здоровья. Они включают 8 бесед на актуальные для больных темы. К настоящему времени с сентября 2013 года данными беседами было охвачено1335 человек, а всего было проведено 628 бесед за 5,5 лет, 10676 посещения пациентами данных мероприятий. В данное исследование было включено 220 пациентов с цереброваскулярной и вертеброгенной патологией. На каждой лекции присутствовало от 17 до 22 больных. До беседы и после неё каждому больному предлагалось пройти тестирование по теме обсуждения. Беседы с пациентами проводились студентами IV-VI курсов ИвГМА, состоящими в волонтерской группе «Неврологический десант». В качестве допуска к общению с пациентами с каждым волонтером проводилась обучающе-контролирующая беседа, в ходе которой студенты дважды (до и после обучающего занятия) отвечали на вопросы тестов по теме бесед. Затем волонтеры изучали научную литературу по обсуждаемым темам и готовили наглядное сопровождение для бесед. Кроме того, проводился анализ информированности 205 студентов разных курсов обучения: I - 7 человек, III - 40, IV - 63, V - 48, VI - 47 по аналогичным вопросам. Тестируемые отвечали на вопросы двух тестов, содержащих 24 и 6 вопросов, разработанных и апробированных на кафедре неврологии и нейрохирургии совместно с кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ИПО [10]. Максимальное количество баллов первого теста 24, второго - 6, что соответствовало оптимальной информированности. Статистический анализ полученных результатов осуществлялся методами непараметрической статистики (критерию Уилкоксонаи U-критерию Манна-Уитни) с использованием программы Statistica 10. В связи с ненормальным распределением согласно критерию Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка количественные значения представлены в виде медианы и интерквартильного размаха Мe [25%; 75%]. Различия считались статистически достоверными на уровне значимости р<0,05. Результаты и обсуждение. Анализ результатов тестирования студентов I и III-VI курсов выявил, что информированность обучающихся повышалась в зависимости от длительности обучения в вузе, достигая максимума к старшим (IV-VI) курсам. Так, по результатам теста из 24 вопросов было получено статистически значимое различие между медианами результатов тестирования студентов I и любого из IV-VI, V и VI курсов. Cущественного различия между результатами обследования студентов IV и V, IV и VI курсов, а также III и любого из IV-VI, I курсов не выявлено. По результатам теста из 6 вопросов получены отличия между медианами результатов тестирования студентов I и IV, I и VI курсов (p<0,05). Cтатистически значимого различия между результатами студентов IV и VI, III и IV-VI, V и IV, V и VI курсов не выявлено (табл. 1). Таблица 1. Сравнительный анализ результатов тестирования студентов разных курсов до проведения обучающего занятия Table 1. Comparative analysis of the test results of students of different courses before the training session Курс обучения, количество протестированных студентов / Course of study, number of students tested Количество правильных ответов в тесте / The number of correct answers in the test С 24 вопросами / With 24 questions С 6 вопросами / With 6 questions I (n = 7) 11,00 [8,00; 13,00]abc ε 1,00 [0,00; 2,00]b ε III (n=40) 13,00 [10,00; 16,00]a 3, 00 [2,00; 4,00] IV (n = 64) 16,00 [16,00; 18,00]b 4,00 [3,00; 5,00]b V (n = 48) 16,00 [14,50; 17,00]cq 3,00 [2,00; 3,50] VI (n = 47) 18,00 [17,00; 18,00] εq 3,00 [2,00; 3,50] Примечание: a - статистически значимое различие между результатами тестирования студентов I и III курса (p<0,05); b - статистически значимое различие между результатами тестирования студентов I и IV курса (p<0,05); c - статистически значимое различие между результатами тестирования студентов I и V курса (p<0,05); ε - статистически значимое различие между результатами тестирования студентов I и VIкурса (p<0,05); q - статистически значимое различие между результатами тестирования студентов V и VI курса (p<0,05) Note: a - statistically significant difference between the test results of I and III-year students (p <0.05); b - statistically significant difference between the test results of I and IV year students (p <0.05); c - statistically significant difference between the test results of I and V year students (p <0.05); ε - statistically significant difference between the test results of I and VI year students (p <0.05); q - statistically significant difference between the test results of V and VI year students (p <0.05). Обучающая беседа существенно повысила уровень знаний студентов. Она проводилась 33 волонтёрами. Тест из 24 вопросов после обучающей беседы волонтеры написали на 5,50 баллов лучше, чем до беседы (p<0,05), а тест из 6 вопросов - на 1,5 балла лучше (p<0,05), что свидетельствует об эффективности проведённых занятий (табл. 2). Таблица 2. Сравнительный анализ результатов тестирования волонтеров, прошедших обучающе-контролирующее занятие(p<0,05) Table 2. Comparative analysis of the test results of volunteers who passed the training and control lesson (p <0,05) Название теста с указанием числа тестируемых волонтеров / Test name indicating the number of volunteers tested Первое тестирование (медиана, в баллах) / First test (median, in points) Повторное тестирование (медиана, в баллах) / Retesting (median, in points) Тест, содержащий 24 вопроса (n = 33) / Test with 24 questions (n = 33) 17,00 [16,00;18,00] 22,50 [21,00;23,00] Тест, содержащий 6 вопросов (n = 33) / Test with 6 questions (n = 33) 4,00 [3,00;4,00] 5,50 [5,00;6,00] Анализ результатов тестирования пациентов по каждому занятию показал статистически значимое улучшение их информированности. По всем беседам пациенты демонстрировали увеличение количества набранных баллов на 1-2 (p<0,05) (табл. 3). Таблица 3. Сравнительный анализ результатов тестирования пациентов с учетом проведённых занятий в рамках Школы здоровья (p<0,05) Table 3. Comparative analysis of patient testing results, taking into account the lessons conducted within the School of Health (p <0,05) Название лекции, с указанием числа опрошенных пациентов / Title of the lecture, indicating the number of patients interviewed Тестирование / Testing До лекции / Before lecture После лекции / After lecture Падения. Как их профилактировать? (n = 24) / Falls. How to prevent them? (n = 24) 1,00 [0,00;2,00] 3,00 [2,00;3,00] Головная боль: опять обезболивающие? (n = 29) / Headache: Painkillers Again? (n = 29) 1,00 [0,50;2,00] 2,00 [2,00;3,00] Тревога мешает жить? Что же делать? (n = 29) / Does anxiety interfere with your life? What to do?(n = 29) 1,00 [1,00;2,00] 3,00 [2,00;3,00] Трудности с речью? Давайте поговорим (n = 35) / Difficulty speaking? Let's talk (n = 35) 1,00 [0,00;1,00] 2,00 [2,00;3,00] Вторичная профилактика инсультов (n = 27) / Secondary prevention of strokes (n = 27) 1,00 [0,00;2,00] 2,00[2,00;3,00] Проблемы с позвоночником при инсульте? (n = 28) / Spine problems with a stroke? (n = 28) 1,00 [0,00;2,00] 2,00 [2,00;3,00] Если нарушена чувствительность (n = 27) / If sensitivity is impaired (n = 27) 1,00 [1,00;2,00] 2,00 [2,00;3,00] Когда с памятью проблемы (n = 21) / When memory problems occur (n = 21) 1,00 [0,00;1,00] 3,00 [2,00;3,00] Обсуждение Организация Школы пациента и его родственников позволяет осуществлять их обучение к бытовым и социальным условиям реальной жизни в изменившемся в связи заболеванием состоянии здоровья [7]. Информированность пациентов с неврологической патологией о способах адаптации к новому для них образу жизни, о методах вторичной профилактики болезней системы кровообращения играет важную роль в повышении мотивированности пациентов к лечению и реабилитации [11]. «Школа пациента» снижает нагрузку на врача в части информирования о профилактике заболеваний и способах реабилитации; дает возможность пациенту задавать интересующие его вопросы; может посещаться пациентом неоднократно, что создает условия для повторения получаемой информации; является «клубом по интересам» и благоприятствует снижению коммуникативной депривации [12]. Сама цереброваскулярная патология может приводить к развитию когнитивных и аффективных расстройств. Недостаточная информированность пациента о лечении, сроках и перспективах реабилитации в сочетании с когнитивными нарушениями и повышением тревожности может привести к развитию постинсультной депрессии [13-14]. Своевременное предоставление данных пациенту о среде окружения, планирующихся манипуляциях и предоставление ему возможности следить за течением времени снижают риск развития постинсультной депрессии [13]. Систематическое обсуждение с больным и его родными планов по лечению и реабилитации снижает тревогу пациента и способствует улучшению умственных функций [15]. В свою очередь, улучшение когнитивных функций способствует повышению приверженности к длительной терапии [16]. Для стимуляции и улучшения когнитивных процессов необходима корректная постоянная тренировка. В этой связи студенты-волонтеры в клинике ИвГМА регулярно проводят беседы на тему «Когда с памятью проблемы…». Наиболее низкий уровень исходных знаний пациентов отмечается в отношении факторов модификации образа жизни (в том числе оптимальной физической активности, питания, режима дня и отдыха, вредных привычек) [17]. В качестве мер, которым пациенты вне стационара следуют чаще, отмечен прием назначенных лекарственных препаратов [17-18]. Приверженность к терапии после стабилизации состояния больных, по одним данным может снижаться, особенно среди молодых больных [18], а по другим - получение знаний не зависит от возраста, а также уровня образования [19]. Характер реабилитационных интервенций может быть направлен не только на индивидуализированный подбор лекарств по инструкции или рекомендациям, но и работу с пациентом и его родственниками. А способы повышения приверженности к терапии у больных в процессе реабилитации включают: • информационную поддержку пациентов с органической патологией головного мозга в сфере бытовой и социальной адаптации к повседневной жизни; • повышение их информированности по вопросам вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и профилактике других заболеваний; • формирование здорового образа жизни; • выработку навыка и привычки приема лекарств; • использование дневников и специальных программ для компьютера или смартфона. • поиск мотивации для приема терапии [20]. Предоставление информации пациентам и опекунам улучшает их знания об инсульте и повышает их удовлетворенность полученными знаниями [14]. Активное вовлечение в процесс получения информации не только пациентов, но и опекунов, с предоставлением повторной возможности задавать вопросы, оказывало большее влияние на настроение пациента, чем информация, предоставленная только единовременно [14]. Анализ результатов, проведённых к настоящему времени образовательных программ повышения информированности об инсульте населения в целом и лиц с высоким риском инсульта, в частности, показал значительное повышение знаний о факторах риска и симптомах инсульта среди пациентов [19], что подтверждает и наше исследование. Подобные образовательные программы должны быть доступны для всех социальных групп, для людей всех возрастов и с разным уровнем образования. Информирование и обучение должно быть направлено как на лиц с высоким риском развития инсульта, так и на все население в целом. Не менее важной является форма преподнесения материала. Важно, чтобы информация была донесена как в вербальной форме медицинскими работниками во время консультаций, бесед, лекций и при выступлениях в средствах массовой информации, так и предоставлялась пациенту в виде брошюр, буклетов и сайтов, написанных понятным для пациента языком и имеющих красочные иллюстрации [17, 21]. Все это говорит о том, что обучение требует разработки и внедрения в практику специальной литературы для больных. Пациент также должен иметь возможность получить ответы на интересующие и неясные для него вопросы, т.е. иметь обратную связь [21]. Уровень медицинской информированности непосредственно влияет на показатели здоровья и качество жизни населения, что определяет потребность в получении более высокого уровня знаний, навыков и умений по индивидуальному здоровьесбережению [22]. Другой стороной проводимой в клинике ИвГМА работы является вовлечение в данный процесс обучающихся с целью повышения их профессиональных и общечеловеческих компетенций. Высокий уровень знаний связан с обучением на кафедрах клинического профиля и новым осмыслением получаемой студентами информации. Обучение взаимодействию с пациентом стимулирует интерес студентов, повышает дисциплину и ответственность, вырабатывает клиническое мышление, что очень важно в дальнейшей профессиональной деятельности [23]. Заключение Беседы в рамках Школы здоровья повышают информированность пациентов с неврологической патологией о способах бытовой и социальной адаптации к изменившимся в связи с перенесенным заболеванием условиям повседневной жизни и методах вторичной профилактики цереброваскулярной и вертеброгенной патологии. В виду результативности специальные поясняюще-обучающие программы следует внедрять в деятельность реабилитационных учреждений. В их реализации существенную помощь могут оказывать волонтёры из числа обучающихся в медицинских высших учебных заведениях. Уровень знаний студентов старших курсов отражает освоение должного уровня информации при посещении клинических баз. Предварительное обучающее занятие со студентами повышает их уровень знаний по аналогичным вопросам. Участие обучающихся в работе Школы здоровья способствует формированию профессиональных здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов.